Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 сентября 2019 г. N 03-07-14/69293
Вопрос: Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС является, в том числе и оказание услуг.
Саморегулируемые организации аудиторов оказывают своим членам возмездную услугу по внешнему контролю качества. Однако по данной услуге аудиторским организациям счета-фактуры по НДС не выставляются, поскольку плата за данные услуги оформляется как "целевой взнос", хотя на самом деле это - фактически плата за оказанные услуги, которые имеют потребительскую ценность для аудиторских организаций, поскольку потребляются в процессе предпринимательской аудиторской деятельности.
Обязаны ли аудиторские СРО выставлять счета-фактуры по НДС по услугам по внешнему контролю качества?
Ответ: В связи с обращением о выставлении саморегулируемой организацией аудиторов счетов-фактур в отношении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, являющихся членами этой саморегулируемой организации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации услуг на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС).
На основании абзаца первого пункта 3 статьи 168 Кодекса при реализации услуг, облагаемых НДС, выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуг.
Пунктом 5 статьи 38 Кодекса установлено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. При этом согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса реализацией услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ) аудиторская организация, аудитор обязаны проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию, а также участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.
На основании пунктов 3 и 4 статьи 10 Федерального закона N 307-ФЗ предметом внешнего контроля качества работы, осуществляемого саморегулируемой организацией аудиторов, является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона N 307-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов. При этом пунктом 7 данной статьи установлено, что саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации.
Поскольку осуществление саморегулируемой организацией аудиторов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, являющихся членами этой саморегулируемой организации, по существу, является проверкой по соблюдению требований Федерального закона N 307-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, осуществление саморегулируемой организацией аудиторов такого контроля, по нашему мнению, не признается услугой для целей налогообложения и, соответственно, оказанием услуг, облагаемых НДС.
Таким образом, у саморегулируемой организации аудиторов, осуществляющей в соответствии с Федеральным законом N 307-ФЗ внешний контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, являющихся членами этой саморегулируемой организации, оснований для выставления счетов-фактур по такому контролю не имеется.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
У саморегулируемой организации аудиторов, осуществляющей внешний контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов - своих членов, нет оснований выставлять счета-фактуры по такому контролю.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 сентября 2019 г. N 03-07-14/69293
Текст письма опубликован не был