Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные задачи и функции структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения по организации работы при ликвидации ЧС в Российской Федерации
2.1. При организации работы по ликвидации ЧС в Российской Федерации, координации действий сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС структурными подразделениями ЦА, учреждениями и организациями МЧС России центрального подчинения, в соответствии с направлениями деятельности решаются задачи по:
организации взаимодействия с органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
координации действий сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС, участвующих в проведении работ по ликвидации ЧС;
организации в установленном порядке информирования населения.
2.2. При организации работы по ликвидации ЧС структурные подразделения ЦА, учреждения и организации МЧС России центрального подчинения осуществляют следующие функции:
2.2.1. Аппарат Министра:
осуществляет организационное обеспечение, в том числе документирование (протоколирование) мероприятий (в том числе выездных), проводимых Министром;
осуществляет подготовку проектов выступлений Министра, а также необходимых информационно-аналитических и справочных материалов.
2.2.2. Главное управление пожарной охраны:
организует работу по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ силами федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС);
организует применение подразделений ФПС ГПС для ликвидации ЧС федерального и межрегионального характера;
координирует деятельность общественных объединений пожарной охраны, подразделений всех видов пожарной охраны, участвующих в ликвидации ЧС и тушении пожаров;
участвует в организации работ по ликвидации ЧС межрегионального и федерального характера, спасению людей при этих ЧС.
2.2.3. Департамент оперативного управления:
осуществляет координацию деятельности структурных подразделений ЦА, территориальных органов МЧС России при реагировании на ЧС федерального и межрегионального характера;
совместно с НЦУКС готовит предложения для руководства МЧС России по введению для органов управления и сил МЧС России режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;
совместно с Департаментом спасательных формирований готовит предложения о привлечении в установленном порядке к ликвидации ЧС Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;
по поручению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями разрабатывает проекты решений Правительства Российской Федерации по вопросу выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий в целях оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС, террористических актов и (или) мероприятий по пресечению террористических актов правомерными действиями.
2.2.4. Департамент гражданской обороны и защиты населения:
разрабатывает по поручениям Правительства Российской Федерации и представляет в установленном порядке предложения по номенклатуре и количеству материальных ценностей государственного материального резерва, предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС на территории Российской Федерации;
организует формирование и доставку в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти материальной помощи населению Российской Федерации, пострадавшему в результате ЧС;
разрабатывает предложения по использованию резерва материальных ресурсов МЧС России для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
осуществляет методическое руководство и готовит предложения по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ЧС природного и техногенного характера;
осуществляет методическое руководство по использованию резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера (резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, резервов материальных ресурсов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований);
осуществляет организационное и методическое руководство по использованию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, созданных в целях гражданской обороны, при ЧС природного и техногенного характера.
2.2.5. Департамент спасательных формирований:
обеспечивает готовность подразделений аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ) и поисково-спасательных формирований (далее - ПСФ), спасательных воинских формирований (далее - СВФ), военизированных горноспасательных частей (далее - ВГСЧ) к выполнению задач по ликвидации ЧС;
организует применение СВФ, АСФ, ПСФ, ВГСЧ для предупреждения и ликвидации ЧС различного характера;
участвует в организации работ по ликвидации ЧС на подводных потенциально опасных объектах (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта) во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;
организует проведение подводных работ особого (специального) назначения;
организует координацию деятельности по оказанию помощи, поиску и спасению людей, а также ликвидации последствий аварий на объектах ведения горных работ;
осуществляет поддержание в готовности к действиям по предназначению СВФ, ПСФ, ВГСЧ;
осуществляет поддержание боевой готовности СВФ;
координирует деятельность АСФ, ПСФ, а также спасательных формирований, общественных объединений и организаций при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организует проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также участие в гуманитарном разминировании;
участвует в организации поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;
организует проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и участвует в тушении пожаров, в том числе организует применение аэромобильных группировок СВФ;
разрабатывает предложения о привлечении в установленном порядке к ликвидации ЧС Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
2.2.6. Департамент надзорной деятельности и профилактической работы:
организует государственный надзор за соблюдением установленных требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
организует деятельность по профилактике нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
организует работу сотрудников надзорной деятельности по плановым (рейдовым) осмотрам, обследованиям территорий (земельных участков) по вопросам обеспечения пожарной безопасности и выполнения требований в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в зоне ЧС;
организует контроль выполнения противопожарных мероприятий в местах дислокации сил и средств, задействованных в ликвидации ЧС, пунктах временного размещения населения, а также пунктах размещения и выдачи гуманитарной помощи населению, пострадавшему от ЧС;
организует взаимодействие по вопросам выполнения надзорных мероприятий с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при ликвидации ЧС и тушении пожаров;
осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности судебно-экспертных учреждений по вопросам проведения экспертиз по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.
2.2.7. Департамент тылового и технического обеспечения:
осуществляет общее руководство тыловым и техническим обеспечением подразделений МЧС России, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
участвует в разработке предложений по выпуску из государственного резерва материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС и оказания гуманитарной помощи;
организует закупку товаров, работ, услуг в рамках компетенции Департамента;
участвует в организации тылового и технического обеспечения подразделений МЧС России, привлекаемых для ликвидации ЧС и пожаров;
участвует в организации подготовки и представления в установленном порядке предложений по номенклатуре и нормам накопления в государственном резерве материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий ЧС;
во взаимодействии со структурными подразделениями ЦА, территориальными органами, организациями и учреждениями МЧС России организует подготовку предложений по дополнительному оснащению подразделений МЧС России в соответствии со сложившейся обстановкой;
осуществляет контроль и руководство организацией закупок материально-технических средств подразделениями МЧС России.
2.2.8. Департамент международной деятельности:
участвует в организации работ по ликвидации ЧС межрегионального и федерального характера, спасению людей (в части решения вопросов, касающихся иностранных граждан, пострадавших на территории Российской Федерации);
разрабатывает механизмы взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в случае ЧС, в том числе трансграничного характера;
организует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и ГУ МЧС России приём международной помощи в случае возникновения крупномасштабной ЧС на территории Российской Федерации;
координирует деятельность ГУ МЧС России по взаимодействию с иностранными государствами на приграничном уровне (в рамках приграничного сотрудничества);
участвует в организации тушения пожаров при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей (в части привлечения иностранных пожарно-спасательных формирований);
по решению руководства МЧС России готовит проекты докладов Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации о целесообразности запроса к мировому сообществу либо к конкретным иностранным государствам о содействии в проведении аварийно-спасательных работ на российской территории, либо в предоставлении грузов гуманитарной помощи;
при обращении зарубежных государств в МЧС России с предложениями о направлении спасательных отрядов либо о предоставлении гуманитарной помощи готовит проекты докладов Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации о целесообразности (нецелесообразности) принять предложенную помощь;
по решению руководства МЧС России готовит проекты писем в Министерство иностранных дел Российской Федерации для рассылки в загранучреждения Российской Федерации с потребностями в грузах гуманитарной помощи при том понимании, что официальный запрос Российской Федерации к мировому сообществу не направляется, но при обращениях зарубежных государств в загранучреждения Российской Федерации с предложениями о содействии они будут сориентированы об имеющихся потребностях;
при принятии Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации решения о приеме зарубежных спасательных отрядов организует въезд этих отрядов в Российскую Федерацию, их транспортировку в зону работ и координацию их работы с формированиями РСЧС, а также взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и Пограничной службой Федеральной службы безопасности Российской Федерации с целью беспрепятственного въезда зарубежных спасательных отрядов в Российскую Федерацию и последующего обратного выезда.
2.2.9. Департамент кадровой политики:
осуществляет учет пострадавших, погибших, без вести пропавших сотрудников МЧС России и членов их семей;
осуществляет контроль мероприятий воспитательной работы с личным составом подразделений МЧС России;
готовит предложения по поощрению наиболее отличившихся сотрудников МЧС России, а также граждан при ликвидации ЧС и пожаров;
готовит проекты приказов (распоряжений) о командировании руководства МЧС России и сотрудников ЦА;
информировать НЦУКС по изменениям (дополнениям) в структуре центрального аппарата МЧС России, а также по кадровым перемещениям руководящего состава структурных подразделений и учреждений МЧС России центрального подчинения.
2.2.10. Департамент образовательной и научно-технической деятельности:
координирует работу ЦППР и обобщает полученную информацию;
осуществляет подготовку предложений по применению наукоемких технологий и современных образцов пожарно-спасательной техники для ликвидации ЧС и тушения пожаров;
организует проведение анализа эффективности функционирования системы поддержки принятия решений на каждом иерархическом уровне управления для формирования решения на ликвидацию последствий ЧС и тушение пожаров, соответствие и реализацию этих предложений в практических управленческих решениях;
организует проведение анализа действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
2.2.11. Департамент информационной политики:
организует информирование населения через средства массовой информации о прогнозируемых и возникших ЧС и пожарах;
организует информационное обеспечение мероприятий по ликвидации ЧС, тушению пожаров через аккредитованные средства массовой информации и Интернет-ресурсы;
организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам организации информирования населения о ЧС и пожарах и мероприятиях по их ликвидации.
2.2.12. Административный департамент:
обеспечивает подготовку и проведение заседаний Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - ПКЧС), оформление протоколов заседаний и организацию контроля выполнения поручений ПКЧС;
осуществляет контроль за выполнением поручений Министра и его заместителей, а также приказов МЧС России, решений ПКЧС и других документов;
осуществляет регистрацию и отправку докладов Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, Заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - пресс-секретарю Президента Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации (курирующему МЧС России), Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации, пресс-секретарю Председателя Правительства Российской Федерации - заместителю Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации (далее - руководство Российской Федерации) о ЧС, пожарах и ходе их ликвидации.
2.2.13. Финансово-экономический департамент:
организует в установленном порядке финансовое обеспечение экстренного реагирования на ЧС и пожары;
участвует в проведении анализа поступивших заявок на дополнительное финансирование мероприятий по ликвидации последствий ЧС и пожаров и подготовку предложений по их финансированию;
обеспечивает подготовку предложений о внесении изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств в установленном порядке.
2.2.14. Управление авиации и авиационно-спасательных технологий:
готовит предложения по применению авиации при ликвидации последствий ЧС и пожаров;
утверждает суточные планы полетов (перелетов) воздушных судов МЧС России;
организует проведение авиационно-спасательных и специальных авиационных работ;
осуществляет контроль за подготовкой воздушных судов МЧС России к выполнению задач по предназначению;
участвует в организации работы по тушению пожаров на объектах, критически важных для безопасности Российской Федерации, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
организует выполнение полетов на тушение лесных пожаров при угрозе населенным пунктам и объектам экономики;
участвует в организации тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, в том числе применением современных авиационных технологий;
организует авиационное обеспечение эвакуации пострадавшего населения из районов ЧС;
организует создание авиационной группировки для проведения авиационно-спасательных и специальных авиационных работ в районе ЧС;
осуществляет руководство авиационной группировкой в районе ЧС;
организует взаимодействие авиации МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выполнении задач по ликвидации ЧС и тушении пожаров в районе ЧС;
организует взаимодействие экипажей воздушных судов со старшими команд, назначенными от СВФ, подразделений ФПС ГПС при ликвидации последствий ЧС, тушении пожаров и применении беспилотных авиационных систем.
2.2.15. Управление информационных технологий и связи:
организует выполнение мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования систем связи и оповещения МЧС России в зоне ЧС и тушения пожаров;
организует взаимодействие с органами управления РСЧС по вопросам обеспечения связи при ликвидации ЧС и тушении пожаров;
организует взаимодействие с операторами связи с целью организации и обеспечения (наращивания) связи в зоне ЧС и тушения пожаров;
организует выполнение мероприятий по обеспечению правительственной связью руководства МЧС России в зоне ЧС и тушения пожаров;
осуществляет контроль технического состояния и готовности средств связи ОПТ РГПК, ОГ НЦУКС, ОШ ЛЧСП, ОГ ЦУКС к выполнению задач по обеспечению связи из зоны ЧС и пожаров.
2.2.16. Управление стратегического планирования и организационной работы: уточняет данные по численности подразделений ФПС ГПС, СВФ, АСФ, ПСФ, ВГСЧ, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС), образовательных, научных, медицинских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России;
совместно с Департаментом кадровой политики разрабатывает проекты штатов (штатных перечней), табелей к штатам при создании группировки сил для ликвидации ЧС и пожаров;
информирует НЦУКС по изменениям (дополнениям) в структуре центрального аппарата и учреждений МЧС России центрального подчинения.
2.2.17. Управление безопасности людей на водных объектах:
осуществляет координацию действий сил и средств ГИМС при ликвидации ЧС и пожаров на водных объектах (в прибрежной зоне);
принимает участие в разработке и корректировке планов применения сил и средств МЧС России при ликвидации ЧС на водных объектах.
2.2.18. НЦУКС:
обеспечивает устойчивое функционирование системы управления МЧС России;
совместно с Рузским ЦОПУ обеспечивает организационно-техническое обеспечение работы РГПК;
проводит оповещение Министра, первого заместителя Министра, статс-секретаря - заместителя Министра, заместителей Министра, заместителя Министра - главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, руководителей Аппарата Министра, структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, а также должностных лиц, входящих в состав ПКЧС, РГПК, ОШ РГПК;
обеспечивает координацию деятельности органов повседневного управления РСЧС, в том числе управления силами и средствами РСЧС, и органов управления гражданской обороной, в том числе управления силами и средствами гражданской обороны;
организует информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны;
организует информирование населения в зоне ЧС с использованием стационарных и мобильных терминальных комплексов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения.
2.2.19. ВНИИ ГОЧС (ФЦ):
организует взаимодействие с организациями, входящими в состав функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС РСЧС, а также с организациями сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны по вопросам сбора, обработки и анализа информации об источниках ЧС, о показателях риска возникновения ЧС, об обнаружении и идентификации различных видов заражения и загрязнения;
осуществляет разработку прогнозов развития и масштабов последствий ЧС с учетом вторичных факторов;
осуществляет подготовку рекомендаций по проведению мероприятий по ликвидации последствий ЧС и применению сил и средств РСЧС;
во взаимодействии со структурными подразделениями ЦА, территориальными органами, учреждениями и организациями МЧС России проводит анализ действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации ЧС природного и техногенного характера в установленном порядке.
2.2.20. ВНИИПО:
осуществляет научно-методическое обеспечение в области оценки соответствия объектов защиты и услуг требованиям пожарной безопасности;
участвует в качестве экспертов при проведении мероприятий по ликвидации ЧС и пожаров, а также осуществлению надзорно-профилактической деятельности в области пожарной безопасности;
осуществляет разработку прогнозов развития и масштабов последствий пожаров с учетом вторичных факторов;
осуществляет подготовку рекомендаций по проведению мероприятий по ликвидации последствий пожаров и применению сил и средств РСЧС;
во взаимодействии со структурными подразделениями ЦА, территориальными органами, учреждениями и организациями МЧС России проводит анализ действий органов управления, сил и средств РСЧС по тушению пожаров в установленном порядке.
2.2.21. Центр экстренной психологической помощи:
организует оказание экстренной психологической помощи пострадавшим при ЧС;
организует мероприятия по психологическому обеспечению группировки сил МЧС России при ликвидации ЧС и пожаров, в части касающейся;
разрабатывает рекомендации по психологическому обеспечению группировки сил РСЧС (при необходимости);
осуществляет организацию и контроль работы телефонов "горячей линии" при ЧС;
планирует создание, наращивание и оснащение группировки сил по психологическому обеспечению в зоне ЧС;
осуществляет координацию действий сил и средств РСЧС при оказании экстренной психологической помощи.
2.3. Организации и учреждения МЧС России, не указанные в разделе 2.2 настоящего Положения, организуют и обеспечивают выполнение задач по предназначению в соответствии с положениями (уставами или другими учредительными документами), в том числе готовность подчиненных органов управления и сил к выполнению задач по ликвидации ЧС и тушению пожаров в соответствии с решениями руководства МЧС России.
2.4. Персональная ответственность за качественное выполнение возложенных на структурные подразделения ЦА, организации и учреждения МЧС России центрального подчинения задач и функций при организации реагирования на ЧС и пожары возлагается на руководителей соответствующих подразделений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.