Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации
Тужинского муниципального района
от 09.10.2017 N 388
Муниципальная программа
Тужинского муниципального района "Развитие агропромышленного комплекса" на 2020 - 2025 годы
29 декабря 2017 г., 21 мая 2018 г., 24 января 2019 г.
Паспорт изменен с 30 января 2019 г. - Постановление Администрации Тужинского муниципального района Кировской области от 24 января 2019 г. N 33
Паспорт
муниципальной программы Тужинского муниципального района "Развитие агропромышленного комплекса" на 2020 - 2025 годы
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз развития
Муниципальная программа определяет цели и задачи развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Муниципальная программа призвана создать необходимые условия для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности.
Агропромышленный комплекс - неотъемлемая часть экономики Тужинского района. Сельское хозяйство производит 21,4% валового продукта района, обеспечивает занятость 42% работающего сельского населения.
Производством сельскохозяйственной продукции занимаются сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства населения. На сегодняшний день в Тужинском районе работают 6 сельскохозяйственных предприятий, 6 крестьянских(фермерских) хозяйств, 2,1 тысячи личных подсобных хозяйств. На долю сельхозпредприятий приходится 46% стоимости валовой продукции сельского хозяйства, личных подсобных хозяйств - 38% стоимости валовой продукции, крестьянских (фермерских) хозяйств - 16%.
По итогам 2016 года объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 325,1 млн. рублей, индекс физического объема 99,7% к уровню 2015 года, в том числе: в сельхозпредприятиях 149,8 млн. рублей, индекс физического объема 92,9% к уровню 2015 года. Урожайность зерновых и зернобобовых культур в сельхозпредприятиях в 2016 году составила 15,4 ц/га, что на 31,3% меньше, чем в 2015 году(22,4 ц/га). Производство зерна во всех категориях хозяйств составило 10674 тонны,88% к уровню прошлого года. На урожайность зерновых культур повлияли неблагоприятные агрометеорологические условия произрастания сельскохозяйственных культур. Это явилось причиной снижения индекса физического объема.
Площадь пашни в районе составляет 55,5 тыс. га, из них обрабатывается 19,1 тыс. га, что составляет 34,4% (по сравнению с 32,2% в 2015 году).
Вклад каждой категории хозяйств в общие объемы производства отдельных видов продукции сельского хозяйства неравнозначен, так же как различны направления и темпы их динамики (таблица 1).
Таблица 1
Динамика производства продукции сельского хозяйства в Тужинском районе и доля сельскохозяйственных организаций в производстве 2015 - 2016 годах
Вид с/х продукции, категории хозяйств |
2015 год |
2016 год |
2016 г. % к 2015 г. |
Зерновые и зернобобовые культуры, тонн |
|
|
|
Все категории хозяйств |
12124,4 |
10674,2 |
88% |
в том числе СХО: |
9316,5 |
7703,8 |
83% |
% в объеме продукции во всех категориях х - в |
76,8 |
72,2 |
х |
КФХ |
2766,9 |
2907 |
105% |
ЛПХ населения |
41,0 |
63,4 |
154% |
Картофель, тонн |
|
|
|
Все категории хозяйств |
1904,1 |
2021,5 |
106% |
в том числе СХО: |
- |
- |
- |
% в объеме продукции во всех категориях х - в |
|
|
|
Овощи, тонн |
|
|
|
Все категории хозяйств |
574,6 |
837,2 |
146% |
в том числе СХО: |
- |
- |
- |
% в объеме продукции во всех категориях х - в |
0 |
0 |
0 |
Молоко, тонн |
|
|
|
Все категории хозяйств |
3612 |
3567 |
99% |
в том числе СХО: |
2400 |
2453 |
102% |
% в объеме продукции во всех категориях х - в |
66,5 |
68,8 |
х |
КФХ |
511 |
643 |
126% |
ЛПХ населения |
701 |
471 |
67% |
Скот и птица на убой в (ж. в.), тонн |
|
|
|
Все категории хозяйств |
542 |
547 |
101% |
в том числе СХО: |
230 |
237 |
103% |
% в объеме продукции во всех категориях х - в |
42,4 |
43,3 |
х |
КФХ |
9 |
22 |
244 |
ЛПХ населения |
303 |
288 |
95 |
Яйцо, тыс. шт. |
|
|
|
Все категории хозяйств |
471 |
415 |
88% |
в том числе СХО: |
- |
- |
- |
% в объеме продукции во всех категориях х - в |
0 |
0 |
0 |
На протяжении всего анализируемого периода динамику объемов производства зерна и молока определяли сельскохозяйственные организации, а производства картофеля, овощей, яиц - личные подсобные хозяйства населения. Производство молока в сельхозпредприятиях района относительно 2015 года увеличилось на 2% и составило 2453 тонны. Надой на корову в 2016 году составил 4115 кг, что является наивысшим результатом в истории района Заметно и увеличение к 2016 году доли СХО в объемах производства молока - с 66,5% до 68,8%. Производство молока в КФХ Клепцова В.А. увеличилось на 26% к уровню 2015 года. Резко сократилось производство молока в личных подсобных хозяйствах населения - на 33% к уровню 2015 года. Производство мяса во всех категориях хозяйств составило 547 тонн, 101% к уровню прошлого 2015 года.
Состояние сельскохозяйственного производства района характеризует объем валовой продукции и индекс физического объема продукции (таблица 2)
Таблица 2
Показатель |
2015 г |
2016 г. |
% к 2015 г. |
Стоимость произведенной продукции сельского хозяйства, тыс. рублей |
313911 |
325100,6 |
103,6 |
Индекс физического объема, % |
96,1 |
99,7 |
х |
Индекс-дефлятор,% |
108,4 |
103,9 |
х |
Сельскохозяйственные предприятия, тыс. рублей |
155148 |
149811,9 |
96,6 |
Индекс физического объема, % |
95,7 |
92,9 |
х |
Индекс-дефлятор,% |
108,4 |
103,9 |
х |
Личные подсобные хозяйства населения, тыс. рублей |
117302 |
124706,4 |
106,3 |
Индекс физического объема, % |
86,0 |
102,3 |
х |
Индекс-дефлятор,% |
108,4 |
103,9 |
х |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
41461 |
50582,3 |
122,0 |
Индекс физического объема, % |
146,5 |
117,4 |
х |
Индекс-дефлятор,% |
108,4 |
103,9 |
х |
В 2016 году объем валовой продукции сельского хозяйства составил 325100,6 тысяч рублей, что на 3,6% выше уровня 2015 года. Основную долю в объеме произведенной сельхозпродукции 46% и 38% соответственно занимают сельхозпредприятия и личные подсобные хозяйства. Доля КФХ в 2016 году составляет в общем объеме валовой продукции 16%, что на 21% больше уровня 2015 года. В связи с реализацией инвестиционного проекта "Создание и развитие семейной животноводческой фермы на 100 голов крупного рогатого скота молочного направления" на базе КФХ Клепцова В.А., возрастет производство и реализация молока и мяса в КФХ.
Несмотря на негативные тенденции снижения некоторых видов продукции сельскохозяйственного производства, в последнее время наметились и некоторые положительные значения показателей экономического развития, такие как:
рост доли фактически используемой пашни в общей площади пашни района;
рост объемов производства мяса в хозяйствах всех категорий к предыдущему году (таблица 3).
Таблица 3
Показатели |
Ед. изм. |
2015 г |
2016 г |
% |
Доля фактически используемой пашни в общей площади пашни |
% |
32,2 |
34,4 |
106,8 |
Удельный вес прибыльных сельхозорганизаций в общем числе |
% |
83 |
83 |
100,0 |
Рост (снижение) объема производства скота и птицы в живом весе в хозяйствах всех категорий к предыдущему году |
% |
90,6 |
101 |
111,5 |
Рост (снижение) объема производства молока в хозяйствах всех категорий к предыдущему году |
% |
93,0 |
99,0 |
106,5 |
Посевные площади во всех категориях хозяйств в 2016 году увеличились на 7% за счет сельскохозяйственных организаций и КФХ и составили 19,1 тыс. га. Также посевные площади по зерновым и зернобобовым культурам в сельскохозяйственных организациях увеличились по сравнению с 2015 годом на 1,1 тыс. га Увеличение посевных площадей, как в СХО, так и в КФХ связано с увеличением площади сева многолетних трав и зерновых культур.
Большинство сельскохозяйственных организаций функционирует в режиме острого дефицита инвестиций и оборотных средств. Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) в 2016 году составил 0,166, против 0,200 по нормативу. Недостаток финансовых ресурсов, необходимых для расширенного воспроизводства, сдерживает развитие сельскохозяйственного производства.
Сократилось поголовье крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях и в личных подсобных хозяйствах населения. По состоянию на 01.01.2017 года общее поголовье КРС во всех категориях хозяйств составило 1907 голов, 92,5% к уровню прошлого года, в том числе коров 702 головы, 86% к 2015 году. Сокращение численности маточного поголовья в сельхозпредприятиях не привело к снижению объемов производства продукции из-за увеличения продуктивности молочного стада. В личных подсобных хозяйствах населения осталось 72 коровы, валовой надой молока снизился на 230 тонн. В 2016 году во всех категориях хозяйств произведено 3567 тонн молока, (99% к предыдущему году), выращено скота и птицы в живом весе 547тонн (101% к уровню 2015 года).
Машинно-технологический комплекс, как инновационная база аграрного производства, является важнейшей производственной системой, регулирующей объемы, качество и экономические характеристики конечной сельскохозяйственной продукции, внедрение высокоэффективных, ресурсосберегающих технологий и технических средств.
Стимулирование инвестиционной деятельности агропромышленного комплекса осуществляется через содействие технической и технологической модернизации сельского хозяйства, и для достижения поставленной цели необходимо решить задачу по стимулированию приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства, животноводства и кормопроизводства, а также приобретения оборудования убойных пунктов, то есть провести обновление всего машинно-тракторного парка сельскохозяйственного производства.
В рамках технической и технологической модернизации сельского хозяйства в 2011 - 2016 годах сельхозтоваропроизводителями района приобретено 72 единицы техники и оборудования на сумму 135 млн. рублей, в том числе 8 зерноуборочных комбайнов и 16 тракторов. На приобретение техники предоставлено субсидий из областного бюджета в сумме 15 млн. рублей,
В результате этого техническая оснащенность сельского хозяйства к 2017 году понемногу начинает улучшаться. Однако по-прежнему темпы выбытия техники значительно опережают темпы ее обновления. В большинстве хозяйств, срок эксплуатации тракторов и комбайнов вплотную приблизился к черте полного износа и требует больших затрат на поддержание машинно-тракторного парка в работоспособном состоянии. Нагрузка на один трактор и один зерноуборочный комбайн по прежнему превышает нормативную, все это приводит к нарушению агротехнических сроков проведения полевых работ, недобору и потерям урожая сельскохозяйственных культур.
В виду отсутствия финансовых средств в хозяйствах низкими темпами проводится реконструкция и модернизация животноводческих ферм, что негативно влияет на эффективность в отрасли животноводства. Сельхозпредприятия испытывают кадровый дефицит, не хватает большого количества квалифицированных работников массовых профессий и специалистов.
В течение двух последних лет наблюдались темпы роста заработной платы работников, занятых в сельхозпредприятиях района. Средняя заработная плата в 2016 году по сравнению с 2015 годом возросла на 15% и составила 14501 рубль.
По результатам производственно-финансовой деятельности за 2016 год сельхозпредприятиями района получена чистая прибыль в сумме 24894 тыс. рублей, что больше на 11464 тыс. рублей, чем в 2015 году. С прибылью сработали 5 хозяйств, с убытком - 1. Рентабельность сельскохозяйственного производства составила + 19% (по сравнению с 2015 годом + 11,3%). Выручка в сельхозпредприятиях в 2016 году составила 152,2 млн. рублей, 130% к уровню 2015 года. Сельхозпредприятиями уплачено налогов, сборов и обязательных платежей в 2016 году 16,3 млн. рублей, на уровне 2015 года, в том числе НДФЛ 4,5 млн. рублей.
Крестьянские (фермерские) хозяйства также вносят вклад в развитие сельских территорий района, влияют на структуру и динамику производства сельскохозяйственной продукции.
В личных подсобных хозяйствах наметилась тенденция значительного сокращения производства сельхозпродукции, что связано с ускорением процесса старения сельского населения, миграцией молодежи в города, низкой стоимостью реализации молока и мяса.
Основными причинами снижения объемов сельскохозяйственного производства в АПК являются:
1. Финансовая неустойчивость отрасли, низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, особенно на молоко и мясо, диспаритет цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией.
2. Недостаток у сельскохозяйственных товаропроизводителей собственных средств для формирования оборотных и обновления основных фондов.
3. Закредитованность сельскохозяйственных товаропроизводителей, отсутствие свободных средств.
4. Зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, вызванное отсутствием денежных средств, необходимых для расширенного воспроизводства.
5. Снижение плодородия почв из-за небольших объемов известкования и фосфоритования, низкого применения минеральных удобрений, разрушения мелиоративных систем.
6. Неудовлетворительное техническое и технологическое обеспечение большинства сельскохозяйственных организаций района, высокая степень износа материально-технической базы.
7. Уровень бюджетной поддержки не позволяет компенсировать потери от инфляции и диспаритета цен, своевременно и в полном объеме пополнять оборотные средства.
8. Дефицит квалифицированных кадров специалистов и работников массовых профессий, вызванный низким уровнем качества жизни в сельской местности.
9. Отсутствие служебного жилья для молодых специалистов в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Для улучшения отрицательной динамики были проведены следующие мероприятия:
В 2017 году Тужинский район участвовал в конкурсе по отбору КФХ для предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм с бизнес - проектом "Переработка молока натурального в условиях автономного модульного молочного завода" в КФХ Клепцова В.А. Бизнес-проект предусматривает создание замкнутого цикла производства молочной продукции: от производства молока (собственное дойное стадо, обеспеченность кормами собственного производства) до реализации продукции, предусмотренной в п. 3.3 "Ассортимент производимой продукции", покупателю через торговые точки. Сочетание в одном лице производителя и переработчика позволит на выходе получать продукцию с более низкой себестоимостью и реализовывать по ценам ниже, чем сложившиеся на рынке на аналогичную продукцию.
Образование на территории Тужинского района собственного пункта молокопереработки, а, следовательно, появление на прилавках торговых точек района свежей молочной продукции обеспечит наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции, дополнительные налоговые поступления в бюджет всех уровней, в том числе в районный. Объем инвестиционного проекта по строительству молочного завода составляет 13249,8 тыс. руб., в том числе средства гранта 7949,9 тыс. рублей.
Положительная динамика наблюдается по посевным площадям в районе. В 2016 году введено в оборот 1,2 тыс. га пашни, что составляет 107% к уровню прошлого года.
В 2017 году продолжаются работы по оформлению невостребованных земельных долей в Михайловском сельском поселении.
Анализ социально-экономических процессов позволяет определить следующие проблемные вопросы развития агропромышленного комплекса района.
Основными проблемами развития сельского хозяйства района являются:
недостаточное количество оборотных средств, высокие процентные ставки кредитования агропромышленного комплекса, отказ сельхозорганизациям в 2017 году в льготном кредитовании под 5%.
продолжающееся ухудшение материально-технической базы сельхозпредприятий, моральный и физический износ зданий и сооружений, технических средств;
ухудшение плодородия почв из-за отсутствия средств на приобретение удобрений и проведение агрохимических работ;
низкая доля племенных животных в общем поголовье;
низкое качество кормовой базы, несбалансированность рационов кормления;
ухудшение кадрового потенциала сельхозпредприятий;
проблемы со сбытом произведенной сельскохозяйственной продукции.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы
Муниципальная программа базируется на положениях Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Указа Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", а также учитывает положения:
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы);
Государственной программы Кировской области "Развитие агропромышленного комплекса на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 10.12.2012 N 187/735;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного постановления следует читать как "N 185/735"
Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р;
Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 N 142/319 "О Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства области от 06.12.2009 N 33/432) (далее - Стратегия);
Программы социально-экономического развития Тужинского муниципального района на 2017 - 2021 годы.
Переход на инновационный путь развития предусматривает реализацию системы мер, направленных на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также повышение устойчивости функционирования организаций АПК и социального развития сельских территорий.
Основными приоритетами развития АПК являются:
- в растениеводстве - поддержание почвенного плодородия (сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения), агрохимические мероприятия, применение минеральных и органических удобрений, средств защиты растений от болезней и вредителей, биологизация земледелия, освоение новых технологий выращивания сельскохозяйственных культур, расширение посевных площадей под высокоурожайными сортами и гибридами. Сохранение посевных площадей, повышение почвенного плодородия на основе биологизированной системы земледелия, увеличение урожайности зерновых и зернобобовых культур до 25 ц/га.
В земледелии используется 20 тысяч га пашни. По результатам агрохимического обследования 69% пашни занимают кислые почвы, 24% с низким содержанием обменного калия, 57% почв с содержанием гумуса менее 2%. Обеспеченность микроэлементами низкая. Пахотные земли не отличаются высоким естественным плодородием, требуют внесения органических и минеральных удобрений, других агрохимических приемов по повышению почвенного плодородия. Повышение почвенного плодородия на основе биологизированной системы земледелия путем запашки сидератов и соломы на площади не менее 2500 га, подсев многолетних бобовых трав на площади не менее 2000 га, внесение минеральных удобрений не менее 100 тн в действующем веществе ежегодно окажет позитивное воздействие на развитие растениеводства (в том числе семеноводства сельскохозяйственных культур), а также опосредованно через кормопроизводство на развитие животноводства, включая племенное животноводство. Следовательно, базовые отрасли сельского хозяйства не могут развиваться без повышения почвенного плодородия. Развитие элитного семеноводства за счет доведения удельного веса посевов элитными семенами в общей площади посевов до 30% позволит увеличить объемы производства на основе роста урожайности сельскохозяйственных культур.
- в животноводстве - наращивание объемов производства мяса и молока, улучшение генетического потенциала животных. Производство экологически безопасной сельскохозяйственной продукции (продовольствия) является перспективным направлением развития АПК. В Тужинском районе имеются все предпосылки для развития рынка экологически безопасных продуктов и технологий, способствующих повышению конкурентоспособности района на межрегиональных продовольственных рынках. Стабилизация поголовья скота и повышение доли племенных животных в структуре стада за счет породного обновления животных; увеличение надоя молока на 1 корову до 6000 кг, повышение его качества.
- в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий, сохранение трудовых ресурсов;
- в экономической сфере - повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие увеличения инвестиционной деятельности и инновационного развития АПК.
В целях наиболее рационального использования природного и производственно-экономического потенциала, повышения конкурентоспособности местной сельскохозяйственной продукции на региональном рынке основным направлением развития сельского хозяйства района должно стать развитие молочного скотоводства. Планируется осуществить в 2020 - 2025 годах строительство молочно-товарных ферм на 200 голов в СПК колхозе "Новый", СХА (колхоз) "Грековский", в КФХ Клепцова В.А.
В целях повышения экономической эффективности ведения отрасли животноводства проводится работа по выведению СПК колхоза "Новый", КФХ Клепцова В.А. на статус племенного репродуктора к 2025 году. Племенной репродуктор - организация по племенному животноводству, которая осуществляет разведение племенных животных в целях обеспечения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в породном обновлении стада. Мероприятие позволит повысить продуктивность животных и увеличить производство молока, улучшить его качество.
Укрепление кормовой базы, переход к новым технологиям содержания и кормления животных позволит стабилизировать ситуацию по сохранности поголовья крупного рогатого скота, обеспечить наращивание производства молока и мяса.
Техническая и технологическая модернизация отрасли растениеводства и животноводства за счет собственных и заемных средств. Приобретение новой кормозаготовительной техники позволит перейти на новые современные технологии заготовки кормов, содержания и кормления животных.
Завершение оформления земельно-имущественных отношений.
Обеспечение полноты и эффективности использования государственной финансовой поддержки.
Укрепление кадрового потенциала сельхозпредприятий.
Поиск новых рынков сбыта произведенной в районе сельскохозяйственной продукции и повышение ее конкурентоспособности.
Поиск и привлечение в сельскохозяйственное производство новых инвесторов.
Поддержка и развитие личных подсобных хозяйств. В районе, как и в целом по области, сокращается количество личных подворий. Основными причинами чему послужили: низкий уровень доходов сельских жителей, отсутствие пунктов приема и переработки молока и мяса, низкие закупочные цены на сельхозпродукцию, высокие цены на корма, старение населения, ухудшение демографической ситуации на селе.
38% валовой продукции сельского хозяйства района производится в личных подсобных хозяйствах населения. Удельный вес поголовья крупного рогатого скота в ЛПХ составляет 8%, свиней - 100%, овец и коз - 60%, птицы - 99% к общему поголовью скота и птиц и по району. В ЛПХ населения производится 100% овощей и картофеля, 33% молока, 64% скота и птицы в живом весе, а так же 98% яиц и 97% шерсти.
Строительство семейных животноводческих ферм, поддержка эффективно работающих крестьянских (фермерских) хозяйств и начинающих фермеров позволит расширить доступ малых форм к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции и кредитам; повысит вклад малых форм хозяйствования в производство сельскохозяйственной продукции.
Основные цели Программы - создание условий эффективной работы сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств личных подсобных хозяйств населения, достижение роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, укрепление экономики аграрного сектора, создание более благоприятной инвестиционной среды в сельском хозяйстве.
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие основные задачи:
1. Создание условий для развития отраслей растениеводства и животноводства, увеличение производства основных видов сельскохозяйственной продукции, развитие молочного скотоводства;
2. Повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей;
3. Стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
4. Создание предпосылок устойчивого развития малых форм хозяйствования на
селе, личных подсобных хозяйств населения.
5. Содействие развитию сельскохозяйственного малого бизнеса, повышение
занятости и уровня жизни сельского населения.
6. Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса.
7. Содействие технической и технологической модернизации сельского хозяйства.
Количественные значения целевых показателей эффективности реализации Муниципальной программы определяются на основе следующих данных:
индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий района (в сопоставимых ценах), по данным Кировстата в рамках предварительного расчета "Об объеме и индексе производства сельскохозяйственной продукции";
уровня рентабельности сельхозорганизаций, по данным формы федерального государственного статистического наблюдения N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации";
удельного веса прибыльных сельскохозяйственных организаций района в их общем числе, данные формы федерального государственного статистического наблюдения N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации";
среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственных организациях района, по данным Кировстата;
доли обрабатываемой пашни в общей площади пашни района рассчитывается по формуле:
, где:
- доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни района;
- площадь обрабатываемой пашни сельхозорганизациями, крестьянско-фермерскими хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство Тужинского района, данные формы федерального государственного статистического наблюдения N 22-1 "Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности";
- общая площадь пашни Тужинского района в период земельной реформы начала 1990-х годов (53893 га).
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Муниципальной программы и их значениях, в том числе областных целевых программ, ведомственной целевой программы и отдельных мероприятий, входящих в состав Муниципальной программы, приведены в приложении N 1.
К концу 2025 года планируется обеспечить следующие результаты:
увеличение индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий района (в сопоставимых ценах) по отношению к уровню прошлого года до 101,0%;
увеличение уровня рентабельности сельхозорганизаций до 22%;
обеспечение удельного веса прибыльных сельскохозяйственных организаций района в их общем числе до 100%;
увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, занятых в сельхозпредприятиях района до 22000 рублей, или в 1,5 раза к уровню 2016 года;
увеличение доли обрабатываемой пашни в общей площади пашни района до 38%.
Срок реализации Муниципальной программы рассчитан на 6 лет - с 2020-го по 2025 год. Разделение Муниципальной программы на этапы не предусматривается.
3. Обобщенная характеристика мероприятий Муниципальной программы
Реализация Муниципальной программы осуществляется посредством выполнения мероприятий:
Полный перечень программных мероприятий приведен в приложении N 2.
Сущность программных мероприятий, направленных на решение задач Программы, с выделением приоритетных и наиболее значимых из них заключается в следующем.
1. Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства.
В растениеводстве приоритетом является производство грубых, сочных и концентрированных кормов для обеспечения потребности отрасли животноводства как основной товарной отрасли сельского хозяйства Тужинского района. Основными направлениями развития являются: поддержание почвенного плодородия (сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения на основе применения агрохимических, мелиоративных мероприятий, минеральных и органических удобрений, биологизации земледелия), развитие семеноводства сельскохозяйственных растений с целью проведения своевременной сортосмены и сортообновления и применение интегрированной системы защиты сельскохозяйственных растений от вредителей, болезней, сорняков.
Создание условий для развития подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства заключается в оказании государственной поддержки проведения соответствующих мероприятий.
Кроме того, в условиях роста цен на энергоносители и другие промышленные ресурсы все большее значение приобретает такой ресурсосберегающий способ сохранения и восстановления плодородия почв как биологизация земледелия. Необходима дальнейшая популяризация биологизации земледелия и экономическое стимулирование его внедрения в сельскохозяйственных организациях района.
1.1 Развитие семеноводства сельскохозяйственных растений как высокорентабельной отрасли, ориентированной на полное обеспечение растениеводства района оригинальным и элитным семенным материалом, районированными семенами высокого качества (включая потребность в семенах для обеспечения процесса биологизации земледелия) и прирост объемов реализации семян за пределы района и области.
Семеноводство многолетних трав играет решающую роль в поддержании плодородия почв на основе биологизации земледелия, что в условиях нехватки финансовых средств для приобретения агрохимикатов является важным направлением решения проблемы. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций семенами современных районированных сортов позволяет повысить урожайность товарных культур на 25 - 30%, получить более качественную продукцию, поднять общий генетический потенциал отрасли растениеводства. Неограниченный спрос на семена элиты многолетних трав на межрегиональных рынках сельскохозяйственной продукции создает долгосрочные перспективы для развития семеноводства. В районе 2 сельхозпредприятия и 1 фермерское хозяйство имеют статус семеноводческих хозяйств.
Развитие семеноводства сельскохозяйственных растений напрямую зависит от совокупности внутренних факторов: состояния материально-технической базы, комплекса мер по обеспечению защиты растений от вредителей, болезней и сорняков и поддержанию почвенного плодородия, кадрового обеспечения отрасли, что учтено в мероприятиях Программы по другим направлениям.
1.2. Поддержка мероприятий экономически значимых региональных программ в области растениеводства.
Реализация этой подзадачи направлена на создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли растениеводства и увеличения объемов производства продукции растениеводства.
В рамках подзадачи планируется техническая и технологическая модернизация подработки, хранения и переработки зерна.
1.3. Поддержание почвенного плодородия и развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.
Решение подзадачи поддержания почвенного плодородия оказывает непосредственное позитивное воздействие на развитие растениеводства, а также опосредованно (через кормопроизводство) - на развитие животноводства.
1.4. Повышение доступности кредитов и займов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций АПК и организаций потребительской кооперации в отрасли растениеводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства.
В рамках осуществления этой подзадачи предусматривается:
обеспечение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организаций АПК независимо от их организационно-правовой формы к инвестиционным кредитным ресурсам, получаемым в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах для формирования основных фондов.
1.5. Снижение рисков в растениеводстве.
Растениеводство в значительной степени зависит от погодно-климатических условий и чрезвычайных ситуаций. Колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства, на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами. Неблагоприятные погодные условия могут полностью уничтожить урожай.
С целью уменьшения потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера необходимо осуществление мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве.
Подзадачей второго уровня является:
повышение доступности системы сельскохозяйственного страхования в области растениеводства;
1.6. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства. Реализация мероприятия направлена на решение проблемы пополнения оборотных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, плодородия и качества почв; позволит обеспечить более рациональное использование биоклиматического потенциала района и получение стабильных урожаев сельскохозяйственных культур.
Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, в расчете на 1 га посевных площадей.
2. Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства.
Развитие племенного животноводства предопределяет состояние и стратегические перспективы всех отраслей животноводства, обеспечивает рост продуктивности животных, валовые объемы производства сельскохозяйственной продукции и экономическую эффективность сельского хозяйства.
2.1. Укрепление племенной базы, повышение на этой основе генетического потенциала всех видов сельскохозяйственных животных и расширение возможностей приобретения племенного материала (племенных животных, семени быков-производителей).
Для решения данной подзадачи необходимо стимулирование приобретения высококачественной племенной продукции (материала) сельскохозяйственными товаропроизводителями района.
2.2. Создание условий для формирования овцеводства как перспективной в долгосрочном периоде отрасли животноводства; использование возможностей увеличения объемов производства баранины.
В связи с этим подзадачей второго уровня является увеличение числа сельскохозяйственных товаропроизводителей, специализирующихся на выращивании и откорме овец.
2.3. Повышение доступности кредитов и займов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций АПК и организаций потребительской кооперации в отрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства.
В рамках осуществления этой подзадачи предусматривается:
обеспечение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организаций АПК независимо от их организационно-правовой формы к инвестиционным кредитным ресурсам, получаемым в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах для формирования основных фондов.
2.4. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей отдельных категорий при решении проблемы пополнения оборотных средств, повышение доступности сельскохозяйственного страхования в области животноводства.
В рамках реализации этой подзадачи осуществляется:
поддержка собственного производства молока путем предоставления сельхозтоваропроизводителям субсидий на 1 литр реализованного товарного молока;
стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей отдельных категорий в увеличении объемов производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
снижение рисков в животноводстве.
2.5. Создание условий для развития молочного скотоводства.
Реализация подзадачи направлена на увеличение производства молока и рост численности поголовья коров, нетелей и телок молочного направления продуктивности. В рамках этой подзадачи государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий на реализацию мероприятий экономически значимой региональной программы развития молочного скотоводства.
2.6 Предотвращение потерь и снижения качества продукции, вызванных болезнями животных.
Болезни сельскохозяйственных животных приводят к потере количества и качества получаемой продукции. Многие из них опасны для здоровья человека, кроме того, периодически возникающие вспышки инфекционных заболеваний приводят к массовому падежу животных и могут распространяться на людей.
Подзадачами второго уровня выступают:
обеспечение профилактики болезней и предупреждение массового заражения сельскохозяйственных животных;
обеспечение лечения болезней и ликвидации вспышек особо опасных болезней сельскохозяйственных животных.
3. Создание предпосылок развития малых форм хозяйствования.
Устойчивость развития муниципального района обеспечивается равномерным размещением на его территории малых форм хозяйствования на селе. На территории, где сельскохозяйственные организации прекратили свое существование, малые формы хозяйствования остаются единственными структурами, которые в той или иной мере поддерживают хозяйственную деятельность на селе. В связи с этим может быть использована сформированная в Тужинском районе инфраструктура поддержки малого предпринимательства.
Для решения данной задачи должны быть решены следующие подзадачи:
3.1. Создание предпосылок развития К(Ф)Х, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и ЛПХ.
Реализация подзадачи второго уровня направлена на:
создание и развитие производственной базы вновь создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств;
увеличение числа семейных животноводческих ферм, создаваемых в крестьянских (фермерских) хозяйствах, в которых деятельность организована на личном трудовом участии членов хозяйства;
проведение ежегодных конкурсов, стимулирующих развитие малых форм хозяйствования на селе;
увеличение количества земельных участков, образованных из земель сельскохозяйственного назначения, собственниками которых являются К(Ф)Х, в том числе индивидуальные предприниматели.
3.2. Создание предпосылок роста производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой К(Ф)Х, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
Решение подзадачи второго уровня направлено на поддержание и дальнейшее развитие малых форм хозяйствования в сельской местности, к которым относятся К(Ф)Х, индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, ЛПХ, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, малые сельскохозяйственные организации (с численностью работающих до 100 человек), улучшение качества жизни в сельской местности.
3.3. Повышение доступности кредитов и займов для граждан, ведущих ЛПХ, К(Ф)Х и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В рамках осуществления этой подзадачи предусматривается обеспечение доступа указанных категорий малых форм хозяйствования к краткосрочным, среднесрочным и инвестиционным заемным средствам, получаемым в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
4. Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие.
Без решения данной задачи невозможно обеспечить решение большинства других задач и подзадач, а также достижение основной и стратегических целей. Особое внимание следует уделить техническому и технологическому обновлению кормопроизводства, семеноводства сельскохозяйственных растений, зернового хозяйства, льноводства, овощеводства защищенного грунта, животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Подзадачами являются:
4.1. Содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в обновлении машинно-тракторного парка, а также в приобретении оборудования убойных пунктов.
В рамках осуществления этой подзадачи предусматривается предоставление государственной поддержки на приобретение современных сельскохозяйственных машин, тракторов и оборудования убойных пунктов, включая оборудование очистных сооружений и (или) на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга).
4.2. Развитие системы лизинговых и аналогичных им операций.
В рамках осуществления этой подзадачи предусматриваются:
приобретение техники на условиях финансовой аренды (лизинга).
4.3. Стимулирование интеграционных процессов в сельском хозяйстве
Активизация развития сельских территорий происходит в тех муниципальных образованиях, куда приходят инвесторы, происходит сосредоточение организаций АПК, которые в той или иной мере можно рассматривать в качестве точек роста для сельской территории. При этом перекрещиваются интересы и инвестиции ряда предприятий. Формирование точек роста создает прочные предпосылки устойчивого развития сельских территорий, стимулирует спрос на рабочую силу, содействует росту заработной платы и доходов сельского населения.
5. Обеспечение реализации Программы.
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) требует особого внимания к проблемам снижения издержек при производстве продуктов питания и повышения их качества, решение которых в совокупности обеспечит конкурентоспособность продукции на продовольственных рынках. Предстоящее усиление конкуренции вызывает необходимость реализации системы мер по снижению ресурсоемкости и росту производительности труда, в том числе на основе мобилизации менеджмента организаций АПК на реализацию внутренних резервов их развития.
Для решения задачи предусматривается решение следующих подзадач первого уровня:
5.1. Повышение кадрового потенциала АПК района, формирование кадрового состава, обладающего инновационным подходом к делу, способного обеспечить эффективное функционирование отрасли в современных условиях.
Решение данной подзадачи создает общие условия функционирования АПК района и непосредственно влияет на решение всех задач Программы.
Подзадачами второго уровня являются:
содействие привлечению квалифицированных кадров, особенно молодых специалистов, для работы в организациях АПК;
создание предпосылок для повышения профессионального уровня руководителей сельскохозяйственных товаропроизводителей;
стимулирование повышения качества и производительности труда в АПК.
6. Стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.
Задача решается для превращения такого сравнительного достоинства района, как высокий уровень землеобеспеченности, в одно из его основных конкурентных преимуществ.
Это позволит расширить залоговую базу для увеличения объемов кредитования АПК, что создаст условия для роста объемов сельскохозяйственного производства, увеличения налоговых поступлений в бюджет района.
Концентрация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность поселений расширяет возможности реализации механизма государственно-частного партнерства, использования новых инвестиций для развития сельского хозяйства. Многие земельные участки, которые поступят в собственность поселений, могут быть переданы в долгосрочную аренду или проданы эффективно функционирующим сельхозпредприятиям и К(Ф)Х.
Проведя концентрацию земельных участков в муниципальную собственность, органы местного самоуправления поселений получат возможность ими распорядиться. В результате распоряжения участками они будут иметь доход в местный бюджет в виде ежегодных поступлений земельного налога и разовых поступлений от оставшейся части покупной цены земельных участков либо ежегодных поступлений арендной платы.
Для решения настоящей задачи должны быть решены две подзадачи:
6.1. Содействие возникновению прав собственности организаций АПК на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
6.2. Содействие возникновению прав собственности сельских поселений и Тужинского городского поселения на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, подлежащие выделению в счет невостребованных земельных долей и земельных долей, от права собственности на которые граждане отказались.
Администрацией муниципального района заключены в установленном порядке соглашения с администрациями поселений, на территории которых подлежат образованию участки, о передаче администрацией муниципального района осуществления части полномочий администрациям поселений по решению вопросов местного значения, необходимых для выделения участков.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Кировской области заключено в установленном порядке с администрацией Тужинского муниципального района, на территории которого подлежат образованию участки, соглашение о предоставлении субсидий.
Субсидии предоставляются Тужинскому муниципальному району, на территории которого ранее были выполнены отдельные этапы действий по выделению земельных участков в счет невостребованных земельных долей.
7. Осуществление сектором сельского хозяйства администрации Тужинского муниципального района отдельных государственных полномочий области по поддержке сельскохозяйственного производства, которые направлены на обеспечение управления на территории Тужинского района в сфере развития АПК.
7.1. Отдельное мероприятие - выполнение управленческих функций осуществляется за счет субвенции из областного бюджета и включает в себя расходы на содержание сектора сельского хозяйства администрации Тужинского муниципального района, которое реализует Муниципальную программу и перечисление средств поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. Объем субвенций рассчитывается исходя из показателей работы предприятий АПК, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств населения. При расчете показателей учитывается площадь сельскохозяйственных посевов, поголовье сельскохозяйственных животных и выручка от реализации сельскохозяйственной продукции. В случае снижения показателей на плановый год по сравнению с предыдущим годом, объем субвенций, на выполнение управленческих функций снижается. В связи с этим основная задача сектора сельского хозяйства - увеличение производства сельскохозяйственной продукции по всем направлениям.
8. Отдельное мероприятие - Осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Кировской области отдельных государственных полномочий области по поддержке сельскохозяйственного производства, направленных на осуществление отдельных государственных полномочий по защите населения от болезней, общих для человека и животных в части организации содержания, в соответствии с требованиями действующего ветеринарного законодательства Российской Федерации, скотомогильников (биотермических ям) на территории Тужинского муниципального района. Выполнение управленческих функций по защите населения от болезней, общих для человека и животных в части организации содержания, в соответствии с требованиями действующего ветеринарного законодательства Российской Федерации, скотомогильников(биотермических ям) на территории муниципального района субсидируется за счет средств областного бюджета.
9. Отдельное мероприятие - защита населения от болезней общих для человека и животных, в части организации и содержания в соответствии с действующим законодательством РФ. Организация проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации животных в части организации и проведения отлова безнадзорных домашних животных на территории муниципального района субсидируется за счет средств областного бюджета
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации Муниципальной программы
В настоящее время сформирована и утверждена нормативная правовая основа, необходимая для реализации муниципальной программы. В дальнейшем разработка и утверждение нормативных правовых актов будут обусловлены:
изменениями федерального законодательства;
изменениями регионального законодательства;
принятыми управленческими решениями.
В случае изменения законодательства Российской Федерации и законодательства Кировской области в сфере развития агропромышленного комплекса сектором сельского хозяйства администрации Тужинского муниципального района незамедлительно будут разработаны проекты нормативных правовых актов в целях приведения в соответствие с федеральным и областным законодательством.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Муниципальной программы, направленных на достижение целей и конечных результатов Муниципальной программы приведены в приложении N 3.
Раздел 5 изменен с 30 января 2019 г. - Постановление Администрации Тужинского муниципального района Кировской области от 24 января 2019 г. N 33
5. Ресурсное обеспечение Муниципальной программы
Общий объем финансирования Муниципальной программы составит - 144983,4 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 74671,5 тыс. рублей, средства областного бюджета - 37185,5 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 26,4 тыс. рублей, внебюджетные источники финансирования - 33100 тыс. рублей (по соглашению).
Средства федерального бюджета для реализации Муниципальной программы будут выделяться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, 2021 - 2030 годы
Объем расходов, связанных с финансовым обеспечением Муниципальной программы за счет областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации Муниципальной программы за счет всех источников финансирования приведена в приложении N 4. Доля бюджетов поселений составляет 0,02% от общего объема финансирования мероприятий Муниципальной программы.
На 1 рубль, выделенный из средств областного бюджета, привлекаются 2,73 рубля из других источников.
Средства бюджетов поселений привлекаются по соглашениям с муниципальными образованиями.
Внебюджетными источниками финансирования являются средства сельскохозяйственных товаропроизводителей района.
6. Анализ рисков реализации Муниципальной программы и описание мер управления рисками
Реализации целей и задач Муниципальной программы по выполнению прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2020 - 2025 годы могут помешать негативные природные факторы и имеющиеся в агропромышленном секторе социально-экономические проблемы.
К основным рискам относятся следующие виды рисков:
Экономические риски оцениваются как высокие и связаны с возможностью ухудшения макроэкономических показателей, в том числе повышения уровня инфляции, снижения темпов экономического роста и доходов населения, ростом цен на энергоресурсы и материально-технические средства, потребляемые в отрасли, существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, что может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности. В результате негативных экономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса и отразиться на его финансовой устойчивости
Природные риски, связанные с тем, что Тужинский район Кировской области находится в зоне рискованного земледелия, могут быть оценены как высокие. Изменения погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства, на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, что может привести к существенным потерям объемов производства, снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и недостижению прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природных условий снижает ее инвестиционную привлекательность.
Социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития агропромышленного сектора.
Деятельность сектора сельского хозяйства за техническим состоянием машинно-тракторного парка сельхозтоваропроизводителей Тужинского района Кировской области будет направлена на своевременное выявление и предотвращение или снижение рисков на основе следующих мер, приведенных в таблице 4.
Таблица 4
Меры управления рисками, влияющими на реализацию Муниципальной программы
Наименование риска |
Уровень влияния |
Меры по снижению риска |
1 |
2 |
3 |
Экономические риски |
высокий |
осуществление прогнозирования развития ситуации в сфере агропромышленного комплекса с учетом возможного ухудшения экономической ситуации; предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, способствующей повышению их доходности |
Природные риски |
высокий |
осуществление прогнозирования развития ситуации в сфере агропромышленного комплекса с учетом возможного колебания погодных условий; обеспечение перехода к новым технологиям, своевременной технической модернизации, проведение мелиорации почв; использование страховых механизмов в производстве сельскохозяйственной продукции |
Социальные риски |
высокий |
предоставление государственной поддержки на кадровое обеспечение |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.