Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2019 г. N 36-АПА19-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Нефедова О.Н.,
при секретаре Касаткиной В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Демченкова Г.А. о признании не действующим пункта 1.2 приложения к постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 12 декабря 2013 г. N 555 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Смоленска" по апелляционной жалобе Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике на решение Смоленского областного суда от 19 апреля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения исполняющего обязанности начальника Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике Борисова Н.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 12 декабря 2013 г. N 555 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Смоленска.
Демченков Г.А. обратился в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1.2 Приложения к постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 12 декабря 2013 г. В обоснование требований указано на неправомерное применение расчетного метода при определении нормативов по отоплению и дифференцирование жилых домов в зависимости от года постройки.
Решением Смоленского областного суда от 19 апреля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска, связи с неправильным применением норм материального права.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов представителем административного истца и прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
В судебное заседание Демченков Г.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению города Смоленска утверждены постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 12 декабря 2013 г. N 555 (далее - постановление N 555).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, указанные нормативы утверждены уполномоченным органом в установленной форме и официально опубликованы.
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
В силу подпункта "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к данным правилам.
Согласно таблице N 6 "Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению" (приложение N 2 к Правилам N 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 г. и после 1999 г.), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).
С учетом данных положений Правил N 306 административным ответчиком при определении оспариваемых нормативов правомерно применена дифференциация в зависимости от года постройки жилого дома (до 1999 года и после 1999 года), в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы административного истца в этой части.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306). Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил N 306). Объем выборки рассчитывается по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 приложения N 1 к названным правилам (пункт 34 Правил N 306), представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил N 306).
Признавая недействующими оспариваемые нормативы потребления коммунальных услуг, установленные расчетным методом, суд обоснованно исходил из того, что регулирующим органом не представлено доказательств невозможности использования метода аналогов, являющегося приоритетным по сравнению с расчетным методом, и отсутствия условий представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Из положений пункта 9 Правил N 306 следует, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса.
Ресурсоснабжающая организация, управляющая организация обязаны предоставлять по запросу уполномоченного органа сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренные пунктом 38, с учетом сроков, предусмотренных пунктом 37, в соответствии с осуществляемыми этими организациями видами деятельности (пункт 9.1 Правил N 306).
Из материалов дела следует, что Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Смоленска представило административному ответчику сведения по многоквартирным домам за отопительный период 2011-2012 гг. в виде прилагаемых таблиц, при этом информация предоставлена не в полном объеме (продолжительность отопительного сезона, потребление тепловой энергии на отопление по ОПУ).
Суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что регулирующий орган не использовал предоставленные ему полномочия и не предпринял необходимых мер по истребованию от управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций недостающих сведений в целях установления нормативов потребления коммунальных услуг. В результате данные действия административного ответчика привели к неправомерному отказу от применения метода аналогов.
Установив, что оспариваемые положения нормативного правового акта применялись гражданами и организациями жилищно-коммунального хозяйства при расчетах за оплату коммунальных услуг, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый нормативный правовой акт не действующим со дня вступления в законную силу решения суда, что соответствует требованиям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, основания для ее удовлетворения и отмены судебного акта отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная определила:
решение Смоленского областного суда от 19 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Нефедов О.Н |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2019 г. N 36-АПА19-5
Текст определения опубликован не был