Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2019 г. N 57-АПА19-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Борисовой Л.В., Нефедова О.Н.
при секретаре Касаткиной В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Белгородской области в интересах субъекта Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области о признании недействующим в части приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14 декабря 2018 г. N 33/61 "О внесении изменений в приказы Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 12.12.2017 N 35/29 и N 35/30" по апелляционному представлению прокурора Белгородской области на решение Белгородского областного суда от 17 апреля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области Размаитовой О.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
прокурор Белгородской области в интересах субъекта Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня вступления в законную силу решения суда пунктов 4 и 5 приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14 декабря 2018 г. N 33/61 "О внесении изменений в приказы Комиссии по государственном урегулированию цен и тарифов в Белгородской области от 12.12.2017 N 35/29 и N 35/30" в части установления на 2019 год льготных тарифов на питьевую воду и водоотведение для населения.
Решением Белгородского областного суда от 17 апреля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, прокурор Белгородской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционным представлением, в котором просит указанный судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно апелляционного представления Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области представлены возражения.
Прокурор Белгородской области, ГУП "Белгородский водоканал" (правопреемник ГУП "Новооскольский водоканал"), Правительство Белгородской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав объяснения административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Комиссии от 12 декабря 2017 г. N 35/30 (в редакции приказа от 14 декабря 2018 г. N 33/61) установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов и тарифы на питьевую воду и водоотведение на 2018-2020 годы с календарной разбивкой для МУП "Новооскольский водоканал", осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории Новооскольского района Белгородской области.
Согласно частям 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), установленных на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. N 2490-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019-2023 годы.
В соответствии с названным распоряжением средний индекс для Белгородской области в 2019 году составляет на первое полугодие 2019 года - 1,7% (предельно допустимое отклонение - 0%), на второе полугодие 2019 года - 2% (предельно допустимое отклонение - 2%).
Предельный индекс, определяющий ограничение совокупного платежа граждан за коммунальные услуги в каждом муниципальном образовании субъекта Российской Федерации, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Белгородской области от 14 декабря 2018 г. N 118 "О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Белгородской области на 2019-2023 годы" утверждены предельные индексы на 2019 год в разрезе муниципальных районов и городских округов Белгородской области. В соответствии с названным постановлением, размер совокупного платежа граждан в Новооскольском районе Белгородской области ограничен предельным индексом с 1 января по 30 июня 2019 г. - 1,7%, с 1 июля по 31 декабря 2019 г. - 4%.
В силу пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации; применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Из приведенной нормы права следует, что превышение утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации среднего индекса размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, недопустимо.
Возможность установления льготных тарифов (то есть ниже экономически обоснованных) на территории Белгородской области регламентируется Законом Белгородской области от 21 февраля 2019 г. N 352 "О льготных тарифах на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение на территории Белгородской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного закона следует читать как "от 25 февраля 2019 г."
Названному закону (статья 5) придана обратная сила, с указанием на то, что он вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г.
Суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что придание Закону Белгородской области от 21 февраля 2019 г. N 352 обратной силы обеспечило соблюдение требований положений части 26 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ об установлении регулирующим органом льготного тарифа при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, льготный тариф на питьевую воду и водоотведение для населения - категории потребителей ГУП "Новооскольский водоканал" - установлен в меньшем размере, чем экономически обоснованный тариф на указанный период, что обусловлено исключительно соблюдением вышеприведенных положений законодательства о предельных индексах размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Исходя из представленных органом регулирования расчетов предельного (максимального) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установление тарифов на экономически обоснованном уровне повлечет превышение предельного (максимального) индекса по муниципальному образованию, что является недопустимым.
Судом первой инстанции не приняты доводы административного истца о возможном недополучении доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат исполнителем коммунальных услуг в виде компенсации выпадающих доходов, а также о возложении на бюджет Белгородской области дополнительных расходов, необходимых для возмещения затрат исполнителям коммунальных услуг, возникших в связи с установлением льготных тарифов, поскольку статьей 4 Закона Белгородской области от 21 февраля 2019 г. N 352, урегулирован порядок компенсации выпадающих доходов в связи с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению и возникающих в результате установления льготных тарифов, которые будут осуществляться за счет средств областного бюджета в виде субсидий юридическим лицам в соответствии с бюджетным законодательством.
Доводы, содержащиеся в апелляционном представлении, повторяют позицию административного истца, проверялись и получили правильную оценку в решении суда первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Белгородского областного суда от 17 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционное представлений прокурора Белгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2019 г. N 57-АПА19-5
Текст определения опубликован не был