Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства финансов
Республики Карелия
от 16 августа 2019 года N 468
Методические рекомендации
по мерам, направленным на снижение (предотвращение возникновения) просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности органов исполнительной власти Республики Карелия и подведомственных им государственных учреждений Республики Карелия
I. Основные положения
1.1. Настоящие методические рекомендации по мерам, направленным на снижение (предотвращение возникновения) просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности органов исполнительной власти Республики Карелия и подведомственных им государственных учреждений Республики Карелия (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях усиления контроля за состоянием просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности бюджета Республики Карелия, сокращения (ликвидации) и предотвращения возникновения просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности бюджета Республики Карелия, повышения финансовой устойчивости бюджета Республики Карелия и снижения рисков возникновения финансовых потерь и иных не предусмотренных бюджетом Республики Карелия обязательств путем создания системы мероприятий по управлению просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженностью бюджета Республики Карелия (далее - просроченная дебиторская и просроченная кредиторская задолженность, просроченная дебиторская задолженность, просроченная кредиторская задолженность).
1.2. Настоящие Методические рекомендации устанавливают правила сбора и обработки информации о состоянии просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности органов исполнительной власти Республики Карелия и подведомственных им государственных учреждений Республики Карелия, а также систему мероприятий по управлению просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженностью.
1.3. Система мероприятий по управлению просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженностью включает в себя:
- анализ состояния просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности;
- мероприятия, направленные на снижение просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности;
- мероприятия, направленные на предотвращение возникновения просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности.
II. Анализ состояния просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности
2.1. Целью анализа состояния просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности является определение размеров, состава, структуры и динамики просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности, ее обоснованности.
2.2. Механизмами реализации мероприятий по анализу состояния просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности являются:
- инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности бюджета Республики Карелия;
- мониторинг просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности.
2.3. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности проводится органами исполнительной власти Республики Карелия - главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Республики Карелия (далее - орган исполнительной власти), государственными учреждениями Республики Карелия - получателями средств бюджета Республики Карелия (далее - государственное учреждение, учреждение) в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
2.4. Мониторинг просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности проводится органами исполнительной власти, государственными учреждениями перед составлением ежемесячной и (или) ежеквартальной отчетности:
в части казенных учреждений - ежемесячно;
в части бюджетных и автономных учреждений - ежеквартально.
2.5. В случаях выявления, по результатам проведенной инвентаризации или мониторинга сумм просроченной дебиторской и (или) просроченной кредиторской задолженности, государственные учреждения представляют в орган исполнительной власти не позднее 15 календарного дня месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о просроченной дебиторской задолженности и мерах по ее погашению по форме согласно приложению 1 к настоящим Методическим рекомендациям и просроченной кредиторской задолженности и мерах по ее погашению по форме согласно приложению 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
2.6. Сведения, указанные в пункте 2.5. настоящих Методических рекомендаций, должны быть подтверждены документально. Для этого государственные учреждения формируют по каждому государственному контракту (договору) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Республики Карелия, по которому имеется просроченная дебиторская и (или) просроченная кредиторская задолженность, пакет документов в одном экземпляре, включающий:
а) копии заключенных договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Республики Карелия;
б) копии актов сверки просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности в рамках заключенных договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Республики Карелия;
в) соглашение о реструктуризации просроченной кредиторской задолженности или отказ кредитора от подписания соглашения и (или) соглашение о реструктуризации просроченной дебиторской задолженности или отказ дебитора от подписания соглашения, в случаях, установленных в соответствии с пунктами 3.5. и 3.6. настоящих Методических рекомендаций.
При необходимости орган исполнительной власти имеет право запросить копии иных документов, оформляемых в процессе финансово-хозяйственной деятельности, обосновывающих возникновение соответствующей просроченной дебиторской и (или) просроченной кредиторской задолженности, заверенные государственным учреждением.
2.7. Орган исполнительной власти осуществляет проверку представленных государственными учреждениями документов на предмет обоснованности возникновения просроченной дебиторской и (или) просроченной кредиторской задолженности и достоверности отражения ее в отчетности.
2.8. Орган исполнительной власти до 18 календарного дня месяца, следующего за отчетным кварталом, в случае необходимости доработки возвращает государственным учреждениям пакет документов с указанием причин возврата в следующих случаях:
при несоответствии общей суммы просроченной дебиторской и (или) просроченной кредиторской задолженности по всем представленным документам сумме просроченной дебиторской и (или) просроченной кредиторской задолженности, отраженной в бюджетной (бухгалтерской) отчетности государственного учреждения на отчетную дату;
при представлении пакета документов не в полном объеме.
2.9. Государственные учреждения после устранения замечаний повторно представляют пакет документов органу исполнительной власти до 20 календарного дня месяца, следующего за отчетным кварталом.
2.10. Сведения, содержащиеся в документах, представленных в соответствии с пунктами 2.5. и 2.6. настоящих Методических рекомендаций, обобщаются и анализируются органом исполнительной власти в целях:
определения периода возникновения просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности;
выявления объемов просроченной дебиторской задолженности реальной к взысканию и безнадежной к взысканию;
определения структуры и динамики просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений;
проведения оценки отклонений просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности на отчетную дату по сравнению с просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженностью на начало каждого отчетного периода;
принятия управленческих решений.
2.11. По результатам анализа обобщенных сведений о просроченной дебиторской и (или) просроченной кредиторской задолженности орган исполнительной власти готовит:
аналитическую информацию о просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности и предложения по реализации мероприятий, направленных на ее снижение и представляет ее в Министерство финансов Республики Карелия за отчетный год - до 1 апреля текущего года, за 1 полугодие - до 20 июля текущего финансового года, за 9 месяцев - до 20 октября текущего финансового года;
сведения о просроченной дебиторской задолженности и мерах по ее погашению по форме согласно приложению 3 к настоящим Методическим рекомендациям и просроченной кредиторской задолженности и мерах по ее погашению по форме согласно приложению 4 к настоящим Методическим рекомендациям и представляет их в Министерство финансов Республики Карелия за отчетный год - в сроки, устанавливаемые приказами Министерства финансов Республики Карелия для представления сводной годовой бюджетной отчетности, за 1 полугодие - до 20 июля текущего финансового года, за 9 месяцев - до 20 октября текущего финансового года.
Общая сумма просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности должна соответствовать сумме просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности, отраженной в бухгалтерской (бюджетной) отчетности органа исполнительной власти на отчетную дату.
2.12. Министерство финансов Республики Карелия обобщает и анализирует информацию, представленную органами исполнительной власти, и, при необходимости, готовит рекомендации органам исполнительной власти, имеющим задолженность на 1 число отчетного квартала, о дополнительных мероприятиях, направленных на снижение просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности.
III. Мероприятия, направленные на снижение просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности
3.1. В целях достижения целевых показателей, предусмотренных Программой оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия на период до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 мая 2016 года N 361р-П и планом мероприятий ("дорожной картой") по снижению просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Республики Карелия на 2019 год, утвержденным Главой Республики Карелия А.О. Парфенчиковым 11 апреля 219 года, орган исполнительной власти:
устанавливает целевые показатели по снижению просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности по каждому подведомственному государственному учреждению, имеющему задолженность - до 15 апреля текущего финансового года;
обеспечивает принятие (изменение) ведомственного правового акта ("дорожной карты") по снижению (предотвращению возникновения) просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности, предусматривающего в том числе мероприятия, направленные на снижение (ликвидацию) просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности для каждого подведомственного государственного учреждения, - в срок до 1 мая текущего финансового года.
3.2. Орган исполнительной власти, государственные учреждения при наличии просроченной дебиторской и (или) просроченной кредиторской задолженности проводят работу с дебиторами и (или) кредиторами по ее урегулированию путем погашения, реструктуризации или списания.
3.3. Орган исполнительной власти, казенные учреждения осуществляют мероприятия по снижению просроченной кредиторской задолженности в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке на текущий финансовый год.
3.4. Бюджетные и автономные учреждения осуществляют мероприятия по снижению просроченной кредиторской задолженности в пределах средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности по соответствующим видам финансового обеспечения.
3.5. В отношении просроченной кредиторской задолженности, срок погашения которой составляет более одного года, но не превышает срока исковой давности, определенного гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае недостаточности средств для погашения просроченной кредиторской задолженности в рамках текущего финансового года государственные учреждения принимают меры к заключению с кредитором Соглашения о реструктуризации задолженности (далее - Соглашение), с оформлением графика погашения просроченной кредиторской задолженности.
В случае принципиального отказа кредитора реструктурировать просроченную кредиторскую задолженность отказ кредитора от подписания Соглашения (в письменном виде) прилагается к сведениям, представляемым в Министерство финансов Республики Карелия в соответствии с пунктом 2.6. настоящих Методических рекомендаций.
3.6. В отношении просроченной дебиторской задолженности, признанной реальной к взысканию, органом исполнительной власти, государственным учреждением принимаются меры к заключению с дебитором Соглашения о реструктуризации задолженности (далее - Соглашение), с оформлением графика погашения контрагентом просроченной дебиторской задолженности.
В случае принципиального отказа дебитора от подписания Соглашения о реструктуризации просроченной дебиторской задолженности отказ от подписания Соглашения (в письменном виде) прилагается к сведениям, представляемым в Министерство финансов Республики Карелия в соответствии с пунктом 2.6. настоящих Методических рекомендаций.
В случае отказа дебитора от подписания соглашения о реструктуризации просроченной дебиторской задолженности орган исполнительной власти, государственное учреждение организуют работу по взысканию в судебном порядке сумм дебиторской задолженности с обязательным составлением планов-графиков проведения претензионно-исковой работы.
Сводная информация о выполнении планов-графиков проведения государственными учреждениями претензионно-исковой работы представляется органом исполнительной власти в Министерство финансов Республики Карелия в составе аналитической информации о просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности и предложениях по реализации мероприятий, направленных на ее снижение.
Просроченная дебиторская задолженность, признанная безнадежной к взысканию, подлежит списанию в порядке, установленном бюджетным законодательством.
IV. Мероприятия, направленные на предотвращение возникновения просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности
4.1. В целях предотвращения возникновения просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности орган исполнительной власти обеспечивает:
реализацию мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет Республики Карелия в соответствии с пунктами 1.3.3, 1.3.4 приложения 1 к Программе оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия на период до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 мая 2016 года N 361р-П;
доведение платежных реквизитов (ИНН, КПП, ОКТМО получателя, код главного администратора доходов бюджета Республики Карелия, код бюджетной классификации доходов бюджета Республики Карелия) до плательщиков для оформления платежных документов на перечисление в бюджет Республики Карелия, администрируемых доходов;
уточнение принадлежности платежей в бюджет Республики Карелия, отнесенных Управлением Федерального казначейства по Республике Карелия к невыясненным поступлениям;
осуществление отдельных закупок товаров, работ и услуг путем заключения договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Республики Карелия, не предусматривающих авансовых платежей;
обеспечение контроля за заключением договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Республики Карелия в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (по государственным казенным учреждениям) и в пределах плановых показателей по выплатам, утвержденным в установленном порядке планами финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений (для государственных автономных и бюджетных учреждений);
обеспечение контроля за осуществлением своевременной оплаты выполненных работ, товаров и услуг по договорам (государственным контрактам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Республики Карелия;
обеспечение непревышения объема принятых и поставленных на учет бюджетных обязательств над доведенными в установленном порядке лимитами бюджетных обязательств;
осуществление контроля за выполнением государственными бюджетными и автономными учреждениями государственных заданий, планов финансово-хозяйственной деятельности и выявление рисков образования просроченной кредиторской задолженности;
внесение изменений в трудовые договоры с руководителями государственных учреждений, предусматривающих предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности государственного учреждения в части расходов, осуществляемых за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем государственного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;
проведение анализа платежеспособности и добросовестности контрагентов на этапе заключения договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Республики Карелия;
проведение камеральных проверок бюджетной (бухгалтерской) отчетности, представленной распорядителями и получателями средств бюджета Республики Карелия;
другие мероприятия, направленные на предотвращение возникновения просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.