Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 августа 2019 г. N 03-07-05/61147
В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при осуществлении уполномоченным банком в сфере жилищного строительства банковского сопровождения сопровождаемой сделки Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 848 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями, если договором банковского счета не предусмотрено иное. При этом на основании пункта 2 статьи 848 Гражданского кодекса законом могут быть предусмотрены случаи, когда банк обязан отказать в зачислении на счет клиента денежных средств или их списании со счета клиента.
Пунктом 5 статьи 9.2 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) предусмотрено, что банковское сопровождение, осуществляемое уполномоченным банком в сфере жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ и договором о банковском сопровождении, заключенным с некоммерческой организацией, созданной Публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - некоммерческая организация Фонда), включает в себя:
1) контроль распоряжений о переводе денежных средств, в том числе мониторинг расчетов, осуществляемый в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ, в целях исполнения сопровождаемой сделки с использованием отдельного счета, открытого уполномоченным банком в сфере жилищного строительства некоммерческой организации Фонда и исполнителям для расчетов в соответствии с условиями каждого договора, заключенного в рамках сопровождаемой сделки (далее - контракт);
2) мониторинг исполнения контракта, включающего в себя анализ соответствия содержания документов, подтверждающих основание платежа, представляемых некоммерческой организацией Фонда и (или) исполнителем, условиям сопровождаемой сделки;
3) совершение иных действий, предусмотренных Федеральным законом N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено, что к банковским операциям относится открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. При этом отдельных операций по осуществлению банками контроля при проведении операций в составе банковских операций не поименовано.
Таким образом, осуществление уполномоченным банком в сфере жилищного строительства банковского сопровождения в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ и договором о банковском сопровождении, заключенным с некоммерческой организацией Фонда не соответствует определению услуги, установленному пунктом 5 статьи 38 Кодекса, и может рассматриваться как действие указанного банка в составе услуги по открытию и ведению банковских счетов организаций, оказываемой клиенту уполномоченным банком в сфере жилищного строительства.
Поскольку указанный контроль осуществляется при ведении банковских счетов некоммерческой организации Фонда и исполнителей, на такие операции осуществляемые уполномоченным банком в сфере жилищного строительства, распространяется освобождение от налогообложения НДС, установленное подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса для осуществляемых банками операций.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 августа 2019 г. N 03-07-05/61147
Текст письма опубликован не был