Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 августа 2019 г. N 18-КА19-36
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Калининой Л.А. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации города Сочи на решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 7 ноября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 марта 2018 года, которыми удовлетворен административный иск Гаранян Лианы Суреновны об оспаривании решения департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, признании схемы расположения земельного участка утвержденной, а также возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и департамент имущественных отношений администрации города Сочи обязанностей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
28 июля 2017 года департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи принято решение N 21.01-21/20842, которым на основании подпункта 26 пункта 32 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности", утвержденного постановлением администрации города Сочи от 27 февраля 2015 года N 573, Гаранян Л.С. отказано в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно подпункту 26 пункта 32 названного административного регламента, в случае если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, данное обстоятельство является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N 202, установлено, что предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства составляют от 400 до 1000 квадратных метров.
Как следует из названного выше решения департамента, испрашиваемый земельный участок приведенному требованию к образуемым земельным участкам не отвечает, поскольку данный земельный участок имеет площадь 286 квадратных метров, и в схеме расположения земельного участка в качестве вида его разрешенного использования указано "для индивидуального жилищного строительства".
Не согласившись с таким решением департамента, Гаранян Л.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным. Кроме этого, заявитель просила считать схему расположения земельного участка утвержденной и возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обязанность осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, а на департамент имущественных отношений администрации города Сочи - обязанность заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка.
В обоснование своих требований заявитель ссылалась на то, что видом разрешенного использования испрашиваемого земельного участка является вид разрешенного использования с наименованием "для малоэтажной жилой застройки", который в правилах землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи не приводится. Вместе с тем, по мнению заявителя, в указанных правилах землепользования и застройки имеется схожий вид разрешенного использования, именуемый "для строительства от 2 до 10 блокированных жилых домов", при этом предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности, для данного вида разрешенного использования составляют от 100 до 300 квадратных метров за каждым индивидуальным блоком, включая площадь строения.
Решением Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 7 ноября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 марта 2018 года, административный иск удовлетворен.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции согласился с доводами административного истца. Оставляя решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции дополнил свою позицию указанием на наличие основания, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, для предоставления Гаранян Л.С. испрашиваемого земельного участка без проведения торгов.
Таким образом, при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанции не установлено несоответствия площади испрашиваемого земельного участка требованиям градостроительных регламентов. В этой связи суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения департамента.
В кассационной жалобе администрация города Сочи просит судебные акты отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие существенные нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с представленной в материалы административного дела схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельный участок образуется в территориальной зоне "ОЦ1" - жилая и общественно-деловая зона", а видом разрешенного использования образуемого земельного участка является "Малоэтажная застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)".
Согласно положениям пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Под кодом 2.1 указанного классификатора приведен вид разрешенного использования с наименованием "Для индивидуального жилищного строительства", согласно описанию которого данный вид разрешенного использования предусматривает размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений (в редакции приказа Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 года N 709).
Под кодом 2.1.1 этого же классификатора приведен вид разрешенного использования с наименованием "Малоэтажная многоквартирная жилая застройка", согласно описанию которого данный вид разрешенного использования предусматривает размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 4 этажей, включая мансардный); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур; размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений; обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха; размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15 процентов общей площади помещений дома (в редакции приказа Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 года N 709).
Под кодом 2.3 названного классификатора приведен вид разрешенного использования с наименованием "Блокированная жилая застройка", согласно описанию которого данный вид разрешенного использования предусматривает размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более чем три, при общем количестве совмещенных домов не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур; размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений; обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха (в редакции приказа Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 года N 709).
Согласно правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденным решением Городского собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N 202, территориальная зона "ОЦ1" - жилая и общественно-деловая зона", в которой образуется испрашиваемый административным истцом земельный участок, включает, среди прочего, виды разрешенного использования земельного участка под кодом 2.1 с наименованием "Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)" и под кодом 2.3 с наименованием "Блокированная жилая застройка" (таблица 9.1 указанных правил).
Пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под градостроительным регламентом понимаются, в том числе, устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно абзацу четвертому пункта 12.1 главы 12 части 3 названных правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности, составляют: для индивидуального жилищного строительства - от 400 до 1000 квадратных метров; для строительства от 2 до 10 блокированных жилых домов - от 100 до 300 квадратных метров за каждым индивидуальным блоком, включая площадь строения; для ведения личного подсобного хозяйства - до 1200 квадратных метров.
Таким образом, из приведенных положений классификатора видов разрешенного использования земельных участков и правил землепользования и застройки следует, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, указанный в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с наименованием "Малоэтажная застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)" соответствует коду 2.1 названного выше классификатора видов разрешенного использования земельных участков, под которым приведен вид разрешенного использования с наименованием "Для индивидуального жилищного строительства", что прямо следует из таблицы 9.1 названных правил землепользования и застройки; а в силу абзаца четвертого пункта 12.1 главы 12 части 3 этих же правил землепользования и застройки земельные участки с таким видом разрешенного использования должны отвечать определенным предельным размерам, которые составляют от 400 до 1000 квадратных метров.
Кроме этого, судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении и разрешении административного дела не учтено, что администрация города Сочи в своих возражениях на административный иск ссылалась на незаконность подготовки административным истцом схемы расположения испрашиваемого земельного участка на бумажном носителе в связи с отсутствием у административного истца оснований для предоставления ему земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В этой связи с учетом доводов администрации города Сочи суду следовало установить наличие у административного истца оснований для продажи испрашиваемого земельного участка без проведения торгов.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции признал право административного истца на предоставление испрашиваемого земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в первоначальной редакции), согласно которому без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации.
Между тем материалы настоящего административного дела в обоснование позиции суда апелляционной инстанции не содержат доказательств того, что административный истец является членом созданной гражданами некоммерческой организации, равно как и доказательств того, что испрашиваемый земельный участок образован из земельного участка, предоставленного указанной некоммерческой организации для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства.
При таких обстоятельствах обжалуемые решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем, данные судебные акты подлежат отмене, а административное дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для установления изложенных в настоящем определении обстоятельств. При новом рассмотрении административного дела суду надлежит учесть вышеизложенное и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь положениями части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 7 ноября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 марта 2018 года отменить.
Административное дело по административному иску Гаранян Лианы Суреновны об оспаривании решения департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, признании схемы расположения земельного участка на утвержденной, а также возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и департамент имущественных отношений администрации города Сочи обязанностей направить на новое рассмотрение в Адлерский районный суд города Сочи Краснодарского края в ином составе судей.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 августа 2019 г. N 18-КА19-36
Текст определения опубликован не был