Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 сентября 2019 г. N 03-04-05/71503
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 13.10.2014 (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1 статьи 15 Соглашения с учетом положений статей 16, 18, 19 Соглашения заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом Договаривающегося государства в отношении работы по найму, облагаются налогом только в этом государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся государстве. Если работа по найму осуществляется подобным образом, вознаграждение, полученное в связи с этим, может облагаться налогом в этом другом государстве.
Таким образом, на основании норм пункта 1 статьи 15 Соглашения доходы в виде заработной платы, полученные резидентом Российской Федерации, за выполнение работ на территории Российской Федерации подлежат налогообложению только в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 208 Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
Таким образом, доходы в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей в Российской Федерации, полученные физическим лицом, признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Пунктом 1 статьи 224 Кодекса для указанных доходов установлена налоговая ставка в размере 13 процентов.
Одновременно сообщается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса, в частности, обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.
Указанные организации именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.
При этом абзацем вторым пункта 2 статьи 226 Кодекса определено, что особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов установлены статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 3 статьи 228 Кодекса исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц физические лица, получающие вознаграждения от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, производят самостоятельно исходя из сумм полученных вознаграждений.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ссылаясь на Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Китаем, Минфин пояснил следующее.
Зарплата, полученная резидентом России, за выполнение работ на территории нашей страны облагается НДФЛ только в нашей стране. Для таких доходов установлена ставка 13%.
Обособленные подразделения иностранных организаций в России, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ.
Физлица, получающие вознаграждения не от налоговых агентов, декларируют и уплачивают НДФЛ самостоятельно.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 сентября 2019 г. N 03-04-05/71503
Текст письма опубликован не был