Руководящий документ РД 52.04.107-86
"Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Выпуск 1. Наземная подсистема получения данных о состоянии природной среды. Основные положения и нормативные документы"
(утв. приказом Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды от 31 марта 1987 г. N 73)
1 января 2003 г.
Срок введения установлен
с 1 января 1988 г.
Взамен
Наставления гидрометеорологическим
станциям и постам,
выпуск 1, 1960 г.
Настоящий РД регламентирует деятельность оперативно-производственных сетевых организаций, входящих в наземную подсистему получения данных (НППД), в рамках государственной системы наблюдений и контроля за состоянием природной среды (ГСКП) и предназначен для руководителей оперативно-производственных сетевых организаций, работников аппарата управления УГКС и НИУ.
РД разработан на основании нормативных документов, определяющих деятельность сетевых организаций Госкомгидромета СССР, с учетом изменений в состоянии государственной системы наблюдений за период, прошедший с момента предыдущего издания (1960 г.) аналогичного документа.
РД 52.04.107-86 является продолжением серии ранее изданных документов по стандартизации гидрометеорологических наблюдений и работ, объединенных термином "Наставление гидрометеорологическим станциям и постам" (далее наставление).
Наставление устанавливает основные принципы организации и методы производства наблюдений и работ в области гидрометеорологии и контроля природной среды.
Наставление гидрометеорологическим станциям и постам состоит из отдельных выпусков, вводимых в действие приказами Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромета СССР). В настоящее время действуют следующие выпуски Наставления.
Выпуск 1. Наземная подсистема получения данных о состоянии природной среды. Основные положения и нормативные документы.
Выпуск 2. Гидрометеорологические наблюдения на постах.
Часть I. Метеорологические наблюдения на постах.
Часть II. Гидрологические наблюдения на постах.
Часть III. Морские гидрометеорологические наблюдения.
Выпуск 3. Метеорологические наблюдения на станциях.
Часть I. Метеорологические наблюдения на станциях.
Часть II. Отменена.
Выпуск 4. Аэрологические наблюдения на станциях.
Часть I. Шаропилотные наблюдения с одного пункта.
Часть II. Отменена.
Часть III. Температурно-ветровое зондирование атмосферы системой радиозонд А-22 - радиотеодолит "Малахит" с дальномерной приставкой.
Часть IIIа. Температурно-ветровое зондирование атмосферы системой "Метеорит" - РКЗ.
Часть IIIб. Температурно-ветровое зондирование атмосферы системой "Метеорит" - РКЗ на судовых станциях.
Часть V. Инструментальные наблюдения за высотой нижней границы облаков.
Часть VI. Отменена.
Часть. VII. Обеспечение водородом. Взамен этой части выпуска Наставления действует "Инструкция по безопасной эксплуатации баллонных газогенераторов АВГ-45 и баллонов с водородом".
Выпуск 5. Актинометрические наблюдения. Взамен этого выпуска Наставления действуют "Руководство гидрометеорологическим станциям по актинометрическим наблюдениям" и "Методические указания по регистрации составляющих радиационного баланса".
Выпуск 6. Гидрологические наблюдения и работы на речных станциях и постах.
Часть I. Гидрологические наблюдения и работы на больших и средних реках.
Часть II. Гидрологические наблюдения и работы на малых реках.
Часть III. Составление и подготовка к печати гидрологического ежегодника.
Выпуск 7. Гидрометеорологические наблюдения на озерах и водохранилищах.
Часть I. Гидрометеорологические наблюдения на озерах и водохранилищах.
Часть II. Наблюдения за испарением с водной поверхности.
Выпуск 8. Гидрометеорологические наблюдения на болотах.
Выпуск 9. Гидрометеорологические наблюдения на морских станциях и постах.
Часть. I. Гидрологические наблюдения на морских гидрометеорологических станциях и постах.
Часть II. Гидрометеорологические наблюдения на судовых станциях, производимые штатными наблюдателями.
Часть III. Гидрометеорологические наблюдения, проводимые штурманским составом на морских судах.
Выпуск 10. Инспекция гидрометеорологических станций и постов.
Часть I. Инспекция метеорологических наблюдений на станциях.
Часть II. Инспекция гидрологических наблюдений и работ.
Часть III. Инспекция гидрометеорологических наблюдений на морских береговых станциях.
Часть IV. Инспекция гидрометеорологических постов.
Часть V. Инспекция судовых гидрометеорологических станций.
Часть VI. Инспекция агрометеорологических наблюдений и работ.
Примечание. Инспекция аэрологических наблюдений осуществляется на основании "Руководства по проведению методических инспекций аэрологических станций управлений по гидрометеорологии и контролю природной среды" и "Инструкции по проведению методических инспекций управлений гидрометслужбы по аэрологическим наблюдениям и работам".
Выпуск 11. Агрометеорологические наблюдения на станциях и постах.
Часть I. Основные агрометеорологические наблюдения.
Часть. II. Специализированные агрометеорологические наблюдения.
Выпуск 12. Наблюдения за радиоактивным загрязнением природной среды.
Наряду с Наставлениями, действуют другие виды руководящих документов по организации, производству наблюдений и работ (руководства, методические указания и т.п.).
1. Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды и государственная система наблюдений и контроля за состоянием природной среды
1.1. Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды
1.1.1. Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромет СССР) является центральным общесоюзным органом государственного межотраслевого управления, который обеспечивает удовлетворение потребностей различных отраслей народного хозяйства, обороны страны и населения в информации о текущем и будущем состоянии природной среды и климата, о фактических и ожидаемых изменениях гидрометеорологических условий и состояния природной среды и причинах этих изменений для снижения ущерба от неблагоприятных гидрометеорологических условий, предотвращения отрицательных воздействий человеческой деятельности на окружающую среду, а также для целенаправленного преобразования природной среды в интересах общества, и несет ответственность за дальнейшее развитие порученной ему сферы управления.
1.1.2. Госкомгидромет СССР в соответствии с задачами, возложенными на него постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1980 г. N 251 и другими документами, осуществляет следующие функции:
обеспечивает на базе новейших достижений науки и техники дальнейшее развитие и надежное функционирование государственной системы наблюдений и контроля за состоянием природной среды;
разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР планы гидрометеорологического и геофизического обслуживания отраслей народного хозяйства и обеспечивает их выполнение;
обеспечивает информацией о текущем состоянии природной среды и всеми видами прогнозов ее состояния государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации;
обеспечивает необходимый научный, технический и организационный уровень работ по гидрометеорологии и контролю за состоянием природной среды;
разрабатывает в установленном порядке и представляет в Госплан СССР согласованные с министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик проекты годовых и перспективных государственных планов экономического и социального развития СССР по разделу "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов" в части охраны воздушного бассейна;
организует подготовку и повышение квалификации руководящих, инженерно-технических и других работников предприятий, учреждений и организаций Госкомгидромета СССР;
разрабатывает проекты программ работ по решению важнейших проблем гидрометеорологии и охраны природной среды и представляет их в установленном порядке в Государственный комитет СССР по науке и технике;
разрабатывает и осуществляет совместно с профсоюзными и другими общественными организациями мероприятия по развитию социалистического соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду, совершенствованию форм и методов морального и материального стимулирования участников соревнования; изучает и внедряет передовой опыт работы; в установленном порядке награждает передовых работников предприятий, учреждений и организаций Госкомгидромета СССР нагрудными значками, почетными грамотами; применяет иные меры поощрения;
осуществляет в установленном порядке связи с иностранными государствами, а также с международными организациями и заключает с ними международные договоры СССР межведомственного характера по вопросам, относящимся к компетенции Госкомгидромета СССР; организует работу и координирует участие министерств, государственных комитетов и ведомств в международном сотрудничестве по вопросам гидрометеорологии, изучения и контроля состояния природной среды, а также регулирования ее качества; осуществляет обмен гидрометеорологической информацией с иностранными государствами и международными организациями; организует изучение и использование передового зарубежного опыта в области гидрометеорологии и контроля природной среды.
1.1.3. Госкомгидромет СССР решает возложенные на него задачи в сотрудничестве с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР.
Порядок взаимоотношений Госкомгидромета СССР с министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР по вопросам гидрометеорологии и другим вопросам, относящимся к его компетенции, и их взаимные обязательства определяются положениями, утвержденными Советом Министров СССР, а также соглашениями, заключаемыми Госкомгидрометом СССР с соответствующими министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР, или совместными актами.
Акты Госкомгидромета СССР по вопросам гидрометеорологии и контроля за состоянием природной среды, входящим в его компетенцию, являются обязательными для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, а также предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной подчиненности.
1.1.4. Госкомгидромет СССР организует и координирует работы в области гидрометеорологии и контроля за состоянием природной среды, осуществляя руководство порученной ему сферой управления непосредственно, либо через подведомственные ему учреждения, организации и предприятия.
1.1.5. Госкомгидромет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды активно участвует в деятельности Всемирной Метеорологической организации (ВМО) и в реализации ряда международных программ, проводимых ООН.
1.2. Структура системы Госкомгидромета СССР
1.2.1. Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды - это сложная многофункциональная система. Она включает центральный аппарат (Комитет) и подчиненные ему организации и учреждения: государственную инспекцию по охране атмосферного воздуха (Госконтрольатмосферу), республиканские и территориальные управления по гидрометеорологии и контролю природной среды (УГКС), научно-исследовательские учреждения (НИУ), главные центры - авиаметеорологический (ГАМЦ), радиометеорологический (ГРМЦ), вычислительный (ГВЦ), Гидрометеорологическое издательство научно-технической и производственной литературы (Гидрометеоиздат), учебные заведения, подчиненные УГКС гидрометеорологические и авиаметеорологические центры, центры по контролю загрязнения природной среды, гидрометеорологические обсерватории и бюро, вычислительные центры, наблюдательные станции и другие подведомственные организации. Схема системы Госкомгидромета СССР представлена на черт. 1.
Схема системы Госкомгидромета СССР
Основными структурными единицами системы Госкомгидромета СССР являются УГКС и НИУ.
1.2.2. В системе Госкомгидромета СССР имеется 39 управлений по гидрометеорологии и охране природной среды (УГКС), из них 14 республиканских (в каждой союзной республике, кроме РСФСР) и 25 территориальных (межобластных) в РСФСР.
Перечень УГКС с указанием обслуживаемой ими территории приводится в приложении 1.
1.2.3. УГКС в соответствии с возложенными на них задачами:
обеспечивают надежное функционирование и развитие государственной системы наблюдений и контроля за состоянием природной среды, сохранность гидрометеорологических станций и постов и неизменность их окружения;
проводят систематические наблюдения за состоянием атмосферы, вод (водных объектов), сельскохозяйственных культур и пастбищ, радиационной обстановки на поверхности Земли, ионосферы и магнитного поля Земли;
осуществляют обеспечение партийных, советских органов, народно-хозяйственных организаций, населения обслуживаемой территории прогностической (в том числе предупреждениями об опасных и стихийных явлениях), текущей (фактической) и режимной гидрометеорологической информацией;
обеспечивают заинтересованные организации данными дистанционных измерений быстроменяющихся параметров природных ресурсов, получаемыми с помощью космических средств;
организуют и проводят работы по изучению и оценке уровня загрязнения природной среды, осуществляют учет источников загрязнения воздушного бассейна и государственный контроль за ними; согласовывают и утверждают в установленном порядке нормы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
обеспечивают партийные и советские органы, народнохозяйственные организации систематической и экстренной информацией об уровнях загрязнения природной среды, прогнозами о возможных уровнях загрязнения;
обеспечивают полноту и достоверность всех видов информации и несут ответственность за ее качество;
организуют и проводят совместно с соответствующими органами работы по выявлению источников загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов и почвы; осуществляют государственный надзор за соблюдением требований к химическому и радиоактивному составу морских вод и донных отложений при проведении работ на континентальном шельфе;
проводят в установленном порядке экспертизу схем размещения крупных народнохозяйственных объектов, технико-экономических обоснований (ТЭО) и проектов на строительство и реконструкцию таких объектов в части соблюдения требований по предотвращению загрязнения атмосферы;
осуществляют совместно с органами Министерства геологии СССР (по разделу подземных вод) и Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР (по разделу использования вод) государственный учет вод по количественным и качественным показателям, а также ведение государственного водного кадастра;
составляют и подготавливают к печати научно-прикладные климатические, агроклиматические и другие справочники, ежегодники и т.д. по обслуживаемой территории (акватории);
ведут Государственный фонд данных о состоянии природной среды;
осуществляют оснащение наблюдательных организаций приборами и аппаратурой, обеспечивающими получение, обработку, сбор и распространение информации о состоянии природной среды, а также материально-техническое снабжение сетевых оперативно-производственных организаций;
проводят работы по обеспечению современного технического уровня, единства и сопоставимости результатов измерений на наблюдательной сети; осуществляют метрологический надзор за средствами измерений;
контролируют работу ведомственных станций и постов и выдают разрешения на их организацию или ликвидацию, ведут надзор за соблюдением действующих нормативных документов по производству наблюдений за состоянием природной среды;
осуществляют перспективное и текущее планирование деятельности управления, обеспечивают выполнение планов его экономического и социального развития;
разрабатывают и осуществляют совместно с профсоюзной и другими общественными организациями мероприятия по развитию социалистического соревнования, изучают и внедряют передовой опыт работы;
проводят работу по укреплению трудовой дисциплины, закреплению кадров; осуществляют мероприятия по повышению квалификации кадров.
1.2.4. УГКС включает в себя аппарат управления, оперативно-производственные сетевые организации и другие подразделения. Административно-хозяйственное руководство осуществляет аппарат управления УГКС.
Сетевые организации и другие подразделения УГКС выполняют оперативно-производственные, производственно-технические, наблюдательные, а также вспомогательные функции.
1.2.4.1. Оперативно-производственные функции осуществляют:
гидрометеорологические центры (ГМЦ);
центры по изучению и контролю загрязнения природной среды (ЦКЗПС);
гидрометеорологические обсерватории (ГМО);
авиаметеорологические центры (АМЦ) и авиаметеорологические станции (АМСГ);
гидрометеорологические бюро (ГМБ).
Структура и функции всех оперативно-производственных организаций определяются утвержденными положениями.
Основные задачи этих подразделений перечислены в разделе 3.
1.2.4.2. Производственно-технические функции осуществляют:
служба средств измерений (ССИ);
служба автоматизированной системы передачи данных (АСПД).
1.2.4.2.1. ССИ на территории деятельности УГКС осуществляет работы по техническому оснащению сетевых подразделений средствами измерений всех видов, обеспечивает их правильную эксплуатацию, ремонт и поверку.
ССИ обеспечивает проведение монтажа и ввода в эксплуатацию средств измерений, метрологическое обеспечение их эксплуатации, осуществляет методическое и техническое руководство сетевыми подразделениями по правильной эксплуатации средств измерений.
ССИ имеет в составе три основных отдела (или группы): метрологии и стандартизации, монтажно-ремонтный, поверки измерительной техники.
1.2.4.2.2. Служба АСПД обеспечивает работу автоматизированной системы передачи информации, сбор и распространение всех видов оперативной гидрометеорологической и другой информации о природной среде по закрепленной территории в соответствии с утвержденными расписаниями и объемами.
Служба АСПД осуществляет учет, контроль и анализ своевременности и полноты обмена информацией по АСПД (непосредственно от сети станций и постов или через центры сбора данных, по телеграфной сети общего пользования, сети радиосвязи УГКС, средствам связи других ведомств), а также систематический контроль и анализ прохождения рабочих частот циркулярных радиопередач и на сети радиостанций УГКС; совместно с ГМЦ разрабатывает планы сбора и распространения гидрометеорологической информации.
1.2.4.3. Наблюдательные функции осуществляют:
гидрометеорологические станции и посты,
автономные пункты наблюдения,
пункты наблюдений за загрязнением природной среды.
Классификация оперативно-производственных сетевых наблюдательных организаций приводится в разделе 3.
1.2.4.4. Вспомогательные функции осуществляют:
1) Хозрасчетные экспериментально-производственные мастерские (при некоторых УГКС и НИУ), которые изготавливают некоторое гидрометеорологическое оборудование, отдельные приборы и устройства.
2) Склады, базы снабжения, которые обеспечивают всем необходимым станции и посты (в том числе в труднодоступных районах).
3) Участки оперативной полиграфии, которые размножают бюллетени, прогнозы, обзоры, режимно-справочные издания, административные и методические указания.
1.2.4.5. В большинстве УГКС имеются:
1) Бюро расчетов и справок (БРИС), которые осуществляют по договорам с ведомственными учреждениями составление различного рода справок, расчетов по имеющимся гидрометеорологическим материалам, а также выполнение полевых работ и наблюдений.
2) Ремонтно-восстановительные партии (РВП), которые организуют и проводят строительные и ремонтные работы на сети, отвечают за состояние гидрометеорологических сооружений и установок, служебного и жилого фонда. РВП имеют I и II разряд в зависимости от объема работ.
1.2.4.6. Кроме указанных, в составе ряда республиканских и территориальных УГКС (Закавказья, Средней Азии, юга Европейской части Союза) имеются специальные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы - службы борьбы с градом (СБГ), осуществляющие защиту от градобитий территорий, занятых виноградниками, хлопчатником и другими ценными сельскохозяйственными культурами.
1.2.4.7. В ряде УГКС имеются вычислительные (информационно-вычислительные) центры и центры приема и обработки спутниковой информации.
1.2.5. Научно-исследовательские учреждения (НИУ) системы Госкомгидромета СССР осуществляют научные программы Госкомгидромета, научно-методическое руководство работами УГКС, а также функции базовых метрологических организаций по закрепленным за ними направлениям работ и видам наблюдений.
1.2.5.1. НИУ в соответствии с возложенными на них задачами:
осуществляют совместно с учреждениями других министерств и ведомств научные исследования и опытно-конструкторские работы по основным теоретическим, экспериментальным и прикладным проблемам гидрометеорологии, геофизики, загрязнения природной среды, а также по созданию технических средств измерения, сбора, обработки и хранения данных;
обеспечивают современный технический уровень, единство и сопоставимость результатов измерений в государственной системе наблюдений и контроля за состоянием природной среды, стандартизацию основных положений, правил и норм метрологического обеспечения деятельности предприятий, учреждений и организаций Госкомгидромета СССР;
разрабатывают государственные нормативы по расчету гидрометеорологических характеристик и характеристик рассеивания вредных веществ в различных средах (вода, воздух, почва), а также нормативные документы, определяющие требования по охране окружающей природной среды при размещении, проектировании и реконструкции предприятий и объектов, влияющих на ее загрязнение;
проводят в установленном порядке по приоритетному списку экспертизу схем размещения крупных народнохозяйственных объектов, технико-экономических обоснований и проектов на строительство и реконструкцию таких объектов в части соблюдения требований по предотвращению загрязнения атмосферы, участвуют в государственных комиссиях по приемке вновь вводимых в действие и реконструированных объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха;
разрабатывают совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами для строительного проектирования нормы и правила по методам расчета гидрометеорологических характеристик и допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и представляют их в Госстрой СССР, а также разрабатывают совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами межведомственные нормы и правила по таким расчетам;
определяют по согласованию с Госкомгидрометом СССР номенклатуру гидрометеорологических приборов и аппаратуры для контроля за состоянием окружающей природной среды, источниками ее загрязнения; разрабатывают технические требования на эти приборы и аппаратуру; принимают участие в планировании их производства и распределения;
разрабатывают и совершенствуют методы изучения гидрометеорологического режима суши, Мирового океана, атмосферы, состава загрязнения окружающей природной среды;
разрабатывают методы активных воздействий на гидрометеорологические явления и процессы и осуществляют их внедрение;
выполняют экспедиционные работы на осваиваемых территориях, в Мировом океане, в Арктике и Антарктике;
обеспечивают заинтересованные министерства, государственные комитеты, ведомства и организации данными дистанционных измерений быстроменяющихся параметров природных ресурсов, получаемыми с помощью космических средств, в соответствии с утвержденными техническими заданиями и координационными планами;
осуществляют государственный надзор за соблюдением требований к составу морских вод на континентальном шельфе, надзор за сбросом веществ с целью захоронения;
осуществляют анализ влияния различных природных факторов и производственной деятельности человека на состояние природной среды и на климат, обеспечивают разработку рекомендаций по устранению вредных последствий искусственного воздействия на природную среду, а также последствий селей и лавин;
осуществляют подготовку к изданию научно-технической и научно-прикладной литературы о состоянии природной среды, о климатических, агроклиматических условиях и водных ресурсах на территории СССР, о гидрометеорологическом режиме морей и океанов, о загрязнении природной среды и об источниках ее загрязнения, а также материалов по гидрометеорологическому режиму территорий иностранных государств.
1.2.5.2. Некоторые НИУ являются головными по отдельным видам наблюдений. Перечень их с указанием соответствующих видов наблюдений приводится в приложении 2. НИУ, головные по соответствующему виду наблюдений, разрабатывают научные принципы построения сети, осуществляют постоянное научно-методическое руководство наблюдениями и несут совместно с УГКС ответственность за их состояние.
1.2.5.3. В обязанности НИУ, головного по соответствующему виду наблюдений, входят:
разработка совместно с УГКС перспективных планов развития, рационализации и технического оснащения сети;
разработка методических документов, определяющих правила производства и обработки наблюдений (наставления, руководства).
проведение регулярных научно-методических инспекций УГКС по проверке состояния наблюдений, достоверности и качества оперативной информации и режимных обобщений; составление ежегодных обзоров по их результатам;
проведение исследований, направленных на повышение эффективности и качества работы сетевых организаций Госкомгидромета СССР, оптимизацию систем наблюдения, обработки и доведения информации до потребителя, совершенствование методов наблюдений и руководства оперативно-производственными сетевыми организациями;
научно-методическое руководство работами по рационализации сети и производству наблюдений (по предложениям УГКС), а также внедрением на сети нормативных документов по соответствующему виду наблюдений;
организация и проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов сети (совещания, семинары, курсы и т.п.);
разработка научных принципов получения информации соответствующего вида, а также научных основ автоматизации наблюдений, сбора и обработки данных по закрепленному виду наблюдений;
разработка и усовершенствование методик наблюдений, обработки, приборов и оборудования на основе новых научных исследований, направленных на повышение эффективности и качества работы сети;
переписка с сетевыми организациями по методическим вопросам.
1.2.6. Государственная инспекция по охране атмосферного воздуха (Госконтрольатмосфера) является специально уполномоченным государственным органом при Госкомгидромете СССР, который осуществляет в стране государственный контроль за охраной атмосферного воздуха: соблюдением норм и правил по охране воздушного бассейна, регулированием использования атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах.
Госконтрольатмосфера осуществляет свою деятельность непосредственно и через подчиненные ей организации (входящие в состав республиканских и территориальных УГКС) - республиканские и региональные государственные инспекции в автономных республиках, краях, областях и через уполномоченных госинспекции в городах и промышленных центрах.
Госконтрольатмосфера свою практическую деятельность осуществляет в тесном контакте с Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, с другими специально уполномоченными государственными органами по охране атмосферного воздуха, а также с общественными организациями.
1.2.7. В ведении Госкомгидромета СССР находятся также следующие учреждения и организации:
1) Главный авиаметеорологический центр (ГАМЦ). ГАМЦ осуществляет метеорологическое обеспечение полетов самолетов гражданской авиации внутри страны и по международным трассам. Имеет несколько филиалов.
2) Главный радиометеорологический центр (ГРМЦ). ГРМЦ осуществляет сбор и распространение гидрометеорологической и другой информации о состоянии природной среды как внутри страны, так и по каналам Глобальной системы телесвязи ВМО.
3) Главный вычислительный центр (ГВЦ). ГВЦ осуществляет сбор, анализ поступающей оперативной информации и обеспечение оперативно-прогностических организаций Госкомгидромета СССР, других ведомств, а также в объемах, установленных для ММЦ в системе Всемирной службы погоды (ВСП), всеми видами расчетов, диагностических и прогностических карт; ведет справочно-информационный фонд отрасли на машинных носителях и координирует деятельность других вычислительных центров отрасли.
4) Гидрометеорологическое ордена Знак Почета издательство научно-технической и производственной литературы (Гидрометеоиздат). Гидрометеоиздат выпускает научную, производственно-техническую, популярную, режимно-справочную литературу, а также учебники и журналы, предназначенные для системы Госкомгидромета СССР и ряда отраслей народного хозяйства.
1.2.8. Некоторые НИУ и УГКС имеют в своем составе научно-исследовательские экспедиционные суда, в том числе крупные морские научно-исследовательские, суда погоды, самоходные прибрежного морского, речного и озерного плавания, которые проводят большие экспедиционные исследования Мирового океана, изучение прибрежных районов, морских устьев рек, озер, водохранилищ и рек. Данные, получаемые с помощью судов Госкомгидромета СССР, широко используются для обеспечения нужд народного хозяйства страны.
1.2.9. В системе Госкомгидромета СССР имеется Центральная культпросветбаза. Достижения организаций Госкомгидромета СССР экспонируются на ВДНХ СССР в павильоне "Гидрометеорология и контроль природной среды".
1.2.10. Для системы Госкомгидромета СССР специалистов готовят два гидрометеорологических института, девять гидрометеорологических техникумов, несколько профтехучилищ, а также ряд других вузов и техникумов, где имеются соответствующие факультеты или отделения (приложение 3).
1.3. Государственная система наблюдений и контроля за состоянием природной среды
1.3.1. Государственная система наблюдений и контроля за состоянием природной среды (ГСКП) является комплексной многоуровенной измерительно-информационной системой, предназначенной для проведения систематических наблюдений и контроля изменений состояния природной среды под воздействием естественных и антропогенных факторов, а также для обеспечения партийных, государственных органов и народнохозяйственных организаций информацией о текущем и прогнозируемом состоянии природной среды, получаемой как от собственной сети наблюдений, так и от других организаций Госкомгидромета СССР, ведомств (Минморфлота, Минрыбхоза, Минэнерго, МПС, Мингео, Минводхоза и др.), зарубежных стран и международных организаций.
1.3.2. Основными задачами ГСКП, определенным решениями КПСС и правительства, являются:
осуществление необходимых наблюдений и сбора данных о состоянии природной среды (в том числе об экологической ситуации) в различных пространственных масштабах территории земного шара, включая глобальный;
оперативная передача и обработка больших массивов информации в целях обеспечения подготовки прогнозов погоды, гидрометеорологических и геофизических условий, а также уровней загрязнения природной среды;
обеспечение на оперативной основе отраслей народного хозяйства и населения природно-ресурсной информацией;
контроль загрязнения природной среды и источников ее загрязнения;
контроль за соблюдением норм предельных выбросов загрязняющих веществ;
контроль и прогноз солнечной активности, а также геофизических явлений в магнитосфере, ионосфере и верхней атмосфере;
получение необходимой информации для оценки климата, его изменчивости и влияния колебаний и изменений климата на отрасли народного хозяйства, экономику и экологическую ситуацию;
повышение заблаговременности предупреждений народного хозяйства и населения страны об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях, а также об экстремальных уровнях загрязнения окружающей природной среды;
дальнейшее расширение и повышение эффективности гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства путем внедрения новых и усовершенствования существующих методов наблюдений и прогноза погоды, гидрометеорологических и геофизических явлений;
осуществление системы природоохранных мероприятий для улучшения экологической обстановки в стране, сокращения объема вредных выбросов в атмосферу, снижения концентрации вредных примесей; дальнейшее развитие и повышение эффективности этих мероприятий;
организация и проведение работ по активному воздействию на гидрометеорологические явления и процессы.
1.3.3. ГСКП реализует возложенные на нее функции силами организаций Госкомгидромета СССР и частично некоторых других министерств и ведомств.
1.3.3.1. Организационно ГСКП состоит из следующих структурных элементов: пунктов наблюдений, гидрометеорологических и специальных обсерваторий, гидрометеорологических бюро, ГМЦ, ЦКЗПС, пунктов приема спутниковой информации, территориальных, региональных центров обработки и хранения гидрометеорологической информации.
Все структурные подразделения системы связаны различными по виду, назначению и пропускной способности каналами связи. Центры обработки информации обмениваются регулярной метеорологической информацией в рамках Всемирной службы погоды с национальными, региональными и мировыми метеорологическими центрами, расположенными в других странах - членах ВМО.
1.3.3.2. Ответственность за надежное функционирование ГСКП, обеспечение на базе новейших достижений науки и техники необходимого научного, технического и организационного уровня работ по гидрометеорологии и контролю за состоянием окружающей природной среды возложена на Госкомгидромет СССР.
Все функции, выполняемые ГСКП, условно разделены на следующие группы: получение исходных данных, передача данных, обработка данных и распространение полученной информации. В соответствии с этим в ГСКП выделены четыре системы:
система (включающая наземную и космическую подсистемы) получения гидрометеорологических и геофизических данных о состоянии природной среды, данных о загрязнении природной среды, а также о природных ресурсах, состоящая из средств для проведения наблюдений и обслуживающего персонала;
система сбора и распространения информации, функционирующая на базе интеграции средств связи Госкомгидромета СССР, Министерства связи и других ведомств и обеспечивающая своевременный надежный сбор и распространение результатов наблюдений и обработанной информации, передаваемых на всех уровнях ГСКП;
система обработки информации, состоящая из комплекса высокопроизводительных ЭВМ, сети информационно-вычислительных центров (ИВЦ) и банков данных о природной среде, обеспечивающих автоматизированную обработку и представление информации о текущем и прогнозируемом состоянии природной среды и климата;
система доведения информации, включающая методы и технические средства для своевременного представления необходимой информации о текущем и прогнозируемом состоянии природной среды руководящим органам, народно-хозяйственным организациям, а также населению.
1.3.4. В системе получения данных о состоянии природной среды обеспечивается выполнение различных видов наблюдений на станциях и постах, расположенных на суше и на море, на стационарных и передвижных платформах, методами точечных измерений или пространственного зондирования (наземная подсистема получения данных), а также различными методами и средствами измерений со спутников (космическая подсистема получения данных).
Средства для получения количественных и качественных характеристик текущего состояния объектов природной среды размещаются на постоянно или временно действующей сети пунктов наблюдений с персоналом или без персонала наблюдателей, а также используются при проведении экспедиционных работ.
Масштаб и изменчивость изучаемых процессов определяют широкий диапазон требований к точности, пространственному и временному разрешению результатов наблюдений и длительности периодов, за которые необходимо получать сведения о них.
В основу организации и функционирования системы получения данных и входящей в нее сети пунктов наблюдений (в том числе наблюдений, осуществляемых эпизодически) положена концепция комплексности. В соответствии с этой концепцией максимальная информативность действующих средств наблюдения обеспечивается рациональным (т.е. с учетом требований к оптимальной точности представления данных в пункте и оптимальному разрешению в пространстве) их размещением и комплексным использованием получаемой информации.
1.3.5. Система сбора и распространения информации позволяет осуществлять сбор данных от наблюдательной сети, циркулярное распространение больших потоков цифровой и графической информации, обмен массивами данных на всех уровнях ГСКП, а также передачу необходимой информации потребителям.
Средства передачи данных, принадлежащие Госкомгидромету СССР, технически и процедурно сопряжены между собой и со средствами связи других министерств и ведомств.
1.3.5.1. Сбор и распространение данных организованы по радиально-кустовому принципу с применением кольцевания центров связи (ЦС) Госкомгидромета СССР, Главный радиометеорологический центр (ГРМЦ) в Москве имеет каналы связи с региональными и зональными радиометеорологическими центрами (РМЦ). РМЦ соединены каналами связи с узлами связи (УС) УГКС, а они - с аппаратными связи АМСГ, ГМО и ГМБ, с центральными радиостанциями своего УГКС и узлами связи соседних УГКС.
1.3.5.2. Полученные в результате наблюдений данные о состоянии природной среды передаются сетевыми организациями в узлы связи своего УГКС главным образом средствами Министерства связи (через районные узлы связи) или с помощью собственных радиостанций (через кустовые и центральные радиостанции УГКС) в цифровой форме в виде телеграмм (радиограмм).
Вся информация, поступившая через узлы (центры) связи, собирается в РМЦ и ГРМЦ и распространяется для использования в ГМЦ, ГМБ, АМСГ и т.п.
1.3.5.3. Входящие в состав системы центры коммутации сообщений (ЦКС) Главного радиометцентра в Москве и региональных радиометцентрах в Новосибирске, Ташкенте и Хабаровске входят в систему глобальной телесвязи Всемирной службы погоды, обеспечивая сбор установленной международными соглашениями гидрометеорологической информации со всего земного шара от определенных центров.
1.3.5.4. Сообщения, предназначенные для международного обмена, имеют формат ВМО. Сообщения, предназначенные для внутрисоюзного обмена, имеют формат Госкомгидромета СССР.
1.3.5.5. Обмен данными в цифровой форме и в виде текстовых сообщений между центрами связи внутри системы и с зарубежными центрами ведется по прямым телеграфным, радиотелетайпным и телефонным каналам связи и радиоканалам.
Графическая информация (синоптические и другие карты) распространяется посредством факсимильных передач по телефонным каналам связи и радиоканалам.
1.3.5.6. Сроки и способы передачи гидрометеорологической информации в центры обработки различаются в зависимости от функциональных особенностей отдельных ее видов.
Информация, необходимая для гидрометеорологических прогнозов погоды и обслуживания народнохозяйственных организаций, собирается со всех пунктов наблюдения и распространяется оперативно, т.е. в максимально короткие сроки с момента проведения наблюдений.
1.3.5.7. Большая пропускная способность и высокая надежность функционирования системы достигается:
наличием выделенных Министерством связи (и ведомственных) проводных и радиорелейных телеграфных и телефонных каналов связи между основными центрами сбора и обработки данных;
жестко установленным регламентом передачи сообщений и направлениями их адресации, возможностью передачи сообщений обходным путем в случае нарушения связи по отдельным каналам;
едиными принципами организации сообщений и кодирования информации, форматов документов, обеспечивающими совместимость с системой передачи данных во Всемирной службе погоды;
наличием в региональных и отдельных территориальных гидрометцентрах аппаратуры связи, обеспечивающей автоматизированный прием, коммутацию, перезапрос буквенно-цифровой информации и распространение растровой (картографической) информации.
1.3.6. Система обработки данных о состоянии природной среды включает в себя оперативно-прогностические организации, технические средства преобразования и передачи данных, ЭВМ, устройства хранения информации, инструкции для персонала, обслуживающего систему, и набор программ, реализующих технологию обработки, контроля и хранения данных.
1.3.6.1. Система обработки данных имеет центрально-кустовую структуру, реализует все основные принципы и методы обработки информации и базируется на вычислительных центрах (ВЦ) различных уровней - региональных и территориальных, объединенных в единую сеть ВЦ, на высшем уровне которой функционирует Главный вычислительный центр (ГВЦ). Эти центры оснащены ЭВМ единой серии и используют единое математическое обеспечение.
1.3.6.2. Система обеспечивает оперативную, режимную обработку и анализ полученной информации; составление долгосрочных и краткосрочных прогнозов состояния природной среды, обзоров и консультаций; систематизацию, накопление, хранение и поиск информации; составление справочников по различным видам информации и справок по запросам.
1.3.6.3. Каждый центр обработки данных ответственен за сбор, обработку и ведение банка данных гидрометеорологической информации по закрепленным за ним видам информации и территории.
Номенклатура и объем подготавливаемых в центрах обработки материалов регламентируются специальными документами.
1.3.6.4. Обработка оперативно-прогностической информации базируется на Главном вычислительном центре (ГВЦ) в Москве, четырех региональных центрах (в Москве, Хабаровске, Ташкенте и Новосибирске) и оперативно-прогностических организациях УГКС.
Обработка режимно-справочной информации осуществляется в мировом центре данных в Обнинске (ВНИИГМИ-МЦД), четырех региональных центрах, а также в территориальных центрах.
Ряд НИУ выполняет роль национальных (всесоюзных) центров обработки информации по закрепленным за ними видам информации о состоянии природной среды с возложением на них обязанностей по ведению специализированных банков данных.
1.3.6.5. Обработка данных производится с различным ритмом функционирования, определяемым расписанием работы системы наблюдений и каналов передачи данных, а также установленными сроками подготовки выходной продукции: обработанных данных, прогнозов, справочных изданий и т.д.
Массивы накопленных данных формируются на базе оперативных и неоперативных данных (а также данных специальных экспериментов), собираемых по почте.
1.3.7. Система доведения информации обеспечивает представление информации о состоянии природной среды потребителям на всех уровнях обслуживания по согласованным с ними планам.
1.3.7.1. Специализация обеспечения гидрометеорологической информацией каждой конкретной отрасли (группы потребителей) осуществляется на основании изучения ее потребностей.
1.3.7.2. Между Госкомгидрометом СССР и рядом Министерств заключены Генеральные соглашения о взаимных обязательствах и порядке взаимодействия по вопросам гидрометеорологического обеспечения и выполнения соответствующими министерствами работ для учреждений и организаций Госкомгидромета СССР. Содержание, объем и порядок гидрометеорологического обеспечения определяются с органами этих министерств на местах специальными локальными соглашениями, заключенными на основании соответствующих Генеральных соглашений (см. приложение 4).
Генеральные соглашения вступают в силу с момента их подписания и действуют определенный соглашением срок. Взаимные претензии о невыполнении какой-либо из сторон Генерального (или локального) соглашения рассматриваются специальной комиссией с принятием конкретных мер по выполнению соответствующих обязательств.
1.3.7.3. Организационную основу гидрометеорологического обеспечения потребителей составляют для каждой отрасли схемы гидрометобеспечения, в которых указывается вид предоставляемой информации, способы и сроки ее передачи.
Схемы гидрометеорологического обеспечения после их утверждения являются обязательными как для отраслей народного хозяйства, так и для организаций Госкомгидромета СССР, осуществляющих гидрометобеспечение.
1.3.7.4. Информация передается отечественным региональным и территориальным центрам, оперативным прогностическим организациям Госкомгидромета и зарубежным мировым, региональным и национальным метеорологическим центрам, а также представляется в партийные, советские органы, министерства, ведомства и отдельные организации разных отраслей народного хозяйства и др.
1.3.7.5. Обеспечение руководящих органов, а также народнохозяйственных организаций, населения и др. всей необходимой информацией осуществляется как в оперативно-информационном режиме, так и в режиме предоставления справочных материалов (ежемесячников, ежегодников, климатических справочников, атласов, описаний, обзоров, различного рода справок и т.д.), подготавливаемых в организациях и сетевых подразделениях Госкомгидромета СССР.
1.3.7.5.1. В оперативно-информационном режиме потребителям предоставляется текущая информация о фактическом состоянии природной среды в реальном масштабе времени (в том числе информация об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях), предупреждения и прогнозы различной заблаговременности, а также оповещения о случаях экстремального загрязнения природной среды.
При этом данные о текущем состоянии природной среды передаются с минимальной задержкой после наблюдений (измерений), прогностическая информация - с заблаговременностью, достаточной для ее эффективного использования, информация о текущих и прогнозируемых опасных значениях параметров природной среды и стихийных явлениях - экстренно.
1.3.7.5.2. Обеспечение потребителей в режиме предоставления справочных материалов осуществляется на основании информации о состоянии и изменениях гидрометеорологических условий в виде накопленных данных непосредственных наблюдений и различных видов обработанных (обобщенных) материалов, подготовленных с использованием первичных данных.
1.3.7.6. Техническое обеспечение системы доведения информации базируется в основном на технических средствах систем передачи и обработки информации.
Для быстрого (оперативного) доведения всех видов информации используются также широковещательные радиостанции, телеграф и телефон, телевидение, ведомственная связь и другие средства связи, а для распространения информации, не требующей быстрого доведения до потребителей, - почтовая связь. При необходимости потребитель может получать материалы из Государственного фонда данных о состоянии природной среды и других организаций Госкомгидромета СССР. Для пропаганды знаний по гидрометеорологии и охране окружающей среды широко используется центральная, областная и районная пресса.
1.3.8. Метрологическое обеспечение измерений и работ, выполняемых учреждениями и сетевыми организациями, методическое руководство метрологическим обеспечением гидрометеорологических наблюдений и наблюдений за загрязнением природной среды, проводимых организациями других министерств, зарегистрированными в органах Госкомгидромета СССР, а также метрологическое обслуживание прикрепленных организаций в части ремонта и поверки применяемых ими средств измерений (СИ) гидрометеорологического назначения, осуществляет метрологическая служба Госкомгидромета СССР, являющаяся частью единой метрологической службы СССР и руководимой Государственным комитетом СССР по стандартам (Госстандартом).
Метрологическая служба Госкомгидромета СССР в своей практической деятельности руководствуется постановлениями директивных органов, стандартами СЭВ, государственными стандартами, нормативными документами Госстандарта и Госкомгидромета СССР.
1.3.8.1. Метрологическое обеспечение деятельности организаций Госкомгидромета включает в себя установление и применение научных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности данных об элементах природной среды.
Руководство метрологическим обеспечением в целом осуществляется базовыми организациями по закрепленным видам наблюдений и соответствующими организациями в УГКС. Возглавляет службу главный метролог Госкомгидромета СССР.
1.3.8.2. Метрологическая служба системы Госкомгидромета СССР осуществляет следующие функции:
хранение рабочих эталонов и образцовых средств измерений и передачу от них единиц измеряемых величин каждому рабочему образцу прибора;
поддержание средств измерений в состоянии, обеспечивающем получение данных в необходимом диапазоне и с требуемой точностью;
обеспечение соблюдения правил выполнения измерений с целью достижения необходимой достоверности и единства результатов измерений;
ведомственный метрологический контроль;
содействие органам Госстандарта в проведении ими государственного надзора и участие в этой работе;
планомерное внедрение средств и методов измерений, отвечающих современным требованиям, обеспечение использования в системе Госкомгидромета СССР наиболее прогрессивных отечественных и зарубежных достижений в области метрологии и измерительной техники.
1.3.8.3. Ответственность за правильность производимых измерений, надлежащее состояние измерительных средств, организацию и качество ведомственного метрологического контроля несут руководители организаций и учреждений Госкомгидромета СССР, осуществляющих измерения.
1.3.9. ГСКП функционирует и развивается как единая система на основе научных исследований, конструкторских разработок и технического перевооружения. Техническое развитие системы осуществляется путем постепенной автоматизации всего технологического процесса: измерений, сбора и обработки первичной информации, распространения и доведения готовой продукции до потребителей.
1.3.10. Обеспечение ГСКП материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами осуществляется на основе Государственных планов экономического и социального развития из средств Госбюджета.
1.3.11. ГСКП развивается как система оценки и прогноза экологической ситуации в целом в масштабах страны, региона и глобальном для планирования и реализации природоохранных мероприятий.
Генеральным положением стратегии развития ГСКП является интенсификация, рассматриваемая как полный переход на развитие без увеличения численности работающих.
Интенсификация включает в себя:
интеграцию наблюдательных сетей различных информационных подсистем с целью создания оптимальной системы наземных и космических наблюдений за параметрами окружающей природной среды в интересах растущих потребностей народного хозяйства и населения страны;
научно обоснованное расширение программ наблюдений сетевых организаций с целью обеспечения потребителей всей необходимой информацией о текущем и прогнозируемом состоянии природной среды;
усвоение данных наблюдений, проводимых не в синоптические сроки (асиноптические);
комплексную автоматизацию всех видов наблюдений и работ;
повышение информативности действующих средств наблюдений;
техническое перевооружение системы;
повышение заблаговременности предупреждений народного хозяйства и населения страны об опасных и особо опасных значениях параметров состояния окружающей природной среды, уровнях ее загрязнения, а также стихийных гидрометеорологических явлениях;
сокращение времени доведения информации до заинтересованных организаций, в первую очередь о возникновении опасных и стихийных явлений;
обеспечение оперативного мониторинга состояния атмосферы, поверхности земли, океана и околоземного пространства в локальном, региональном и глобальном масштабе;
переход к комплексной всесторонней оценке и прогнозу экологической ситуации в стране, регионе и в глобальном масштабе;
всемерную экономию материальных и финансовых ресурсов, создание безопасных методов и технологии работ, надлежащих условий для труда, быта и отдыха трудящихся.
2. Общие положения о наземной подсистеме получения данных. Основные документы о НППД
Не применяется с 1 июля 2003 г. - РД 52.04.567-2003
3. Классификация оперативно-производственных сетевых организаций, наблюдений и работ
Не применяется с 1 июля 2003 г. - РД 52.04.567-2003
4. Планирование в системе Госкомгидромета СССР
4.1. Планирование деятельности Госкомгидромета СССР
4.1.1. Планирование деятельности Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, его учреждений и организаций является звеном единой системы народно-хозяйственного планирования.
Планирование развития Госкомгидромета СССР осуществляется системой плановых подразделений. В нее входят: планово-экономическое и финансовое управления Госкомгидромета СССР (ПЭУ); планово-экономические отделы (ПЭО) УГКС; плановые отделы научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро; плановые подразделения (экономисты) других учреждений и организаций Госкомгидромета СССР.
4.1.2. Управления и отделы Госкомгидромета СССР в соответствии с возложенными на них обязанностями разрабатывают показатели перспективных и текущих планов экономического и социального развития Госкомгидромета СССР, его учреждений и организаций, принимают участие в распределении трудовых, финансовых и материальных ресурсов.
4.1.3. Учреждения и организации Госкомгидромета СССР планируют развитие подведомственных им сетевых и других организаций. Плановую работу непосредственно организуют и осуществляют плановые подразделения учреждений и организаций при участии других структурных подразделений, ведающих вопросами: развития сетевых подразделений, материально-технического снабжения, внедрения технических средств, капитального строительства и др.
4.1.4. При разработке проектов и составлении планов учреждения и организации Госкомгидромета СССР руководствуются "Положением о системе перспективного и текущего планирования деятельности Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, его учреждений и организаций".
4.1.5. Контроль за ходом выполнения разработанных планов экономического и социального развития осуществляется через систему плановых и статистических органов и опирается на экономическую информацию, в основу которой положены отчетные и плановые показатели. В работе по контролю за выполнением плановых заданий особое внимание уделяется строгому соблюдению государственной плановой дисциплины, обеспечению стабильности и равномерности распределения во времени (год, пятилетка и т.д.) устанавливаемых учреждениям и организациям показателей планов. Изменения утвержденных показателей планов, как правило, не допускаются.
4.2. Планирование работы УГКС
4.2.1. Планы экономического и социального развития и планы оперативно-производственной деятельности УГКС разрабатываются с учетом обеспечения потребностей центральных органов и народно-хозяйственных организаций в различной гидрометеорологической информации о состоянии природной среды.
4.2.2. Разработкой планов УГКС занимается аппарат управления при участии ГМЦ, ЦКЗПС, ССИ, АСПД, других подразделений и трудовых коллективов.
4.2.3. Плановая работа УГКС заключается в следующем:
разработка перспективного и годового планов экономического и социального развития, смет расходов и планов по труду в целом по УГКС;
составление планов оперативно-производственной деятельности и смет расходов для оперативно-производственных сетевых организаций;
доведение этих планов и смет расходов до исполнителей;
обеспечение выполнения планов.
4.2.4. Основные показатели планов экономического и социального развития и сметы расходов УГКС, утверждаемые Госкомгидрометом СССР, содержат следующие задания:
гидрометеорологическое обеспечение основных отраслей народного хозяйства;
контроль за состоянием загрязнения природной среды и источниками выбросов в атмосферу;
развитие и рационализация сетевых организаций, наблюдений и работ;
организация новых и развитие действующих каналов связи;
ввод в эксплуатацию основных технических средств;
выполнение работ по стандартизации и метрологическому обеспечению измерений;
подготовка к печати режимно-справочных материалов;
капитальные вложения и строительно-монтажные работы;
капитальный ремонт зданий и сооружений;
социальное развитие и повышение уровня жизни народа,
а также смету расходов, лимит численности и фонд заработной платы.
4.2.5. УГКС, исходя из основных заданий и экономических нормативов пятилетнего плана на данный год, учитывая потребности народного хозяйства в гидрометеорологической информации и информации о состоянии загрязнения природной среды и руководствуясь директивными указаниями Госкомгидромета СССР, ежегодно подготавливает и в установленные сроки представляет в ПЭУ Госкомгидромета СССР проект годового плана экономического и социального развития на планируемый год и смету расходов по формам, утвержденным Госкомгидрометом СССР. Проект сметы расходов представляется с подробными обоснованиями и расчетами финансовых и трудовых затрат.
Кроме того, УГКС разрабатывает и ежегодно представляет в отдел капитального строительства (ОКС) внутрипостроечные титульные списки на объекты капитального строительства и другие показатели по капитальному строительству; в Управление материально-технического снабжения и сбыта (УСиС) - заявки на материально-техническое обеспечение.
4.2.6. УГКС представляет в установленные сроки основные показатели проектов планов и планов экономического и социального развития Госпланам автономных республик, плановым органам областных, окружных, районных и городских Советов народных депутатов для включения их в пятилетние и годовые планы экономического и социального развития автономной республики, края, области, округа, района и города.
4.2.7. УГКС доводят плановые задания и сметы расходов до подчиненных им подразделений в течение 10 дней после получения из Госкомгидромета СССР, но не позднее чем до 1 января планируемого года.
4.3. Планирование работы оперативно-производственных сетевых организаций
4.3.1. Основным документом, регламентирующим объем и содержание работ оперативно-производственных сетевых организаций, является план-задание на планируемый год.
План-задание составляется для каждой ГМО, ГМБ, станции, лаборатории и др. ежегодно с учетом их вида, разряда, назначения, заявок народно-хозяйственных организаций и прогностических подразделений УГКС. В план-задание включаются следующие разделы:
все виды наблюдений и работ;
информационная работа;
гидрометеорологическое обеспечение народно-хозяйственных организаций;
наблюдения и информационная работа на прикрепленных постах;
инспекции постов с указанием сроков их проведения;
работа с ведомственными станциями и постами;
мероприятия по развитию и рационализации сети;
перфорация материалов наблюдений;
сроки и вид представления материалов наблюдений в центры обработки;
установка и ремонт приборов и оборудования;
профилактические работы с установленными на станции средствами измерений;
строительство и ремонт гидрометеорологических сооружений;
участие в мероприятиях по повышению квалификации работников;
техническая отчетность (с указанием наименования материалов, адреса и сроков отправки).
В план-задание также включаются:
смета расходов;
штатно-окладное расписание;
план снабжения.
Форма плана-задания разрабатывается в УГКС.
4.3.1.1. В разделе "Наблюдения и работы" плана-задания планируются все виды наблюдений (метеорологические, агрометеорологические, актинометрические, теплобалансовые, гидрологические, морские гидрометеорологические, аэрологические, наблюдения за загрязнением природной среды и т.п.) и их объем.
4.3.1.2. Задание по гидрометобеспечению народно-хозяйственных организаций содержит разделы:
выпуск оперативных материалов (прогнозов, предупреждений, сводок, бюллетеней и т.д.);
распространение и доведение гидрометеорологической информации;
популяризация гидрометеорологических знаний.
При составлении плана гидрометеорологического обеспечения учитываются заявки народнохозяйственных организаций и предприятий, на деятельность которых гидрометеорологические условия оказывают наибольшее влияние.
По согласованию с заинтересованными организациями определяется вид необходимой им информации и критерии опасности гидрометеорологических явлений, ограничивающих деятельность конкретной отрасли народного хозяйства.
4.3.1.3. Проект плана гидрометеорологического обеспечения партийных, советских органов и народно-хозяйственных организаций составляется в оперативно-производственных сетевых организациях, согласовывается с руководителями обслуживаемых организаций и представляется в УГКС (в двух экз.) для рассмотрения и утверждения, после чего один экземпляр плана включается в общий план-задание.
4.3.1.4. Для специализированных станций и ГМО годовой план работ разрабатывается соответствующими отделами УГКС на основе программ наблюдений, согласованных с НИУ Госкомгидромета СССР, и до утверждения руководством УГКС рассматривается на Техническом совете УГКС.
4.3.1.5. Планы-задания, сметы расходов утверждаются начальником УГКС и направляются исполнителям в сроки, обеспечивающие их получение на местах, не позднее 1 января.
4.3.1.6. При отсутствии изменений в программе наблюдений, видах и объеме информации в соответствующих разделах плана-задания допускается запись "в соответствии с объемом работ за ... год" (но не более трех лет подряд).
4.3.1.7. Выполнение плана-задания, качество наблюдений и работ всех видов контролируется и оценивается в УГКС в соответствии с действующей Инструкцией по оценке гидрометеорологических наблюдений и работ и другими регламентирующими документами.
4.3.2. С целью организации планомерной работы коллектива, обеспечивающей своевременное выполнение производственных заданий, и равномерной загрузки сотрудников составляются месячные планы работ.
Основой для составления месячного плана работ служат годовой план-задание и план гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства. В него также включаются организационные, хозяйственные, общественные мероприятия, планы технической и политической учебы, планируемые в предстоящий месяц.
В месячный план включаются:
все виды гидрометеорологических наблюдений и работ;
командировки (стажировки, инспекции постов и т.п.);
перфорация данных наблюдений;
технический контроль материалов наблюдений;
профилактический осмотр и уход за приборами и оборудованием (включая текущий ремонт), отправка приборов на поверку;
хозяйственные работы (включая подготовку к зиме, проведение санитарных мероприятий в служебном помещении и на территории, мелкие ремонтные работы и т.д.);
ведение архива станции;
техническая и политическая учеба;
общественные и другие мероприятия.
Для всех работ в плане указываются сроки и ответственные исполнители. План обсуждается на собрании коллектива, подписывается (утверждается) руководителем организации.
4.3.3. Для всех наблюдательных организаций, где работа ведется посменно, составляются графики дежурств наблюдательского состава. Основой для составления графика являются план-задание оперативно-производственной сетевой организации, распределение обязанностей между сотрудниками, положение о рабочем времени и времени отдыха работников сетевых организаций, а также правила внутреннего трудового распорядка для работников учреждений, утвержденные Госкомгидрометом СССР (см. приложение 7).
В графике дежурств для каждого работника на каждый день месяца планируется соответствующая работа (дневное или ночное дежурство, камеральные работы, командировка, отгул, выходной день, отпуск). В графике указывается начало и конец работы каждой смены, продолжительность смен, порядок чередования работников по сменам, время перерыва для приема пищи и отдыха в каждой смене и продолжительность отдыха.
Для сотрудников сетевых организаций, работающих посменно, введен помесячный суммированный учет рабочего времени. При составлении графика дежурств начальник сетевой организации, используя помесячный суммированный учет рабочего времени, должен руководствоваться также действующими нормативными документами.
График дежурств составляется начальником сетевой организации, согласуется с комитетом профсоюза или профгрупоргом и не позднее чем за три дня до введения в действие вывешивается на видном месте.
Изменения графика дежурств возможно только в исключительных случаях, вызванных производственной необходимостью, и с согласия комитета профсоюза или профгрупорга.
Сотрудники наблюдательного подразделения должны быть предупреждены об изменениях в графике не менее чем за три дня до введения их в действие.
4.4. Планирование открытия, закрытия, изменения разрядности и переноса станций и постов
Развитие и совершенствование наземной подсистемы получения данных о состоянии природной среды как части ГСКП проводится с учетом предъявляемых к ней требований. Организация новых гидрометеорологических станций и постов осуществляется главным образом для обеспечения комплексных программ развития народного хозяйства, где гидрометеорологическая информация становится управляющей в производственной деятельности.
В соответствии с действующим Положением о порядке открытия, закрытия и изменения разрядности оперативно-производственных сетевых наблюдательных организаций предложения УГКС по изменениям в составе оперативно-производственных сетевых наблюдательных организаций (открытие, ликвидация, изменение разрядности) до включения их в проекты перспективных и годовых планов должны согласовываться с головными институтами и утверждаться техническим советом УГКС.
УГКС одновременно с проектом годового плана экономического и социального развития направляют в Госкомгидромет СССР заявки по форме ГМ-9 (Приложение 12) на открытие станций любого вида.
При планировании новых сетевых организаций обязательно указывается, на базе каких действующих организаций создаются новые, а также, кто обеспечивает их служебными, жилыми и другими помещениями. В пояснительной записке к годовому плану УГКС дается обоснование необходимости открытия, закрытия, переноса сетевых организаций или перевода из одного разряда в другой.
Заявки на открытие новых постов в Госкомгидромет СССР не представляются, но в пояснительной записке к проекту годового плана кратко обосновывается необходимость их открытия и указывается название, вид, разряд и количество постов.
Окончательное решение о закрытии, открытии, переводе в другой разряд гидрометеорологических станций и постов любого вида, в том числе и входящих в реперную (вековую) сеть и ОГСНК, а также об использовании высвобождаемой штатной численности и фонда заработной платы принимает Госкомгидромет СССР на основании заключения головного НИУ.
Каждая гидрометеорологическая станция должна иметь земельный участок, выделение и закрепление которого оформляется соответствующими документами: решением исполкома местного Совета народных депутатов, выкопировкой из генплана (об отводе участка в натуре), государственным актом на право пользования землей (установленной формы). Земельный участок станции и ее охранная зона должны быть закреплены на генеральном плане населенного пункта.
Вновь организованным станциям приказом Госкомгидромета СССР присваиваются официальные наименования и синоптический индекс, которые являются неизменными на все время действия станции (поста). Изменение названия и синоптического индекса станции (поста) производится только приказом Госкомгидромета СССР.
О начале работы новой станции и дате ее организации (или о закрытии) в адрес Госкомгидромета СССР высылается краткое телеграфное сообщение. Открытие станции (поста) любого вида оформляется актом по форме ГМ-6 и учетной карточкой по форме ГМ-10 (приложения 13 и 14). Открытие новой ведомственной станции оформляется регистрационным свидетельством по форме ГМ-11 (приложение 15), где излагаются цели и задачи ведомственных станций, указывается предполагаемый период их действия. Новые ведомственные станции также подлежат регистрации в УГКС в установленном порядке.
Закрытие станции (поста) оформляется актом по форме (ГМ-7) (приложение 16). В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 6 января 1983 г. N 19 гидрометеорологические станции переносу не подлежат. Земельные участки, занятые гидрометстанциями, не входящими в перечень реперных и вековых, могут быть изъяты для государственных и общественных нужд только в исключительных случаях. Реперные и вековые станции не могут быть перенесены либо закрыты.
Решение о закрытии ведомственных станций принимает УГКС.
Передача гидрометеорологических станций и постов из одного УГКС в другое, а также прием гидрометеорологических станций и постов от организаций других министерств и ведомств также производится только по обоснованному ходатайству УГКС с разрешения Госкомгидромета.
Акты на открытие (ГМ-6) вместе с учетной карточкой (ГМ-10), регистрационные свидетельства (ГМ-11) для ведомственных станций, акты на закрытие (ГМ-7) представляются в Госкомгидромет СССР ежеквартально в течение первой половины месяца, следующего за отчетным кварталом.
Все изменения в составе оперативно-производственных сетевых организаций и их количестве приводятся в годовом отчете УГКС (форма статистической отчетности ГМ-1 и ГМ-12), который представляется в Госкомгидромет к 10 января.
4.5. Формы учета и отчетности. Технические дела
4.5.1. Для учреждений и организаций Госкомгидромета СССР установлен строго определенный табель (перечень) форм внутриведомственной статистической отчетности, утвержденный ЦСУ СССР.
Табель содержит стандартные формы статистической отчетности УГКС и НИУ и указания по их заполнению.
Отчетные данные по утвержденным формам составляются в УГКС и представляются в Госкомгидромет СССР в установленные сроки.
4.5.2. Для оперативно-производственных сетевых организаций основной формой отчетности о производственной деятельности является технический отчет за полугодие и год. Он представляется в УГКС к 1 июля и 1 января.
В отчете приводятся сведения: о выполнении основных производственных показателей; по обслуживанию народно-хозяйственных организаций, о работах, выполненных дополнительно к годовому плану-заданию; о содержании стационарных устройств, оборудования, установок, приборов; о подведении итогов выполнения соцобязательств; о технической учебе; о внедрении рационализаторских предложений и др.
Кроме того, в отчете указываются невыполненные плановые работы и наблюдения и объясняются причины невыполнения. В отчете перечисляются трудности, возникшие в процессе выполнения работ на станции, указываются претензии в адрес УГКС.
Отчет перед отсылкой в УГКС обсуждается на производственном совещании коллектива станции.
4.5.3. Учетно-отчетными документами при производстве стандартных наблюдений в оперативно-производственных организациях являются стандартной формы книжки, журналы, таблицы, бланки.
4.5.4. Основным техническим документом гидрометеорологической станции (поста) любого вида и разряда является Техническое дело (ТД). Оно представляет собой журнал, в который записываются все необходимые сведения о станции (посте) и заносятся сведения о всех инспекторских осмотрах станции (поста).
Техническое дело на каждую станцию (пост) составляется при ее открытии или переносе на новое место и заполняется в двух экземплярах в соответствии с действующими наставлениями гидрометеорологическим станциям и постам, вып. 10, части I, II, III, IV, V и VI. Один экземпляр предназначен для хранения в ГМЦ. Другой экземпляр является рабочим, в который заносятся все необходимые сведения при открытии станции, ее переносе или очередном инспекторском осмотре; в последнем случае в ТД отмечаются только те изменения, которые произошли со времени последнего посещения станции (поста).
Техническое дело станции (поста) используется в течение ряда лет. Новое ТД заполняется в том случае, если большинство разделов старого ТД оказалось заполненным. На обложке нового ТД указывается очередной порядковый номер, дата начала его заполнения и в скобках слово "продолжение". Законченное ТД сдается на постоянное хранение в Государственный фонд о состоянии природной среды (в УГКС).
4.6. Нормы и нормативы
4.6.1. Планирование обеспечения сетевых организаций Госкомгидромета СССР трудовыми, материальными, топливно-энергетическими, финансовыми и другими ресурсами осуществляется на основе норм и нормативов.
4.6.2. Для совершенствования системы планирования в сетевых организациях используются утвержденные и введенные в действие Госкомгидрометом СССР типовые штаты, нормативы численности, нормы обслуживания, нормы времени, индивидуальные и групповые нормы расхода материалов, сырья, топливно-энергетических ресурсов и запасных частей на ремонт и техническое обслуживание технических средств наблюдений, а также местные нормативные материалы.
Типовые штаты и перечень нормативных материалов для использования в оперативно-производственных организациях приведены в приложениях 17 и 18.
Рекомендации по использованию нормативных материалов приведены в соответствующих нормативных материалах (сборниках).
4.6.3. Местные нормативные материалы используются в одном учреждении или его подразделениях, когда устарели или отсутствуют нормативные материалы, имеющие более широкую сферу применения (общесоюзные, межотраслевые, отраслевые, республиканские, районные).
Разработка местных нормативных материалов осуществляется по планам, утверждаемым руководством организации, с использованием межотраслевых и отраслевых методических материалов по разработке нормативных материалов, с учетом передового уровня техники и организации труда.
Местные нормативные материалы рассматриваются Техническим советом и утверждаются руководством организации по согласованию с профсоюзным комитетом организации.
4.6.4. Для совершенствования планирования расходов материалов, топливно-энергетических и других ресурсов при производстве различных наблюдений и работ в сетевых организациях Госкомгидромета используются индивидуальные нормы по видам работ. В основу их разработки положены экономические и инженерные расчеты, номенклатура основных расходных материалов, технические характеристики материалов и применяемых приборов, машин и оборудования. В нормах расхода учтены полезный (чистый) расход материалов и суммарные технологические потери.
Индивидуальные нормы расхода материалов, топливно-энергетических ресурсов, запасных частей и т.п. включены в сборники нормативов в форме таблиц:
Наименование материалов, запасных частей и т.п. |
ГОСТ, ОСТ, ТУ, тип, квалификация и т.п. |
Единицы |
Нормы расхода материалов, топливно-энергетических ресурсов, запчастей и т.п. на предусмотренное количество определений, наблюдений, приборов и т.п. |
Документ, удостоверяющий расход материалов, запчастей и т.п. |
|
|
|
|
|
4.6.5. Типовые штаты и нормативы численности, табель приборов и оборудования рассчитаны на полное обеспечение наблюдений и работ по типовой программе, согласно приложению 11. Табель приборов и оборудования специализированных станций устанавливается УГКС с учетом утвержденной для них программы наблюдений и работ.
4.6.6. При включении в программу работ станции дополнительных видов наблюдений штат наблюдательных станций увеличивается в соответствии с утвержденными типовыми штатами и нормативами численности для дополнительных наблюдений и работ. Соответственно этому увеличивается и номенклатура оборудования, приборов, расходных и бланковых материалов.
4.6.7. Начальники УГКС могут изменять (увеличивать, уменьшать) в отдельных случаях, вызванных производственной необходимостью, штаты производственного персонала наблюдательных и специализированных станций (против типовых) в пределах утвержденных для УГКС численности и фонда заработной платы, если по расчетам с применением утвержденных нормативных материалов или с применением проведенного хронометража на данный вид наблюдений или работ действительно требуется соответствующее изменение численности персонала.
4.6.8. Порядок финансирования и снабжения станций и постов приборами, бланковыми и расходными материалами определяется УГКС. Все гидрометеорологические станции и посты должны иметь предусмотренный нормативными документами запас приборов, расходных материалов и бланков. На станциях и постах должны применяться бланки только установленной Госкомгидрометом СССР или УГКС формы.
4.6.9. Порядок учета материальных ценностей, финансовой и материально-финансовой отчетности станций устанавливается УГКС.
4.6.10. Работники оперативно-производственных организаций обеспечиваются спецодеждой, спецобувью и защитными приспособлениями в соответствии с действующими нормами.
Председатель Госкомгидромета СССР |
Ю.А. Израэль |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Руководящий документ РД 52.04.107-86 "Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Выпуск 1. Наземная подсистема получения данных о состоянии природной среды. Основные положения и нормативные документы" (утв. приказом Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной от 31 марта 1987 г. N 73)
Текст документа приводится по изданию Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (г. Ленинград, 1987 г.)
Срок введения установлен с 1 января 1988 г.
Взамен Наставления гидрометеорологическим станциям и постам, выпуск 1, 1960 г.
Разработан Главной геофизической обсерваторией им. А.И. Воейкова при участии ВНИИГМИ-МЦД, ЦКБ ГМП и головных по видам наблюдений НИУ: ВНИИСХМ, ГГИ, ГХИ, ГОИН, ИПГ, ИЭМ, ЦАО, а также УСИ Госкомгидромета СССР
Исполнители: Т.П. Светлова, канд. геогр. наук (руководитель разработки), Н.Д. Анисимова, О.А. Городецкий, Г.Ф. Ивлева, Г.П. Соколова, Е.А. Федорова
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Росгидромета от 26 апреля 2021 г. N 104
Изменения вступают в силу с 26 апреля 2021 г.
Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.