Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом МЧС России
от 14.08.2019 N 425
Положение
о порядке организации реагирования на чрезвычайные ситуации
1. Общие положения
1.1. При возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) межрегионального и федерального характера на территории Российской Федерации структурные подразделения центрального аппарата МЧС России (далее - ЦА) в составе постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - РГПК), оперативного штаба (далее - ОШ) РГПК осуществляют управление силами и средствами МЧС России в зоне ЧС.
Департамент оперативного управления совместно со структурными подразделениями ЦА организует управление силами и средствами МЧС России.
ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" (далее - НЦУКС) обеспечивает управление силами и средствами МЧС России, а также осуществляет информационную поддержку принятия решений.
В соответствии с решением начальника НЦУКС по согласованию с заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организующим работу по вопросам организации экстренного реагирования сил и средств МЧС России при возникновении (угрозе возникновения) ЧС, при реагировании на ЧС, при ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Заместитель Министра, организующий экстренное реагирование)*(1), направляется оперативная группа (далее - ОГ) НЦУКС. По решению руководства МЧС России*(2) ОГ НЦУКС может привлекаться при возникновении (угрозе возникновения) ЧС локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера, а также пожаров повышенного ранга (далее - пожаров).
При возникновении (угрозе возникновения) ЧС локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера, а также пожаров решение об оповещении и сборе должностных лиц МЧС России, входящих в состав РГПК и ОШ РГПК, принимается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) или заместителем Министра, являющимся руководителем*(3) РГПК, на основании доклада*(4) старшего оперативного дежурного МЧС России и исходя из складывающейся обстановки.
1.2. При возникновении (угрозе возникновения) ЧС регионального и межмуниципального характера и пожаров главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России) во взаимодействии с органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) в составе соответствующих оперативных штабов ликвидации ЧС и тушения пожаров (далее - ОШ ЛЧСП) организуют координацию действий привлекаемых сил и средств функциональных и территориальной подсистем РСЧС.
При возникновении (угрозе возникновения) ЧС локального и муниципального характера и пожаров решение об оповещении и сборе ОШ ЛЧСП, направлении ОГ центров управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России (далее - ЦУКС) принимается руководителями соответствующих ГУ МЧС России на основании оценки складывающейся обстановки.
1.3. До сбора РГПК, ОШ РГПК, ОШ ЛЧСП управление силами МЧС России и взаимодействие с органами управления РСЧС осуществляются оперативной дежурной сменой (далее - ОД С) НЦУКС, ОД С ЦУКС.
1.4. Оповещение ОШ РГПК осуществляется одновременно с оповещением РГПК.
1.5. Руководители структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения ежемесячно до 25 числа направляют в НЦУКС уточненные списки личного состава (по занимаемой должности не ниже начальника отдела), привлекаемого для работы в составе ОШ РГПК в зоне ЧС, пожара, а в случае изменения этих списков немедленно сообщают об этом старшему оперативному дежурному МЧС России с последующим письменным подтверждением в течение суток.
1.6. По решению заместителя Министра, являющегося руководителем РГПК, развертываются Центры поддержки принятия решения (далее - ЦППР).
ЦППР развертываются в соответствии с направлениями своей деятельности.
Руководителями ЦППР являются:
ЦППР Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (федеральный центр науки и высоких технологий) МЧС России (далее - ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) - начальник ВНИИ ГОЧС (ФЦ);
ЦППР Всероссийского ордена "Знак Почета" научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России (далее - ВНИИПО), функционирующего на базе научно-исследовательского центра моделирования чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах (Ситуационный центр) - начальник ВНИИПО.
Для работы в составе ЦППР решением руководителя ЦППР могут привлекаться представители (эксперты) научных и образовательных организаций, а также общественных объединений, в зависимости от прогноза развития обстановки.
4. Организация работы должностных лиц МЧС России в составе ОШ РГПК
4.1. Для убытия в зону ЧС или пожара в состав ОШ РГПК от МЧС России в зависимости от характера прогнозируемых последствий ЧС и пожаров, включаются должностные лица структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения.
4.2. Должностные лица МЧС России, входящие в состав ОШ РГПК, выполняют задачи, соответствующие направлениям деятельности их структурных подразделений, а также указания руководителя ОШ РГПК с момента сбора для убытия в зону ЧС и пожаров.
Персональная ответственность за подготовку должностных лиц структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, входящих в состав ОШ РГПК, возлагается на их руководителей.
В целях обеспечения постоянной готовности ОШ РГПК от структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения назначаются должностные лица в основной и резервный состав.
При возникновении одновременно нескольких ЧС межрегионального или федерального характера на территории Российской Федерации, решение о направлении ОШ РГПК в зону ЧС принимается заместителем Министра, являющимся руководителем РГПК, с последующим докладом Министру. При этом в готовность к экстренному реагированию на ЧС приводится резервный состав ОШ РГПК. Оповещение и сбор резервного состава ОШ РГПК с последующим убытием в зону ЧС осуществляет НЦУКС.
Порядок и способы убытия ОШ РГПК в зону ЧС и пожара определяются заместителем Министра, являющимся руководителем РГПК, или Министром при его личном убытии в зону ЧС, пожара и доводится до личного состава ОШ РГПК и их руководителей через ОДС НЦУКС.
4.3. В случаях убытия в зону ЧС и пожаров авиационным транспортом доставка ОШ РГПК в аэропорты для убытия возлагается на Автотранспортную часть оперативного реагирования при МЧС России, Главное управление МЧС России по г. Москве, Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" (по отдельному распоряжению). Сопровождение и обеспечение движения транспорта с должностными лицами МЧС России, входящими в состав ОШ РГПК, осуществляется специальными автомобилями военной автомобильной инспекции МЧС России или Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России (по согласованию).
Время прибытия транспортных средств (из расчета доставки до 20 человек) к месту сбора не должно превышать двух часов с момента получения команды (распоряжения) на убытие по линии ОДС.
В зависимости от складывающейся обстановки и условий развития ЧС и пожара по указанию заместителя Министра, являющегося руководителем РГПК, прибытие должностных лиц МЧС России, входящих в состав ОШ РГПК, в аэропорты (на аэродромы, вокзалы) может осуществляться самостоятельно за 2 часа до убытия.
4.4. Руководство погрузочными работами ОШ РГПК, ОГ НЦУКС, сил и средств МЧС России на воздушное судно МЧС России осуществляется командиром воздушного судна.
ГУ МЧС России на территории которого расположен аэропорт (аэродром, вокзал):
осуществляет контроль прибытия ОШ РГПК, ОГ НЦУКС, сил и средств МЧС России в аэропорт (на аэродром, вокзал) погрузки и в аэропорты (на аэродромы, вокзалы) назначения;
обеспечивает пропускной режим в аэропорт (на аэродром, вокзал);
обеспечивает устойчивую видео-конференц-связь из аэропорта (с аэродрома, вокзала).
4.5. Организационное обеспечение функционирования ОШ РГПК в зоне ЧС, пожара возлагается на ГУ МЧС России, на территории которого работает ОШ РГПК (далее - ГУ МЧС России, обеспечивающее ОШ РГПК).
ГУ МЧС России, обеспечивающее ОШ РГПК совместно с ОГ НЦУКС, осуществляют:
информационную поддержку ОШ РГПК;
ведение списочного учета должностных лиц МЧС России, убывающих в зону ЧС и пожара;
подготовку справочных и информационных документов для обеспечения работы ОШ РГПК и руководящего состава МЧС России.
4.6. К работе по обеспечению функционирования ОШ РГПК привлекаются должностные лица ОШ ЛЧСП.
4.7. Для обеспечения работы ОШ РГПК в зоне ЧС, пожара может развертываться подвижный пункт управления (далее - ППУ) МЧС России, а также могут использоваться пункты управления ГУ МЧС России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию), на территории которых проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы.
4.8. Финансовое обеспечение командировочных расходов убывающих в зону ЧС должностных лиц МЧС России осуществляется соответствующими финансовыми подразделениями.
В целях финансового обеспечения командировочных расходов сотрудников МЧС России для организации работы по ликвидации ЧС в Российской Федерации создаются неснижаемые минимальные резервы финансовых средств (далее - резервы) в размере, позволяющем командировать на срок до 2 суток. Значение численности, принимаемой в расчет, определяется из средних значений за последние 3 года.
Порядок создания, хранения и выдачи финансовых средств для обеспечения командировочных расходов личного состава ЦА, ГУ МЧС России, организаций и учреждений МЧС России центрального подчинения, определяется решением руководителей соответствующих подразделений.
4.9. По решению директора Департамента информационной политики в зоне ЧС и пожара формируется и развертывается выездной пресс-центр МЧС России.
Распространять официальные заявления и сообщения МЧС России при ликвидации ЧС, тушении пожара имеют право руководитель ОШ РГПК, директор Департамента информационной политики или лицо, его замещающее, а также уполномоченные лица, назначаемые руководством МЧС России.
Порядок взаимодействия со средствами массовой информации при ликвидации ЧС, тушении пожара определяет директор Департамента информационной политики по согласованию с руководством МЧС России.
______________________________
*(1) В соответствии с распределением обязанностей между Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, первым заместителем Министра, статс-секретарем - заместителем Министра, заместителем Министра - главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, заместителями Министра.
*(2) Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, первый заместитель Министра, статс-секретарь - заместитель Министра, заместитель Министра - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, заместители Министра.
*(3) Решением председателя Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности руководителем РГПК назначается один из заместителей Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
*(4) Предложения о сборе РГПК и ОШ РГПК представляются Министру, заместителю Министра, являющемуся руководителем РГПК, старшим оперативным дежурным МЧС России исходя из оценки обстановки, по согласованию с заместителем Министра, организующим экстренное реагирование, не позднее 20 минут с момента получения информации о ЧС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.