Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 сентября 2019 г. N 03-03-06/3/69390
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщаем следующее.
В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с положениями статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), закрепляющей принципы определения доходов, доходом для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить в соответствии с названной главой НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы.
Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Положениями статьи 249 НК РФ установлено, что в целях главы 25 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Информационного письма от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что средства, получаемые организацией от публично правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 15187/09.
Согласно пункту 1 статьи 271 НК РФ при использовании метода начисления доходы признаются в том отчетом (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
В части применения положений подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ обращаем внимание на следующее.
В силу указанной нормы НК РФ в редакции, действовавшей в 2017 году, средства (субсидии), полученные унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, при определении налоговой базы по налогу на прибыль в состав доходов не включались.
При этом данные положения применялись только в том случае, если средства и иное имущество получены унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае если денежные средства или иное имущество передавались унитарному предприятию в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ссылаясь на судебную практику, Минфин отметил, что средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам и в связи с предоставлением установленных законом льгот, по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги.
В силу НК РФ в редакции, действовавшей в 2017 г., средства (субсидии), полученные унитарным предприятием от собственника имущества или уполномоченного им органа, при определении налоговой базы по налогу на прибыль в состав доходов не включались.
Норма применялась только тогда, когда имущество получено унитарным предприятием безвозмездно. Если имущество передавалось предприятию в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, доходы включаются в состав доходов от реализации.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 сентября 2019 г. N 03-03-06/3/69390
Текст письма опубликован не был