Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 19.09.2019 N 2204
Информация
о реализации Закона Тюменской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" (представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 21.08.2019)
1. Перевод земельных участков из одной категории в другую
Перевод земельных участков из одной категории в другую осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Законом Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", Законом Тюменской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования", постановлением Правительства Тюменской области от 23.05.2005 N 36-п "О процедуре перевода земель или земельных участков из одной категории в другую".
В 2018 году из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности переведено 95 земельных участков общей площадью 969,1 га, в земли особо охраняемых территорий и объектов - 2 земельных участка общей площадью 4,9 га, в земли водного фонда - 2 земельных участка общей площадью 0,9 га. Из земель промышленности в земли сельскохозяйственного назначения переведен 1 земельный участок площадью 10,5 га.
В первом полугодии 2019 года из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности переведено 238 земельных участков общей площадью 339,6 га, в земли особо охраняемых территорий и объектов - 5 земельных участков общей площадью 34,7 га, в земли водного фонда - 11 земельных участков общей площадью 5,4 га. Из земель промышленности в земли сельскохозяйственного назначения переведен 1 земельный участок площадью 12,9 га.
2. Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
Порядок принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании их по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации регламентирован статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ). Согласно данной статье изъятие земельных участков осуществляется в судебном порядке. В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 101-ФЗ органом, уполномоченным на обращение в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае неиспользования его по целевому назначению или использования с нарушением законодательства, является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Инициирование принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в судебном порядке представляется возможным при наличии оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ. При этом, исходя из практики рассмотрения судами данной категории дел, обязательным условием для удовлетворения соответствующих исковых заявлений является факт привлечения собственника земельного участка к административной ответственности за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (статья 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (статья 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В 2018 году в уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области из Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам поступали материалы о неисполнении собственниками земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предписаний об устранении нарушений земельного законодательства.
По результатам рассмотрения поступивших в уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области материалов было установлено отсутствие достаточных сведений, позволяющих инициировать процедуру изъятия находящихся в частной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в судебном порядке по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ, а именно:
1) не определены критерии существенного снижения плодородия почв земельных участков сельскохозяйственного назначения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2011 N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", равно как и размер причиненного вреда окружающей среде согласно требованиям Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
2) факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации в течение трех и более лет подряд с момента выявления такового в рамках государственного земельного надзора не установлен.
Кроме того, в направленной информации отсутствовали материалы административного производства о привлечении виновных лиц к административной ответственности по статьям 8.7 и 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, основания для инициирования уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в судебном порядке отсутствовали.
В связи с этим в 2018 году уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области иски в суд об изъятии земельных участков не предъявлялись.
3. Преимущественное право покупки земельного участка
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 101-ФЗ при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона N 101-ФЗ, статье 5 Закона Тюменской области от 03.11.2003 N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области о намерении продать такой земельный участок.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.11.2015 N 500-п утвержден порядок принятия решения о реализации права преимущественного приобретения земельного участка Тюменской областью или предоставлении права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию. Данным порядком установлена процедура рассмотрения исполнительными органами государственной власти Тюменской области извещений продавцов о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при реализации права преимущественного приобретения земельного участка Тюменской областью и взаимодействия с органами местного самоуправления при предоставлении права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию.
В 2018 году в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области поступили извещения на 220 земельных участков общей площадью 26 179,9746 га. Из них по 219 земельным участкам принято решение об отказе в реализации Тюменской областью права преимущественного приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с отсутствием целесообразности в приобретении таких земельных участков, по 1 земельному участку реализовано право преимущественного приобретения земельного участка Тюменской областью.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 101-ФЗ минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В целях реализации данной нормы статьей 2 Закона Тюменской области от 03.11.2003 N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" определены требования к минимальным размерам земельных участков, а также случаи, на которые данные требования не распространяются.
4. О выполнении рекомендаций Тюменской областной Думы
Пунктом 2 постановления Тюменской областной Думы от 20.04.2017 N 378 Правительству Тюменской области рекомендовано активизировать работу по выполнению задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2016, в части создания стимулов для ввода в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и внедрения передовых агротехнологий.
В Тюменской области реализуется областной проект "Ввод в оборот неиспользуемой пашни земель сельскохозяйственного назначения в Тюменской области на период 2017 - 2020 годов". С учетом возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей, плодородия почвы, экономической целесообразности вовлечения в оборот неиспользуемой пашни сформированы предложения по вводу в оборот неиспользуемой пашни в разрезе муниципальных районов Тюменской области на период 2017 - 2020 годов.
В 2017 году при плане 5,4 тыс. га было введено 5,5 тыс. га неиспользуемой пашни, в 2018 году при плане 3,3 тыс. га было введено 3,4 тыс. га неиспользуемой пашни. В 2019 году план ввода в оборот неиспользуемой пашни составляет 4,5 тыс. га. Работы по вводу в оборот неиспользуемой пашни продолжаются.
Кроме того, пунктом 2 постановления Тюменской областной Думы от 20.04.2017 N 378 Правительству Тюменской области рекомендовано рассмотреть вопрос о целесообразности возвращения меры государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде субсидии за ввод в оборот ранее неиспользуемой пашни (5 и более лет) и (или) залежных земель.
В настоящее время органами исполнительной власти Тюменской области прорабатывается вопрос о целесообразности возвращения меры государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде субсидии за ввод в оборот залежных земель.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 19 сентября 2019 г. N 2204 "Об информации Правительства Тюменской области о... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.