Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Ф.Р. Волковой, Л.B. Кузьминой, Э.М. Мустафиной, Р.А. Сахиевой, А.Р. Шакараева,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 2.4 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки В.М. Омаровой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемое заявительницей нормативное положение Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.В. Кузьминой, представителей органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - начальника юридического отдела Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Р.Г. Минугулова, ведущего советника юридического отдела Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Ф.М. Мухамадиевой, заместителя председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Л.П. Борисовой, специалиста, приглашенного по ходатайству представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - заместителя начальника отдела методологии мер социальной поддержки Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан А.А. Закировой, выступления приглашенных в судебное заседание: представителя Президента Республики Татарстан - главного советника отдела по законопроектной работе Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Л.К. Валиуллиной, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан М.Б. Сунгатуллина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан А.Б. Гревцова, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан Э.С. Каминского, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - главного специалиста отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Э.И. Гафиятуллиной, представителя Прокурора Республики Татарстан - заместителя Прокурора Республики Татарстан М.Ш. Долгова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - заместителя начальника отдела по вопросам восстановления прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.И. Сайфутдиновой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка В.М. Омарова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем четвертым пункта 2.4 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан" (далее также - Положение).
Обжалуемым абзацем четвертым пункта 2.4 Положения, в редакции от 26 декабря 2016 года, действовавшей на момент обращения заявительницы в Конституционный суд Республики Татарстан, было установлено, что предоставление субсидии-льготы приостанавливается в случае наличия задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги до погашения образовавшейся задолженности или при заключении и (или) выполнении получателем соглашения по ее погашению.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 марта 2019 года N 168 "О внесении изменений в Положение о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан" оспариваемая норма была изложена в новой редакции, согласно которой предоставление субсидии-льготы приостанавливается в случае наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг до погашения образовавшейся задолженности или заключения и (или) выполнения получателем соглашения по ее погашению.
Как следует из жалобы, дополнения к ней и приложенных к ним копий документов, гражданка В.М. Омарова является инвалидом 3 группы и с февраля 2014 года ей была назначена субсидия-льгота на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Положением. С декабря 2015 года предоставление ей субсидии-льготы было приостановлено в связи с образовавшейся задолженностью за услугу по вывозу твердых бытовых отходов. При этом, по утверждению заявительницы, плату за коммунальные услуги она вносила регулярно и задолженности в этой части не имеет. Она отмечает, что уведомлений о приостановлении предоставления ей субсидии-льготы она не получала, поскольку обжалуемая норма не устанавливает: кем и в какой форме приостанавливается предоставление субсидий-льгот, требование о необходимости доведения информации о приостановлении предоставления субсидий-льгот до сведения их получателя, механизм и сроки доведения указанной информации до сведения получателя субсидии-льготы, причины приостановления предоставления субсидии-льготы и срок, наличие задолженности в течение которого является основанием для приостановления ее предоставления.
Заявительница также указывает, что в оспариваемом Положении понятие "жилое помещение и коммунальные услуги" используется и как единое целое и по отдельности. По ее мнению, предоставление субсидии-льготы может быть приостановлено только в случае имеющейся задолженности одновременно и за жилое помещение и за коммунальные услуги.
С учетом изложенного гражданка В.М. Омарова просит признать абзац четвертый пункта 2.4 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан", не соответствующим статьям 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 48 (часть вторая), 54 (часть первая) и 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан, согласно которым все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от социального положения, места жительства и иных обстоятельств; любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются; органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с их решениями и иными материалами, затрагивающими его права, свободы и законные интересы, если иное не предусмотрено законом; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с частями второй и третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе нормативных правовых актов. Конституционный суд Республики Татарстан принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении, и при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу является абзац четвертый пункта 2.4 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан", постольку, поскольку обжалуемое положение, предусматривая возможность приостановления предоставления субсидий-льгот:
- содержит неопределенность в вопросе установления оснований для приостановления предоставления субсидии-льготы;
- не устанавливает срок, в течение которого наличие задолженности не является основанием для приостановления предоставления субсидии-льготы;
- не предусматривает кем и в какой форме приостанавливается предоставление субсидии-льготы;
- не закрепляет требования о необходимости доведения информации о приостановлении предоставления субсидий-льгот до сведения их получателя;
- не устанавливает механизм и сроки доведения указанной информации до сведения получателя субсидии-льготы.
2. Оспариваемое заявительницей правовое положение затрагивает сферы социальной защиты и жилищного законодательства. Согласно статье 72 (пункты "ж" и "к" части 1) Конституции Российской Федерации социальная защита, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статья 76 Конституции Российской Федерации предусматривает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (часть 5). Указанные конституционные требования в полной мере распространяются и на нормативные правовые акты Кабинета Министров Республики Татарстан.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 181-ФЗ). В соответствии с частями первой и шестой статьи 28.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, форма предоставления которых определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Реализуя переданные полномочия, а также в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, Кабинет Министров Республики Татарстан постановлением от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан" утвердил оспариваемое Положение.
Таким образом, Кабинет Министров Республики Татарстан правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального законодательства и основанное на взаимосвязанных положениях статей 102 (пункт 4) и 103 Конституции Республики Татарстан, согласно которым Кабинет Министров Республики Татарстан участвует в проведении единой государственной политики в области социального обеспечения, обеспечивает исполнение на территории Республики Татарстан федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Республики Татарстан.
3. В соответствии со статьей 13 Конституции Республики Татарстан во взаимосвязи с ее статьей 54 (часть первая) Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом. Аналогичные по смыслу гарантии установлены Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 7 и 39 (часть 1).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при осуществлении правового регулирования в какой бы то ни было сфере необходимо учитывать интересы и потребности инвалидов как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает создание специальных правовых механизмов, имеющих целью предоставление инвалидам различных мер поддержки, призванных гарантировать им дополнительные материальные и иные возможности при реализации конституционных прав (определение от 13 марта 2018 года N 593-О).
3.1. В силу части 2 статьи 2 Федерального закона N 181-ФЗ социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. В соответствии с взаимосвязанными положениями части 13 статьи 17 данного Федерального закона и статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов. Данная мера социальной поддержки носит компенсаторный характер и направлена на возмещение инвалидам расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, внесение которой является обязанностью граждан в силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом в соответствии с частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Верховный Суд Российской Федерации указывал, что по смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22).
Порядок и условия предоставления рассматриваемой компенсации в Республике Татарстан регламентированы обжалуемым Положением, пунктом 1.1 которого закреплено, что она предоставляется в форме субсидии-льготы на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - субсидия-льгота).
Оспариваемым абзацем четвертым пункта 2.4 Положения установлено, что предоставление субсидии-льготы приостанавливается в случае наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг до погашения образовавшейся задолженности или заключения и (или) выполнения получателем соглашения по ее погашению.
Приведенное правовое регулирование по своему правовому смыслу коррелирует аналогичным положениям, закрепленным частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку используемая в обжалуемой норме юридическая конструкция, содержащая в себе словосочетание "наличие задолженности", сущностным образом не изменяет определенное федеральным законодательством правовое основание для приостановления предоставления субсидии-льготы, в качестве которого выступает именно фактическое наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При этом Конституционный суд Республики Татарстан отмечает, что такая задолженность может возникнуть как по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в целом, так и по каждому из названных видов оплаты соответственно, так как по смыслу взаимосвязанных положении статей 154 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги состоит из отдельных дифференцированных элементов, к которым относится, в частности, плата за содержание жилого помещения и плата за коммунальные услуги.
Тем самым оспариваемый абзац четвертый пункта 2.4 Положения исходя из своего места в системе действующего правового регулирования определяет, что основанием для приостановления предоставления субсидии-льготы является наличие задолженности по любой из составных частей платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Вместе с тем Конституционный суд Республики Татарстан отмечает, что исходя из приведенных норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии-льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии-льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.
Исходя из этого, Конституционный суд Республики Татарстан полагает, что правоприменителю следует избегать формального подхода при принятии решения о приостановлении предоставления субсидии-льготы, не допускать возможности произвольного применения оспариваемой нормы, а, напротив, предпринимать необходимые действия в целях проверки поступившей к уполномоченному органу информации о наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, о причинах ее возникновения, в том числе установления соответствует ли информация о наличии у гражданина такой задолженности действительному положению дел.
3.2. Относительно вопроса об отсутствии в оспариваемой норме положений, определяющих конкретный срок, в течение которого наличие задолженности не является основанием для приостановления предоставления субсидии-льготы, Конституционный суд Республики Татарстан считает необходимым отметить следующее.
Требуя признать абзац четвертый пункта 2.4 Положения противоречащим Конституции Республики Татарстан в указанной части, заявительница фактически настаивает на установлении такого правового средства, при котором задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение определенного срока не будет служить основанием для приостановления предоставления субсидии-льготы. Между тем оспариваемое регулирование уже закрепляет конкретные правовые средства, обеспечивающие возможность получения субсидии-льготы в случае образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Такими правовыми средствами следует считать право гражданина на заключение соглашения, в котором определяются условия и порядок погашения образовавшейся задолженности, а также право гражданина после погашения им задолженности получить субсидию-льготу, в том числе и за те месяцы, в течение которых приостанавливалось ее предоставление (абзац пятый пункта 2.4 Положения). Конституционный суд Республики Татарстан также полагает, что к названным правовым средствам, с учетом выявленного в настоящем постановлении конституционно-правового смысла оспариваемой нормы, относится и необходимость выяснения уполномоченным органом уважительны ли причины возникновения задолженности, включая продолжительность периода ее образования.
Учитывая изложенное и принимая во внимание тот факт, что реализация права на получение гражданами субсидии-льготы напрямую связана с добросовестным исполнением ими своих обязанностей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Конституционный суд Республики Татарстан приходит к выводу, что приведенные правовые средства в достаточной степени обеспечивают защитную функцию для граждан, оказавшихся в ситуации, при которой своевременное внесение платы не представляется возможным. В этой связи установление в дополнение к этому какого-либо срока, освобождающего по сути граждан от своевременного исполнения ими законодательно регламентированной обязанности по несению расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, в рамках действующего регулирования не несет под собой объективной необходимости, а само по себе отсутствие такого срока не может свидетельствовать о нарушении конституционных прав и свобод граждан.
3.3. Как следует из неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции, механизм действия закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений прежде всего из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся во взаимосвязи нормативных положений; при этом не исключаются случаи, когда необходимая степень определенности правового регулирования может быть достигнута путем выявления более сложных взаимосвязей правовых предписаний (постановления от 23 декабря 1997 года N 21-П, от 23 февраля 1999 года N 4-П, от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 25 июня 2015 года N 16-П и др.).
Приведенная правовая позиция в полной мере применима при оценке конституционности абзаца четвертого пункта 2.4 Положения в указанных заявительницей аспектах, касающихся отсутствия в нем норм, определяющих кем и в какой форме приостанавливается предоставление субсидий-льгот и регламентирующих требование о необходимости доведения до сведения получателя субсидий-льгот информации о приостановлении их предоставления, в том числе механизм и сроки доведения такой информации.
Несмотря на отсутствие в абзаце четвертом пункта 2.4 Положения указания на то, кем и в какой форме приостанавливается предоставление субсидий-льгот, это не свидетельствует о неопределенности его правового содержания, поскольку его применение неразрывно связано как с иными нормами Положения (пункты 1.2, 2.2-2.7), так и с другими нормативными правовыми актами, в частности постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 июня 2005 года N 296 "О создании Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат)", в силу которых вопросы предоставления, прекращения, равно как и приостановления (возобновления) выплаты субсидий-льгот, находятся в компетенции отделений Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат) и принимаются в форме его решений.
Что касается отсутствия в оспариваемом положении требования о необходимости доведения информации о приостановлении предоставления субсидий-льгот до сведения их получателя, то на момент обращения заявительницы в Конституционный суд Республики Татарстан данный вопрос был урегулирован в Приложении N 1 к Административному регламенту предоставления государственной услуги по назначению субсидии-льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденному приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 19 ноября 2014 года N 634, в котором приведена рекомендуемая форма заявления с указанием на согласие гражданина получать данную информацию, в том числе о предоставлении (отказе в предоставлении) государственной услуги (письменно, но телефону, смс-сообщением, электронной почтой, через личный кабинет на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан).
Анализ содержания названного Административного регламента свидетельствует о том, что процедура приостановления предоставления субсидии-льготы является одним из элементов единого механизма предоставления указанной государственной услуги. Это означает, что извещение граждан о приостановлении предоставления субсидии-льготы подлежало осуществлению в формах, установленных в Административном регламенте для назначения (отказе в назначении) субсидии-льготы.
В настоящее время постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 марта 2019 года N 168 "О внесении изменений в Положение о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан" пункт 2.4 был дополнен абзацем шестым, согласно которому решение о приостановлении (возобновлении) предоставления субсидии-льготы доводится до сведения получателя способом, указанным заявителем в заявлении (в письменной форме по почтовому адресу, в форме электронного документа по адресу электронной почты, смс-сообщением на телефон).
Аналогичным образом следует оценивать конституционность оспариваемого положения в части отсутствия в нем сроков доведения информации о приостановлении предоставления субсидии-льготы до сведения ее получателя. Оценка рассматриваемой нормы в указанном аспекте невозможна без обращения к положениям Порядка информационного обмена между организациями - участниками системы предоставления субсидий на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и ежемесячных денежных выплат, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 января 2005 года N 20 (далее - Порядок), регламентирующего деятельность Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат) (его филиалами), в том числе по приему (передаче) информации, касающейся предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и ежемесячных денежных выплат.
Так, согласно подпункту 8 пункта 6 данного Порядка, расчет и передача сведений об отсутствии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по погашению задолженности предоставляются в электронной форме до 3 числа месяца, следующего за отчетным. В соответствии с подпунктом 20 пункта 6 Порядка перечисление субсидий на оплату жилого помещения, коммунальных услуг для дальнейшего перечисления кредитными учреждениями на лицевые (вкладные) счета граждан и доставки отделениями почтовой связи либо организациями по доставке выплат производится до 9 числа месяца выплаты.
Учитывая логико-правовую связь приведенных положений с обжалуемой нормой, а также единую природу регулируемой ими сферы правоотношений, это означает что данные сроки в равной степени применимы и при извещении получателя субсидии-льготы о приостановлении ее предоставления. То есть, если до 3 числа месяца, следующего за отчетным, в уполномоченный орган не поступили сведения о внесении гражданином платы за жилое помещение и коммунальные услуги и вследствие этого образовалась задолженность, уполномоченный орган не позднее 9 числа месяца выплаты во всяком случае должен известить гражданина о приостановке предоставления ему субсидии-льготы.
Следовательно, само по себе отсутствие в оспариваемой норме регулирования, определяющего сроки доведения информации о приостановлении предоставления субсидии-льготы до сведения ее получателя, не свидетельствует о возможности произвольного и неограниченного по времени периода такого извещения.
Таким образом, абзац четвертый пункта 2.4 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан", с достаточной степенью определенности предусматривает порядок и условия приостановления предоставления субсидии-льготы в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, а также со взаимосвязанными иными нормами Положения, сам по себе не может рассматриваться как отменяющий, ограничивающий или иным образом нарушающий конституционные права и свободы человека и гражданина, в том числе заявительницы, и тем самым не противоречит статьям 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 48 (часть вторая), 54 (часть первая) и 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан.
4. Признание оспариваемого заявительницей абзаца четвертого пункта 2.4 Положения соответствующим Конституции Республики Татарстан не препятствует совершенствованию порядка и условий приостановления предоставления субсидий-льгот.
Конституционный суд Республики Татарстан считает необходимым обратить внимание на то, что применение оспариваемого положения не должно посягать на само существо предоставленного гражданам права на достойную жизнь, в том числе на получение отдельными категориями граждан мер социальной поддержки, а также допускать нарушения принципов верховенства закона, равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
В этой связи закрепление непосредственно в оспариваемом акте более полного и детализированного порядка и условий приостановления предоставления субсидий-льгот, в том числе установление срока информирования граждан о наличии у них задолженности с целью стимулирования граждан, имеющих право на получение субсидии-льготы, добросовестно выполнять свои обязательства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, способствовало бы определенности, ясности и недвусмысленности рассматриваемого правового регулирования. Подобный подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 13 декабря 2001 года N 16-П, от 17 июня 2004 года N 12-П и от 27 ноября 2008 года N 11-П), а также практикой Европейского Суда по правам человека (постановления от 24 мая 2007 года по делу "Игнатов (Ignatov) против Российской Федерации"; от 24 мая 2007 года по делу "Владимир Соловьев (Vladimir Solovyev) против Российской Федерации").
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй и шестой статьи 67, статьями 68, 69, 71, 73 и пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать абзац четвертый пункта 2.4 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан", соответствующим Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан" и на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Татарстан от 5 июля 2019 г. N 84-П "По делу о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 2.4 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан", в связи с жалобой гражданки В.М. Омаровой"
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 19 сентября 2019 г., в газете "Республика Татарстан" от 20 сентября 2019 г. N 138, в газете "Ватаным Татарстан" от 24 сентября 2019 г. N 140