Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 августа 2019 г. N 03-06-05-02/57776
Департамент налоговой и таможенной политики совместно с Правовым департаментом рассмотрел обращение по вопросу применения подпункта 2 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 333.9 Кодекса, признается, в частности, забор воды из водных объектов.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.9 Кодекса установлено, что не признается объектом налогообложения водным налогом забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий.
Учитывая, что определение понятия "ликвидация стихийного бедствия" в Кодексе не установлено, применяются положения пункта 1 статьи 11 Кодекса, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Так, частью первой статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) предусмотрено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с частью второй статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно части третьей статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Из материалов, приложенных к обращению, следует, что забор воды из водных объектов осуществлялся с целью предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации в период введенного режима повышенной готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Из буквального толкования положения подпункта 2 пункта 2 статьи 333.9 Кодекса следует, что не признается объектом налогообложения водным налогом забор воды из водных объектов для ликвидации стихийных бедствий, а не для их предупреждения.
На основании изложенного полагаем, что основания для применения подпункта 2 пункта 2 статьи 333.9 Кодекса в случае, указанном в обращении, отсутствуют.
Врио директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 августа 2019 г. N 03-06-05-02/57776
Текст письма опубликован не был