Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 759897-7 "О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 759897-7 "О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Согласно представленной пояснительной записке, разработка проекта предусмотрена Указом Президента Российской Федерации от 15.01.2016 N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования", статьей 13 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и пунктом 2 раздела I плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.07.2017 N 1418-р.
Необходимо отметить, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый централизованный информационный ресурс, содержащий сведения о населении Российской Федерации, а также предоставляющий возможность путем информационного взаимодействия с иными информационными ресурсами получения полных и достоверных сведений о физических лицах.
В этой связи, рассматриваемым проектом федерального закона предусмотрено создание единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации (далее - федеральный ресурс о населении).
Согласно положениям проекта федерального закона, федеральный ресурс о населении формируется и ведется Федеральной налоговой службой (далее - уполномоченный орган) путем формирования и изменения записей федерального ресурса о населении, содержащих сведения о физических лицах.
Ведение федерального ресурса о населении предлагается осуществлять в создаваемой федеральной государственной информационной системе ведения федерального ресурса о населении (далее - федеральная информационная система). Оператором федеральной информационной системы определяется Федеральная налоговой службой (далее - оператор федеральной информационной системы).
В федеральный ресурс о населении должны включаться базовые (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения и смерти, пол, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, СНИЛС, ИНН и иные) и дополнительные (семейное положение, родственные связи и иные) сведения о физическом лице.
Федеральный ресурс о населении должен формироваться на основании сведений о физических лицах, представляемых уполномоченному органу соответствующими органами и организациями (МВД России, Минобороны России, Минобрнауки России, ФНС России, Росморречфлот, государственные внебюджетные фонды) в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и полагает, что наличие федеральной системы достоверных и актуальных данных о населении должно способствовать повышению эффективности реализации государственной политики, решения вопросов социально-экономического развития, составления и реализации государственных и муниципальных программ, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, наличие подобной системы обеспечит повышение эффективности борьбы с правонарушениями, сокращению числа мошеннических действий при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, повышению собираемости платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, при подготовке к рассмотрению проекта федерального закона во втором чтении, Комитет считает целесообразным дополнительно обсудить следующие вопросы.
Статьей 1 рассматриваемого законопроекта определяется, что "Федеральный закон устанавливает правовые основы формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в том числе сбора, обработки, хранения, получения, использования и защиты указанных сведений, а также гармонизации государственных и муниципальных информационных ресурсов, содержащих сведения о населении Российской Федерации". Вместе с тем, в законопроекте дается новое понятие - федеральная государственная информационная система ведения федерального ресурса о населении (федеральная информационная система), порядок функционирования которой определяется Правительством Российской Федерации. Из текста законопроекта не ясно соотнесение двух систем - федерального ресурса о населении и федеральной информационной системы. Требования к ведению одной, не соотносятся с требованиями к ведению другой, а учитывая то факт, что в качестве уполномоченного лица и оператора выступает одно лицо - ФНС России, разные подходы к их формированию и требования к двум указанным системам, как представляется, не соответствует принципу определенности и ясности законодательства. В рамках одних полномочий смешаны функции и уполномоченного органа и оператора федеральной информационной системы. Таким образом, нет ясности в вопросе определения предмета регулирования законопроекта.
Также не ясно соотнесение целей использования сведений, содержащихся в федеральном ресурсе о населении, указанных в частях 2 и 3 статьи 4 проекта федерального закона, во взаимосвязи с частью 6 статьи 3 и статьей 11 проекта федерального закона.
Считаем возможным обсудить целесообразность включения в базовые сведения о физическом лице в части идентификаторов сведений о физическом лице, содержащихся в базовых государственным информационных ресурсах, идентификаторы сведений о регистрации физического лица в качестве плательщика налога на профессиональный доход (пункт 2 части 3 статьи 7 проекта федерального закона). Целесообразность аналогичного дополнения считаем возможным обсудить и в отношении части 6 статьи 10 проекта федерального закона.
Учитывая, что согласно части 4 статьи 8 проекта федерального закона, сведения об одном физическом лице, включаемые в федеральный ресурс о населении, образуют одну запись федерального ресурса о населении, не ясно соотношение понятий "запись федерального ресурса о населении" и "иные сведения, содержащиеся в федеральном ресурсе" (части 11, 16 статьи 8 и др.).
Полагаем некорректной формулировку части 8 статьи 8 проекта федерального закона: "Запись федерального ресурса о населении в федеральном ресурсе о населении идентифицируется не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером". Если здесь предпринята попытка установить требование об уникальности номера, присваиваемого записи, считаем целесообразным установить это в соответствующем порядке формирования номера записи, по аналогии с порядком формирования идентификационного номера налогоплательщика (абзац четвертый пункта 7 статьи 84 Налогового кодекса).
Частью 8 статьи 11 определено, что внесение изменений в состав и способы предоставления сведений, содержащихся в федеральном ресурсе о населении может осуществляться только посредством внесения изменений в данный Федеральный закон. Одновременно, частью 6 статьи 11 определено, что порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном ресурсе о населении, в том числе перечень указанных сведений и сроки их представления, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что создание федерального ресурса о населении позволит повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления, сократить сроки оказания государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 759897-7 "О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.