Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Малоярославецкой
районной администрации
муниципального района
"Малоярославецкий район"
от 22 мая 2018 г. N 500
Положение
о постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель
1. Общие положения
1.1. Постоянная Комиссия по вопросам рекультивации земель для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель (далее - Комиссия), создана постановлением Малоярославецкой районной администрации муниципального района "Малоярославецкий район" от 18.05.2018 N 498 "О создании постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель".
1.2. В своей работе Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22 декабря 1995 N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", постановлением Малоярославецкой районной администрации муниципального района "Малоярославецкий район" от 18.05.2018 N 498 "О создании постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель" и настоящим Положением.
1.3. Рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных, санитарно-оздоровительных целей, а также для улучшения условий окружающей среды.
1.4. Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
1.4.1. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
1.4.2. Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
1.5. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:
- разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
- прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
- ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
- строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, канализационные сооружения и др.);
- ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.
1.6. Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются Комиссией на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
1.7. Затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы на:
- осуществление проектно-изыскательских работ, в том числе почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование;
- проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации;
- работы по снятию, транспортировке и складированию (при необходимости) плодородного слоя почвы;
- работы по селективной выемке и складированию потенциально плодородных пород;
- планировку (выравнивание) поверхности, выполаживание, террасирование откосов отвалов (терриконов) и бортов карьеров, засыпку и планировку шахтных провалов, если эти работы технологически невыполнимы в процессе разработки месторождений полезных ископаемых и не предусмотрены проектом горных работ;
- химическую мелиорацию токсичных пород;
- приобретение (при необходимости) плодородного слоя почвы;
- нанесение на рекультивируемые земли потенциально плодородных пород и плодородного слоя почвы;
- ликвидацию послеусадочных явлений;
- засыпку нагорных и водоотводных канав;
- ликвидацию промышленных площадок, транспортных коммуникаций, электрических сетей и других объектов, надобность в которых миновала;
- очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, в том числе строительного мусора, с последующим их захоронением или складированием в установленном месте;
- устройство в соответствии с проектом рекультивации дренажной и водоотводящей сети, необходимой для последующего использования рекультивированных земель;
- приобретение и посадку саженцев;
- подготовку дна (ложа) и обустройство карьерных и других выемок при создании в них водоемов;
- восстановление плодородия рекультивированных земель, передаваемых в сельскохозяйственное, лесохозяйственное и иное использование (стоимость семян, удобрений и мелиорантов, внесение удобрений и мелиорантов и др.);
- деятельность Комиссии по приемке-передаче рекультивированных земель (транспортные затраты, оплата работы экспертов, проведение полевых обследований, лабораторных анализов и др.);
- другие работы, предусмотренные проектом рекультивации, в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.
1.8. Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и др.) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.
Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.
Для озеленения и благоустройства территорий населенных пунктов и других целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, преимущественно используются соответствующие санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям потенциально плодородные слои и породы, а также плодородный слой почвы, снимаемый в черте населенных пунктов при проведении строительных и иных работ.
1.9. Сроки проведения технического этапа рекультивации определяются Комиссией на основе соответствующих проектных материалов и календарных планов.
1.10. При проведении геологоразведочных, поисковых, изыскательских и других работ, не связанных с изъятием земель, сроки рекультивации определяются по согласованию с собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, арендаторами.
1.11. Юридическим и физическим лицам, проводящим работы по добыче полезных ископаемых, промышленному, гражданскому, водохозяйственному и иному строительству, следует обеспечивать сохранность залежей торфа или осуществлять в установленном порядке их разработку и использование для повышения плодородия почв, если проводимые работы могут привести к порче и уничтожению торфа.
2. Цели и задачи комиссии
2.1. Целью Комиссии является осуществление контроля за рекультивацией земель для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель.
2.2. Задачей Комиссии является ведение учета нарушенных земель, а также выдача разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
3. Компетенция комиссии
3.1. В компетенцию Комиссии входят следующие полномочия:
а) выдача разрешения (либо отказ в выдаче) на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на добычу общераспространенных полезных ископаемых (песок, гравий, глина, кварцит, доломит, мергель, известняк, ракушка, сланцы и др.) или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ;
б) осуществление контроля за рекультивацией земель;
в) осуществление приемки (передачи) рекультивированных земель;
г) ведение журнала регистрации обращений и выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, для внутрихозяйственных целей (приложение 1);
д) продление или сокращение срока восстановления плодородия почв (биологический этап), установленного проектом рекультивации, или внесение предложений об изменении целевого использования сдаваемого участка в порядке, установленном земельным законодательством;
е) ведение журнала регистрации актов приемки и передачи рекультивированных земель.
4. Организация работы комиссии
4.1. Состав Комиссии формируется из представителей землеустроительных, природоохранных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно-строительных, санитарных, финансово-кредитных органов, представителей органов местного самоуправления.
4.2. Комиссия состоит из председателя Комиссии, заместителя председателя, секретаря Комиссии и членов. Состав Комиссии утверждается постановлением Малоярославецкой районной администрации муниципального района "Малоярославецкий район".
4.3. Председатель Комиссии:
- осуществляет общее руководство и контроль за работой Комиссии;
- осуществляет контроль за исполнением выданных разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
- проводит заседания Комиссии и дает поручения членам Комиссии по реализации ее задач.
4.4. Секретарь Комиссии ведет протокол заседания Комиссии, где в обязательном порядке:
- оповещает членов Комиссии;
- фиксирует фамилии членов Комиссии, присутствующих на заседании;
- готовит и осуществляет оформление материалов и иной документации, необходимой для деятельности Комиссии;
- фиксирует результаты голосования и решения, принимаемые Комиссией по повестке дня;
- осуществляет хранение документации;
- ведет учет нарушенных земель и уточнение данных;
- ведет журнал регистрации обращений и выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, для внутрихозяйственных целей.
4.5. Заседания Комиссии созываются председателем Комиссии (при отсутствии - его заместителем) по мере необходимости.
4.6. Заседания Комиссии ведет председатель Комиссии, а в его отсутствие избирается общим числом голосов членов Комиссии.
4.7. Протокол заседания Комиссии подписывается всеми членами комиссии, присутствующими на заседании. Каждый член комиссии имеет право одного голоса.
4.8. Член Комиссии, несогласный с принятым решением, имеет право в письменном виде изложить свое особое мнение.
4.9. Заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствует не менее 2/3 членов Комиссии.
4.10. Юридические и физические лица, заинтересованные в рассмотрении спорного вопроса, относящегося к компетенции Комиссии, направляют ходатайства, заявления на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на имя председателя Комиссии.
В заявлении указываются:
а) цель и обоснование проблемы или вопроса о необходимости его рассмотрения на Комиссии;
б) стадия проектных работ и программ, представляемых к рассмотрению;
в) ведомость (список) представляемых материалов;
г) реквизиты заявителя (почтовый адрес, телефон, наименование и местонахождение вышестоящей организации).
4.11. Секретарь Комиссии принимает заявления и прилагаемые к ним материалы, проверяет их соответствие установленным образцам, проводит регистрацию заявлений в соответствии с датой их поступления.
4.12. Со дня подачи заявления и приложенных к нему материалов (по форме, приложение 2) от физического или юридического лица Комиссией в течение 5 рабочих дней рассматривается заявление на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
4.13. Комиссия имеет право приглашать заинтересованные стороны на заседания Комиссии, уведомив их за три дня до проведения заседания.
5. Порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова
5.1. Комиссия выдает разрешение (по форме, приложение 3) на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, при условии приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разрешение направляется заказным письмом с уведомлением или лично в руки в течение двух дней.
5.2. Решение Комиссии по выдаче разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов, в случае равенства голосов присутствующих при решении конкретного вопроса повестки дня голос председателя (при отсутствии - его заместителя) является решающим.
5.3. Основаниями для отказа в выдаче разрешения могут являться:
- прямой запрет в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на разработку недр и проведение других работ с нарушением почвенного покрова;
- наличие на момент обращения с заявлением спорных вопросов о принадлежности территории, на которой предполагается осуществлять работы с нарушением почвенного покрова;
- несвоевременное и некачественное выполнение работ по рекультивации ранее нарушенных земель;
- отсутствие материалов, необходимых для оценки возможных негативных экологических и иных последствий, связанных с добычей общераспространенных полезных ископаемых и проведением других работ с нарушением почвенного покрова;
- другие основания, определенные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также решениями органов местного самоуправления.
5.4. Отказ в выдаче разрешения на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, оформляется в виде письма с подписью председателя Комиссии, к письму прилагается копия протокола. Документы высылаются заявителю по почте заказным письмом с уведомлением или лично в руки в течение двух дней.
6. Порядок приемки и передачи рекультивируемых земель
6.1. Приемка и передача рекультивируемых земель осуществляются Комиссией в месячный срок после поступления письменного извещения о завершении работ по рекультивации, к которому прилагаются следующие материалы:
а) копии разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также документов, удостоверяющих право пользования землей и недрами;
б) выкопировка из ситуационного плана населенного пункта с нанесенными границами рекультивированных участков;
в) проект рекультивации, заключение по нему государственной экологической экспертизы;
г) данные почвенных, инженерно-геологических, гидрогеологических и других необходимых обследований до проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, и после рекультивации нарушенных земель;
д) схема расположения наблюдательных скважин и других постов наблюдения за возможной трансформацией почвенно-грунтовой толщи рекультивированных участков (гидрогеологический, инженерно-геологический мониторинг) в случае их создания;
е) проектная документация (рабочие чертежи) на мелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и другие объекты, лесомелиоративные, агротехнические и иные мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, или акты об их приемке (проведении испытаний);
ж) материалы проверок выполнения работ по рекультивации, осуществленных контрольно-инспекционными органами или специалистами проектных организаций в порядке авторского надзора, а также информация о принятых мерах по устранению выявленных нарушений;
з) сведения о снятии, хранении, использовании, передаче плодородного слоя, подтвержденные соответствующими документами.
6.2. При приемке рекультивированных земельных участков Комиссия проверяет:
а) соответствие выполненных работ утвержденному проекту рекультивации;
б) качество планировочных работ;
в) мощность и равномерность нанесения плодородного слоя почвы;
г) наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также условия его хранения;
д) полноту выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов, стандартов и правил в зависимости от вида нарушения почвенного покрова и дальнейшего целевого использования рекультивированных земель;
е) качество выполненных мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий, определенных проектом или условиями рекультивации земель;
ж) наличие на рекультивированном участке строительных и других отходов;
з) наличие и оборудование пунктов мониторинга рекультивированных земель, если их создание было определено проектом или условиями рекультивации нарушенных земель.
6.3. Объект считается принятым после утверждения председателем (заместителем) и подписи членами Комиссии акта приемки-сдачи рекультивированных земель (по форме, приложение 4).
6.4. Утвержденный председателем акт приемки-сдачи рекультивированных земель направляется заказным письмом с уведомлением или лично в руки заявителю в течение двух дней с даты подписания.
6.5. В случае если председатель Комиссии переносит приемку рекультивируемых земель (полностью или частично) с указанием причин (недостатков), устанавливается срок по их устранению. Готовится письмо с подписью председателя и направляется заказным письмом с уведомлением или лично в руки заявителю в течение двух дней с момента принятия решения.
6.6. По результатам приемки рекультивированных земель Комиссия вправе перенести сроки восстановления плодородия почв или внести предложение об изменении целевого использования сдаваемого участка в порядке, установленном земельным законодательством. Готовится письмо с подписью председателя и направляется заказным письмом с уведомлением или лично в руки заявителю в течение двух дней с момента принятия решения.
6.7. В случае если сдаваемые рекультивированные земельные участки требуют восстановления плодородия почв, утверждение акта производится после полного или частичного (в случаях поэтапного финансирования) перечисления необходимых средств для этих целей на расчетные (текущие) счета собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, которым передаются указанные участки.
6.8. Все акты приемки-передачи рекультивируемых земель регистрируются в журнале (приложение 5).
7. Контроль за рекультивацией земель и ответственность за невыполнение обязанностей по рекультивации
7.1. Контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по рекультивации нарушенных земель и восстановлению их плодородия, снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы осуществляется Комиссией.
7.2. В целях оценки, предупреждения и своевременного устранения негативного влияния нарушенных и рекультивированных земель на состояние окружающей среды Комиссией и специально уполномоченными органами, заинтересованными организациями в пределах их компетенции осуществляется наблюдение (мониторинг) за экологической обстановкой в местах разработок месторождений полезных ископаемых, проведения других работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также на рекультивированных территориях и прилегающих к ним участках.
7.3. Возмещение вреда, причиненного проведением работ, связанных с нарушением почвенного покрова, невыполнением или некачественным выполнением рекультивации земель, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда по искам потерпевшего.
7.4. Определение размера причиненного вреда производится по методикам и нормативам, утвержденным в установленном порядке, либо на основе соответствующей проектной документации восстановительных работ, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния земель с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
7.5. За порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.
7.6. Лица, виновные в использовании земли не по целевому назначению или способами, приводящими к ухудшению экологической обстановки при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, могут быть лишены в установленном законодательством порядке права пользования землей.
По-видимому, в тексте нумерационных заголовков приложений допущена опечатка. Имеются в виду "Приложения N 1, 2, 3, 4 к Положению о постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.