Распоряжение Министерства физической культуры и спорта Московской области
от 9 сентября 2019 г. N 24-142-Р
"Об утверждении Правил осуществления Министерством физической культуры и спорта Московской области внутреннего финансового аудита"
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 26.03.2014 N 192/8 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Московской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области" и постановлением Правительства Московской области от 30.07.2019 N 453/23 "О внесении изменений в Порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Московской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области":
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления Министерством физической культуры и спорта Московской области внутреннего финансового аудита.
2. Признать утратившим силу распоряжение Министерства физической культуры и спорта Московской области от 15.05.2019 N 24-85/1-Р "Об утверждении Правил осуществления Министерством физической культуры и спорта Московской области внутреннего финансового аудита".
3. Организационному управлению разместить настоящее распоряжение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на официальном сайте Министерства физической культуры и спорта Московской области.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
И.о. министра физической культуры и спорта |
А.А. Сазанович |
Утверждены
распоряжением Министерства
физической культуры и спорта
Московской области
от 09.09.2019 N 24-142-Р
Правила
осуществления Министерством физической культуры и спорта Московской области внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1. Настоящие Правила осуществления Министерством физической культуры и спорта Московской области внутреннего финансового аудита (далее - Правила) определяют:
правила организации внутреннего финансового аудита;
права и обязанности должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый аудит, а также должностных лиц структурных подразделений Министерства физической культуры и спорта Московской области (далее - Министерство), уполномоченных на организацию и выполнение бюджетных процедур и (или) на осуществление внутреннего финансового контроля (далее - объекты аудита);
порядок подготовки к проведению аудиторских проверок (порядок формирования, актуализации и утверждения плана внутреннего финансового аудита);
порядок проведения аудиторских проверок;
порядок принятия решений о продлении, приостановлении и возобновлении аудиторской проверки;
порядок оформления и рассмотрения результатов аудиторских проверок;
меры, принимаемые после рассмотрения результатов аудиторских проверок;
порядок, сроки составления и представления отчетности о результатах внутреннего финансового аудита.
2. Понятия, используемые в Правилах, применяются в значениях, определяемых постановлением Правительства Московской области от 26.03.2014 N 192/8 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Московской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области".
3. Внутренний финансовый аудит основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов, гласности и результативности.
II. Правила организаций внутреннего финансового аудита
4. Внутренний финансовый аудит (далее - ВФА) осуществляется в Министерстве физической культуры и спорта Московской области (далее - Министерство) должностными лицами самостоятельного структурного подразделения контрольно-ревизионного отдела (далее - КРО), который по вопросам ВФА непосредственно подчиняется министру физической культуры и спорта Московской области (далее - министр), на основе функциональной независимости.
5. Ответственность за организацию ВФА несет министр.
6. Целями ВФА являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета;
подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Московской области.
7. В ходе оценки надежности внутреннего финансового контроля и качества осуществления бюджетных процедур в обязательном порядке анализируются результаты контрольных действий в отношении операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), связанных с коррупционными рисками.
Под коррупционным риском понимается возможность получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав для должностных лиц, осуществляющих соответствующие бюджетные процедуры (операции) (в частности, операции в сфере закупок, операции с активами и обязательствами), либо третьих лиц, состоящих с ними в близком родстве или свойстве.
8. Предметом ВФА являются:
организация и осуществление Министерством внутреннего финансового контроля;
операции с активами и обязательствами, совершенные структурными подразделениями Министерства;
бюджетная отчетность и порядок ведения бюджетного учета, в том числе отражение операций с активами и обязательствами в бюджетном учете и бюджетной отчетности (полнота и правильность) Министерства;
меры по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Московской области, принимаемые Министерством.
9. ВФА осуществляется посредством проведения плановых аудиторских проверок в соответствии с годовым планом ВФА, утверждаемым министром (далее - план ВФА), и (или) внеплановых аудиторских проверок.
10. Должностные лица КРО вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Министерства, направляемых в Министерство экономики и финансов Московской области в целях составления и рассмотрения проекта бюджета Московской области.
11. Аудиторские проверки подразделяются на:
камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита.
12. Контрольные действия осуществляются следующими способами:
сплошным - при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу, подлежащему изучению в ходе контрольного мероприятия);
выборочным - при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (части финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу, подлежащему изучению в ходе контрольного мероприятия).
III. Права и обязанности должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый аудит, а также должностных лиц объектов аудита
13. Должностные лица КРО при проведении аудиторских проверок имеют право:
13.1. Запрашивать и получать у объекта аудита на основании мотивированного запроса в письменной форме документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию о результатах проведения внутреннего финансового контроля.
Запрос должен содержать изложение поставленных вопросов, перечень необходимых к истребованию документов, материалов и сведений, срок их представления, а также сведения о необходимости организации рабочих мест для лиц, осуществляющих ВФА, на время проведения выездных проверок.
Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения такого запроса.
При невозможности представить истребуемые документы и материалы объект аудита обязан представить письменное объяснение с обоснованием причин невозможности их представления.
13.2. Посещать помещения и территорий, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка.
13.3. Привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации независимых экспертов для проведения экспертиз.
14. Должностные лица объектов аудита при проведении аудиторских проверок обязаны:
14.1. Соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
14.2. Проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки.
14.3. Знакомить объект аудита (уполномоченное должностное лицо объекта аудита) с копией приказа о назначении аудиторской проверки, программой аудиторской проверки, а также с результатами контрольных мероприятий (актом).
15. Должностные лица объектов аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
15.1. Знакомиться с копией приказа о назначении аудиторской проверки, копией приказа о приостановлении, возобновлении и продлении срока проведения аудиторской проверки, а также с результатами проведенных аудиторских проверок.
15.2. Давать объяснения по вопросам, возникающим при проведении ВФА.
15.3. Представлять в течение десяти рабочих дней со дня получения акта аудиторской проверки письменные возражения по фактам нарушений, указанных в акте аудиторской проверки.
16. Должностные лица объектов аудита при проведении аудиторских проверок обязаны:
16.1. Не препятствовать проведению аудиторской проверки, в том числе обеспечивать право беспрепятственного доступа в помещения объекта аудита.
16.2. Принимать меры к устранению выявленных при проведении аудиторской проверки недостатков и (или) нарушений.
16.3. Представлять в установленные в запросе сроки необходимые документы и информацию.
IV. Порядок подготовки к проведению аудиторских проверок
17. План ВФА представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году. По каждой аудиторской проверке в плане указываются объект аудита, тема аудиторской проверки, проверяемый период, вид аудиторской проверки, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
18. При планировании аудиторских проверок учитываются:
значимость операций, групп однотипных операций, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Министерства;
степень обеспеченности подразделения ВФА ресурсами (материальными и трудовыми);
достаточность информации для оценки надежности внутреннего финансового контроля, которую можно получить в ходе аудиторских проверок;
реальность сроков проведения аудиторских проверок;
равномерность нагрузки на должностных лиц КРО;
объем резерва времени для выполнения внеплановых проверок.
19. В целях составления плана ВФА должностными лицами КРО проводится предварительный анализ данных об объекте аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля в текущем финансовом году;
проведения в текущем финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности Министерства.
19.1. Темы аудиторских проверок формируются исходя из целей ВФА, определенных в пункте 6 настоящих Правил, объекта аудита с учетом следующих критериев:
объем бюджетных ассигнований, предусмотренный по направлениям расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, объем поступлений в бюджет по доходному источнику, закрепленному за Министерством (за исключением поступлений в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле), а также объем активов (обязательств) объекта аудита на конец отчетного финансового года;
существенность нарушений (недостатков), выявленных органами государственного финансового контроля за период времени, прошедший с даты предыдущей аудиторской проверки;
период времени, прошедший с даты предыдущей аудиторской проверки (в случае, если указанный период превышает 3 года, аудиторская проверка в отношении соответствующего направления включается в план в обязательном порядке);
полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;
наличие существенных изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, принятых в течение проверяемого периода;
опыт и квалификация должностных лиц, осуществляющих операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур);
состояние организации внутреннего финансового контроля.
20. План ВФА составляется и утверждается приказом министра не позднее 25 декабря года, предшествующего планируемому периоду, и размещается в течение пяти рабочих дней после утверждения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Министерства.
21. Внесение изменений в план ВФА допускается не позднее чем за месяц до начала проведения аудиторской проверки, в отношении которой вносятся такие изменения.
Информация о внесении изменений в план ВФА размещается в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Министерства.
22. Внесение изменений в план ВФА допускается в случае необходимости изменения объекта аудита, темы аудиторской проверки, проверяемого периода, вида аудиторской проверки, срока проведения аудиторской проверки, ответственного исполнителя.
Решение о внесении изменений в план ВФА принимается министром на основании мотивированного обращения должностного лица КРО.
23. Подготовка к проведению аудиторской проверки осуществляется должностными лицами КРО и включает в себя нижеследующее:
изучение нормативных правовых актов Российской Федерации, Московской области, правовых актов Министерства и иных, имеющих отношение к программе аудиторской проверки;
предварительный анализ данных об объекте аудита, соответствующих теме аудиторской проверке, в том числе данные отчетности о проведении внутреннего финансового контроля объекта, данные бухгалтерской, статистической отчетности;
анализ информации и материалов предыдущих проверок, проведенных в отношении объекта аудита.
V. Порядок проведения аудиторских проверок
24. Аудиторская проверка проводится в соответствии с приказом министра.
В приказе об осуществлении аудиторской проверки указываются:
наименование объекта аудита;
ответственные исполнители (фамилии, имена, должности лиц, осуществляющих аудиторскую проверку);
основание проведения аудиторской проверки (пункт плана ВФА, на основании которого проводится аудиторская проверка, основание для проведения внеплановой аудиторской проверки);
проверяемый период;
тема аудиторской проверки;
дата начала и окончания проведения аудиторской проверки.
25. Внеплановые аудиторские проверки проводятся:
по результатам рассмотрения отчета о внутреннем финансовом контроле;
в случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации по результатам проведения внутреннего финансового контроля;
при наличии информации о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
26. Аудиторская проверка проводится в соответствии с программой аудиторской проверки, которая утверждается приказом министра об осуществлении аудиторской проверки.
27. Для проведения аудиторской проверки разрабатывается должностным лицом КРО программа аудиторской проверки, которая должна содержать:
наименование объекта аудита;
тему аудиторской проверки;
перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
сроки и этапы проведения аудиторской проверки.
28. Срок проведения аудиторской проверки составляет 30 рабочих дней.
Решением министра может быть установлен сокращенный срок проведения аудиторской проверки.
29. В ходе аудиторской проверки в том числе изучаются:
29.1. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля:
наличие и полнота нормативного регулирования Министерством вопросов организации и осуществления внутреннего финансового контроля;
организация планирования внутреннего финансового контроля, в том числе порядок формирования карт (карты) внутреннего финансового контроля;
содержание квалификационных требований к профессиональным знаниям, навыкам и опыту работы, необходимым для исполнения должностных обязанностей лиц, организующих и осуществляющих бюджетные процедуры, указанных в должностных регламентах, должностных инструкциях, соответствие их квалификации установленным требованиям;
укомплектованность структурных подразделений, осуществляющих бюджетные процедуры;
разграничение между должностными лицами обязанностей по осуществлению бюджетных процедур и ответственности за их результаты;
доведение до должностных лиц, осуществляющих бюджетные процедуры, информации, необходимой для выполнения бюджетных процедур;
учет результатов внутреннего финансового контроля при принятии решений о стимулировании должностных лиц или применении к ним мер ответственности;
своевременность заполнения журналов (журнала) учета результатов внутреннего финансового контроля;
учет результатов проведения контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля и результатов проведения аудиторских проверок при формировании (актуализации) карт внутреннего финансового контроля;
наличие (отсутствие) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз и не имеющих результатов контроля;
наличие (отсутствие) излишних операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) излишних применяемых контрольных действий.
29.2. В целях подготовки рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля (качества выполнения бюджетных процедур):
организация работы по обмену опытом, повышению квалификации и переподготовке должностных лиц, отвечающих за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур;
использование практики периодического подведения итогов осуществления внутреннего финансового контроля за прошедшие периоды и принятия решений по изменению процедур внутреннего финансового контроля;
понимание должностными лицами значимости осуществления внутреннего финансового контроля;
применение автоматизированных информационных систем в процедурах внутреннего финансового контроля.
29.3. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности:
непрерывность ведения бюджетного учета;
укомплектованность должностными лицами структурного подразделения, ведущих бюджетный учет и формирующих бюджетную отчетность, квалификация таких лиц;
наличие и практика разрешения разногласий в отношении ведения бюджетного учета между руководителем объекта аудита, главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бюджетного учета;
наличие и актуальность учетной политики, соответствие ее установленным требованиям законодательства Российской Федерации, частота и причины ее корректировки;
правильность и своевременность оформления и принятия к учету первичных учетных документов;
включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бюджетного учета в регистрах бюджетного учета;
правильность и своевременность ведения регистров бюджетного учета, частота и правильность внесения в них исправлений, соответствие их требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бюджетного учета;
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований к проведению инвентаризации активов и обязательств;
соответствие состава форм и показателей бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составление на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
наличие (отсутствие) случаев неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее;
организация хранения документов бюджетного учета и бюджетной отчетности;
наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности объекта аудита, в том числе степень надежности контроля объекта аудита за соблюдением государственными учреждениями Московской области, подведомственными Министерству, требований к составлению и представлению бюджетной отчетности;
надежность и эффективность ИТ-контролей, включая контроли, направленные на защиту информационной системы бюджетного учета и отчетности от несанкционированных изменений, неавторизованного использования, повреждения и потери данных;
наличие случаев отражения в учете отдельных хозяйственных операций в результате решения руководителя объектов аудита.
29.4. В целях подготовки предложений объекту аудита по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств:
соответствие кассовых расходов плану-графику финансового обеспечения государственной программы, непрограммных расходов бюджета;
качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;
полнота обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;
полнота обоснования причин возникновения неиспользованных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в случае их наличия;
обоснованность объектов закупок, в том числе обоснованность начальных (максимальных) цен контрактов;
правильность определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
равномерность принятия и исполнения обязательств по государственным контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий;
обоснованность выбора способов размещения государственных закупок с целью достижения экономии бюджетных средств;
обоснованность показателей государственного задания на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) исходя из объема государственных услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;
сопоставление расходов на оказание государственных услуг (выполнение работ) с качественными и количественными характеристиками их предоставления;
отклонение стоимости единицы государственной услуги (работы), оказанной в рамках государственного задания, от стоимости единицы услуги на платной основе по одинаковым видам услуг;
прозрачность и обоснованность методики по определению стоимости государственных услуг (работ);
сопоставление плановых и фактических расходов на оказание государственных услуг (выполнение работ);
наличие, объем и структура дебиторской задолженности, в том числе просроченной;
наличие, объем и структура кредиторской задолженности, в том числе просроченной;
обоснованность расчетов при принятии решения об осуществлении капитальных вложений объема эксплуатационных расходов, необходимых для содержания объекта недвижимого имущества после ввода его в эксплуатацию или его приобретения;
наличие порядка оплаты труда, определяющего зависимость уровня оплаты труда от результативности профессиональной служебной деятельности и предусматривающего осуществление выплат премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
29.5. Вне зависимости от цели проведения аудиторской проверки в ходе ее проведения исследуются:
организация и проведение внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой бюджетной процедуры;
применение автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении аудируемой бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем;
наличие конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой бюджетной процедуры.
30. Аудиторская проверка проводится путем выполнения инспектирования, наблюдения, запроса, подтверждения, пересчета, аналитических процедур.
Периодичность проведения плановых проверок в отношении одного подведомственного заказчика и одного предмета проверки (проверяемых вопросов) одного и того же периода составляет не более 1 раза в год.
VI. Порядок принятия решений о продлении, приостановлении и возобновлении аудиторской проверки
31. Установленный срок проведения аудиторской проверки может быть продлен, но не более чем на 30 рабочих дней в случае:
необходимости проведения анализа и проверки дополнительных документов;
получения в ходе проведения аудиторской проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требующей дополнительного изучения;
наличия обстоятельств непреодолимой силы, признаваемых гражданским законодательством Российской Федерации, препятствующих проведению аудиторской проверки в сроки, установленные в соответствии с пунктом 28 Правил.
32. Проведение аудиторской проверки приостанавливается приказом министра на основании мотивированного обращения начальника КРО.
На период приостановления аудиторской проверки течение ее срока прерывается.
Аудиторская проверка может быть приостановлена в случае:
организации и проведения экспертиз;
необходимости проведения внеплановой аудиторской проверки;
в случае непредставления (неполного представления) объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки;
воспрепятствования объектом аудита проведению аудиторской проверки и (или) уклонения его от проведения аудиторской проверки;
временной нетрудоспособности должностных лиц (должностного лица), осуществляющих проведение аудиторской проверки.
После устранения причин приостановления аудиторской проверки ее проведение возобновляется.
33. Решение о продлении, приостановлении, возобновлении аудиторской проверки оформляется приказом министра.
34. Объект аудита уведомляется о решениях, указанных в пункте 33 настоящих Правил, в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
VII. Порядок оформления и рассмотрения результатов аудиторских проверок
35. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию.
36. Документация по аудиторской проверке должна содержать:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;
документы о выполнении отдельных процедур аудиторской проверки с указанием исполнителей и времени выполнения;
перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета, бюджетной отчетности, иных документов, изучение которых было осуществлено в ходе аудиторской проверки;
письменные заявления, полученные от объекта аудита (должностных лиц Министерства);
копии обращений, направленные органам государственного финансового контроля, экспертам, третьим лицам, и полученные от них сведения;
копии первичных учетных и иных документов Министерства, подтверждающих выявленные нарушения;
акт аудиторской проверки.
37. Результаты проведения ВФА оформляются актом аудиторской проверки.
Акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах и подписывается лицами, проводящими аудиторскую проверку.
Форма акта аудиторской проверки приведена в приложении N 1 к настоящим Правилам.
38. В акте аудиторской проверки указываются:
аудиторское задание, программа ВФА;
перечень вопросов согласно программе ВФА;
характеристика деятельности Министерства;
характер и состояние систем бюджетного учета и отчетности;
методы, используемые в процессе осуществления ВФА;
информация, отражающая процесс составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, правильность отражения активов и обязательств на счетах бюджетного учета;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности;
информация о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях;
оценка надежности внутреннего финансового контроля;
информация о соответствии порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета;
выводы об экономности и результативности использования бюджетных средств;
выводы о результатах ВФА исходя из целей осуществления ВФА, указанных в пункте 6 настоящих Правил.
39. Один экземпляр акта аудиторской проверки приобщается к документации по аудиторской проверке, второй экземпляр направляется всем должностным лицам, указанным в приказе об осуществлении аудиторской проверки, в срок не позднее трех рабочих дней со дня его подписания способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления (получения).
В течение десяти рабочих дней со дня получения акта проверки должностное лицо, ответственное за проверяемые в ходе аудиторской проверки вопросы, вправе представить письменные возражения по фактам, изложенным в акте аудиторской проверки, которые приобщаются к материалам (документации) ВФА.
40. В случае непредставления возражений по акту в течение десяти рабочих дней со дня его получения считается, что акт принят без возражений.
Министр в течение пяти рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту рассматривает обоснованность этих возражений, подготавливает по ним письменное заключение в двух экземплярах, один из которых направляется объекту аудита, второй приобщается к материалам (документации) по аудиторской проверке.
41. Должностные лица КРО обеспечивают составление отчета о результатах аудиторской проверки по форме, указанной в приложении N 2 к настоящим Правилам (далее - Отчет).
42. На основании акта аудиторской проверки составляется Отчет, содержащий в том числе:
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых остаточных бюджетных рисках - рисках, остающихся после применения контрольных действий в ходе внутреннего финансового контроля;
информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита, результаты рассмотрения возражений со стороны объекта аудита в случае их наличия;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля, рекомендации по повышению его эффективности;
выводы о достоверности бюджетной отчетности;
выводы о соответствии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и полноте бюджетной отчетности;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты (карту) внутреннего финансового контроля;
предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе предложения по установлению ограничений (нормативов) в правовых актах Министерства, регулирующих внутренние бюджетные процедуры, которым сопутствуют коррупционные риски, риски неэффективного использования бюджетных средств.
Отчет с приложением акта аудиторской проверки представляется начальником КРО для рассмотрения министру.
VIII. Меры, принимаемые после рассмотрения результатов аудиторских проверок
43. По результатам рассмотрения Отчета министр в срок не более 10 рабочих дней с момента его представления принимает решение о:
принятии мер (направлении предложений объекту аудита) по устранению выявленных нарушений и недостатков (при необходимости - о разработке плана по устранению выявленных нарушений и недостатков и мониторинга его выполнения) в соответствии с рекомендациями, указанными в Отчете о результатах аудиторской проверки;
необходимости внесения изменений в существующие процессы осуществления бюджетных процедур Министерства;
внесении изменений в карты (карту) внутреннего финансового контроля;
проведении служебных проверок;
реализации предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Московской области;
направлении материалов в Министерство экономики и финансов Московской области (далее - МЭФ МО), правоохранительные органы в случае наличия фактов, содержащих признаки административного правонарушения, преступления;
недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
проведении внеплановой аудиторской проверки в рамках осуществления внутреннего финансового аудита.
44. Мониторинг выполнения плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудиторских проверок, включает следующие процедуры:
получение от объекта аудита информации о выполнении плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита, и ее анализ, включая анализ причин невыполнения мероприятий плана;
оценка действий объекта аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, подготовка и представление министру заключения о результатах мониторинга плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудиторской проверки.
IX. Порядок, сроки составления и представления отчетности о результатах внутреннего финансового аудита
45. Должностные лица КРО обеспечивают составление годовой отчетности о результатах осуществления ВФА (далее - отчетность) и представление ее министру.
Отчетность составляется не позднее 30 января года, следующего за отчетным.
Отчетность включает в себя сведения о результатах ВФА в табличной форме и пояснительную записку, составляемые по формам согласно приложению N 3 к Правилам.
46. Отчетность должна содержать информацию, полученную в результате аудиторских проверок, в том числе сведения о характере и видах выявленных нарушений, предложениях и рекомендациях, направленных объектам аудита по результатам проведенных аудиторских проверок, принятых мерах, а также выводы Министерства об эффективности внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, предложения Министерства по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Московской области. Отчетность представляется министру начальником КРО в течение 7 рабочих дней после ее составления.
По результатам рассмотрения отчетности министр принимает решения, направленные на совершенствование внутреннего финансового контроля, реализацию предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Московской области.
Приложение N 1
к Правилам
Форма
Акт
аудиторской проверки
____________________________ ________________
(место составления акта) (дата)
Во исполнение ______________________________________________________
(реквизиты решения о проведении аудита, N пункта плана
осуществления аудита)
в соответствии с программой аудиторской проверки
_________________________________________________________________________
(реквизиты программы аудиторской проверки)
Должностными лицами Министерства физической культуры и спорта
Московской области (далее - Министерство) в составе:
должность, фамилия, инициалы должностных лиц проведена аудиторская
проверка:
_________________________________________________________________________
(указывается тема аудиторской проверки)
_________________________________________________________________________
(указывается проверяемый период)
_________________________________________________________________________
(срок аудиторской проверки)
_________________________________________________________________________
(вид аудиторской проверки)
Проверка проведена в присутствии:
_________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О. руководителя объекта аудита (иных уполномоченных лиц)
(заполняется в случае осуществления проверки по месту
нахождения объекта аудита)
Указывается перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки:
1. ______________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________
3. ______________________________________________________________________
Характеристика деятельности объекта аудита:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Излагается текст акта аудиторской проверки:
Должностное лицо (должностные лица) Министерства
___________________ ___________________ _________________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" __________ 20___ г.
Один экземпляр акта проверки получен для ознакомления:
Должность руководителя объекта аудита
(иного уполномоченного лица)
___________________ ___________________ _________________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" __________ 20___ г.
Заполняется в случае отказа руководителя (иного уполномоченного лица)
объекта аудита от получения акта для ознакомления.
От получения экземпляра акта ________________________________________
(должность руководителя
(иного уполномоченного лица) объекта аудита)
отказался.
Приложение N 2
к Правилам
РАССМОТРЕНО
Министр физической культуры
и спорта Московской области
_____________ Р.И. Терюшков
ОТЧЕТ
о результатах аудиторской проверки
__________________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
1. Основание для проведения аудиторской проверки: _______________________
________________________________________________________________________.
(реквизиты приказа о назначении аудиторской проверки,
N пункта плана внутреннего финансового аудита, основание
для проведения внеплановой аудиторской проверки)
2. Тема аудиторской проверки: __________________________________________.
3. Проверяемый период: _________________________________________________.
4. Срок проведения аудиторской проверки: _______________________________.
5. Цель аудиторской проверки: __________________________________________.
6. Вид аудиторской проверки: ___________________________________________.
7. Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки:
7.1. ___________________________________________________________________.
7.2. ___________________________________________________________________.
7.3. ___________________________________________________________________.
8. По результатам аудиторской проверки установлено следующее:
________________________________________________________________________.
(кратко излагается информация о выявленных в ходе аудиторской
проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном
выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также
о значимых бюджетных рисках, по порядку в соответствии
с нумерацией вопросов программы проверки)
9. Возражения руководителя (иного уполномоченного лица) объекта аудита,
представленные по результатам рассмотрения акта аудиторской проверки:
________________________________________________________________________.
(указывается информация о наличии или отсутствии возражений;
при наличии возражений указываются реквизиты документа
(возражений) (номер, дата, количество листов)
10. Выводы:
10.1. __________________________________________________________________.
(излагаются выводы о степени надежности
внутреннего финансового контроля)
10.2. __________________________________________________________________.
(излагаются выводы о достоверности бюджетной отчетности
и соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита
методологии и стандартам бюджетного учета)
11. Предложения и рекомендации:
________________________________________________________________________.
(излагаются предложения и рекомендации по устранению выявленных
нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных
рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового
контроля и (или) предложения по повышению экономности
и результативности использования бюджетных средств)
Приложения:
1. Акт проверки _________________________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
на _________ листах в 1 экз.
2. Возражения к акту проверки
_________________________________________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
на _________ листах в 1 экз.
Ответственный исполнитель
___________________ ___________________ _________________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" __________ 20___ г.
Приложение N 3
к Правилам
ОТЧЕТНОСТЬ
о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
/-----\
|Коды |
|-----|
| |
|-----|
Дата | |
Наименование главного распорядителя |-----|
(распорядителя) средств бюджета | |
Московской области, главного | |
администратора (администратора) доходов | |
бюджета Московской области, главного | |
администратора (администратора) | |
источников финансирования дефицита | |
бюджета Московской области ______________ Глава по БК |-----|
| |
Наименование бюджета ______________ по ОКТМО |-----|
| |
Периодичность: годовая. \-----/
1. Общие сведения о результатах внутреннего финансового аудита:
Наименование показателя |
Значения показателя |
1 |
2 |
Штатная численность лиц, уполномоченных на проведение внутреннего финансового аудита, человек |
|
из них: |
|
фактическая численность |
|
Количество проведенных аудиторских проверок, единиц |
|
в том числе в отношении системы внутреннего финансового контроля: |
|
достоверности бюджетной отчетности |
|
экономности и результативности использования бюджетных средств |
|
иных тем |
|
Количество аудиторских проверок, предусмотренных в плане внутреннего финансового аудита на отчетный год, единиц |
|
из них: |
|
количество проведенных плановых аудиторских проверок в отношении главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета Московской области, главного администратора (администратора) доходов бюджета Московской области, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета Московской области |
|
количество проведенных плановых аудиторских проверок в отношении подведомственных распорядителей средств бюджета Московской области, получателей средств бюджета Московской области, администраторов доходов бюджета Московской области, администраторов источников финансирования дефицита бюджета Московской области |
|
Количество проведенных внеплановых аудиторских проверок, единиц |
|
из них: |
|
количество проведенных внеплановых проверок в отношении главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета Московской области, главного администратора (администратора) доходов бюджета Московской области, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета Московской области |
|
количество проведенных внеплановых аудиторских проверок в отношении подведомственных распорядителей средств бюджета Московской области, получателей средств бюджета Московской области, администраторов доходов бюджета Московской области, администраторов источников финансирования дефицита бюджета Московской области |
|
Количество направленных рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля, единиц |
|
из них: |
|
количество исполненных рекомендаций |
|
Количество направленных предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств, единиц |
|
из них: |
|
количество исполненных предложений |
|
2. Сведения о выявленных нарушениях и недостатках, тыс. руб.
N |
Наименование показателя |
Количество (единиц) |
Объем (тыс. руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Нецелевое использование бюджетных средств |
|
|
2 |
Иные нарушения при использовании бюджетных средств (кроме нецелевого использования) |
|
|
3 |
Несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (субсидий, инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями |
|
|
4 |
Нарушения процедур составления и исполнения бюджета по расходам, установленных бюджетным законодательством |
|
|
5 |
Нарушения правил ведения бюджетного учета |
|
|
6 |
Нарушения порядка составления бюджетной отчетности |
|
|
7 |
Нарушения порядка администрирования доходов бюджета |
|
|
8 |
Нарушения в сфере закупок в части обоснования закупок и исполнения контрактов |
|
|
9 |
Нарушения установленных процедур и требований по осуществлению внутреннего финансового контроля |
|
|
10 |
Прочие нарушения и недостатки |
|
|
Пояснительная записка
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
Ответственный исполнитель _____________ ___________ _____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" _______________ г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства физической культуры и спорта Московской области от 9 сентября 2019 г. N 24-142-Р "Об утверждении Правил осуществления Министерством физической культуры и спорта Московской области внутреннего финансового аудита"
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства физической культуры и спорта Московской области (http://mst.mosreg.ru) 9 сентября 2019 г.
Распоряжением Министерства физической культуры и спорта Московской области от 30 декабря 2019 г. N 24-221-Р настоящее распоряжение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Министерства физической культуры и спорта Московской области от 20 декабря 2019 г. N 24-208-Р