Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 18 сентября 2019 г. N 319-п
Паспорт
программы "Повышение конкурентоспособности экономики"
Ответственный исполнитель программы |
Департамент экономики Тюменской области (ДЭ) |
Соисполнители программы |
Департамент труда и занятости населения Тюменской области (ДТиЗН); Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области (ДИПиГПП); Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (ДАПК); Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области (ДПРиТ); Региональный центр компетенций в сфере производительности труда (РЦК). |
Цели программы |
Создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий региона и повышения эффективности системы занятости |
Задачи программы |
1. Стимулирование повышения производительности труда на предприятиях; 2. Совершенствование систем управления персоналом предприятий; 3. Развитие внешнеэкономической деятельности Тюменской области, расширение рынков сбыта продукции тюменских товаропроизводителей и стимулирование экспортных продаж; 4. Содействие техническому перевооружению предприятий. |
Сроки реализации программы |
2018 - 2025 годы *(1) |
Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам) |
Общий объем финансирования 2018 - 2025 гг. - 914,411 млн рублей, в том числе: средства областного бюджета всего 2018 - 2025 гг. - 780,325 млн рублей 2018 г. - 91,583 млн рублей 2019 г. - 138,346 млн рублей 2020 г. - 93,396 млн рублей 2021 г. - 93,396 млн рублей 2022 г. - 90,901 млн рублей 2023 г. - 90,901 млн рублей 2024 г. - 90,901 млн рублей 2025 г. - 90,901 млн рублей средства федерального бюджета всего 2018 - 2025 гг. - 134,087 млн рублей 2018 г. - 0,091 млн рублей 2019 г. - 106,887 млн рублей 2020 г. - 3,122 млн рублей 2021 г. - 4,929 млн рублей 2022 г. - 5,915 млн рублей 2023 г. - 6,572 млн рублей 2024 г. - 6,572 млн рублей 2025 г. - 0 млн рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Прирост производительности труда в базовых несырьевых отраслях экономики на 40% к базовому году (2017 г.) |
Раздел 1. Приоритеты и цели государственной политики Тюменской области в сфере повышения конкурентоспособности экономики
Целью государственной программы Тюменской области "Повышение конкурентоспособности экономики" является создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий региона и повышения эффективности системы занятости.
Цель программы соответствует стратегическому приоритету "Обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области" и следующим задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Тюменской области от 25.05.2009 N 652-рп):
- Повышение конкурентоспособности экономики, в том числе за счет усиления инновационной активности предприятий;
- Повышение инвестиционной привлекательности экономики, увеличение доли инвестиций в валовом региональном продукте;
- Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест;
- Увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте;
- Увеличение производительности труда;
- Развитие приоритетных секторов экономики, в том числе через стимулирование создания эффективных экономических кластеров;
- Развитие эффективного и конкурентоспособного агропромышленного комплекса;
- Развитие малого предпринимательства.
Основания для реализации программы:
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
- Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности";
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения";
- Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р "О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий ("дорожной карте") по ее реализации (с изменениями и дополнениями)".
- Соглашение между Минэкономразвития России и Правительством Тюменской области о сотрудничестве в сфере повышения производительности труда и поддержки занятости населения от 08.02.2019 N С-93-МО/Д20;
- Паспорт национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости", утвержденный протоколом от 24.12.2018 N 16 заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам;
- Паспорт национального проекта "Международная кооперация и экспорт", утвержденный протоколом от 24.12.2018 N 16 заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам;
- Паспорт национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", утвержденный протоколом от 24.12.2018 N 16 заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам;
- Постановление Правительства Тюменской области от 06.06.2005 N 71-п "Об утверждении положения о Департаменте экономики Тюменской области";
- Постановление Правительства Тюменской области от 03.07.2006 N 160-п "Об утверждении положения о Департаменте инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области";
- Постановление Правительства Тюменской области от 27.10.2016 N 455-п "Об утверждении положения о Департаменте потребительского рынка и туризма Тюменской области";
- Постановление Правительства Тюменской области от 07.07.2009 N 184-п "Об утверждении положения о Департаменте труда и занятости населения Тюменской области";
- Постановление Правительства Тюменской области от 18.05.2005 N 27-п "Об утверждении положения о Департаменте агропромышленного комплекса Тюменской области";
- Положение о Региональном центре компетенций в сфере производительности труда ГАУ ТО "Западно-Сибирский инновационный центр", утвержденное исполнительным директором ГАУ ТО "Западно-Сибирский инновационный центр" от 28.06.2019;
- Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Раздел 2. Система основных мероприятий государственной программы Тюменской области
Оценка текущего уровня
Основными составляющими конкурентоспособности экономики региона являются: эффективность производства, в первую очередь высокая производительность труда, квалифицированные кадры и реализация экспортного потенциала.
Задача повышения производительности труда в регионе решается не первый год. В первую очередь, за счет стимулирования модернизации оборудования на предприятиях. Во-вторых, за счет реализации комплекса управленческих мероприятий. Так, за последние семь лет промышленные предприятия и субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие государственную поддержку, приобрели более пяти тысяч единиц нового оборудования. Это позволило существенно нарастить производительность труда.
Рост производительности труда на предприятиях может привести к необходимости переобучения сотрудников, повышения их квалификации, а также возможным сокращениям работников. В связи с этим, государственной программой предусмотрены меры по содействию модернизации производства и стимулированию сбыта продукции, а также по опережающему профессиональному переобучению работников.
Экспорт и внешнеэкономическая деятельность. Все международные контакты Тюменской области осуществляются в соответствии с единым внешнеполитическим курсом Российской Федерации. Правительство Тюменской области постоянно взаимодействует с представительством МИД России в городе Екатеринбурге по всем рабочим вопросам, связанным с развитием международного сотрудничества. На постоянной основе осуществляется информирование представительства МИД о предстоящих визитах в Тюменскую область иностранных делегаций, о выездах официальных делегаций Тюменской области за рубеж, а также информирование обо всех контактах с официальными представителями иностранных государств.
Правительством Тюменской области реализуется комплекс мер, направленных на поддержку внешнеэкономической и международной деятельности в регионе, в том числе:
- организация визитов иностранных делегаций в Тюменскую область;
- организация визитов делегаций Тюменской области в иностранные государства;
- организация презентаций экономического и инвестиционного потенциала Тюменской области в посольствах иностранных государств в г. Москве;
- работа с торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом и ассоциациями иностранных предприятий;
- организация деловых форумов, бирж контактов с участием иностранных партнеров;
- работа по развитию побратимских связей между городами Тюменской области и городами иностранных государств;
- финансовая поддержка предприятий Тюменской области;
- организация бизнес-миссий предприятий Тюменской области в иностранные государства, участие в значимых экономических выставках, ярмарках;
- проведение обучающих мероприятий для предприятий Тюменской области - участников ВЭД;
- информационно-разъяснительная и методическая работа с действующими и потенциальными участниками ВЭД.
Для обеспечения достижения целей и задач государственной программы Тюменской области сформирована система программных мероприятий, которая изложена в Приложении 1 к Программе "План мероприятий по реализации государственной программы Тюменской области "Повышение конкурентоспособности экономики".
В целях реализации Указа Президента от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в перечень мероприятий программы включены региональные составляющие федеральных проектов:
"Системные меры по повышению производительности труда";
"Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях";
"Системные меры развития международной кооперации и экспорта";
"Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства".
Раздел 3. Финансовое обеспечение государственной программы Тюменской области
Распределение объемов финансовых ресурсов по годам приведено в Приложении 1 "План мероприятий по реализации государственной программы Тюменской области".
Привлечение средств внебюджетных источников и средств федерального бюджета предполагается по мероприятию "Обучение специалистов предприятий в рамках Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" в соответствии с разделом "Финансовое обеспечение" Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19 учебном году, утверждённого постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 N 142 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19 учебном году".
За счет средств организаций или собственных средств специалистов частично (34% от стоимости обучения) финансируются обучение по дополнительным профессиональным программам специалистов в образовательных организациях, участвующих в реализации Государственного плана.
Привлечение средств федерального бюджета на реализацию мероприятий региональных проектов, входящих в состав государственной программы, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
При организации и проведении визитов официальных делегаций Тюменской области в другие регионы и иностранные государства представители бизнес-сообщества, входящие в состав делегации, могут нести отдельные виды расходов (например, расходы на проживание, питание, проведение индивидуальных переговоров и т.п.).
Раздел 4. Ожидаемые конечные результаты и показатели государственной программы Тюменской области
Система показателей, позволяющих оценить степень достижения целей и задач программы, представлены в Приложении 2 "Показатели реализации государственной программы Тюменской области".
1. К 2025 году в рамках региональной программы разработан и реализован комплекс мер по повышению производительности труда на не менее чем 240 предприятиях, включающий, в том числе:
проведение комплексного аудита деятельности предприятий на предмет определения резервов роста производительности труда и формирования набора мероприятий, направленных на обеспечение такого роста;
создание производственных систем на предприятиях-участниках;
участие в мероприятиях и инструментах поддержки, реализуемых по линии государственных программ Российской Федерации и Тюменской области, государственных институтов развития (федеральных и региональных).
2. Одновременно с реализацией комплекса мер по повышению производительности труда - в связи с тем, что рост производительности труда часто требует совершенствования системы управления персоналом - в регионе проведен аудит текущей системы занятости, в том числе с акцентом на специфические особенности отраслей регионов. По результатам аудита разработан и реализован ряд мер по повышению эффективности системы занятости.
Основными задачами при поэтапной реализации данного мероприятия к 2025 году являются:
обеспечение качества и эффективности взаимодействия пилотных центров занятости населения с гражданами и работодателями, другими участниками рынка труда на основе принципов проактивности, клиентоориентированности, развития инфраструктуры занятости, организационных и технологических инноваций;
качественное удовлетворение потребностей работодателей в подборе необходимых работников на основе внедрения профилирования работодателей; качественное удовлетворение потребностей граждан в области содействия занятости населения на основе совершенствования профилирования граждан, с использованием компетентностного подхода;
содействие непрерывному обучению, поддержанию и улучшению профессиональных навыков граждан (включая работающих граждан), содействие в овладении ими передовыми компетенциями в области цифровой экономики, в том числе путём активного вовлечения работодателей, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, социальных партнеров;
обеспечение удобства, доступности, многоканальности получения гражданами и работодателями услуг в области содействия занятости населения, в том числе с помощью цифровых сервисов;
формирование нового позитивного образа центров занятости населения с использованием единого фирменного стиля.
3. В 2018 году в целях повышения конкурентоспособности предприятий за счет внедрения лучших практик и методик по повышению производительности труда, формирования мер стимулирования производительности и инноваций, повышения качества управления создан региональный центр компетенций в сфере производительности труда, который содействует разработке эффективных стратегий поддержки производительности труда, внедрению организационных инноваций в производственные и управленческие процессы, формированию условий и предпосылок к выявлению потенциала для достижения устойчивого качественного роста производительности труда во всех ключевых отраслях экономики. К 2025 году региональным центром компетенций тиражируется портфель типовых решений, содержащий доступные и реализуемые для широкого круга предприятий меры для самостоятельного и экономичного повышения производительности труда.
4. К 2020 году проведена инвентаризация и сформирован перечень мер государственной поддержки, направленных на повышение производительности труда и реализуемых по линии государственных программ Тюменской области. Условие о необходимости повышения производительности труда включено в качестве одного из критериев для получения мер государственной поддержки. Разработаны механизмы содействия доступу к мерам государственной поддержки для предприятий, реализующих программы повышения производительности труда, включая упрощенную заявку на получение мер государственной поддержки.
5. К 2025 году в рамках программы разработан и реализован комплекс мер по реализации экспортного потенциала, который обеспечил увеличение количества экспортеров на не менее чем 76 предприятий, включающий, в том числе:
формирование индивидуального плана по сбыту продукции на внешние рынки (с учетом потребностей предприятия в доработке продукта, упаковки, маркировки, сертификации и т.д.);
мониторинг динамики экспортной деятельности предприятия;
индивидуальное сопровождение реализации проекта на ключевых этапах (сертификация, логистика, маркетинг, таможенный и валютный контроль);
обучение иностранным языкам руководящих сотрудников предприятий-экспортеров.
По показателям программы, не обладающим методикой расчета, утвержденной органами государственной статистики Российской Федерации либо нормативными правовыми актами Российской Федерации или Тюменской области, алгоритм расчета представлен ниже.
N п/п |
Наименование показателя, единица измерения, направленность |
Алгоритм расчета показателя |
Наименование составляющих показателя |
Источник информации о значении показателя, составляющих |
Сроки и периодичность получения информации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости", ед. нарастающим итогом, П |
А=А |
А - количество предприятий, заключивших соглашение о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" с Департаментом экономики Тюменской области |
ведомственная информация |
Ежеквартально, до конца месяца, следующего за отчетным кварталом |
2 |
Количество предприятий регионального сегмента - участников мероприятий по повышению производительности труда, ед. нарастающим итогом, П |
А=А |
А - количество предприятий, заключивших соглашение об оказании услуг по повышению производительности труда с ГАУ ТО "Западно-Сибирский инновационный центр" |
ведомственная информация |
Ежеквартально, до конца месяца, следующего за отчетным кварталом |
3 |
Прирост количества экспортёров Тюменской области, ед. нарастающим итогом к 2017 году, П |
А - прирост количества экспортёров Тюменской области В - количество экспортёров Тюменской области в отчетном периоде С - количество экспортёров Тюменской области в базовом периоде |
Уральское таможенное управление |
Ежегодно, до конца квартала, следующего за отчетным годом |
Раздел 5. Управление рисками реализации государственной программы Тюменской области
Наименование риска |
Вероятность наступления |
Влияние на ход реализации программы |
Меры по управлению рисками (профилактика и минимизация) |
Внутренние риски | |||
Недостаточная мотивация предприятий к участию в программе |
Высокая |
Высокая |
Обеспечение приоритетного доступа к мерам государственной поддержки для предприятий - участников программы. Разработка информационных материалов о программе, в том числе о действующих мерах государственной поддержки. Проведение встреч, семинаров, круглых столов с участием представителей предприятий. Освещение хода разработки и реализации программы в СМИ. |
Низкое качество предоставленных услуг аудита и невыполнение сроков предоставления услуг консалтинговыми компаниями |
Средняя |
Высокая |
Контроль со стороны регионального центра компетенций за исполнением консалтинговыми компаниями своих обязательств по договору предоставления услуг. Оплата услуг консалтинговых компаний по результатам выполненных работ. |
Рост безработицы вследствие несоответствия опыта и квалификации работников, участвующих в мероприятиях по поддержке занятости, имеющимся на рынке труда вакансиям, дефицита свободных вакансий |
Средняя |
Средняя |
Выделение дополнительных бюджетных средств на обучение высвобождаемых сотрудников, активный поиск дополнительных вакансий, построение взаимоотношений с потенциальными работодателями (инвесторами), расширение программ мобильности рабочей силы. Стимулирование предприятий к созданию дополнительных рабочих мест, в том числе за счет развития собственного производства. Поддержка и поиск новых форм самозанятости населения. |
Неготовность образовательных организаций своевременно обеспечить повышение квалификации и переобучение работников по требуемым направлениям подготовки |
Средняя |
Средняя |
Стимулирование взаимодействия службы занятости населения с предприятиями и образовательными организациями в целях планирования потребности в образовательных услугах. |
Изменение потребности в финансировании мероприятий программы |
Средняя |
Высокая |
Ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий программы, в зависимости от достигнутых результатов. |
Внешние риски | |||
Изменение федерального и областного законодательства, регламентирующего сферу реализации мероприятий программы |
Высокая |
Высокая |
Взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами на этапе разработки проектов нормативных правовых актов. Постоянный мониторинг законодательства Российской Федерации, хода выполнения и результативности программы. Оперативная корректировка программы. |
Снижение темпов экономического роста, ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры |
Низкая |
Средняя |
Мониторинг микро и макроэкономических показателей региона, динамики прибыли предприятий - участников программы в целях своевременного принятия управленческих решений и мер для минимизации последствий изменения экономической конъюнктуры региона на ход реализации программы. |
*(1) Организационные мероприятия - с ноября 2017 года.
Приложение N 1
к государственной программе
Тюменской области
План
мероприятий по реализации государственной программы Тюменской области "Повышение конкурентоспособности экономики"
Наименование задачи |
N п/п |
Наименование мероприятия / контрольного события |
Объем финансирования на период действия программы, тыс. руб. / Значения контрольного события |
Получатели бюджетных средств |
|||||||
2018 год (факт) |
2019 год (план) |
2020 год (план) |
2021 год (план) |
2022 год (план) |
2023 год (план) |
2024 год (план) |
2025 год (план) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Всего по программе |
91 674,57 |
245 232,70 |
96 517,60 |
98 324,80 |
96 815,57 |
97 472,74 |
97 472,74 |
90 901,00 |
|
|
в т.ч. федеральный бюджет |
91,48 |
106 886,70 |
3 121,60 |
4 928,80 |
5 914,57 |
6 571,74 |
6 571,74 |
0,00 |
|||
Всего по федеральным проектам в составе программы |
0,00 |
139 862,63 |
11 561,48 |
18 254,81 |
21 905,81 |
24 339,78 |
24 339,78 |
0,00 |
|||
в т.ч. федеральный бюджет по федеральным проектам в составе программы |
0,00 |
106 749,40 |
3 121,60 |
4 928,80 |
5 914,57 |
6 571,74 |
6 571,74 |
0,00 |
|||
Цель: Создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий региона и повышения эффективности системы занятости | |||||||||||
Задача 1. Стимулирование повышения производительности труда на предприятиях |
Всего расходы по задаче 1 |
45 854,57 |
187 851,90 |
51 526,00 |
51 526,00 |
49 031,00 |
49 031,00 |
49 031,00 |
49 031,00 |
|
|
в т.ч. федеральный бюджет |
91,48 |
95 175,90 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
1.1. |
Региональный проект (справочно). "Системные меры по повышению производительности труда" в рамках реализации национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" |
В рамках расходов на управление Департамента экономики Тюменской области |
ДЭ |
||||||||
1.2. |
Региональный проект. "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" в рамках реализации национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" |
0,00 |
96 489,30 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ДИПиГПП |
|
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
95 038,60 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Создание и обеспечение деятельности Регионального центра компетенций в сфере производительности труда |
0,00 |
6 172,50 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
4 721,80 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Создание и обеспечение деятельности "фабрики процессов" |
0,00 |
4 440,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
4 440,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Привлечение консультантов для работы на предприятиях, внедряющих мероприятия по повышению производительности труда |
0,00 |
85 876,80 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
85 876,80 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Контрольное событие. Доля выполненных в срок контрольных точек проекта, запланированных на отчетный год, % |
- |
не менее 95 |
не менее 95 |
не менее 95 |
не менее 95 |
не менее 95 |
не менее 95 |
- |
|||
1.3. |
Мероприятие. Создание и функционирование Регионального центра компетенций в сфере производительности труда |
3 198,00 |
0,00 |
2 948,00 |
2 948,00 |
2 948,00 |
2 948,00 |
2 948,00 |
2 948,00 |
ДИПиГПП |
|
Контрольное событие. Достижение показателей эффективности и результативности Регионального центра компетенций в сфере производительности труда в рамках доведенных средств, %, П |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||
1.4. |
Мероприятие. Обучение персонала предприятий современным методам и практикам повышения производительности труда |
2 200,00 |
2 565,00 |
2 565,00 |
2 565,00 |
2 565,00 |
2 565,00 |
2 565,00 |
2 565,00 |
ДИПиГПП |
|
Контрольное событие. Доля работников предприятий, прошедших обучение (от общего числа работников, приступивших к обучению), %, П |
100 |
Не менее 85 |
Не менее 85 |
Не менее 85 |
Не менее 85 |
Не менее 85 |
Не менее 85 |
Не менее 85 |
|||
1.5. |
Мероприятие. Содействие в разработке и сопровождении реализации программ по повышению производительности труда на предприятиях |
39 200,00 |
44 843,00 |
41 895,00 |
41 895,00 |
41 895,00 |
41 895,00 |
41 895,00 |
41 895,00 |
ДИПиГПП |
|
Контрольное событие. Доля предприятий, разработавших программы по повышению производительности труда, из общего числа предприятий, с которыми заключено соглашение, %., П |
100 |
- |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||
1.6. |
Мероприятие. Обучение управленческих кадров |
609,84 |
42 331,60 |
2 495,00 |
2 495,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
|
в т.ч. федеральный бюджет |
91,48 |
137,30 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Обучение специалистов предприятий в рамках Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации |
609,84 |
931,60 |
2 495,00 |
2 495,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ДЭ |
||
в т.ч. федеральный бюджет |
91,48 |
137,30 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Организация обучения управленческих кадров в региональной системе управления в сфере развития Тюменского региона в национальном и глобальном контексте |
0,00 |
41 400,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ДИПиГПП |
||
Контрольное событие. Количество специалистов, завершивших обучение (в процентах к общему количеству специалистов, приступивших к обучению), %, П |
88,8 |
Не менее 85 |
Не менее 85 |
Не менее 85 |
- |
- |
- |
- |
|
||
1.7. |
Мероприятие. Участие в выездных семинарах, совещаниях, конференциях, форумах |
646,7 |
1 623,0 |
1 623,0 |
1 623,0 |
1 623,0 |
1 623,0 |
1 623,0 |
1 623,0 |
ДЭ |
|
Контрольное событие. Количество выездных мероприятий, ед. П |
7 |
Не менее 6 |
Не менее 6 |
Не менее 6 |
Не менее 6 |
Не менее 6 |
Не менее 6 |
Не менее 6 |
|||
Задача 2. Совершенствование систем управления персоналом предприятий |
Всего расходы по задаче 2 |
|
|||||||||
2.1. |
Региональный проект (справочно). "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" в рамках реализации национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" |
В рамках государственной программы Тюменской области "Содействие занятости населения и регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений" |
ДТиЗН |
||||||||
Задача 3. Развитие внешнеэкономической деятельности Тюменской области, расширение рынков сбыта продукции Тюменских товаропроизводителей и стимулирование экспортных продаж |
Всего расходы по задаче 3 |
45 820,00 |
57 380,80 |
44 991,60 |
46 798,80 |
47 784,57 |
48 441,74 |
48 441,74 |
41 870,00 |
|
|
3.1. |
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
11 710,80 |
3 121,60 |
4 928,80 |
5 914,57 |
6 571,74 |
6 571,74 |
0,00 |
|
|
Региональный проект (справочно). "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" в рамках реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт" |
В рамках расходов на управление Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
ДИПиГПП |
|||||||||
3.2. |
Мероприятие. Организация бизнес-миссий, экспозиций, выставочно-ярмарочных мероприятий и участие в них |
34 820,00 |
10 207,47 |
33 430,12 |
28 543,99 |
25 878,76 |
24 101,96 |
24 101,96 |
17 530,22 |
ДИПиГПП |
|
Контрольное событие. Количество постоянно действующих экспозиций товаров тюменских производителей, ед., П |
1 |
Не менее 2 |
Не менее 2 |
Не менее 2 |
Не менее 2 |
Не менее 2 |
Не менее 2 |
Не менее 2 |
|||
3.3. |
Региональный проект. "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" |
0,00 |
43 373,33 |
11 561,48 |
18 254,81 |
21 905,81 |
24 339,78 |
24 339,78 |
0,00 |
ДИПиГПП |
|
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
11 710,80 |
3 121,60 |
4 928,80 |
5 914,57 |
6 571,74 |
6 571,74 |
0,00 |
|||
Мероприятие регионального проекта. Функционирование и продвижение центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства* |
650,00 |
43 373,33 |
11 561,48 |
18 254,81 |
21 905,81 |
24 339,78 |
24 339,78 |
24 339,78 |
|||
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
11 710,80 |
3 121,60 |
4 928,80 |
5 914,57 |
6 571,74 |
6 571,74 |
0,00 |
|||
Контрольное событие. Доля выполненных в срок контрольных точек проекта, запланированных на отчетный год, % |
- |
не менее 95 |
не менее 95 |
не менее 95 |
не менее 95 |
не менее 95 |
не менее 95 |
- |
|||
3.4. |
Мероприятие. Услуги по сопровождению экспортеров с привлечением сторонних профильных организаций и экспертов |
10 350,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ДИПиГПП |
|
Контрольное событие. Количество предприятий-экспортеров, находящихся на сопровождении в отчетном году, ед., П |
100 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
3.5. |
Мероприятие. Организация визитов официальных делегаций Тюменской области в иностранные государства |
0,00 |
3 800,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ДИПиГПП |
|
Контрольное событие. Количество выездных мероприятий, ед. П |
- |
не менее 3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
3.6. |
Мероприятие (справочно). Содействие в продвижении продукции местных товаропроизводителей на региональном и внерегиональном уровне |
В рамках государственной программы Тюменской области "Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей" |
ДПРиТ |
||||||||
3.7. |
Мероприятие (справочно). Предоставление субсидий товаропроизводителям Тюменской области на брендинг продукции |
||||||||||
Задача 4. Содействие техническому перевооружению предприятий |
Всего расходы по задаче 4 |
|
|||||||||
4.1. |
Мероприятие (справочно). Техническое перевооружение промышленных предприятий |
В рамках государственной программы Тюменской области "Развитие промышленности и инвестиционной деятельности" |
ДИПиГПП |
||||||||
4.2. |
Мероприятие (справочно). Техническое перевооружение субъектов малого и среднего предпринимательства |
В рамках государственной программы Тюменской области "Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы" |
ДИПиГПП |
||||||||
4.3. |
Мероприятие (справочно). Техническое и технологическое оснащение и перевооружение в АПК области |
В рамках государственной программы Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" |
ДАПК |
||||||||
|
Распределение средств по бюджетополучателям |
||||||||||
Департамент экономики Тюменской области |
1 256,57 |
2 554,60 |
4 118,00 |
4 118,00 |
1 623,00 |
1 623,00 |
1 623,00 |
1 623,00 |
|
||
в т.ч. федеральный бюджет |
91,48 |
137,30 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
90 418,00 |
242 678,10 |
92 399,60 |
94 206,80 |
95 192,57 |
95 849,74 |
95 849,74 |
89 278,00 |
|||
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
106 749,40 |
3 121,60 |
4 928,80 |
5 914,57 |
6 571,74 |
6 571,74 |
0,00 |
* в период 2019 - 2024 гг. мероприятия реализуются в рамках федеральных проектов (срок реализации проектов до 31.12.2024), в прочие периоды финансирование запланировано на самостоятельные мероприятия программы
Приложение N 2
к государственной программе
Тюменской области
Показатели
реализации государственной программы Тюменской области "Повышение конкурентоспособности экономики"
Приложение N 3
к государственной программе
Тюменской области
1. Структура экономики региона и производительность
1.1. Анализ структуры экономики региона
Основными составляющими конкурентоспособности экономики региона являются: эффективность производства, в первую очередь высокая производительность труда, квалифицированные кадры и реализация экспортного потенциала.
Задача повышения производительности труда в регионе решается не первый год. В первую очередь, за счет стимулирования модернизации оборудования на предприятиях. Во-вторых, за счет реализации комплекса управленческих мероприятий. Так, за последние семь лет промышленные предприятия и субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие государственную поддержку, приобрели более пяти тысяч единиц нового оборудования. Это позволило существенно нарастить производительность труда.
Всего в базовых несырьевых отраслях Тюменской области (обрабатывающие производства, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство, торговля*, транспорт**, строительство) (далее - БНО) в 2016 году сформирована валовая добавленная стоимость на сумму 487,6 млрд руб., что составляет 52,6% от общего объема по региону. Доля занятых в данных отраслях экономики Тюменской области в 2016 году - 59,5% (453,8 тыс. человек).
Подробная информация по БНО и их вкладе в валовую добавленную стоимость региона и страны представлена в таблице (по данным за 2016 год):
Вид деятельности |
Сумма ВДС по Тюменской области, млрд руб. |
Доля в ВДС Тюменской области, % |
Доля в ВДС соответствующей БНО РФ, % |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
43,6 |
4,7 |
1,2 |
Обрабатывающие производства |
127,3 |
13,7 |
1,2 |
Строительство |
66,0 |
7,1 |
1,3 |
Торговля* |
141,0 |
15,2 |
1,2 |
Транспорт** |
109,7 |
11,8 |
1,7 |
Всего по базовым несырьевым отраслям |
487,6 |
52,6 |
1,4 |
* - оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользование
** - с учетом объемов по связи
В связи с поздними сроками опубликования официальных статистических данных по валовой добавленной стоимости региона за 2017 год (данные будут опубликованы Росстатом в марте 2019 года), за 2017 год проведен анализ имеющихся официальных статистических данных по выручке и среднесписочной численности работников организаций.
Данные статистики по предприятиям Тюменской области свидетельствуют о том, что на полный круг организаций БНО в 2017 году приходится совокупный объем выручки в размере 1 481,8 млрд руб., что соответствует 71,8% от общей выручки предприятий региона. Среднесписочная численность работников анализируемых предприятий находится на уровне 214,9 тыс. человек (48,4% в общей численности).
На основе анализа статистической информации за 2017 год по крупным и средним предприятиям БНО региона, проведенного Департаментом экономики Тюменской области, получены следующие результаты.
6 крупнейших предприятий БНО общей численностью 15,4 тыс. человек (7% от численности предприятий БНО) имеют выручку от 30 млрд руб. каждое. Общий объем выручки по ним - 790,3 млрд руб. (53% от выручки предприятий БНО).
Количество предприятий с выручкой от 800 млн руб. составляет 109 единиц, их суммарная выручка - 307,0 млрд руб. (21% от выручки предприятий БНО), среднесписочная численность работников - 47,5 тыс. чел. (22% от численности предприятий БНО).
Суммарная выручка предприятий, имеющих выручку 400-800 млн руб., попавших в выборку (56 предприятий), составляет 2% в общем объеме выручки предприятий БНО (31,5 млрд руб.). Среднесписочная численность работников данных предприятий - 9,5 тыс. человек, что составляет 4% от суммарной численности работников предприятий БНО.
Анализ выручки на одного работника по видам экономической деятельности на основе данных официальной статистики позволил выявить следующее.
В обрабатывающем секторе промышленности по итогам 2017 года выручка на 1 работника по Тюменской области в 2,4 раза выше среднероссийского значения.
В сфере сельского хозяйства выручка в среднем на 1 работника по Тюменской области составляет 78% от среднероссийского значения. В строительстве - 66%. По виду деятельности "Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" производительность труда в Тюменской области вдвое ниже чем по РФ (51%). В сфере транспортировки и хранения значение выручки на 1 работника составляет 88% от среднероссийского уровня.
Отраслевая структура занятых в экономике региона по данным за 2017 год схожа со структурой занятости населения в странах с промышленно-ориентированной экономикой (35,8% - реальный сектор экономики, 64,2% - сфера услуг). В обрабатывающей промышленности (11,9%), строительстве (14,0%) и сельском хозяйстве (6,1%) занята наибольшая часть из числа занятых в реальном секторе. В сфере услуг наибольшая доля занятых - в торговле (17,8%).
1.2. Анализ рынка труда в регионе
Изменение состава трудовых ресурсов региона в основном происходит за счет повышения соответствия профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов потребностям регионального рынка труда. Заявленную потребность работодателей Тюменской области в работниках невозможно полностью удовлетворить за счет профессионально-квалификационного состава незанятых граждан, поэтому подготовка специалистов, обладающих профессиональной компетентностью, технологической культурой, интенсивной работоспособностью является одним из наиболее актуальных направлений системы образования в регионе.
Рост производительности труда на предприятиях может привести к необходимости переобучения сотрудников, повышения их квалификации, а также возможным сокращениям работников. В связи с этим, государственной программой предусмотрены меры по содействию модернизации производства и стимулированию сбыта продукции, а также по опережающему профессиональному переобучению и дополнительному профессиональному образованию работников.
Потребность работодателей Тюменской области в дополнительных навыках и профессиях работников достаточно высокая поскольку отмечается сохранение тенденции неполного закрытия перспективных потребностей предприятий экономики области в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена, конкурентоспособных специалистов инженерных специальностей за счет подготовки выпускников в учреждениях среднего профессионального и высшего образования, а также за счет местных трудовых ресурсов, завершивших обучение ранее.
Прогнозируется, что самыми трудодефицитными в последующие годы в Тюменской области будут такие виды экономической деятельности, как строительство, оптовая и розничная торговля, государственное управление и обеспечение военной безопасности и социальное обеспечение, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания и предоставление прочих видов услуг. В этих отраслях экономики области спрос на рабочую силу будет значительно превышать ее предложение.
Потребность работодателей Тюменской области в работниках невозможно полностью удовлетворить за счет профессионально-квалификационного состава незанятых граждан, поэтому подготовка специалистов, обладающих профессиональной компетентностью, технологической культурой, интенсивной работоспособностью является одним из наиболее актуальных направлений деятельности.
1.3. Перечень приоритетных отраслевых секторов
Учитывая, что в базовых несырьевых отраслях Тюменской области формируется более 50% валовой добавленной стоимости (см. раздел 1.1.), безусловную значимость приобретает проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение производительности труда на предприятиях данных отраслей.
В соответствии с разъяснениями Тюменьстата (письмо от 14.12.2017 N НМ-74-04/1594-ИС), по показателю "валовая добавленная стоимость" публикации подлежат утвержденные итоги на уровне ОКВЭД в целом по экономике региона. Представление информации по детализированным ОКВЭД не представляется возможным из-за соблюдения требований по обеспечению конфиденциальности информации ограниченного доступа.
Вид деятельности |
Численность занятых, тыс. человек |
Доля численности занятых в отрасли в общем числе занятых, % |
ВДС на 1 занятого по сравнению со средним значением по региону, % |
Сельское хозяйство |
50 |
6,6 |
72 |
Обрабатывающие производства |
90 |
11,8 |
116 |
Строительство |
109 |
14,2 |
50 |
Торговля |
137 |
18,0 |
85 |
Транспорт |
68 |
8,9 |
132 |
Таким образом, определены приоритетные отрасли в разрезе укрупненных видов экономической деятельности для реализации мероприятий по повышению производительности труда:
- обрабатывающие производства (ВДС на одного занятого в отрасли выше среднеобластного значения на 16%, при этом занято в отрасли около 12% от общей численности занятых по области, учитывая высокие темпы развития отрасли (107,2% - 2016 год к 2014 году) очевидны дальнейшие перспективы роста производительности труда);
- сельское хозяйство (ВДС на одного занятого в отрасли составляет только 72% от среднеобластного значения, занято - около 7% от общей численности занятых по области);
- транспорт (ВДС на одного занятого в отрасли выше среднеобластного значения на 32%, при этом занято в отрасли около 9% от общей численности занятых по области, учитывая высокие темпы развития отрасли (116% - 2016 год к 2014 году) очевидны дальнейшие перспективы роста производительности труда);
- строительство (ВДС на одного занятого в отрасли составляет только 50% от среднеобластного значения, занято - более 14% от общей численности занятых по области);
- торговля (ВДС на одного занятого в отрасли составляет только 85% от среднеобластного значения, занято - 18% от общей численности занятых по области).
2. Экспертная поддержка предприятий в повышении производительности труда
Предприятиям предоставляется экспертная поддержка путем оказания содействия в разработке и сопровождении реализации программ по повышению производительности труда силами Регионального центра компетенций в сфере производительности труда, сформированного на базе ГАУ ТО "Западно-Сибирский инновационный центр (далее - РЦК), и/или привлеченных им консультантов.
Количество предприятий, которым оказывается поддержка в рамках национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" (далее - национальный проект), определяется значениями показателя N 2 Приложения N 2 к государственной программе.
Для участия в национальном проекте между Департаментом экономики Тюменской области и предприятием заключается соглашение о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости".
Предприятие для заключения соглашения направляет в департамент экономики заявку, в которой декларирует соблюдение условий для заключения соглашения.
Соглашение о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта заключается с предприятием при соблюдении базовых требований, установленных в Приложении N 1 Методических рекомендаций по отбору предприятий для участия в федеральном проекте "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", утвержденных АНО "Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда", размещенных на официальном сайте АНО "ФЦК" в сети Интернет - производительность.рф.
Заявка на участие в национальном проекте должна быть подписана руководителем организации или лицом, его замещающим.
В целях создания условий для роста производительности труда в базовых несырьевых отраслях экономики и охвата полного круга организаций экспертная поддержка предоставляется предприятиям регионального сегмента - участникам мероприятий по повышению производительности труда, не отвечающим всем базовым требованиям участия в национальном проекте.
Количество предприятий регионального сегмента, которым оказывается поддержка, определяется значениями показателя N 3 Приложения N 2 к государственной программе.
Для участия в мероприятиях по повышению производительности труда заключается соглашение между предприятием и ГАУ ТО "Западно-Сибирский инновационный центр".
Предприятие регионального сегмента должно отвечать следующим критериям:
1. Предприятие должно быть зарегистрировано в Тюменской области (за исключением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа).
2. Основной вид экономической деятельности предприятия (по данным ЕГРЮЛ) должен соответствовать следующим видам деятельности (согласно ОКВЭД2):
Вид деятельности |
Раздел, класс, подкласс, группа |
|
1 |
Сельское хозяйство |
01.1, 01.2, 01.3, 01.4, 01.5 |
2 |
Обрабатывающие производства, кроме производства табачных изделий и производства кокса и нефтепродуктов |
Раздел C, кроме кодов 12 и 19 |
3 |
Строительство |
Раздел F |
4 |
Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
46 |
5 |
Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
47 |
6 |
Деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки и деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта |
49.1 + 49.3 |
7 |
Деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки |
49.2 |
8 |
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам |
49.4 |
9 |
Деятельность морского пассажирского транспорта |
50.1 |
10 |
Деятельность морского грузового транспорта |
50.2 |
11 |
Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта |
50.3 |
12 |
Деятельность внутреннего водного грузового транспорта |
50.4 |
13 |
Деятельность пассажирского воздушного транспорта |
51.1 |
14 |
Деятельность грузового воздушного транспорта |
51.21 |
15 |
Деятельность в сфере телекоммуникаций |
61 |
16 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
81.1, 81.21, 81.22, 81.29, 35.13, 35.14, 35.22, 35.23, 35.30.2, 35.30.3, 35.30.4, 35.30.5, 36.00, 37.0, 38.11, 38.32. |
3. Заявка на участие должна быть подписана руководителем организации или лицом, его замещающим.
3. Анализ ключевых проблем для решения в рамках региональной программы
Направление: Системные меры по повышению производительности труда в регионе.
Устаревшие мощности и технологии производства (по сравнению с развитыми странами) (источник: обследование деловой активности организаций (без малых предприятий) Росстата в ноябре 2018 года, официальные статистические данные Тюменьстата);
Низкий уровень загрузки производственных мощностей (источник: обследование деловой активности организаций (без малых предприятий) Росстата в ноябре 2018 года, официальные статистические данные Тюменьстата);
Отсутствие значимых внешних и внутренних стимулов к повышению производительности труда (источник: результаты опроса, проведенного Центром стратегических разработок);
Недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем и внешнем рынках (источник: обследование деловой активности организаций (без малых предприятий) Росстата в ноябре 2018 года, конъюнктурный обзор ЦБ РФ (май 2018 года));
Неразвитость финансовой системы, высокая стоимость инструментов кредитования, особенно долгосрочного, недостаток финансовых средств (источник: обследование деловой активности организаций (без малых предприятий) Росстата в ноябре 2018 года, результаты опроса, проведенного Центром стратегических разработок);
Отсутствие системы налоговых льгот для целей производительности труда (источник: результаты опроса, проведенного Центром стратегических разработок).
Направление: Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях.
Недостаточный уровень компетенций в сфере повышения производительности и организации труда (источник: результаты опроса, проведенного Центром стратегических разработок);
Низкая эффективность организации труда (по сравнению с развитыми странами), обусловленная низкой организационной культурой (источник: результаты опроса, проведенного Центром стратегических разработок);
Отсутствие эффективных связей по цепочке "производство - переработка - сбыт продукции", особенно в сельском хозяйстве (источник: результаты опроса, проведенного Центром стратегических разработок).
Направление: Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда.
Структурные дисбалансы на рынке труда: дефицит квалифицированных рабочих, в т.ч. промышленных и строительных, технических специалистов, а также специалистов в сфере высоких технологий, инженеров, необходимых для реализации приоритетных инновационных направлений развития региона (источник: обследование деловой активности организаций (без малых предприятий) Росстата в ноябре 2018 года);
Недостаточная территориальная мобильность трудовых ресурсов, необходимая для сокращения дисбалансов спроса и предложения на локальных рынках труда и повышения эффективности занятости (источник: обследование деловой активности организаций (без малых предприятий) Росстата в ноябре 2018 года);
Недостаточная заинтересованность работодателей в инвестициях в подготовку и повышение квалификации работников для своего предприятия (источник: обследование деловой активности организаций (без малых предприятий) Росстата в ноябре 2018 года).
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Тюменской области от 18 сентября 2019 г. N 319-п "О внесении изменений в постановление от... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.