Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Малоярославецкой районной
администрации муниципального
района "Малоярославецкий район"
от 23 ноября 2018 г. N 1115
Антимонопольная политика
Малоярославецкой районной администрации муниципального района "Малоярославецкий район"
Термины и определения
Для целей настоящей политики используются следующие основные понятия:
Антимонопольная комплаенс-система - система мероприятий и процедур, разработанных и применяемых Администрацией для целей обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и предупреждению его нарушений.
Антимонопольное законодательство - федеральные законы Российской Федерации, регулирующее отношения, связанные с защитой конкуренции в понимании Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Антимонопольные риски - угроза применения санкций, предусмотренных антимонопольным законодательством, потери репутации, иные события или условия, имеющие неблагоприятные последствия Администрации в результате несоблюдения ей антимонопольного законодательства, стандартов саморегулируемых организаций или кодексов поведения, касающихся деятельности министерства.
Антимонопольный аудит - комплексная проверка деятельности Администрации с целью оценки его соответствия антимонопольному законодательству и выявления антимонопольных рисков.
Антимонопольный орган - Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации и её территориальные управления.
Государственный орган - федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды.
Контрагент - лицо, с которым Администрация связана обязательствами или такие обязательства могут возникнуть в будущем.
Администрация - Малоярославецкая районная администрация муниципального района "Малоярославецкий район".
Ответственное подразделение - структурное подразделение или сотрудник Администрации, ответственные за функционирование и поддержание антимонопольной комплаенс-системы, внедрение мер по соблюдению антимонопольного законодательства в Администрации, их совершенствование, выявление и предотвращение нарушений в данной сфере.
Политика - настоящая антимонопольная политика Администрации.
Руководство - Глава, заместители Главы.
Сотрудник - работник, вступивший с Администрацией в трудовые отношения.
В настоящей политике используются иные термины и определения, не предусмотренные в настоящем перечне, подлежащие толкованию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1. Общие положения
Администрация осознаёт значимость и важность обеспечения свободной и добросовестной конкуренции.
Надлежащее исполнение требований законодательства Российской Федерации и недопущение неправомерных действий являются приоритетами деятельности. Администрация принимает все возможные меры для предотвращения неправомерных действий, как со стороны Администрации, так и со стороны третьих лиц (по отношению к Администрации).
В рамках своей деятельности Администрация стремится соблюдать все применимые требования законодательства Российской Федерации, включая требования антимонопольного законодательства, и ставит перед собой следующие цели:
- выразить приверженность Администрации принципам законности, прозрачности деятельности;
- изложить основополагающие принципы и правила, направленные на недопущение и предотвращение нарушений антимонопольного законодательств;
- обеспечить наличие дополнительных гарантий недискриминационного сотрудничества Администрации со всеми контрагентами;
- обеспечить осведомлённость сотрудников об общих требованиях антимонопольного законодательства, об ответственности за их нарушение, а также о существующих в Администрации механизмах, обеспечивающих его соблюдение;
- установить правила и определить круг мер, направленных на совершенствование внутренней культуры Администрации, внедрение, развитие и соблюдение лучших практик управления, а также стандартов и принципов делового поведения.
Настоящая политика описывает сферу применения антимонопольного законодательства и его основные запреты, устанавливает обязательные для сотрудников правила поведения, направленные на недопущение нарушений антимонопольного законодательства, предусматривает внедрение и развитие мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства, в том числе путём информирования и обучения сотрудников. При этом не является исчерпывающей в перечне ситуаций, в которых могут возникнуть риски нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящая политика разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и правоприменительной практикой и регламентирует деятельность всех подразделений и должностных лиц Администрации. Руководство должно задавать стандарт поведения и личным примером формировать у сотрудников понимание недопустимости и неприятие действий, которые могут привести к ограничению конкуренции.
Сотрудники отвечают за знание требований антимонопольного законодательства и понимание серьёзности последствий, к которым может привести их несоблюдение, а также за свою готовность идентифицировать и рассматривать в свете антимонопольного законодательства ситуации, в которых могут возникнуть антимонопольные риски.
Руководство ознакомлено с содержанием антимонопольной комплаенс-системы, выделяет для её реализации необходимые ресурсы, осуществляет контроль её внедрения и эффективность исполнения.
Руководство выступает гарантом выполнения правил и процедур, установленных настоящей политикой.
Настоящая политика применяется во взаимосвязи с иными локальными нормативными актами Администрации, регламентирующими мероприятия антимонопольной комплаенс-системы. В целях минимизации антимонопольных рисков каждый сотрудник принимает на себя обязательство соблюдать требования настоящей политики, локальных нормативных актов Администрации в области антимонопольного регулирования, положений антимонопольного законодательства, а также выражает готовность нести ответственность в случае совершения неправомерных действий.
Настоящая политика является основой для разработки внутренних документов, регламентирующих процессы, связанные с функционированием антимонопольной комплаенс-системы в Администрации.
Изменения и дополнения в настоящую политику вносятся решением Администрации по мере необходимости, в том числе при изменении антимонопольного законодательства.
2. Сфера применения
2.1. Политика применяется в отношении всех сотрудников, в частности, непосредственно затрагивает следующие категории сотрудников:
- участвующих в формировании технических заданий и подготовке документации для проведения закупок в соответствии требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе);
- участвующих в принятии решений об определении поставщиков в соответствии со статьей 72 Закона о контрактной системе;
- участвующих в принятии решений о предоставлении земельных участков в аренду или собственность в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ и подготовке соответствующей документации;
- участвующих в принятии решений о выдаче разрешений на строительство, ввод объектов эксплуатацию в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ и подготовке соответствующей документации;
- участвующих в принятии решений о предоставлении разрешений на право установки рекламных конструкций;
- участвующих в принятии решений при осуществлении муниципального земельного контроля;
- участвующих в принятии решений при осуществлении муниципального контроля за состоянием автомобильных дорог;
- участвующих в принятии решений при определении нахождения торгового объекта в зоне запретов, предусмотренных п. 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
- участвующих в принятии решений при определении перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Калужской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- участвующих в разработке иных нормативно-правовых актов Администрации, затрагивающих интересы предпринимательского сообщества.
2.2. Для категории сотрудников, указанных в пункте 2.1 настоящей политики, ознакомление с настоящей политикой является обязательным. Обязательное ознакомление сотрудников осуществляется под подпись. Ознакомление с настоящей политикой может осуществляться с помощью системы электронного документооборота.
2.3. Любой сотрудник может ознакомиться с настоящей политикой, которая подлежит размещению на внутренних информационных ресурсах Администрации (http://maloyar.ru/).
3. Принципы
3.1. Независимость, самостоятельность и открытость Администрации. Администрация заявляет о приверженности принципам соблюдения требований антимонопольного законодательства. При необходимости Администрация информирует контрагентов и иных лиц о принятых в Администрации мерах, направленных на соблюдение антимонопольного законодательства.
3.2. Риск-ориентированность. В целях повышения эффективности управления антимонопольными рисками в Администрации применяется риск-ориентированный подход, предусматривающий снижение и (или) полное исключение рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.3. Ответственность. Вне зависимости от занимаемой должности в Администрации сотрудники и руководство несут персональную ответственность за допущенные нарушения антимонопольного законодательства.
3.4. Непрерывность. Антимонопольная комплаенс-система функционирует в непрерывном процессе. Администрация осуществляет непрерывный контроль соблюдения антимонопольного законодательства в целях своевременной идентификации антимонопольных рисков и выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также в целях предупреждения их появления.
3.5. Взаимодействие и координация. С целью полного выявления и пресечения антимонопольных рисков структурные подразделения, сотрудники и руководство действуют на основе чёткого и эффективного взаимодействия с ответственным подразделением.
3.6. Развитие и совершенствование антимонопольной комплаенс-системы. Антимонопольная комплаенс-система постоянно совершенствуется и адаптируется к изменениям внутренней и внешней среды.
4. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействия), соглашения, согласованные действия органов власти, организаций
При осуществлении своей деятельности Администрация взаимодействует с различными органами власти, организациями.
Одними из наиболее серьёзных нарушений является принятие актов ограничивающих конкуренцию, заключение соглашений, а также совершение согласованных действий органов власти, организаций, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
Для признания акта антиконкурентным достаточно введения необоснованных ограничений, установления запретов, предоставления преференций в нарушение требований антимонопольного законодательство и в случаях, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Для признания соглашения антиконкурентным достаточно договорённости сторон, которая потенциально может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Помимо запрета на заключение антиконкурентных соглашений антимонопольное законодательство содержит запрет на осуществление согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Согласованными действиями являются синхронные действия, которые осуществляются без заключения соглашения, но при этом приводят к аналогичным негативным последствиям для конкуренции.
Во избежание антимонопольных рисков любые решения Администрации принимаются в соответствии с принципом свободной конкуренции. Согласно данному принципу действия участников товарных рынков должны быть самостоятельны и независимы друг от друга. В целях соблюдения вышеперечисленных положений антимонопольного законодательства Администрация и сотрудники придерживаются нижеследующих правил.
Администрации и сотрудникам не следует достигать устных или письменных договорённостей с контрагентами по вопросам:
- установления запретов или введения ограничений в отношении свободного перемещения товаров, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
- предоставлению хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
- ценообразования, скидок;
- раздела товарных рынков по территории, составу покупателей или продавцов;
- поведения на торгах;
- отказа от сотрудничества, прекращения продажи товара или оказания услуг;
- установления тех или иных барьеров для входа или выхода хозяйствующих субъектов с товарного рынка, устранению с него хозяйствующих;
- создания дискриминационных условий;
- создавать препятствия для доступа сторонних организаций на товарный рынок.
Администрации и сотрудникам следует:
- немедленно прекращать любое обсуждение действий, которые потенциально могут привести к ограничению конкуренции, и сообщать о случившемся ответственному подразделению;
- обращаться к ответственному подразделению за консультацией в случае возникновения иных вопросов по взаимодействию с участниками товарных рынков в области антимонопольного законодательства;
- избегать любых соглашений и согласованных действий с участниками товарных рынков, если такие соглашения и действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;
- воздерживаться от публичных заявлений, которые могут быть восприняты контрагентами как призыв к действию (осуществление определенных действий).
5. Взаимодействие с участниками товарных рынков
При осуществлении своей деятельности Администрация может взаимодействовать с различными участниками товарных рынков, через получение запросов и направление ответов на них, взаимодействие в рамках публичных конференций и совещаний, заключение соглашений о сотрудничестве и государственных контрактов.
Администрации, руководству и сотрудникам при взаимодействии с участниками товарных рынков следует принимать во внимание, что любая документация и информация, передаваемая участникам товарных рынков, может быть использована в качестве доказательства при рассмотрении дел в антимонопольном органе и (или) в суде.
Администрации и сотрудникам следует оказывать необходимую поддержку участникам товарных рынков путём предоставления ответов на запросы информации, взаимодействия в рамках публичных конференций и совещаний, заключения государственных контрактов.
Несмотря на то, что сотрудничество с участниками товарных рынков является неотъемлемой частью деятельности Администрации и, зачастую, её обязанностью, оно тоже попадает в сферу действия антимонопольного регулирования. В связи с этим такое взаимодействие должно осуществляться строго в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.
Любое взаимодействие с участниками товарных рынков, выходящее за пределы имеющихся у Администрации полномочий, следует осуществлять при непосредственном участии ответственного подразделения.
Администрации и сотрудникам не следует:
- допускать заключение соглашений и осуществление согласованных действий с участниками товарных рынков, если такие соглашения и действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;
- допускать заключение антиконкурентных соглашений с участниками товарных рынков, направленных на предоставление участникам товарных рынков каких-либо преференций, победы при участии в закупках для муниципальных нужд.
Администрации и сотрудникам следует:
- немедленно прекращать обсуждение действий, которые противоречат принципам и правилам, изложенным в настоящей политике, если участник товарного рынка обращается с предложением их обсудить, и сообщать о случившемся ответственному подразделению;
- осуществлять свои полномочия независимо от участников товарных рынков;
- обращаться к ответственному подразделению за консультацией в случае возникновения иных вопросов по взаимодействию с участниками товарных рынков в области антимонопольного законодательства.
6. Взаимодействие с Государственными органами
Государственным органом, осуществляющим контроль соблюдения антимонопольного законодательства, является антимонопольный орган.
В рамках своей деятельности Администрация может взаимодействовать с государственными органами через получение запросов и направление ответов на них, взаимодействие в рамках публичных конференций и совещаний, заключение соглашений о сотрудничестве.
Несмотря на то, что сотрудничество с государственными органами является составным элементом деятельности Администрации и, зачастую, его обязанностью, оно также подпадает в сферу действия антимонопольного регулирования. В связи с этим такое взаимодействие должно осуществляться строго в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства, а также иными действующими законодательными актами и внутренними требованиями Администрации.
Любое взаимодействие с антимонопольным органом следует осуществлять при непосредственном участии ответственного подразделения.
При взаимодействии, как с антимонопольным органом, так и с другими государственными органами Администрация и сотрудники придерживаются нижеследующих правил.
Администрации и сотрудникам не следует:
- препятствовать государственным органам в осуществлении их полномочий, в том числе путём уклонения от представления запрошенной ими информации;
- заключать соглашения с участниками товарных рынков, контрагентами, направленные на получение Администрацией каких-либо необоснованных преимуществ.
Администрации и сотрудникам следует:
- своевременно предоставлять необходимые документы или информацию по запросам государственных органов, в рамках полномочий конкретного государственного органа;
- оказывать необходимое содействие антимонопольным органом при осуществлении данными органами своих полномочий;
- соблюдать внутренние процедуры при получении запросов антимонопольного органа или иного взаимодействия с ним;
- при возникновении любых вопросов или спорных ситуаций при взаимодействии с антимонопольным органом обращаться за консультацией к ответственному подразделению.
7. Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства
За нарушения антимонопольного законодательства Администрация и сотрудники могут быть привлечены к административной и гражданско-правовой ответственности. В предусмотренных законодательством случаях сотрудники могут быть привлечены к уголовной ответственности. При этом незнание требований и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, не освобождает от ответственности.
7.1. Административная ответственность. Антимонопольный орган вправе привлекать от ответственности за нарушение требований Закона о защите конкуренции. В отношении должностных лиц может быть применена мера административной ответственности в виде штрафа или дисквалификации.
7.2. Уголовная ответственность. К уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица, а именно руководство и сотрудники. К данным лицам могут быть применены меры уголовной ответственности в виде лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
7.3. Гражданско-правовая ответственность. Гражданско-правовая ответственность заключается в возможности взыскания убытков, понесенных лицом в результате нарушения его прав и законных интересов. При этом необходимо помнить, что применение мер административной и (или) уголовной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства не исключает применения мер гражданско-правовой ответственности.
7.4. Дисциплинарная ответственность. К сотрудникам, нарушившим требования настоящей политики и антимонопольного законодательства, могут быть применены меры дисциплинарной ответственности.
Антимонопольный орган вправе обязать Администрацию выполнить определенные действия, которые могут привести к существенным негативным последствиям, в том числе финансового характера. Кроме того, признание в действиях Администрации и (или) ее сотрудников нарушения антимонопольного законодательства может отрицательно сказаться на деловой репутации Администрации.
8. Антимонопольная комплаенс-система
Внедрение антимонопольной комплаенс-системы направлено на минимизацию антимонопольных рисков Администрации. Антимонопольная комплаенс-система в Администрации служит следующим целям:
- обеспечение соответствия деятельности Администрации требованиям антимонопольного законодательства, а также профилактика, предупреждение, выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства;
- совершенствование и оптимизации деятельности Администрации, повышение эффективности внутреннего и внешнего взаимодействия;
- регламентация мер, направленных на минимизацию рисков нарушения антимонопольного законодательства и иного применимого законодательства Российской Федерации в связи с осуществлением возложенных на Администрацию полномочий;
- снижение рисков возбуждения антимонопольными органами дел, выдачи предписаний и наложения штрафов;
- повышение деловой репутации;
- предотвращение исков о возмещении ущерба, причиненного нарушением антимонопольного законодательства.
9. Элементы антимонопольной комплаенс-системы
Антимонопольная комплаенс-система основывается на следующих ключевых элементах, призванных обеспечить эффективное предупреждение рисков нарушения антимонопольного законодательства. Перечисленные ключевые элементы определяют направление развития и стратегию антимонопольной комплаенс-системы.
9.1. Локальные нормативные акты. Необходимым условием является принятие локальных нормативных актов Администрации, выполняющих следующие функции:
- определение порядка взаимодействия структурных подразделений Администрации;
- устанавливающие круг сотрудников и структурных подразделений, ответственных за выполнение мероприятий антимонопольной комплаенс-системы;
- определяющие сферы деятельности Администрации, наиболее подверженные антимонопольным рискам;
- определение порядка выявления и оценки антимонопольных рисков;
- устанавливающие ключевые показатели и порядок оценки эффективности антимонопольной комплаенс-системы;
- описывающие мероприятия, направленные на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Принимаемые локальные нормативные акты подлежат размещению на внутренних информационных ресурсах министерства (на сайте http://maloyar.ru/).
9.2. Антимонопольный аудит в Администрации проводится регулярно при визировании нормативно-правовых актов в ответственном подразделении.
В случае необходимости может быть проведён внеплановый антимонопольный аудит. Внеплановый антимонопольный аудит проводится в уведомительном порядке. О его начале уведомляется руководитель структурного подразделения, в котором планируются мероприятия внепланового антимонопольного аудита. При необходимости для проведения внепланового антимонопольного аудита могут привлекаться другие структурные подразделения Администрации и (или) внешние организации.
Поводами для проведения внепланового антимонопольного аудита могут являться:
- информация, опубликованная в средствах массовой информации, размещенная в сети Интернет;
- обращения (заявления, жалобы), поступившие в Администрацию от физических и юридических лиц;
- информация, запросы, поступившие в Администрацию от государственных органов;
- результаты тестирования знаний сотрудников относительно требований антимонопольного законодательства;
- рекомендации, полученные в ходе внешнего аудита;
- иная информация, ставшая известной ответственному подразделению.
Результаты антимонопольного аудита оформляются докладом об антимонопольном комплаенсе, составляемым ответственным подразделением, совместно с привлеченными структурными подразделениями и организациями.
Результаты антимонопольного аудита могут быть использованы в следующих целях:
- актуализация карты антимонопольных рисков;
- разработка или уточнение мероприятий по минимизации антимонопольных рисков;
- разработка мер по совершенствованию антимонопольной комплаенс-системы;
- разработка мер по стимулированию сотрудников;
- разработка мер по совершенствованию механизма взаимодействия с контрагентами и участниками товарных рынков;
- разработка мер по совершенствованию механизма взаимодействия с контрагентами и участниками товарных рынков.
9.3. Механизм управления антимонопольными рисками. В Администрации действует упорядоченный механизм управления антимонопольными рисками, выражающийся в:
- оперативной обратной связи между руководством, сотрудниками и ответственным подразделением;
- мотивации сотрудников (в том числе путём применения санкций и поощрений), направленной на соблюдение требований антимонопольного законодательства и политики;
- осуществлении специальных внутренних мероприятий по выявлению и минимизации антимонопольных рисков.
9.4. Обучение. Образовательные мероприятия могут проводиться в следующих формах или их сочетании:
- презентаций, тренингов и семинаров для руководства и сотрудников;
- тестирования знаний сотрудников в порядке, предусмотренном внутренними процедурами и правилами Администрации;
- информирования руководства и сотрудников об изменениях и новейших тенденциях в области антимонопольного законодательства.
Обучение должно быть направлено на формирование у сотрудников необходимых знаний и навыков соблюдения положений антимонопольного законодательства. Прохождение сотрудниками обучения подтверждает осведомленность сотрудников относительно применимых требований антимонопольного законодательства.
9.5. Антимонопольная экспертиза. В целях выявления антимонопольных рисков антимонопольной экспертизе подлежат:
- действующие нормативно-правовые акты Администрации;
- проекты нормативных правовых актов Администрации;
- действующие соглашения с различными органами власти, организациями;
- проектов соглашений с различными органами власти, организациями;
- муниципальные контракты Администрации.
Антимонопольная экспертиза на предмет соответствия антимонопольному законодательству включает в себя следующие элементы:
- проверка наличия обязательных реквизитов, полей, сведений, предусмотренных антимонопольным законодательством;
- проверка отсутствия положений, прямо запрещенных антимонопольным законодательством;
- проверка соответствия информации о процедуре заключения контракта законодательным требованиям относительно процедуры заключения контракта, если таковая предусмотрена антимонопольным законодательством или внутренними правилами Администрации;
- проверка принципов определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Антимонопольная экспертиза может не ограничиваться перечисленными вопросами. Предметом проверки могут быть любые положения, их взаимное расположение и взаимосвязи, порождающие дополнительный смысл.
<< Назад |
>> 10. Ответственное подразделение |
|
Содержание Постановление Администрации Малоярославецкого района Калужской области от 23 октября 2018 г. N 1115 "Об утверждении антимонопольной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.