Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 июля 2019 г. N 03-04-05/54638
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросам уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и земельного налога сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
В настоящее время для налогообложения большинства видов доходов физических лиц установлена единая ставка в размере 13 процентов. При этом обращаем внимание, что указанная налоговая ставка, применяемая в отношении большинства видов доходов, является одной из самых низких в мире.
Действующая система налогообложения по налогу на доходы физических лиц ориентирована на снижение налогового бремени за счет применения стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, каждый из которых направлен на поддержку определенной категории граждан.
Кроме того, статьей 217 Кодекса предусмотрен перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц.
В соответствии со статьями 12 и 15 Кодекса налог на имущество физических лиц и земельный налог относятся к местным налогам, устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Сумма налога на имущество физических лиц и земельного налога исчисляется налоговыми органами по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Таким образом, величина указанных налогов зависит от двух показателей: налоговой базы и налоговой ставки.
Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц (в большинстве субъектов Российской Федерации) и земельному налогу является кадастровая стоимость имущества. При этом при определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц по кадастровой стоимости применяются действующие на всей территории Российской Федерации налоговые вычеты в отношении жилых помещений, в частности, в отношении квартиры налоговый вычет составляет 20 кв. метров, в отношении жилого дома - 50 кв. метров.
Налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований в пределах, определенных Кодексом. Так, например, налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц в отношении жилых помещений (в том числе в отношении квартиры), а также по земельному налогу в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, устанавливаются в пределах до 0,3 процентов их кадастровой стоимости.
В целях расширения полномочий органов местного самоуправления по регулированию налоговой нагрузки на территории муниципального образования на федеральном уровне установлены лишь предельные значения налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу.
При этом представительным органам муниципальных образований предоставлены широкие полномочия по регулированию налоговой нагрузки на соответствующей территории, выражающиеся в их праве дифференцировать налоговые ставки, а также устанавливать дополнительные налоговые льготы.
В целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки у налогоплательщиков налога на имущество физических лиц на федеральном уровне предусмотрен коэффициент, ограничивающий ежегодный рост налога не более чем на 10 процентов ежегодно. Указанный коэффициент применяется начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за третий налоговый период применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по указанному налогу.
Аналогичный коэффициент установлен и по земельному налогу, рассчитываемому для физических лиц начиная с налогового периода 2018 года (Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах").
Таким образом, на федеральном уровне предусмотрены меры, направленные на предотвращение резкого роста налоговой нагрузки по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу.
При этом вопросы дополнительного снижения налоговой нагрузки по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу путем снижения налоговых ставок или предоставления налоговых льгот, могут быть решены органами местного самоуправления без внесения изменений в Кодекс.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 июля 2019 г. N 03-04-05/54638
Текст письма опубликован не был