Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 июля 2019 г. N 03-04-05/54600
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу об освобождении от уплаты налогов физическими лицами и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Налог на доходы физических лиц является одним из основных источников формирования доходной части региональных и местных бюджетов.
В настоящее время для налогообложения большинства видов доходов физических лиц установлена единая ставка в размере 13 процентов.
Кроме того, действующая система налогообложения по налогу на доходы физических лиц ориентирована на снижение налогового бремени за счет применения стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, каждый из которых направлен на поддержку определенной категории граждан.
Кроме того, статьей 217 Кодекса предусмотрен перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов отдельных категорий граждан не предусмотрено.
В соответствии с Кодексом земельный налог и налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам. Указанные налоги зачисляются в местные бюджеты и являются существенными доходными источниками указанных бюджетов.
На основании проводимой работы по разграничению полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федеральным центром, а также следуя принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждый уровень власти вправе по своему усмотрению распоряжаться доходами своего бюджета. Какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части местных бюджетов должно быть сведено к минимуму.
В связи с этим перечень налоговых преимуществ, установленных на федеральном уровне по указанным налогам, ограничен и не распространяется на такую категорию физических лиц, как граждане, находящиеся в сложной экономической ситуации.
Между тем на федеральном уровне предусмотрены налоговые преимущества по иным основаниям.
Так, согласно пункту 5 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из категорий, указанных в настоящем пункте, в частности, являющихся пенсионерами, инвалидами I или II групп инвалидности, инвалидами с детства.
Установленная на федеральном уровне величина налогового вычета является минимальной. Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать указанный размер, устанавливать иные налоговые вычеты, не предусмотренные главой 31 "Транспортный налог" Кодекса, а также предусматривать дополнительные налоговые льготы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название главы 31 следует читать как "Земельный налог"
По налогу на имущество физических лиц для аналогичных категорий граждан предусмотрены налоговые льготы в виде полного освобождения от уплаты налога в отношении неиспользуемого в предпринимательской деятельности одного объекта налогообложения каждого вида, а именно в отношении: одной квартиры (либо комнаты), одного жилого дома, одного гаража или машино-места, а также одного хозяйственного строения (сооружения) площадью до 50 кв. метров, которое расположено на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Помимо налоговых льгот на федеральном уровне по налогу на имущество физических лиц предусмотрены налоговые вычеты в отношении объектов жилого назначения: например, в отношении квартиры налоговый вычет установлен в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, а в отношении жилого дома - 50 квадратных метров общей площади этого дома.
Исходя из местного характера рассматриваемых налогов на федеральном уровне определены лишь максимальные значения налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу.
Предоставление дополнительных налоговых преимуществ на федеральном уровне должно основываться на результатах всестороннего анализа возможных социально-экономических последствий, поскольку это приведет к выпадающим доходам местных бюджетов и, как следствие, к необходимости их компенсации из федерального бюджета.
Между тем представительные органы муниципальных образований при установлении соответственно налога на имущество физических лиц и земельного налога вправе устанавливать пониженные налоговые ставки (вплоть до нуля), предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Таким образом, вопросы, касающиеся освобождения граждан, находящихся в сложной экономической ситуации, от местных налогов, могут быть урегулированы на местном уровне без внесения изменений в Кодекс.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 июля 2019 г. N 03-04-05/54600
Текст письма опубликован не был