Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 декабря 2018 г. N 21-2/10/П-9349
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях организации работы по реализации положений Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" направляет рекомендации для органов социальной защиты населения и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения в целях предоставления таким гражданам льгот и (или) мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Приложение: на 5 л.
|
М.А. Топилин |
Информация
об определении критерия с целью отнесения граждан к лицам предпенсионного возраста в целях предоставления им льгот и мер социальной поддержки с 1 января 2019 года
Федеральным законом 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон N 350-ФЗ) вводится понятие "предпенсионный возраст". При этом федеральные законы, направленные на реализацию Федерального закона N 350-ФЗ, содержат различные определения предпенсионного возраста.
Уголовный кодекс Российской Федерации (в редакции ФЗ от 03.10.2018 N 352-ФЗ) |
Для целей настоящей статьи под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. |
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" |
Граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); |
Федеральный закон от 03.10.2018 N 353-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" |
Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста |
Федеральный закон от 30.10.2018 N 378-ФЗ "О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации |
1) пункт 5 статьи 391 дополнить подпунктом 9 следующего содержания: "9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;"; 2) пункт 1 статьи 407 дополнить подпунктом 10.1 следующего содержания: "10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;". |
Согласно положениям Федерального закона от 30 октября 2018 г. N 378-ФЗ "О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" право на налоговую льготу имеют физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.
Учитывая, что эти нормы введены в Налоговый кодекс Российской Федерации именно в связи с повышением пенсионного возраста, при отнесении граждан к категории лиц предпенсионного возраста в целях предоставления налоговых льгот, под необходимыми условиями следует также понимать исключительно пенсионный возраст, необходимый для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (без соблюдения условий по страховому стажу и величине индивидуального пенсионного коэффициента, поскольку следует иметь ввиду, что данные условия на момент обращения гражданина за подтверждением статуса предпенсионера могут находиться в процессе приобретения, то есть они не статичны, более того, в соответствии с действующим законодательством страховой стаж и величина индивидуального пенсионного коэффициента могут быть "выкуплены" 1 заинтересованным лицом).
Согласно информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации по данному вопросу в 51 субъекте Российской Федерации меры социальной поддержки планируется предоставлять лицам, достигшим возраста 55 и 60 лет, без дополнительных условий.
С учетом изложенного, предлагается в целях предоставления льгот и мер социальной поддержки к гражданам предпенсионного возраста относить лиц, достигших соответствующего предпенсионного возраста, без соблюдения каких-либо иных дополнительных условий.
Таким образом, главным критерием является именно возраст. В таком случае налоговыми льготами будут пользоваться мужчина, достигший возраста 60 лет, и женщина, достигшая возраста 55 лет (если они не относятся к категории лиц, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, или не являются государственными служащими).
В рамках реализации гарантий гражданам предпенсионного возраста по диспансеризации и по занятости, а также уголовного преследования - это будут лица, которые не более чем через пять лет достигнут пенсионного возраста, установленного Федеральным законом N 350-ФЗ (с учетом переходного периода).
Аналогичный подход в отношении гарантий по занятости и диспансеризации следует также применять в отношении граждан, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, право на которую определяется с учетом достижения соответствующего возраста:
1) для граждан, постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - северные регионы), правоопределяющим основанием для подтверждения их статуса предпенсионера будет являться возраст для назначения "северной" пенсии, предусмотренный соответствующим правовым регулированием. Если гражданин ранее работал в северных регионах, но теперь там не проживает, применяется дополнительное к возрасту условие - наличие требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) для многодетных матерей во внимание должен приниматься соответствующий возраст и наличие требуемого количества детей на дату обращения за подтверждением статуса;
3) в отношении других лиц, у которых право на досрочное назначение страховой пенсии связано с работой по определенной профессии (Списки N 1 и N 2 и др.), а также одновременно зависит от возраста, необходимыми условиями для подтверждения статуса предпенсионера, являются достижение предпенсионного возраста и факт работы по соответствующей специальности (должности, профессии и др.) на момент обращения за подтверждением искомого статуса. Если гражданин ранее работал на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а затем прекратил, то в данном случае требуется соблюдение стажевых условий для назначения досрочной страховой пенсии;
4) для граждан, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии, назначение которой осуществляется независимо от возраста (к примеру, педагогические и медицинские работники), для получения статуса предпенсионера применяется только условие - наличие требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской ЧАЭС, предпенсионный возраст подлежит определению для предоставления дополнительных гарантий в соответствии в соответствии со статьей 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из возраста, дающего право на любую пенсию по старости, а в соответствии со статьей 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон от 19 апреля 1991 года N 1032-1) - исходя из возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.
Дополнительно отмечается, что норма части 3 статьи 10 Федерального закона N 350-ФЗ не применяется при определении статуса лица предпенсионного возраста в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и Закона от 19 апреля 1991 года N 1032-1, поскольку данная льгота предусмотрена для определенных категорий граждан и не устанавливает "новый", отличный от установленного Федеральным законом N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", пенсионный возраст (таблица прилагается).
Данный подход к определению статуса граждан предпенсионного возраста может быть применим при организации информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, работодателями, а также при выдаче гражданам соответствующих сведений.
______________________________
1Статья 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
______________________________
Приложение
Определение граждан предпенсионного возраста (статья 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; статья 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации)
ЖЕНЩИНЫ | ||||||||||
Год |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
Общеустановленный "новый" пенсионный возраст для женщин |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
Возраст, отнесения женщин к категории граждан предпенсионного возраста |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
55 |
55 |
55 |
55 |
55 |
Год рождения женщин, которые относятся к категории граждан предпенсионного возраста исходя из общеустановленного "нового" пенсионного возраста (лет) |
1964(55) |
1964(56)* |
1964(57)* |
1964(58)* |
1964(59)* |
|
|
|
|
|
1965(54) |
1965(55) |
1965(56) |
1965(57)* |
1965(58)* |
1965(59)* |
|
|
|
|
|
1966(53) |
1966(54) |
1966(55) |
1966(56) |
1966(57) |
1966(58)* |
1966(59)* |
|
|
|
|
1967(52) |
1967(53) |
1967(54) |
1967(55) |
1967(56) |
1967(57) |
1967(58) |
1967(59)* |
|
|
|
1968(51) |
1968(52) |
1968(53) |
1968(54) |
1968(55) |
1968(56) |
1968(57) |
1968(58) |
1968(59) |
|
|
|
|
|
|
|
1969(55) |
1969(56) |
1969(57) |
1969(58) |
1969(59) |
|
|
|
|
|
|
|
1970(55) |
1970(56) |
1970(57) |
1970(58) |
|
|
|
|
|
|
|
|
1971(55) |
1971(56) |
1971(57) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1972(55) |
1972(56) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1973(55) |
|
| ||||||||||
МУЖЧИНЫ | ||||||||||
Год |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
Общеустановленный "новый" пенсионный возраст для мужчин |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
65 |
65 |
65 |
65 |
65 |
Возраст, отнесенный к категории граждан предпенсионного возраста |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
Год рождения мужчин, которые относятся к категории граждан предпенсионного возраста исходя из общеустановленного "нового" пенсионного возраста (лет) |
1959(60) |
1959(61)* |
1959(62)* |
1959(63)* |
1959 (64)* |
|
|
|
|
|
1960(59) |
1960(60) |
1960(61) |
1960(62)* |
1960(63)* |
1960(64)* |
|
|
|
|
|
1961(58) |
1961(59) |
1961(60) |
1961(61) |
1961(62) |
1961(63)* |
1961(64)* |
|
|
|
|
1962(57) |
1962(58) |
1962(59) |
1962(60) |
1962(61) |
1962(62) |
1962(63) |
1962(64)* |
|
|
|
1963(56) |
1963(57) |
1963(58) |
1963(59) |
1963(60) |
1963(61) |
1963(62) |
1963(63) |
1963(64) |
|
|
|
|
|
|
|
1964(60) |
1964(61) |
1964(62) |
1964(63) |
1964(64) |
|
|
|
|
|
|
|
1965(60) |
1965(61) |
1965(62) |
1965(63) |
|
|
|
|
|
|
|
|
1966(60) |
1966(61) |
1966(62) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1967(60) |
1967(61) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1968(60) |
______________________________
* кроме лиц, которым назначена пенсия по старости
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.