Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 сентября 2019 г. N 03-07-11/69556
Вопрос: В соответствии с подл. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ просим дать разъяснения о порядке исчисления НДС и применении п. 5.1 ст. 154 НК РФ в случае продажи мотоцикла, бывшего в эксплуатации, приобретенного у физического лица.
Проанализировав нормы НК РФ, пришли к следующим выводам.
Во-первых, распространение порядка определения налоговой базы, предусмотренного п. 5.1 ст. 154 НК РФ основано на Плане мероприятий ("дорожной карте") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации национальной технологической инициативы по направлению "АВТОНЕТ" (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.03.2018 N 535-р). При этом ожидаемым результатом от распространения порядка определения налоговой базы, предусмотренного п. 5.1 ст. 154 НК РФ, обозначено "создание нового высокотехнологичного рынка колесных транспортных средств, бывших в эксплуатации, и условий для оказания новых высокотехнологичных услуг на этом рынке за счет создания условий для участия в операциях на этом рынке юридических лиц на недискриминационных условиях" (п. 3 раздела II План мероприятий). Согласно определению мотоцикла, приведенному в п. 1.2 Правил дорожного движения, мотоцикл - колесное транспортное средство с двигателем.
Во-вторых, поскольку НК РФ не содержит определений мотоцикла и автомобиля, то согласно ст. 11 НК РФ, применимы определения других отраслей законодательства, где они используются. Определения транспортных средств приведены в Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 (далее - Конвенции). Так, к группе автомобилей отнесены колесные механические транспортные средства, имеющие двигатель, используемые обычно для перевозки по дорогам людей или грузов, или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. В ст. 1 Конвенции к группе автомобилей отнесены также и троллейбусы как нерельсовые транспортные средства, соединенные электрическим приводом. Из группы автомобилей исключены только тракторы, поскольку использование их для перевозки людей или грузов является лишь вспомогательной функцией. Таким образом, поскольку мотоцикл, согласно определениям, приведенным в Конвенции, отвечает всем перечисленным характеристикам группы автомобилей, а именно, относится к механическим колесным транспортным средствам, оснащенным двигателем, используемым для перевозки людей или грузов, то в смысле ст. 1 Конвенции мотоциклы так же, как и троллейбусы, относятся к группе автомобилей.
В связи с вышеизложенным, правильно ли считать, что так как мотоцикл относится к группе автомобилей, то при продаже мотоцикла, бывшего в эксплуатации, приобретенного у физического лица, действует норма п. 5.1 ст. 154 НК РФ, что и для остальных транспортных средств группы автомобилей?
Ответ: В связи с письмом о применении порядка определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации мотоциклов, приобретенных у физических лиц, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Согласно пункту 5.1 статьи 154 Кодекса при реализации автомобилей, приобретенных для перепродажи у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом НДС и ценой приобретения указанных автомобилей.
Данный порядок определения налоговой базы по НДС в отношении иных транспортных средств, в том числе мотоциклов, не применяется. В связи с этим налоговая база по НДС при реализации мотоциклов, приобретенных у физических лиц, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При реализации автомобилей, приобретенных для перепродажи у физлиц, налоговая база по НДС определяется как разница между ценой, исчисленной как в сделках между взаимозависимыми лицами, с учетом НДС и ценой приобретения автомобилей.
Данный порядок не применяется в отношении мотоциклов. При реализации мотоциклов, приобретенных у физлиц, налоговая база по НДС определяется как их стоимость, исчисленная как в сделках между взаимозависимыми лицами, и без включения НДС.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 сентября 2019 г. N 03-07-11/69556
Текст письма опубликован не был