Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к письму Министерства образования
и науки Пермского края
от 15 мая 2019 г. N СЭД-26-01-28-197
Аналитическая справка
о реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях Пермского края
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование является уровнем общего образования.
Система дошкольного образования призвана создать в системе дошкольного образования Пермского края возможности для современного качественного и доступного образования и позитивной социализации детей.
На территории Пермского края рынок услуг дошкольного образования представлен 456 муниципальными дошкольными образовательными организациями (далее - детские сады), 384 - структурными подразделениями - детский сад - при общеобразовательных организациях. Услугу дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях получают 164,9 тыс. детей в возрасте от 1 года до 8 лет, в том числе 23,6 тыс. детей в возрасте до 3 лет.
Продолжает развиваться негосударственный сектор. По итогам 2018 года услугу дошкольного образования оказывали 82 поставщика (9,8% от общего количества детских садов): 36 частных дошкольных образовательных организаций и 76 индивидуальных предпринимателей.
Кроме того продолжается работа по созданию дополнительных мест для детей дошкольного возраста.
В 2018 году в Пермском крае создано 1 038 мест для детей в возрасте до 3 лет, в 2019 г. планируется создать 1 910 мест, в 2020 г. - 1 850 мест и в 2021 г. - 80 мест.
Существующая инфраструктура в основном обеспечивает доступность дошкольного образования в Пермском крае.
Доступность дошкольного образования по состоянию на 1 января 2019 г. в Пермском крае составила 84,83% (в 2017 г. - 81,6%), в том числе для детей в возрасте от 3 до 7 лет и старше - составляет 100%.
По итогам 2018 г. в 27 муниципальных районах (городских округах) (58,7% от общего количества муниципальных районов (городских округов)) достигнута 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1 года до 8 лет.
В 2018 году продолжают развиваться вариативные формы дошкольного образования:
- функционирует сеть частных образовательных организаций (частные дошкольные образовательные организации и индивидуальные предприниматели): численность детей дошкольного возраста, посещающих частные организации дошкольного образования, составила 8 296 чел. (4,88% от общего количества детей получающих услугу дошкольного образования), из них:
- получают образовательную услугу (82 организации) - 5 017 чел. (2,9%),
- получают услугу присмотра и ухода (по данным мониторинга, проведенным Министерством образования и науки Пермского края - 115 организаций) - 3 279 чел. (1,5%);
- организованы группы кратковременного пребывания при муниципальных детских садах (134 группы) посещают 2,7 тыс. детей в возрасте с 1 года до 4 лет, в том числе 1,5 тыс. детей в возрасте до 3 лет;
- функционирует 1 семейная дошкольная группа (посещают 8 детей, из них 2 ребенка до 3 лет);
- продолжает реализация краевого проекта "Выездной воспитатель" (далее - Проект), целью которого является обеспечение доступности дошкольным образованием всех детей, проживающих в отдаленных территориях Пермского края и не имеющих возможности получать услугу дошкольного образования в детских садах. На сегодняшний день Проект востребован, и актуален для 9 сельских территорий (Березовский, Большесосновский, Гайнский, Горнозаводский, Добрянский, Красновишерский, Чайковский, Чусовской, Юрлинский).
В рамках Проекта услугу дошкольного образования получают 183 чел. в возрасте от 1 года до 7 лет, в том числе 104 ребенка в возрасте до 3 лет.
В 2018 году продолжается работа по реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - Стандарт). Во всех образовательных организациях Пермского края, реализующих программы дошкольного образования, основные образовательные программы разработаны в соответствии с требованиями Стандарта и примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. N 2/15) с учетом рекомендуемых комплексных основных образовательных программ.
Наиболее востребованными в 2018 г. стали комплексные программы "От рождения до школы" (под ред. Н.Е. Вераксы), "Детство" (под ред. Т.И. Бабаевой), "Радуга" (под ред. Е.В. Соловьевой), "Истоки" (под ред. Л.А. Парамоновой), "Детский сад - дом радости" (автор Н.М. Крылова).
Продолжается работа по приведению развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в соответствии с требованиями Стандарта. РППС детских садов обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Продолжается работа по совершенствованию РППС: регулярно педагоги детских садов участвуют в институциональных, муниципальных и региональных конкурсах, посвященных оснащению различных центров активности ("На лучший уголок книги в группе", "Уголок экспериментирования", "Зимняя сказка на прогулочном участке", "Спортивный уголок", "Мини-музей в группе", "Огород на окне" и др.), созданию дидактических игровых пособий ("Игры-ходилки", "Игры для интерактивного стола"). В 2018 году были апробированы различные модели в разных типах детских садов, закуплены технические средства для создания интерактивного образовательного пространства, программно-аппаратные комплексы для музыкального развития, инвентарь и оборудование для организации физкультурно-спортивных занятий, оборудование для поддержки творческой активности дошкольников, оборудование для познавательно-исследовательской деятельности, комплекты образовательных конструкторов для организации предметно-пространственной развивающей среды в детских садах в соответствии с требованиями Стандарта, развивающие компьютерные игры, наборы образовательной робототехники LEGO с программированием и другие. Приобретено оборудование в 203 детских сада (в 2017 г. - 28), на общую сумму более 25 736,0 тыс. руб. (федеральные и краевые средства) (в 2017 г. - 9 500,0 тыс. руб.).
Все детские сады имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности, что подтверждает соответствие материально-технической базы детских садов требованиям Стандарта.
В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" в нормативное состояние приведены помещения пищеблоков. Медицинские блоки отвечают установленным требованиям, имеют соответствующие лицензии.
В детских садах имеется оргтехника: интерактивные доски, персональные компьютеры, (имеющие выход в Интернет), ноутбуки, видеопроекторы, множительная и копировальная техника, 3D принтеры, телевизоры, музыкальная аппаратура. Все это позволяет использовать активные формы работы, обеспечивает оперативность и информационную активность.
РППС соответствует возрастным особенностям детей и комплексно-тематическому принципу планирования.
Развивающая среда детских садов обеспечивает вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса. Данная задача решается системно уже на протяжении трех лет, упорядочивая множество игровых средств ДОУ в "систему игровых средств" - "игровую поддержку развития детей".
Все материалы и оборудование в групповых помещениях имеют сертификаты качества, и отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
В детских садах имеются игровые помещения для детей раннего и дошкольного возраста по количеству групп, оснащенные необходимым оборудованием. Оборудованы кабинеты специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога. В 84 детских садах оборудованы помещения для организации деятельности служб ранней помощи, в 26 учреждениях функционируют лекотеки, также оборудуются помещения для библиотеки.
В детских садах также функционируют 707 музыкальных залов, 436 физкультурных зала, 59 закрытых плавательных бассейнов, 14 зимних сада.
Групповые прогулочные участки имеются по количеству групп, все обеспечены набором малых архитектурных форм, игровых построек, веранды имеют ограждения с 3-х сторон. Все оборудование прогулочных участков соответствует требованиями Стандарта и санитарным нормам и правилам. Постепенно происходит замена старых малых архитектурных форм на современные.
Созданы психолого-педагогические условия для реализации Стандарта, в том числе условия для организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В детских садах Пермского края психолого-педагогическое сопровождение ребенка осуществляется педагогическими средствами, через воспитателя и традиционные формы взаимодействия взрослых с детьми. Педагоги отслеживают динамику развития ребенка в образовательном процессе, создают социально-психологические условия для развития его личности с целью осуществления выбора средств и форм организации образовательной деятельности, просвещения родителей (законных представителей), создания ситуации сотрудничества с ними.
Условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа) обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
В детских садах Пермского края созданы все необходимые условия для получения дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Так доступность дошкольного образования для детей с ОВЗ составляет 100% от числа заявившихся на получения услуги.
В настоящее время функционирует 9 специализированных образовательных организации (6 детских садов и 3 структурных подразделений при общеобразовательных школах) г. Березники, Кунгур, Лысьва, Пермь, Соликамск, Краснокамском, Чайковском муниципальных районов. Кроме того организована деятельность 265 групп компенсирующей направленности, 741 групп комбинированной направленности в 263 детских садах.
По данным краевой информационной системы "Портал "Дошкольное образование" в 2018 году (по состоянию на 31 декабря 2018 г.) услугу дошкольного образования в муниципальных детских садах получают 8 411 детей с ОВЗ, из них 1 026 детей-инвалидов.
В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 27 августа 2010 г. N 560-п "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов дошкольного возраста на дому по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и Порядка предоставления компенсации части затрат родителям (законным представителям) по воспитанию и обучению детей-инвалидов дошкольного возраста на дому по основным общеобразовательным программам дошкольного образования" 429 семьей, имеющих детей-инвалидов, не посещающих детский сад, предоставляется компенсация. Размер компенсации составляет 20 781 руб. в год.
В рамках реализации государственной программы "Доступная среда" в 544 детских садах Пермского края (41,2%) создана доступная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В 5 муниципальных районах (10,9% от общего количества муниципальных районов (городских округов)) доступная среда создана в 100% детских садов (г. Кудымкар, Александровский, Большесосновский, Кишертский и Очерский муниципальные районы).
По данным статистической отчетности в детских садов Пермского края увеличилось количество специалистов, работающих с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами: 356 педагогов-психологов (в 2017 г. - 337), 748 учителей-логопедов (в 2017 г. - 710), 92 учителя-дефектолога (в 2017 г. - 73), 26 социальных педагогов (в 2017 г. - 19), 4351 инструкторов по физической культуре (в 2017 г. - 439).
Для проведения коррекционной работы с детьми ОВЗ разработаны, и реализуются адаптированные программы для детей с задержкой речевого развития, психического развития, для детей с умственной отсталостью, для слабослышащих, слабовидящих детей, детей с расстройствами аутистического спектра и др.
Коррекционную образовательную работу с детьми ОВЗ осуществляют педагоги: воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации по организации работы с детьми с ОВЗ (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, музыкальные руководители и инструктора по физической культуре). По итогам 2018 г. курсы повышения квалификации прошли 360 специалистов.
Для организации качественной работы с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ разработаны рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Проводятся консультации, тренинги, практикумы по реализации коррекционно-развивающих задач.
В мае 2018 г. для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов проведен краевой заочный конкурс "ПАРА ИКаРёнок", в котором приняло участие 74 детских сада, 100 детей и 131 педагог.
Конкурс рассчитан на детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, в том числе на детей-инвалидов в возрасте до 8 лет.
Целью конкурса является популяризация технического конструирования, как одного из видов детской деятельности, способствующей развитию творческой, разносторонней личности ребенка и включения детей с ОВЗ, детей-инвалидов и находящихся на длительном лечении в социальную среду.
В 2018 г. дети из 92 детских садов Пермского края - это около 150 человек и столько же сопровождающих педагогов и родителей из 32 муниципальных районов (городских округов), увлекающихся детским техническим конструированием, не выезжая за пределы своей территории, где они проживают или находятся на лечении, смогли принять участие в конкурсе и представить видеофильмы своих творческих проектов на тему "Робо-помощники в семье".
Победителями стали 10 команд из детских садов N 49, N 103, N 135, "Конструктор успеха" г. Пермь, детский сад N 30 "Мишка" и N 17 г. Соликамск, МАОУ "Комсомольская СОШ", N 8 г. Оса, детский сад N 39 г. Лысьва и N 150 г. Чусовой.
Также в Пермском крае ведется работа по развитию сети консультационных услуг для родителей (законных представителей), чьи дети не посещают детский сад, в том числе и по состоянию здоровья, оказываются через различные формы "замещающих механизмов", которые в том числе решают задачи повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования и воспитания.
Форма "замещающих механизмов" (наименование) |
Количество (ед.) |
Количество детей в возрасте до 3 лет (чел.) |
Количество детей старше 3 лет (чел.) |
Консультационные центры |
576 |
2 995 |
2 564 |
Службы ранней помощи |
84 |
720 |
369 |
Лекотеки |
21 |
105 |
45 |
Центры игровой поддержки |
18 |
378 |
22 |
Адаптационные (развивающие) группы |
119 |
388 |
0 |
Другие ("Вместе с мамой", "Поиграй-ка, школа развития, школа развития личности) |
64 |
680 |
0 |
Службы ранней помощи организованы для детей до трех лет, не посещающих детские сады, с целью раннего выявления нарушений в развитии детей раннего и дошкольного возраста, а также их коррекции.
В рамках деятельности служб ранней помощи с детьми проводится педагогическая реабилитация (коррекционные и развивающие занятия по выявленным нарушениям). Родителям (законным представителем) предоставляется консультационная помощь по созданию оптимальных условий для развития и обучения ребенка в условиях семьи.
Для специалистов служб ранней помощи проведено 3 стажировки по теме: "Актуальные подходы и технологии организации раннего выявления и комплексной помощи детям с нарушениями в развитии и (или) риском их возникновения, а также их семьям" (75 чел.), "Основные подходы к созданию муниципальной модели оказания ранней помощи детям на территории Чайковского муниципального района" (более 70 чел.), "Организация деятельности Службы ранней помощи семьям с детьми раннего и дошкольного возраста с особенностями развития на базе МБУ "Психологический центр" (73 чел. из 22 муниципальных районов (городских округов), "Презентация игрового оборудования в работе с детьми раннего возраста" (50 чел. из 48 муниципальных районов (городских округов).
Для организации деятельности с детьми с ОВЗ и детей-инвалидов в 128 детских садах (21%) оформлены сенсорные комнаты, которые оснащены высокотехнологичным и тактильно-развивающим оборудованием.
В рамках методического сопровождения данного направления были проведены - конференции "Дети разные - детский сад один", "Создание благоприятных психолого-педагогических условий для образования детей дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью", семинар-практикум по теме "Реализация развивающего обучения детей с особыми возможностями здоровья в условиях специально подготовленной среды", круглый стол "Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности", семинар "Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ", практикум "РППС как фактор развития и социализации детей с ОВЗ", конкурс центров активности для детей с ОВЗ, для родителей проведен семинар "Мой особенный ребенок" и др.
В 2019 году в 11 детских садах Пермского края начинается апробация образовательной программы для детей с ОВЗ и инвалидностью "Мир физкультуры и здоровья" для детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом специфики национальных, социокультурных условий.
Кадровые условия, созданные в детских садах Пермского края
По результатам кадрового мониторинга на протяжении трех лет в детских садах Пермского края увеличивается количество педагогических работников, имеющих педагогическое образование и количество молодых специалистов.
В 2018 году (по данным статистической отчетности) в детских садах Пермского края работает 14 449 педагогических работников, из них педагогическое образование имеют 13 686 чел. (94,7%). В 6 муниципальных районах (13%) - Бардымский, Кишертский, Косинский, Нытвенский, Ординский, Юрлинский 100% воспитателей, имеют педагогическое образование.
Увеличилась количество молодых специалистов, работающих в детских садах, с 697 чел. в 2015 г. до 1 227 чел. в 2018. Укомплектованность педагогическими кадрами детских садов Пермского края составляет 98,3%. Наблюдается снижение доли вакантных должностей, в основном вакансии имеются в крупных городах.
С целью выявления и распространения эффективного опыта деятельности детских садов, обеспечивающего реализацию Стандарта, широкое распространение в Пермском крае получило конкурсное движение.
Результативное участие детских садов на Всероссийских конкурсах профессионального мастерства:
1. Конкурс "Воспитатель года России 2017" Лауреат: воспитатель Бузмакова С.В., детский сад N 88 г. Березники
2. Конкурс имени Л.С. Выготского
Победы в разных номинациях конкурса присуждены специалистам детских садов: Детский сад N 2 п. Полазна Добрянского района, Детский сад N 397 г. Перми, Детский сад N 90 г. Березники, Детский сад N 19 п. Яйва Александровского района, Детские сады N 2, 30, 44 г. Соликамска, Ныробский детский сад Чердынского района.
3. Победителями Всероссийский смотр-конкурс "Образцовый детский сад" стали 4 детских садах из Пермского края: Детский сад N 9 г. Чернушка, Детский сад N 3 с. Елово, Детский сад N 8 п. Пашия Горнозаводского муниципального района, Детский сад "Семицветик" Пермский муниципальный район.
4. Всероссийский робототехнический конкурс "ИКаРенок" в 2018 году Победы в номинациях: Инновационный педагогический опыт (Детский сад N 144 г. Перми). Детские проекты:
- дети 5-7 лет (Детский сад N 30 г. Соликамска, Детский сад N 1 г. Чайковского, Детский сад "ЛЕГОПОЛИС" г. Перми);
- дети 3-5 лет (Детский сад "ЛЕГОПОЛИС" г. Перми, Детский сайд N 17 г. Соликамска, Детский сад N 4 г. Нытва;
- дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья (Детский сад "Эврика" г. Перми, Детский сад N 371 г. Перми, Детский сад N 17 г. Соликамска)
5. Всероссийский робототехнический фестиваль "ИКаРёнок с пеленок", дети 3-5 лет (Детский сад N 384, г. Пермь, Детский сад N 17, 30 "Мишка", г. Соликамск, Детский сад N 176", г. Пермь, Детский сад "ЛЕГОПОЛИС" г. Пермь).
6. III Всероссийский смотр-конкурс на лучшую презентацию образовательного (социального) учреждения - 2018 победителем стал Детский сад N 31 "Гусельки" г. Чайковский.
В 2018 году на традиционный краевой конкурсе "Ребенок в объективе ФГОС" было представлено 79 работ из 21 муниципальных районов (городских округов). Конкурс проходил по трем номинациям: NоваяПРАКТИКА "Читаем ВМЕСТЕ", фото-каталог "Образовательный ДВОР" и туристическо-краеведческий календарь для родителей на 2019 год "Пермский край - край Совместных Путешествий".
Итоги конкурса предоставлены на сайте Министерства http://minobr.permkrai.ru/activity/doshkolnoe/konkurs/.
Победители конкурса проведут семинары-практикумы в 2019 году по использованию своих материалов.
Впервые в 2018 году был организован конкурс лучших практик работы с детьми раннего возраста, в том числе с ОВЗ на территории муниципалитетов Пермского края, на который было представлено 60 работ из 24 муниципальных районов (городских округов). Итоги конкурса представлены на сайте Министерства образования и науки Пермского края http://minobr.permkrai.ru/upload/iblock/e05/Rezultaty-konkursa-po-sluzhba m-ranney-pomoshchi.jpg
Кроме того, проводятся муниципальные и межмуниципальные конкурсы профессионального мастерства "Педагог нашего времени", "Педагогическая мозаика", "Зеленое яблоко", "Эксперименты без границ" и др.
На базе города Перми традиционно проводится Форум лидеров дошкольного образования "ЛИДЕРЫ ПЕРЕМЕН".
В рамках форума "Лидеры перемен" были представлены инновационные технологии дошкольного образования. В форуме приняли участие 465 управленцев отрасли образования из республики Коми, Чувашии, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, из Томска, Улан-Удэ, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Стерлитамака, Нижегородской, Сургутской и Ленинградской областей.
В первый день форума для всех его участников организаторы подготовили образовательный тур в передовые детские сады города: "Электроник", "Эврика", "Экосад", "АртГрад", "Эрудит", "Зодчий", "Парма", "Компас", "Конструктор успеха".
Во второй день форума, на базе школы "Мастерград" совместно с экспертами федерального уровня, представителями науки и практики гости форума обсудили актуальные вопросы и современные тренды дошкольного образования: модели предоставления услуги дошкольного образования детям до 3 лет, модели робототехнического и инклюзивного образования в детских садах, компетенции руководителя и авторские методики обучения.
В этот же день на выставочных площадках форума гости смогли увидеть "ноу-хау" образовательных игр: наборы конструкторов для создания программируемых роботов, цифровые лаборатории и оборудование для детского экспериментирования и др.
Кроме этого, в рамках форума проводился очный этап федерального конкурса "Лидер дошкольного образования". В этом году победу в нем одержала Оксана Провкова, заведующий детским садом "Эврика" города Перми. В очном туре участники конкурса состязались в двух испытаниях. В ходе первого испытания руководителям необходимо было представить свой опыт управленческой деятельности. На втором этапе конкурсантам предлагалось защитить тезис и антитезис, в ходе дебатов жюри оценивало умение конкурсанта аргументировать свою точку зрения, задавать проблемные вопросы и быть убедительным.
Традиционно в Пермском крае проводится фестиваль педагогического мастерства, целью которого является инициирование продвижения в детских садах Пермского края современных образовательных технологий и практик (в 2017 году приняло участие 213 чел., в 2018 г. - 258 чел., в 2019 г. - 266 чел.) и Ярмарка-выставка дошкольного образования "Перекресток педагогических инноваций" (в 2017 году приняло участие 306 педагогов, в 2018 г. - 359 чел., в 2019 г. - 235 чел.).
Для повышения профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми раннего возраста, используются следующие формы работы:
- во всех муниципальных районах (городских округах) организованы методические объединения для воспитателей групп раннего возраста;
- в рамках Августовского педагогического совета проведены секции "Организация образовательного процесса с детьми раннего и младшего дошкольного возраста";
- конкурс педагогических проектов для детей раннего возраста;
- организованы Ярмарка педагогических идей "Успешная адаптация детей в условиях дошкольного образовательного учреждения";
- Воркшоп "Взаимодействие семьи и детского сада как условие успешной адаптации ребенка к ДОУ", где педагоги представили опыт своей профессиональной деятельности в форме презентаций развивающих игр и пособий для детей раннего возраста, поделились своими идеями вовлечения родителей в образовательный процесс;
- семинар-практикум "Презентация игрового оборудования в работе с детьми раннего возраста";
- семинары "Особенности создания развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста", "Организация образовательной деятельности в группе детей раннего возраста" и др.
С целью дальнейшего продвижения приоритетного направления познавательного развития детей дошкольного возраста посредством технического конструирования в Пермском крае открыто 9 межмуниципальных ресурсных центров (г. Перми, Кунгура, Кудымкара, Соликамска, Лысьвенского городского округа, Чайковского муниципального района), функционирует 62 базовых детских сада в Пермского края по техническому конструированию. Ресурсные центры призваны обеспечить систему взаимодействия между детскими садами, использующими LEGO-конструкторы и робототехнику в образовательном процессе, оказывать организационно-методическое сопровождение межмуниципального и регионального этапа робототехнических соревнований между "ИКаРёнок", а также проводить стажировки для руководителей и педагогов детских садов по направлению детского технического конструирования.
Разработан календарь мероприятий по развитию детского технического творчества в Пермском крае, который включает в себя участие детей и педагогов во Всероссийском форуме "ИКаРенок", "ИКаРенок ОК", "ИКаРенок без границ", "ИКаРенок с пеленок", "ПАРА ИКаРенок", организацию открытой площадки "Патентное бюро", олимпиады по решению познавательных задач технической направленности, участие детей в дистанционной игре "LEGO TRAVEL" и выставке-конкурсе "Каждый Робот имеет Шанс".
С целью финансового обеспечения реализации прав детей на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования принято постановление Правительства Пермского края от 14 февраля 2014 г. N 78-п "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций из бюджета Пермского края местным бюджетам на реализацию государственных полномочий Пермского края по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях". Данные субвенции предоставляются бюджетам муниципалитетов в целях финансового обеспечения расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с расчетными показателями, утвержденными нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Так, муниципальным детским садам в 2017 г. выплачено 8 735 505,6 тыс. руб., в 2018 г. - 11 081 614,9 тыс. руб. Частным образовательным организациям и индивидуальным предпринимателям в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 5 марта 2014 г. N 138-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края частным дошкольным образовательным организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования" в 2018 г. выплачено 285 240,9 тыс. руб.
Размер норматива финансирования на реализацию инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности в бюджете Пермского края приравнен к нормативу финансового обеспечения компенсирующих (коррекционных) групп дошкольных учреждений с целью 100% обеспечения реализации общедоступного бесплатного дошкольного образования детей с ОВЗ в обычных образовательных организациях.
О методической и информационной поддержке в ходе реализации Стандарта.
На протяжении 2018, 2019 годов продолжается работа по освоению педагогами организации форм совместной, самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста, формированию личностной модели взаимодействия с дошкольниками. Для индивидуализации образовательного процесса в группах детского сада ведутся карты индивидуального развития ребенка, в которых учитываются индивидуальные особенности и потребности ребенка, психологические и физиологические особенности, мнение родителей, предпочтения детей.
Базовые учреждения Пермского края по проведению курсов повышения квалификации и стажировок (г. Березники, Губаха, Лысьва, Пермь, Соликамск, Пермский и Чердынский муниципальные районы) утверждены приказом Министерства образования и науки Пермского края от 7 декабря 2018 г. N СЭД-26-01-06-1114, на их базах проводят мероприятия методического характера: стажировки, практико-ориентированные семинары, образовательные сессии, открытые педагогические площадки и др.
Сопровождение детских садов на этапе реализации Стандарта осуществляется через организацию районных методических объединений, творческих групп и координацию методических служб детских садов, "Школа совершенствования профессионального мастерства воспитателей детей старшего дошкольного возраста".
Ежегодно проводится межмуниципальные конференции для молодых педагогов "Мой первый педагогический опыт", на которых представляется опыт работы молодых специалистов, в том числе и педагогов, работающих на группах раннего возраста.
Продолжается работа по реализации краевых проектов, направленных на реализацию Стандарта с учетом специфики региона.
Проект "Детский Техномир" способствовал развитию новых форм поддержки технического творчества для детей от 3 до 8 лет, в том числе детей ОВЗ и детей-инвалидов. Создан календарь "Детский Техномир", включающий мероприятия на весь календарный год.
Более 2 300 детей из 580 (91,4%) детских садов представили свои технические проекты на конкурсах "ИКаРенок", "Пара ИкаРенок", "ИКаРенок с пеленок" (краевого и Всероссийского уровней), выставке "Каждый Робот имеет Шанс". 98 воспитанников детских садов получили "патент" на изобретение, более 200 команд детей, родителей (законных представителей) и педагогов приняло участие в дистанционной Интернет игре "LEGO TREVEL", Олимпиаде по решению познавательных задач технической направленности.
Создано 86 центров и базовых детских садов по техническому конструированию в 46 муниципальных районах (городских округах).
Поставлено оборудование для технического творчества в 170 детских садов на сумму более 14 млн. рублей, что в 2 раза превышает сумму бюджетных средств по сравнению с 2017 годом.
Результатом Проекта "3D музей в детском саду" стало открытие в 23 детских садах мини-кинотеатров и мультстудий.
Поставлено оборудование: видеокамеры с поддержкой съемки панорамы 360 градусов, смартфоны, очки VR, стерео очки, проекторы с функцией 3 D просмотра на сумму 2 млн. 600 тыс. руб.
Созданы 54 тематических видеофильмов, посвященных истории, быту, культуре и природе Пермского края.
Разработано содержание пяти модулей региональной программы дополнительного образования "3D музей в детском саду" по темам "Музей ремесел и профессий", "Музей полезных ископаемых", "Музей национальной культуры народов Прикамья", "Музей искусства и архитектуры", "Музей природы".
Проект "Читаем ВМЕСТЕ" реализован в 100% муниципальных образованиях. По результатам реализации Проекта увеличено количество библиотек в детских садах с 43% до 62%. В 2 раза увеличилось количество семей, в которых сложилась традиция семейного чтения (июнь 2017 г. - 23 466 семей, июнь 2018 г. - 52 882). В 2,5 раза увеличилось количество учреждений, в которых созданы мобильные библиотеки по типу "Book-crossing".
В рамках реализации национальной Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации в Пермском крае разработана региональная программа по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста "Феечка - копеечка" и определены ключевые мероприятия: квест-игра для детей "Путешествие денежки" (июнь 2019 г.), ярмарка "День юного финансиста" (для детей, родителей и педагогов - октябрь 2019 г.) и квест-игра для детей "Поиграем в экономику" (ноябрь 2019 г.).
В рамках совершенствования организации образовательного процесса в детском саду в соответствии с требованиями Стандарта по плану отдела дошкольного образования Министерства образования и науки Пермского края продолжается проведение серии мастер-классов, семинаров-практикумов, образовательных мероприятий, педагогических мастерских "Час по ФГОС". Материалы образовательных мероприятий выкладываются на сайте образовательных организаций. Внедряются новые активные формы методического сопровождения: панельная дискуссия, экспертные сессии, педагогический практикум, педагогическая мастерская, образовательный практикум.
МАОУ ДПО "Центр развития системы образования" г. Перми создан проект "Методический интенсив", где лучшие представители методической службы делились опытом выстраивания системы работы с кадрами
Как новейший механизм требует для обеспечения слаженной работы улучшения и точнейшей подгонки составляющих его деталей, так и современная система образования, переходя от классических форм обучения к инновационным моделям, нуждается в непрерывной адаптации педагогического состава, которая возможна лишь при соответствующем росте его профессиональной квалификации. Немаловажную роль в этом непрерывном процессе занимает повышение навыков и умений методиста, как связующего звена между педагогами и административной структурой.
Департаментом образования администрации города Перми разработан и успешно внедряется Проект "Личный кабинет дошкольника" - система мониторинга индивидуального развития детей".
Проект "Личный кабинет дошкольника" (далее - проект ЛКД) разработан как инструмент поддержки ребенка, построения его индивидуальной образовательной траектории, профессиональной коррекции особенностей его развития и информирования родителей об индивидуальных достижениях ребенка. Цель внедрения проекта ЛКД - создание инструмента для проведения педагогической диагностики воспитанников в возрасте от 4 до 7 лет, в том числе детей с ОВЗ, выстраивание и коррекция индивидуальных маршрутов развития воспитанников.
Проект ЛКД направлен на решение следующих задач:
- анализ динамики освоения образовательной программы детьми в возрасте от 4 до 7 лет в рамках проведения педагогической диагностики;
- систематизация педагогических наблюдений за воспитанником;
- информирование родителей (законных представителей) об уровне освоения ребёнком образовательной программы, консультирование по решению проблем в развитии детей.
В 2018 году рабочей группой были разработаны 123 игры для проекта ЛКД, что позволит родителям (законным представителям) использовать дома в режиме онлайн-игры по 5 образовательным областям Стандарта.
Организация дополнительного образования в детских садах в рамках реализации Стандарта (направленность программ дополнительного образования).
В Пермском крае организована работа детских садов по увеличению услуг дополнительного образования. Это необходимое условие как для развития личностных качеств, способностей детей, удовлетворения запроса семей, так и для увеличения доходов бюджета детских садов. Привлеченные средства в основном направляются на увеличение зарплаты педагогам и развитие материальной базы дошкольных учреждений.
Дополнительные услуги организуются исходя из анализа запроса родителей (законных представителей), приоритетов детского сада и муниципального района (городского округа) в целом, а также имеющегося профессионального потенциала педагогических работников. Направленность дополнительных услуг соответствует областям развития по Стандарту, приоритетам ММДО. Наиболее востребованы кружки художественно-эстетической, спортивной направленности, LEGO-конструированию и робототехнике.
Организация дополнительного образования в детских садах осуществляется в соответствии с действующим законодательством на основании Положения об оказании дополнительных платных образовательных услуг и договоров, заключенных с родителями (законными представителями).
Образовательные организации предоставляют возможность ребенку право выбора получения дополнительной услуги: в детских садах имеется перечень услуг дополнительного образования и родитель (законный представитель) имеет возможность выбрать набор услуг в соответствии с желаниями и запросами.
Кружки проводятся в соответствии с утвержденными программами и не дублируют основные образовательные программы, реализуемые в детских садах. Руководителями кружков являются в основном педагоги и специалисты детских садов, а также привлеченные с профессиональными компетенциями.
В рамках реализации муниципальной модели дошкольного образования в городе Перми разработан, и успешно внедряется Проект "Краткосрочные образовательные практики в ДОУ". Все детские сады города Перми реализуют краткосрочные образовательные практики (далее - КОП), курсы технического творчества (робототехника), оснащены современным интерактивным оборудованием: ЛЕГО-конструкторами, компьютерными комнатами, ноутбуками, планшетами для проведения занятий с детьми.
Разработаны методические материалы по модели внедрения системы КОП в детские сады города Перми. Создана модель организации КОП "Кейс КОП", где для детского сада предложены 4 кейса - 4 варианта по внедрению проекта.
Для информационной поддержки по реализации Стандарта для родителей (законных представителей) созданы тематические стенды познавательного характера, где в течение года педагоги и специалисты размещает необходимую информацию для того, чтобы они стали активными участниками образовательного процесса.
Родители (законные представители) в течение всего учебного года активно привлекались к участию в творческих конкурсах и спортивных мероприятиях. Проведены творческие конкурсы: "Мир детства", "Светлая Пасха", "Очумелые ручки", в рамках которых педагоги, дети и родители (законные представители) смогли продемонстрировать свои творческие способности. Традиционными стали такие спортивные мероприятия, как: "Папа, мама, я - спортивная семья", "Вместе с мамой, вместе с папой", "Зарница", "Олимпийские игры в ДОУ". Родители (законные представители) стали активными участниками акций: "Не оставим без дворца ни синицу ни скворца", "Сдай батарейку", "Доброта", "Зеленый десант", "Подарок другу", "Подарок ветерану" и др. Приняли активное участие в фестивалях "День театра", "Техномир". Большой интерес вызывают мероприятия по развитию детского технического конструирования: конкурсы "ИКаРенок", "Каждый робот имеет шанс", робототехнический фестиваль "Робофест Урала", игры "Lego-квест", "Lego-travel".
Высокую активность родители (законные представители) проявили в ходе реализации краевого проекта "Читаем ВМЕСТЕ": принимают участие в различных акциях, готовили различные флеш-мобы, организовывали встречи с интересными людьми, посещали с детьми выставки и библиотеки и др.
В 2018 году прошли краевые детско-родительские конференции: "Семейные традиции", "Целый мир под названием "Я", "Мы ВМЕСТЕ", "Калейдоскоп семейных ценностей".
В рамках конференций были представлены презентации из опыта семейного воспитания, выставки, творческие номера, интерактивные игры, мастер-классы, творческие мастерские в секциях: "Пермский край, любимый край", "Здоровые дети - счастливые дети", "Маленькие исследователи: отчего и почему", "Вместе весело играть, петь, лепить и рисовать". Представленный опыт семейного воспитания охватывает все направления развития ребенка-дошкольника: приобщение к здоровому образу жизни (кросс-фит, акробатические этюды, игры), познавательно-исследовательская деятельность (опыты, экспериментирование, коллекционирование, дневники путешествий, лепбуки), конструктивная деятельность, художественно-эстетическая деятельность (стихи и песни о городе Березники, Пермском крае, рисование на воде, плетение в технике "канзаши").
Традиционно 21 ноября проводится Единый Родительский День, в ходе которого проводятся различные мастер-классы, встречи с интересными людьми, квест-игры, флеш-мобы, конкурсы, викторины, мастерские и др. мероприятия
Анализируя работу по реализации Стандарта в 2018/2019 учебном году, актуальными остаются ранее выявленные проблемы:
1. Переуплотненность дошкольных групп в г. Кудымкар, Пермь, Очерком, Краснокамском и Пермском муниципальных районах
2. Отсутствие достаточного количества мест для детей в возрасте до 3 лет.
3. Нехватка помещений для организации дополнительного образования, особенно в сельских детских садах.
4. Существует проблема обеспеченности специалистами в сельских малокомплектных детских садах и структурных подразделениях, в том числе и для работы с детьми с ОВЗ: педагогами - психологами, учителями - логопедами, музыкальными руководителями. Проблема отсутствия специалистов решается совмещением должности в нескольких учреждениях либо в форме "Выездной логопед".
Положительные тенденции в процессе реализации Стандарта:
- изменился характер деятельности воспитанников (акцент на исследовательскую, творческую, индивидуальную деятельность);
- у педагогов повысилось стремление к повышению своего профессионального уровня и компетенции, освоению новых технологий, средств обучения;
- появилась возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами по вопросам реализации Стандарта: участие педагогов в методических мероприятиях города и края;
- повысилась заинтересованность родителей (законных представителей) в участии в образовательной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.