Решение Архангельского областного суда от 6 февраля 2019 г. по делу N 3а-86/2019
Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Паламар А.И.,
с участием представителей:
административного ответчика Архангельской городской Думы Ковтунюка Д.Л.,
административного ответчика главы муниципального образования "Город Архангельск", заинтересованного лица администрации муниципального образования "Город Архангельск" Ялуниной Н.Ю.,
а также прокурора Архангельской областной прокуратуры Бабицкой Д.Э.,
в отсутствие административного истца потребительского жилищно-строительного кооператива "Полярный",
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление потребительского жилищно-строительного кооператива "Полярный" о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Правил благоустройства города Архангельска, утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25 октября 2017 года N 581,
установил:
решением Архангельской городской Думы от 25 октября 2017 года N 581 утверждены Правила благоустройства города Архангельска (далее по тексту - Правила благоустройства).
Тринадцатый абзац пункта 1.5 Правил благоустройства относит к объектам благоустройства территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в частности, места сбора твердых коммунальных отходов, в том числе, контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
Первый абзац пункта 10.8.1 Правил благоустройства устанавливает, что содержание отведенной территории включает в себя содержание всей территории, в том числе тротуаров, дворовых проездов, игровых, спортивных и хозяйственных площадок, скверов и газонов внутри микрорайонов жилой застройки, контейнерных площадок, очистку дождеприемных колодцев на подведомственной территории, очистку снега и льда с крыш, карнизов и козырьков подъездов, уход за зелеными насаждениями.
Пункт 10.9.3 Правил благоустройства предусматривает, что организации, на отведенной и прилегающей территориях которых находятся тротуары, в случае отсутствия газона, разделяющего проезжую часть улицы и тротуар, обязаны вместе с уборкой тротуара производить уборку проезжей части дороги, прилегающей к тротуару, на ширину 0,5 м. При этом снег складируется на проезжей части дороги на расстоянии 0,5 м от тротуара для дальнейшей механизированной уборки. Ширина снежного вала не должна превышать 1,0 м с каждой стороны проезжей части. При укладке снежных валов и куч необходимо оставлять на проезжей части улиц и тротуаров, перекрестках улиц, въездов во дворы, проходов к зданиям свободные проезды шириной 3,5 м и проходы для пешеходов шириной 2,0 м.
Пункт 10.11.3 Правил благоустройства устанавливает, что организации, управляющие жилищным фондом, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы индивидуальных жилых домов обязаны заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) организовывать место сбора твердых коммунальных отходов путем оборудования места сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами в сфере градостроительной деятельности, или заключения договора с владельцем оборудованного действующего места сбора твердых коммунальных отходов. Организациям, управляющим жилищным фондом, рекомендуется направлять в администрацию соответствующего территориального округа города информацию об условиях заключенных договоров (адреса домов, закрепленных за конкретной контейнерной площадкой, объем, периодичность вывоза, количество установленных контейнеров, наименование и ИНН обслуживающих организаций, количество жильцов, зарегистрированных по месту жительства в обслуживаемых домах). Информация предоставляется в течение пяти дней с момента заключения договора, а также с момента внесения изменений в условия договора или по запросу администрации территориального округа города.
Согласно первому и второму предложениям пункта 10.11.7 Правил благоустройства контейнеры и другие мусоросборники должны находиться в технически исправном состоянии, быть очищены от грязи, окрашены, иметь плотно закрывающиеся крышки и маркировку с указанием владельца. Окраска всех мусоросборников и ограждений должна производиться не менее двух раз в год - весной и осенью.
Первое предложение пункта 10.11.10 Правил благоустройства предусматривает, что места сбора твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям действующего экологического, санитарного и жилищного законодательства.
В соответствии с первым предложением пункта 10.11.12 Правил благоустройства в местах сбора твердых коммунальных отходов может организовываться отсек для сбора крупногабаритных отходов, отделенный от площадки для сбора твердых коммунальных отходов ограждением.
Согласно пункту 10.11.14 Правил благоустройства контейнеры, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться ежедневно.
Пункт 10.11.16 Правил благоустройства предусматривает, что территории мест сбора твердых коммунальных отходов (в том числе контейнерные площадки) и территории вокруг них должны содержаться в чистоте и порядке.
Юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели, оборудующие совместные места сбора твердых коммунальных отходов (в том числе контейнерные площадки), должны производить очистку от мусора мест сбора твердых коммунальных отходов и прилегающей территории своими силами согласно графику либо по договору с обслуживающей жилищный фонд организацией. График уборки должен быть разработан и согласован между собой лицами, ответственными за сбор отходов в контейнеры, в течение 10 дней с момента установки контейнеров на совместную контейнерную площадку. Данный график действует до момента согласования нового графика лицами, ответственными за сбор отходов в контейнеры. В случае отсутствия графика лица, осуществляющие сбор твердых коммунальных отходов на данной площадке, несут солидарную ответственность за своевременный вывоз отходов и уборку контейнерной площадки.
Пункт 13.2.2 Правил благоустройства предусматривает, что организации различных форм собственности, в том числе организации, осуществляющие управление и обслуживание жилищного фонда, индивидуальные предприниматели и граждане, на земельных участках которых имеются зеленые насаждения, осуществляют их содержание за счет собственных средств.
Пункт 13.2.3 Правил благоустройства устанавливает, что содержание зеленых насаждений включает в себя уход, содержание, восстановление и реконструкцию насаждений, проведение профилактических и лечебных мероприятий.
Содержание зеленых насаждений включает в себя проведение сезонных и разовых работы.
К сезонным работам относятся: санитарная, омолаживающая, формовочная обрезка кроны деревьев и кустарников; посадка деревьев и кустарников; валка сухих, аварийных и потерявших декоративный вид деревьев и кустарников; обрезка кроны и рубка деревьев под линиями электропередач и наружного освещения; восстановление газонов и клумб с добавлением растительного грунта, посевом трав и посадкой цветов; периодическая стрижка газонов, удаление сорной растительности; внесение органических и минеральных удобрений.
К разовым работам, проводимым по мере необходимости, относятся: мероприятия по борьбе с вредителями зеленых насаждений; уборка упавших и поврежденных деревьев.
Пункт 13.2.4 Правил благоустройства предписывает физическим и юридическим лицам:
а) обеспечить сохранность зеленых насаждений и проводить уход за ними;
б) в течение всего года проводить необходимые меры по борьбе с вредителями и болезнями зеленых насаждений, в том числе уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев, замазку ран, дупел на деревьях;
в) не допускать вытаптывания газонов, складирования на них материалов, песка, мусора, снега, льда и так далее, за исключением чистого снега от расчистки садово-парковых дорожек и аллей;
г) не допускать самовольной посадки деревьев и кустарников, производить новые посадки только по согласованным в установленном порядке проектам с соблюдением агротехнических условий;
д) при наличии прудов и открытых бассейнов на объектах озеленения содержать их в чистоте и производить их полную очистку не менее одного раза в 10 лет;
е) осуществлять содержание зеленых насаждений за счет собственных средств.
Юридические и физические лица, осуществляющие уборку территорий, обязаны обеспечить сохранность расположенных на них зеленых насаждений.
В соответствии с пунктом 13.3.10 Правил юридические и физические лица обязаны предпринимать соответствующие меры по защите находящихся в их ведении зеленых насаждений; меры по борьбе с сорняками; вести борьбу с вредителями и болезнями растений; своевременно и полностью выполнять предписания контролирующих органов по содержанию зеленых насаждений.
Решение Архангельской городской Думы от 25 октября 2017 года N 581 на дату рассмотрения данного административного дела действует в редакции решений Архангельской городской Думы от 23 мая 2018 года N 675 и от 20 декабря 2018 года N 73. Тексты этих нормативных правовых актов официально опубликованы в выпусках газеты "Архангельск - город воинской славы" N 86 за 3 ноября 2017 года, N 42 за 8 июня 2018 года и N 1 за 11 января 2019 года.
Потребительский жилищно-строительный кооператив "Полярный" (далее по тексту также - Кооператив) обратился в суд с административным иском о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 10.8.1, 13.2.2, 13.2.3, 13.2.4, 13.3.10 Правил благоустройства в части отнесения к содержанию отведенной территории действий по уходу за зелеными насаждениями, пунктов 1.5, 10.11.3, 10.11.10, 10.11.12, 10.11.16 Правил благоустройства в части используемого в них термина "места сбора твердых коммунальных отходов", пункта 10.9.3 Правил благоустройства, пункта 10.11.3 Правил благоустройства в части возложения на организации, осуществляющие управление жилищным фондом, обязанности по организации места сбора твердых коммунальных отходов путем оборудования места сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями, первого и второго предложения пункта 10.11.7 Правил благоустройства, пункта 10.11.14 Правил благоустройства в части возложения обязанности по вывозу мусора ежедневно, пункта 10.11.16 Правил благоустройства в части определения лиц, ответственных за уборку мест сбора твердых коммунальных отходов и территории вокруг них.
В обоснование административного иска указано на противоречие указанных норм Федеральному закону от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, пункту 2.2.1 санитарных правил "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года. Кооператив полагает, что оспариваемые им положения Правил благоустройства возлагают на административного истца, осуществляющего управление многоквартирным жилым домом <адрес>, не предусмотренные федеральным и областным законодательством обязанности, что влечет за собой увеличение расходов Кооператива, источником финансирования которых являются средства граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме.
Административный истец жилищно-строительный кооператив "Полярный", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
Представитель административного ответчика Архангельской городской Думы Ковтунюк Д.Л., представитель административного ответчика главы муниципального образования "Город Архангельск" Годзиша И.В. и заинтересованного лица администрации муниципального образования "Город Архангельск" Ялунина Н.Ю., возражая против удовлетворения административного иска, полагали, что оспариваемые положения нормативного правового акта приняты уполномоченным органом местного самоуправления в пределах его компетенции, соответствуют действующему законодательству и направлены на повышение качества уровня жизни населения городского округа.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение участвующего в деле прокурора Бабицкой Д.Э., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в части, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что потребительский жилищно-строительный кооператив "Полярный" создан для целей управления многоквартирным жилым домом <адрес>. На основании договора о землепользовании от 21 октября 1996 года N 4/4 мг Кооперативу для эксплуатации многоквартирного жилого дома в постоянное бессрочное пользование передана часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м.
Для накопления твердых коммунальных отходов на придомовой территории оборудована открытая контейнерная площадка, на которой размещены два контейнера. 30 июня 2016 года между Кооперативом и ООО "<данные изъяты>" заключен договор на оказание возмездных услуг по транспортировке отходов, по условиям которого исполнитель обязался в холодное время года (декабрь-февраль) транспортировать отходы из контейнеров для складирования бытовых отходов пять раз в неделю.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемыми нормами затрагиваются права и обязанности административного истца, как лица, обязанного содержать общедомовое имущество многоквартирного жилого дома, в том числе, оборудованные им места накопления твердых коммунальных отходов, и оплачивать услугу по вывозу таких отходов.
Вместе с тем, в силу приведенных положений части 1 статьи 178, части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемые Кооперативом положения Правил благоустройства подлежат проверке в порядке абстрактного нормоконтроля в той части, в которой они регулируют правоотношения с участием организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами.
В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Пункт 11 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что утверждение правил благоустройства территории муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления.
Форма и порядок принятия нормативного правового акта, отдельные положения которого оспариваются, включая его опубликование, в рассматриваемом случае также соблюдены, что подтверждается представленными в деле материалами, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых положений Правил благоустройства города Архангельска, утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25 октября 2017 года N 581, положениям действующего федерального законодательства, суд исходит из следующего.
В соответствии с двадцать первым абзацем части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Из приведенной нормы следует, что правила благоустройства территории муниципального образования как муниципальный правовой акт должны основываться на положениях федерального законодательства, в частности, жилищного законодательства, законодательства в сфере обращения с отходами потребления и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Правоотношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с абзацами сорок вторым и пятьдесят пятым статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" утверждение правил обращения с твердыми коммунальными отходами, правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правил ведения их реестра относится к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила обращения с отходами).
В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с отходами сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Федеральным законом 31 декабря 2017 года N 503-ФЗ, Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" дополнен статьей 13.4, устанавливающей требования к местам (площадкам) накопления отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 статьи 13.4 названного федерального закона, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, в частности, что при проектировании строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации объектов благоустройства должны соблюдаться санитарные правила.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
На дату рассмотрения данного административного дела основные положения, которые следует соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий установлены санитарными правилами "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года (далее по тексту - СанПиН 42-128-4690-88); требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания, - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64 (далее по тексту - СанПиН 2.1.2.2645-10).
Таким образом, СанПиН 42-128-4690-88 устанавливает правила сбора и накопления твердых коммунальных отходов в местах сбора, расположенных на придомовой территории, а СанПиН 2.1.2.2645-10 - в жилых зданиях и помещениях. Соответствующий вывод содержится и в решении Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2014 года по делу N, которым признаны соответствующими действующему законодательству отдельные положения СанПиН 42-128-4690-88, в том числе пункт 2.2.1.
В соответствии с пунктом 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре - 5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Вместе с тем, пункт 10.11.14 Правил благоустройства предписывает вывозить содержимое контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, ежедневно, независимо от того, расположен ли такой контейнер в жилом доме либо на придомовой территории.
Введение Правилами благоустройства иного, чем предусмотрено СанПиН 42-128-4690-88, правового регулирования периодичности вывоза твердых коммунальных отходов ставит правоприменителя в ситуацию, в которой он вынужден самостоятельно выбирать, какой из конкурирующих правовых норм, регулирующих одну и ту же сферу общественных отношений, руководствоваться, и приводит к произвольному истолкованию и применению правовых норм.
Подобная неопределенность правового регулирования не позволяет лицу, осуществляющему деятельность, связанную с оборотом твердых коммунальных отходов, осознать условия, при которых его действия могут быть признаны противоправными, влекущими, в частности, наступление административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что пункт 10.11.14 Правил благоустройства не соответствует пункту 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 в части установления периодичности вывоза твердых коммунальных отходов в холодное время года.
Также суд соглашается с административным истцом в том, что использование в пунктах 1.5, 10.11.3, 10.11.10, 10.11.12, 10.11.16 Правил благоустройства понятия "место сбора твердых коммунальных отходов" противоречит Федеральному закону от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Абзацы семнадцатый и девятнадцатый статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" различают понятия сбор и накопление отходов как разные виды деятельности по обращению с отходами. Так, под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; под сбором отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. При этом в силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Применительно к приведенной норме, а также положениям статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", четвертого и пятого абзаца пункта 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, контейнеры и контейнерные площадки являются именно местом накопления, а не местом сбора твердых коммунальных отходов.
С учетом изложенного, пункты 1.5, 10.11.3, 10.11.10, 10.11.12, 10.11.16 Правил благоустройства в части использования термина "место сбора твердых коммунальных отходов" подлежат признанию недействующими как противоречащие положениям Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Доводы административных ответчиков о том, что данный термин используется только в тексте Правил благоустройства, имеет четкое определение, что исключает его произвольное толкование, не основаны ни на содержании тринадцатого абзаца пункта 1.5 Правил благоустройства, ни на содержании приведенных положений Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156.
Доводы административных ответчиков о том, что на дату рассмотрения дела терминология, используемая в тексте отдельных нормативных правовых актов, в частности, СанПиН 42-128-4690-88, еще не приведена в соответствие с положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", не свидетельствует о соответствии этому федеральному закону указанных выше пунктов Правил благоустройства.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами административного истца о противоречии федеральному законодательству пункта 10.11.7 Правил благоустройства в части указания на необходимость оборудовать контейнеры плотно закрывающимися крышками и производить их окраску не менее двух раз в год.
С учетом положений пункта 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", суд приходит к выводу о том, что в отсутствие соответствующих предписаний в нормативных правовых актах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе, СанПиН 42-128-4690-88, Архангельская городская Дума могла установить в оспариваемом пункте Правил благоустройства единообразные требования к внешнему виду мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнеров и контейнерных площадок), направленные, в конечном итоге, на формирование безопасной, комфортной и привлекательной городской среды.
Более того, требование об окраске всех металлических мусоросборников не менее двух раз в год (весной и осенью) содержится в пункте 3.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Не имеется оснований и для признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений пунктов 10.11.3 и 10.11.16 Правил благоустройства в той части, в которой данные нормы предусматривают обязанность организаций, управляющих жилищным фондом, обустраивать места накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями, содержать места накопления твердых коммунальных отходов и территорию вокруг них в чистоте и порядке.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с подпунктом "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, подлежащего выполнению организациями, осуществляющими управление такими домами.
Таким образом, указание в оспариваемых нормах на обязанность организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, обустраивать и надлежащим образом содержать места накопления твердых коммунальных отходов, находящиеся в пределах земельного участка, отведенного для эксплуатации многоквартирного жилого дома, соответствует требованиям как жилищного законодательства, так и законодательства в сфере обращения с отходами.
В отношении доводов административного истца о противоречии федеральному законодательству пунктов 10.8.1, 13.2.2, 13.2.3, 13.2.4, 13.3.10 Правил благоустройства в части отнесения к содержанию отведенной территории действий по уходу за зелеными насаждениями суд отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества в таком доме, в состав которого в силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации входят, в том числе, элементы озеленения, находящиеся на земельном участке, на котором расположен многоквартирный жилой дом.
Положения первого абзаца пункта 10.8.1, пунктов 13.2.2-13.2.4 и 13.3.10 Правил благоустройства необходимо применять с учетом положений девятнадцатого абзаца пункта 1.5 Правил благоустройства, определяющим понятие "отведенная территория" как участок территории, отведенный в установленном действующим законодательством порядке юридическим или физическим лицам. Таким образом, названными нормами на собственников помещений многоквартирного жилого дома, организации, осуществляющие управление многоквартирным жилым домом, возлагается обязанность по содержанию зеленых насаждений только в границах того земельного участка, который предоставлен для эксплуатации такого дома, что соответствует приведенным положениям жилищного законодательства.
Положения пункта 13.2.3 Правил благоустройства, перечисляющие виды сезонных и разовых работ по уходу, содержанию, восстановлению и реконструкции зеленых насаждений, вопреки утверждению административного истца, не устанавливают перечень минимально необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ либо обязательную периодичность их выполнения, направлены на обеспечение надлежащего технического, физического, эстетического состояния указанных объектов благоустройства и не препятствуют собственникам помещений многоквартирного жилого дома на общем собрании, в том числе, на основе этих положений, исходя из местных условий, определить конкретный перечень работ по содержанию общедомового имущества, благоустройству территории земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке, как это предусмотрено пунктом 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предусмотренные пунктами 13.2.4, 13.3.10 Правил благоустройства обязанности по обеспечению сохранности зеленых насаждений, уходу за ними корреспондируют (а в некоторых случаях - дословно воспроизводят) положениям пунктов 3.8.2, 3.8.3, 3.8.8, 3.8.12, 3.8.13, 3.9.1, 3.9.2, 3.9.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания пункта 10.8.1, пунктов 13.2.2-13.2.4 и 13.3.10 Правил благоустройства в оспариваемой части недействующими.
Вместе с тем, суд находит заслуживающими внимания доводы административного истца о несоответствии федеральному законодательству положений пункта 10.9.3 Правил благоустройства, возлагающего на организации, осуществляющие управление многоквартирными жилыми домами, обязанность по уборке проезжей части дороги, прилегающей к тротуарам, расположенным в границах отведенной и прилегающей территории, а также предусматривающего требования к уборке снега.
Исходя из положений статей 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из анализа приведенных выше правовых норм в их системном единстве со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями статей 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 37-39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. При этом возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", допуская установление органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 6 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 12 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Архангельск" утвержден распоряжением администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 6 июня 2018 N. К их числу отнесено 639 автодорог протяженностью 460,3, в том числе, улица <данные изъяты>.
Согласно СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" для улично-дорожной сети муниципального образования "Город Архангельск" характерны следующие категории автодорог:
магистральные улицы общегородского значения 2-го и 3-го класса, обеспечивающие связи между жилыми, промышленными районами и центрами планировочных районов. Пересечения с магистральными улицами и дорогами других категорий осуществляется в одном или разных улицах;
магистральные улицы районного значения, обеспечивающие связи между территориями города и выход на другие магистрали;
улицы и дороги местного значения, а именно улицы в зонах жилой застройки, улицы в общественно-деловых и торговых зонах, улицы и дороги в производственных зонах, обеспечивающие транспортную и пешеходную связь на территории жилых районов, внутри зон и районов административно-деловой застройки, внутри промышленных, коммунально-складских зон и районов, и, обеспечивающие доступ к участкам этих зон и районов.
Приведенная в пункте 10.9.3 Правил благоустройства формулировка позволяет сделать вывод о том, что обязанность по уборке участка шириной 0,5 м проезжей части улицы возникает у каждого из собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, в границах которого находится тротуар, при отсутствии газона, разделяющего проезжую часть улицы и тротуар, независимо от того, находится ли данная автомобильная дорога в частной или муниципальной собственности, что не соответствует приведенным положениям действующего гражданского и земельного законодательства.
Такой вывод следует, в частности, из указания в данном пункте общей для всех организаций площади уборки проезжей части улиц - участка шириной 0,5 м, тогда как в обязанности собственника как они определены статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации входит содержание всего объекта в целом, а не отдельной его части.
Помимо изложенного, установленные пунктом 10.9.3 Правил благоустройства требования к уборке снега не учитывают особенности организации улично-дорожной сети городского поселения, а также требования пунктов 3.6.18, 3.6.22, 3.6.30 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, и раздела 8 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст.
Так, пункты 3.6.18, 3.6.30 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, допускают складирование снега на широких тротуарах при обеспечении свободной пешеходной полосы не менее трех метров, пункт 3.6.22 названных Правил предписывает при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных проездов убирать снег полностью под скребок либо под движок; пункт 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 запрещает формирование снежных валов на пересечениях улиц, ближе 10 м от пешеходного перехода, ближе 20 м от остановочного пункта маршрутных транспортных средств.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что пункты 1.5, 10.11.3, 10.11.10, 10.11.12, 10.11.16 Правил благоустройства в части слов "место сбора твердых коммунальных отходов", пункт 10.11.14 Правил благоустройства в той части, в которой он возлагает обязанность в холодное время года (при температуре - 5 град. и ниже) ежедневно осуществлять вывоз мусора из мест накопления твердых бытовых отходов, расположенных на придомовой территории, а также пункт 10.9.3 Правил благоустройства не соответствуют статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункту 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88, в связи с чем подлежат признанию недействующими.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом разъяснений, данных в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд считает необходимым признать указанные нормы Правил благоустройства города Архангельска, утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25 октября 2017 года N 581, недействующими с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом разъяснений, данных в третьем абзаце пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", понесенные административным истцом судебные расходы в сумме 4 500 рублей в виде уплаченной при подаче в суд административного искового заявления государственной пошлины подлежат возмещению Архангельской городской Думой.
В силу указания пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете "<данные изъяты>".
Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление потребительского жилищно-строительного кооператива "Полярный" удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с даты вступления решения суда в законную силу:
пункты 1.5, 10.11.3, 10.11.10, 10.11.12, 10.11.16 Правил благоустройства города Архангельска, утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25 октября 2017 года N 581, в части слов "место сбора твердых коммунальных отходов" в соответствующих падежах;
пункт 10.9.3 Правил благоустройства города Архангельска, утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25 октября 2017 года N 581;
пункт 10.11.14 Правил благоустройства города Архангельска, утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25 октября 2017 года N 581, в той части, в которой он возлагает обязанность в холодное время года (при температуре - 5 град. и ниже) ежедневно осуществлять вывоз мусора из мест накопления твердых бытовых отходов, расположенных на придомовой территории.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления потребительскому жилищно-строительному кооперативу "Полярный" отказать.
Взыскать с Архангельской городской Думы в пользу потребительского жилищно-строительного кооператива "Полярный" расходы на оплату государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании - газете "<данные изъяты>".
На решение суда лицами, участвующим в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 11 февраля 2019 года.
Судья |
Н.В. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 6 февраля 2019 г. по делу N 3а-86/2019
Текст решения опубликован не был