Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2019 г. N 307-ЭС19-6256
Резолютивная часть определения объявлена 12 сентября 2019 г.
Полный текст определения изготовлен 13 сентября 2019 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Кирейковой Г.Г.,
судей Капкаева Д.В., Самуйлова С.В. -
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.01.2019 по делу N А56-18739/2018 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В судебное заседание явились представители:
общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" - Еланская С.А. по доверенности от 26.09.2019, Еланский А.С. по доверенности от 26.09.2019.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кирейковой Г.Г., объяснения представителей общества с ограниченной ответственности "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада", изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" (далее - учреждение) о взыскании 570 441 руб. 10 коп. задолженности по оплате горячего водоснабжения с учетом повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги за период с июля 2016 года по ноябрь 2017 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2018 иск удовлетворен.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.01.2019, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального права, неполное исследование обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, просит отменить обжалуемые постановления и принять по делу новое решение.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2019 кассационная жалоба вместе с делом N А56-18739/2018 передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учреждение своих представителей в Верховный Суд Российской Федерации не направило. В соответствии с частью 2 статьи 291.10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей общества, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с договорами от 16.03.2015 N 1-ОК/2015, от 20.04.2015 N 2-ОК-2015, от 23.06.2016 N 2-ОК/2016, от 21.03.2016 N 80/2019 общество в спорный период осуществляло управление 8-ю многоквартирными домами (далее - МКД), расположенными на территории Невского района Санкт-Петербурга.
В указанных МКД имелись находившиеся в собственности Санкт- Петербурга жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета (далее - ИПУ) электроснабжения и заселенные гражданами на основании договоров социального найма, которым общество как управляющая организация начисляло плату за коммунальные услуги и выставляло соответствующие счета для оплаты.
Учреждение наделено полномочиями по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в МКД.
Общество, полагая, что собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению ИПУ находящихся в собственности Санкт-Петербурга жилых помещений в МКД, обратилось к учреждению с требованием об уплате задолженности, составляющей разницу между платой за электроснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателям платой за электроснабжение по нормативу потребления.
Руководствуясь статьями 61, 67, 154, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд первой инстанции оценил представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ и пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
При этом суд первой инстанции указал на то, что плата за коммунальную услугу в размере повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления подлежит взиманию с собственника как лица, управомоченного на самостоятельное решение вопроса об оснащении принадлежащих ему жилых помещений ИПУ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды апелляционной инстанции и округа исходили из того, что жилые помещения заселены нанимателями, взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника невозможно; нормы действующего законодательства не предусматривают начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу.
Между тем судами апелляционной и кассационной инстанций не учтено следующее.
Вступившим в силу в ноябре 2009 года Законом об энергосбережении на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13). В отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами N 354 на собственников этих помещений (пункт 81).
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещение внаем другим лицам.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки. При этом отсутствие такой технической возможности доказывает собственник помещения.
Поскольку законодательство обязанность по оснащению жилого помещения в МКД возлагает на его собственника, а учреждение, как представитель собственника спорных жилых помещений, не ссылалось на отсутствие технической возможности установки ИПУ электроснабжения в этих помещениях, у судов апелляционной инстанции и округа отсутствовали основания для освобождения собственника от обязанности внесения платы, обусловленной отсутствием ИПУ в принадлежащих ему помещениях.
Данное судом первой инстанции толкование приведенных норм жилищного законодательства как исключающих возможность возложения неблагоприятных имущественных последствий (применение повышающего коэффициента) за несовершение действий по оборудованию жилых помещений приборами учета потребляемых ресурсов на лиц (нанимателей), не управомоченных в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении этих помещений приборами учета и не несущих обязанности по их установке, является правильным.
Такая правовая позиция подтверждена определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2019 N 307-ЭС19-6279.
Поскольку судами апелляционной инстанции и округа допущено существенное нарушение норм жилищного законодательства, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.01.2019 по делу N А56-18739/2018 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2018 по этому делу оставить в силе.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий судья |
Г.Г. Кирейкова |
Судья |
Д.В. Капкаев |
Судья |
С.В. Самуйлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суды апелляционной и кассационной инстанций отказали управляющей компании во взыскании с госучреждения повышающего коэффициента к нормативу потребления электроэнергии в государственных квартирах, не оборудованных счетчиками. ВС РФ с ними не согласился и оставил в силе решение суда первой инстанции, признавшей долг за учреждением.
Закон обязывает собственника помещений в многоквартирном доме оборудовать их счетчиками. При этом неважно, относятся помещения к государственному (муниципальному) или частному жилфонду и использует их собственник для проживания или сдает внаем. Коэффициент оплачивает учреждение как собственник, а наниматели оплачивают услуги по нормативу.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2019 г. N 307-ЭС19-6256 по делу N А56-18739/2018
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2019 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 280-ПЭК19
31.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16746/18
18.10.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19810/18
20.06.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-18739/18