Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 августа 2019 г. N 03-01-11/61397
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает.
О видах налогов.
Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) состоит из части первой (введенной в действие с 1 января 1999 года Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ) и части второй (введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ).
Статьей 12 НК РФ определены виды налогов и сборов. Так, налоги и сборы разделены на федеральные, региональные и местные.
В соответствии со статьей 13 НК РФ к федеральным отнесены следующие налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
К местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.
Кроме того, законодательством о налогах и сборах предусмотрена четкая структура налогов и сборов, а каждый налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения - объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
В отношении уплаты налогов.
Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Аналогичная норма закреплена в законодательствах других развитых стран.
В развитие конституционной нормы в статье 3 НК РФ предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогообложения.
По вопросу уплаты страховых взносов.
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, в отличие от налогов, являющихся обязательными, индивидуально безвозмездными платежами, взимаемыми с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования: обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 3 статьи 8 Налогового кодекса).
Таким образом, по своей юридической природе уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды имеет не столько фискальный, сколько социально значимый характер, поскольку от уплаченных в конечном итоге сумм страховых взносов зависит обеспечение доходов государственных внебюджетных фондов, за счет средств которых финансируются различные виды социальных выплат гражданам.
В частности, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, в том числе за счет средств пенсионных накоплений.
В настоящее время исходя из положений статьи 419 Налогового кодекса, основными плательщиками страховых взносов в отношении выплат физическим лицам, в частности по трудовым договорам, т.е. с сумм заработной платы работников, признаются организации-работодатели, т.е. нагрузка по формированию доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов в основном лежит на работодателях.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоги и сборы разделены на федеральные, региональные и местные.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы в предусмотренный законодательством срок.
По своей юридической природе уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды имеет не столько фискальный, сколько социально значимый характер, поскольку от них зависит финансирование различных видов социальных выплат гражданам.
Основными плательщиками страховых взносов с зарплаты работников признаются организации-работодатели.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 августа 2019 г. N 03-01-11/61397
Текст письма опубликован не был