Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 751070-7 "О внесении изменений в статью 307 Уголовного кодекса Российской Федерации" внесен депутатами Государственной Думы Э.А. Валеевым, В.И. Пискаревым, П.В. Крашенинниковым и другими, а также членом Совета Федерации О.Ф. Ковитиди
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции (далее - Комитет), рассмотрев в пределах своей компетенции (соисполнитель) проект федерального закона N 751070-7 "О внесении изменений в статью 307 Уголовного кодекса Российской Федерации" в части уточнения ответственности за заведомо ложное заключение эксперта в ходе досудебного производства, внесенный депутатами Государственной Думы Э.А. Валеевым, В.И. Пискаревым, П.В. Крашенинниковым и другими, а также членом Совета Федерации О.Ф. Ковитиди, отмечает следующее.
Статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации "Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод" содержится в главе 31 Уголовного кодекса Российской Федерации, объединяющей нормы, которые устанавливают уголовную ответственность за посягательства на интересы правосудия. Полагаем, что в общей системе преступлений против правосудия преступление, предусмотренное статьей 307 УК РФ, является одним из наиболее опасных, т.к. в основе каждого судебного решения лежат доказательства, однако при недостоверности доказательств создаются предпосылки для вынесения незаконного решения суда.
Законодательная инициатива согласуется с общими задачами, обозначенными в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 307 УК РФ, распространив действие данной нормы в числе иного на всю стадию досудебного производства по уголовному делу (периоды проведения проверки по сообщению о преступлении, дознания либо предварительного следствия), а именно заменив в части первой данной статьи слова "при производстве предварительного расследования" словами "в ходе досудебного производства".
В настоящее время дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа имеют право при проведении проверки по сообщению о преступлении назначать экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок. Полученные в ходе указанной проверки сведения могут быть использованы в качестве доказательств и данных, указывающих на наличие или отсутствие признаков преступления.
Поэтому заведомо ложное заключение или показания эксперта, заведомо ложные показания специалиста на данной стадии досудебного производства имеют не меньший деструктивный эффект, чем при расследовании или судебном рассмотрении уголовного дела. Данными противоправными действиями причиняется вред интересам конкретных участников судопроизводства (в частности, их чести и достоинству, деловой репутации, имущественным интересам, физической свободе, жизни и здоровью); нарушаются интересы правосудия, подрывается доверие к органам предварительного расследования и судебной системе, их авторитет; ограничиваются естественные права человека на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство; создаютcя условия для незаконного отказа в возбуждении уголовного дела, нарушая право потерпевшего на доступ к правосудию.
Согласно пояснительной записки, проект "подготовлен в целях совершенствования уголовно-правового запрета, призванного обеспечить создание необходимых условий для принятия органом предварительного расследования по сообщению о преступлении законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом".
Таким образом принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 307 Уголовного кодекса Российской Федерации" устраняет имеющийся пробел правового регулирования и будет способствовать усилению защиты охраняемых личных и публичных интересов от возможных правонарушений со стороны экспертов и специалистов.
С учетом изложенного, Комитет поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 12 сентября 2019 года.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.