Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета
Карачаевского муниципального района
от 27.03.2019 N 03/16-2014
Комплексная программа
социально-экономического развития Карачаевского муниципального района на 2019 - 2021 годы
Паспорт программы
Наименование Программы |
Комплексная программа социально-экономического развития Карачаевского муниципального района на 2019 - 2021 годы (далее Программа) |
Основание разработки Программы |
Федеральный Закон N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Постановление администрации Карачаевского муниципального района от 23.11.2015 N 458 "Об утверждении методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ Карачаевского муниципального района" Постановление администрации Карачаевского муниципального района от 02.12.2014 N 735 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Карачаевского муниципального района" |
Заказчик Программы |
Администрации Карачаевского муниципального района |
Основные разработчики Программы |
Администрация Карачаевского муниципального района |
Основные цели и задачи Программы |
Цель программы - организация действий по стабилизации социально-экономического положения и формирование предпосылок устойчивого развития муниципального района как основы повышения качества жизни нынешнего и будущего поколений жителей района, за счет снятия комплекса первоочередных проблем района. Основные задачи: 1. Формирование условий обеспечивающих привлечение инвестиций в развитие экономики, социальной сферы, инженерной инфраструктуры муниципального района. 3. Улучшение состояния инженерной инфраструктуры и социальной сферы Карачаевского муниципального района. 4. Улучшение экологии и формирование условий для развития здорового образа жизни, спорта и организации культурного отдыха населения. |
Основные исполнители Программы |
- администрация Карачаевского муниципального района; - администрации поселений Карачаевского муниципального района; - финансовое управление Карачаевского муниципального района; - администрация Карачаевского муниципального района; - органы местного самоуправления поселений; - структурные подразделения администрации Карачаевского муниципального района. |
Ожидаемые конечные результаты |
- увеличение охвата детей дошкольным образованием на 100%; - увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом с 14% в 2018 году до 40% к 2021 году; - обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп граждан к информации; - снизить уровень официальной регистрируемой безработицы с 4,7% до 2,5% в 2021 году; - создание благоприятных условий для привлечения средств внебюджетных источников; - рост собственной доходной базы бюджета в 1,3 раза; - рост объема производства, работ и услуг в 1,7; - увеличение реальных денежных доходов населения в 1,6 раза; - увеличение объема строительно-монтажных работ и ввода жилья в 1,5 раза; - насыщение муниципального рынка сельхозпродукции своими товарами на 30%. |
Контроль за реализацией Программы |
Ежегодная отчетность по результатам реализации Программы предоставляется Финансовым управлением Карачаевского района совместно с исполнителями мероприятий Программы. |
1. Общая информация о Карачаевском муниципальном районе
Карачаевский район расположен в южной части Республики, южная его граница совпадает с границей Российской Федерации - район граничит на юге с Республикой Абхазией и Республикой Грузией. На юго-востоке границы района также совпадают с границей Республики - в этой части Карачаевский район граничит с Кабардино-Балкарской Республикой. Внутри субъекта район граничит на западе - с Зеленчукским районом КЧР, на севере - с Усть-Джегутинским районом КЧР, на северо-востоке - с Малокарачаевским районом КЧР.
Административный центр Карачаевского района, как и Карачаевского городского округа, находится в г. Карачаевске.
Карачаевский район является самым большим по площади районным муниципальным образованием Республики - его территория занимает 27,8% от площади субъекта РФ. Вся территория Карачаевского района поделена между муниципальными образованиями (поселениями). Всего в составе района 15 муниципальных образований - 2 городских и 13 сельских поселений, в составе большинства которых по одному населенному пункту (кроме Коста-Хетагуровского сельского поселения, включающего 2 населенных пункта и Хумаринского сельского поселения, включающего 3 населенных пункта). Общее количество населенных пунктов - 19, из них сельских населенных пунктов - 17, городских - 2.
Численность постоянного населения по оценке на 1 января 2018 года составляет 31835 человек. Население, в основном, занято сельскохозяйственным производством, в личном подсобном хозяйстве. Промышленность развита в основном в районе Карачаевска. Часть населения занята в рекреационном секторе (курорты Теберда и Домбай).
Структура населения
На 1 января 2018 года численность населения Карачаевского муниципального района составила 31835 человек. Плотность проживающего населения составляет - на один квадратный километр площади приходится 0,08 человека.
Сравнение муниципальных образований Карачаевского муниципального района:
N |
Наименование административных единиц |
Численность населения, чел. |
Площадь, кв. км |
Количество населенных пунктов |
Плотность сети населенных пунктов, н.п./1000 кв. км |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
1 |
Верхне-Маринское сельское поселение |
2024 |
317,60 |
1 |
3 |
2 |
Верхне-Тебердинское сельское поселение |
2575 |
1075,00 |
1 |
1 |
3 |
Джингирикское сельское поселение |
1144 |
59,50 |
1 |
17 |
4 |
Каменномостское сельское поселение |
3432 |
150,40 |
1 |
7 |
5 |
Карт-Джуртское сельское поселение |
859 |
260,20 |
1 |
4 |
6 |
Коста-Хетагуровское сельское поселение |
2850 |
32,10 |
2 |
62 |
7 |
Кумышское сельское поселение |
5211 |
79,20 |
1 |
13 |
8 |
Нижне-Маринское сельское поселение |
699 |
64,80 |
1 |
15 |
9 |
Нижне-Тебердинское сельское поселение |
1230 |
100,20 |
1 |
10 |
10 |
Ново-Тебердинское сельское поселение |
804 |
65,30 |
1 |
15 |
11 |
Учкуланское сельское поселение |
1290 |
852,70 |
2 |
2 |
12 |
Хумаринское сельское поселение |
1749 |
24,60 |
3 |
122 |
13 |
Хурзукское сельское поселение |
1426 |
765,80 |
1 |
1 |
14 |
Новокарачаевское городское поселение |
3299 |
57,5 |
1 |
17 |
15 |
Правокубанское городское поселение |
3326 |
11,40 |
1 |
88 |
16 |
Всего в административных границах района |
31835 |
3916,22 |
19 |
5 |
Климатические условия района отличаются большим разнообразием: от теплого континентального до холодного климата высокогорий. По почвенно-климатическому районированию входит в зону горных почв.
На территории района различают два основных типа растительности: леса (лиственные, смешанные, хвойные) и горные луга.
Леса занимают днища долин, ущелий, склоны хребтов, достигая высоты 2300 метров и нижняя граница лесов опускается до 700 метров над уровнем моря.
Земельный фонд района составляет - 391731 га, из них:
- земли сельскохозяйственного назначения - 157816 га;
- земли поселений - 5718 га;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи - 62 га;
- земли особо охраняемых территорий и объектов - 65910 га;
- земли лесного фонда - 107203 га;
- земли водного фонда - 28 га;
- земли запаса - 54994 га.
Наиболее крупными землепользователями района являются: Тебердинский государственный биосферный заповедник и Гослесфонд.
Основными землепользователями в Карачаевском районе являются сельскохозяйственные предприятия (организации), крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства.
Карачаевский район обладает большим гидротехническим потенциалом горных рек, как по Кубанскому ущелью, так и по Тебердинскому, где, занимаясь строительством малых ГЭС, можно получить дешевую электроэнергию.
Институциональная структура муниципального образования на 01.01.2018
Количество городских поселений |
2 |
Количество сельских поселений |
13 |
Количество предприятий и организаций, зарегистрированных на территории, всего |
633 |
Количество крупных предприятий |
0 |
Количество средних предприятий |
0 |
Количество малых предприятий |
6 |
Количество микропредприятий |
627 |
Количество индивидуальных предпринимателей (по данным статистики) |
547 |
Численность постоянного населения |
31835 |
Природные ресурсы
Площадь территории |
3917,24 кв. км |
Горные ресурсы |
высокопрочный щебень, минеральные, термальные, пресные подземные воды |
Водные ресурсы |
Река Учкулан, Озеро Хурла Кел, Чучхурский водопад, Бадукские озера и другие. |
Рекреационные ресурсы |
Рекреационный центр "Узункол" включает в себя территорию т.н. "Карачаевского Приэльбрусья", которое тяготеет к альплагерю Узункол, расположенному у подножия Главного хребта, в пределах пограничной зоны. Здесь издавна сформировался центр спортивного горного туризма, альпинизма. В этом же направлении планируется и в дальнейшем развивать район Узункола. |
Культурно-исторические достопримечательности |
Сентийский храм, Мухинское ущелье, Шоанинский храм, Хумаринское городище, музей Памятник Защитникам Кавказа. |
2. Оценка социально-экономического развития Карачаевского муниципального района
2.1. Демографическая ситуация
Показатели |
Ед. измерения |
2016 |
2017 |
2018 |
Общий коэффициент естественного прироста |
на 1000 человек населения |
2,50 |
1,70 |
0,90 |
Число родившихся (без мертворожденных) |
человек |
391 |
336 |
390 |
Число умерших |
человек |
298 |
255 |
298 |
Общий коэффициент рождаемости |
промилле |
11,90 |
11,00 |
10,20 |
Общий коэффициент смертности |
промилле |
12,30 |
10,80 |
9,40 |
Естественный прирост |
человек |
93 |
81 |
92 |
Миграция населения Карачаевского района также вызывает большую озабоченность органов местного самоуправления. В Карачаевском районе фиксируется тенденция постоянного убывания и старения населения. Главными проблемами являются миграционный отток лиц в трудоспособном возрасте в связи с отсутствием новых предприятий, закрытие и ликвидация предприятий, организаций в районе, сокращение штатов в имеющихся предприятиях, низкая рождаемость.
Повышение уровня жизни населения Карачаевского района - это основа социальной политики местной власти.
2.2. Образование
На территории района в настоящее время создана и функционирует сеть учреждений образования, позволяющая удовлетворять потребности населения в образовательных услугах:
- 12 дошкольных образовательных учреждений (МКДОУ);
- 16 общеобразовательных учреждений;
- 2 общеобразовательное учреждение и 3 дошкольных образовательных учреждения расположены в городском поселении, 14 школ и 9 дошкольных учреждений являются сельскими.
На 2018 год в районе функционирует 55 дошкольных групп, в которых воспитывается 254 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
Все образовательные учреждения Карачаевского муниципального района прошли процедуру лицензирования и 16 общеобразовательных учреждений прошли процедуру государственной аккредитации.
В течение последних трех лет численность детей находится на одном уровне. В муниципальных общеобразовательных учреждениях в 218 классах-комплектах обучается 2531 человек.
В основном, педагогическими кадрами образовательные учреждения района обеспечены, исключение составляют преподаватели иностранного языка, учителя физики, начальных классов, математики. В образовательных учреждениях района работают 327 учителей. По квалификационной категории в том числе: имеют высшую - 275, первую - 43, без категории 9% педагогических работников имеют стаж педагогической работы. Средний возраст педагогических работников системы образования составляет 45 - 50 лет.
С целью организации специальных (школьных) перевозок обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Карачаевского муниципального района, 9 общеобразовательных учреждения имеют школьные автобусы (МКОУ "СОШ а. Каменномост", МКОУ "СОШ а. Верхняя Мара", МКОУ "СОШ а. Хумара", МКОУ "СОШ а. Карт Джурт", МКОУ "СОШ а. Верхняя Теберда", МКОУ "СОШ а. Верхний Учкулан", МКОУ "СОШ а. Кумыш", МКОУ "СОШ пос. Новый Карачай", МКОУ "СОШ с. Коста Хетагурова"). Все школы района подключены к сети Интернет. У всех общеобразовательных учреждений созданы и своевременно обновляются школьные сайты. Во всех школах имеются библиотеки и медиатеки. В 14 школах имеются спортивные залы и имеются оборудованные для занятий физической культурой помещения.
Горячее питание обучающихся организовано во всех общеобразовательных учреждениях Карачаевского муниципального района. Охват составляет 80%.
На базе МКОУ "СОШ а. Учкулан" функционируют школьные музеи с экспозициями, посвященными истории развития и становления поселков района, событиям истории и этнокультурной жизни района, военным действиям на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Во всех общеобразовательных учреждениях Карачаевского муниципального района обучающиеся обучаются по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, что составляет 61% от всей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Карачаевского муниципального района.
2.3. Молодежная политика, физкультура и спорт
Работа с детьми и молодежью проводится в рамках, указанных выше мероприятий по реализации региональных и муниципальных программ в рассматриваемой сфере. В проведении указанных мероприятий принимают участие администрация Карачаевского муниципального района, администрации поселений, подведомственные учреждения образования, культуры, социального обслуживания.
С детьми и молодежью проводятся творческие мероприятия, способствующие воспитанию гражданственности и патриотизма. Во всех образовательных школах в планы учебно-воспитательной работы включены блоки патриотического воспитания молодежи, в дошкольных образовательных учреждениях функционируют уголки патриотического воспитания.
МКУ ДО ДЮСШ Карачаевского района является основным центром физкультурного образования детей и молодежи, координатором спортивно-массовой и оздоровительной работы в районе. В настоящее время в оперативном управлении МКУ ДО ДЮСШ находится спортивный комплекс со спортивным залом. В спортивной школе имеется тренажерные залы с тренажерами, 12 уличных тренажеров, многофункциональная площадка.
На сегодняшний день обеспеченность спортивными сооружениями в районе составляет: 14 спортивных залов.
2.4. Культура
В основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ в качестве стратегических целей культурной политики государства названы:
- развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны;
- обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения.
Проведенный анализ и приведенные статистические данные убедительно свидетельствуют о принципиальном сохранении уровня авторитетности и популярности учреждений культурно-досугового типа в республике. Кроме того, государственные и муниципальные учреждения культурно-досугового типа, в отличие от частных учреждений культуры, сохраняют за собой значение социального, доступного, культурно просветительского учреждения, объединяющего людей на основе сходства, близости интересов. В то время как частные учреждения культуры наряду с объединением посетителей на основе сходства, близости интересов и занятий несопоставимо больше связаны с "индустрией досуга", развлечений, часто не имеющих ничего общего с подлинной культурой, искусством.
На 01.10.2018 библиотечное обслуживание населения Карачаевского муниципального района осуществляет 2 библиотеки общего пользования.
2.5. Трудовые ресурсы, занятость населения
В Карачаевском муниципальном районе по данным Росстат на 01.01.2018 года проживает 31835 человек, что на 20 человек меньше, чем в 2017 году.
Численность трудоспособного населения Карачаевского района на 01.01.2018 г. составляет 19043 человек, что составляет 59,9% от общего числа жителей. Уровень регистрируемой безработицы в Карачаевском районе составил за 2017 год 3,4%.
Сегодня одним из основных направлений работы Центра занятости является обучение и переобучение безработных граждан, и содействие работодателям по созданию временных рабочих мест для временного трудоустройства незанятого населения.
При предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан за 2017 год, зарегистрировались в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица - 525 человека.
На 01.01.2018 года среднемесячная заработная плата одного работника составила 23280,90 рублей, данная цифра за 2016 год - 21314,80 рублей (увеличение произошло на 1966,1 рублей).
Средняя заработная плата по Карачаево-Черкесской Республике за 2017 год составила 22638,4 рублей, что выше, чем по Карачаевскому району на 357,7 рублей.
2.6. Оценка финансового состояния
Динамика поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет Карачаевского района за 2016 - 2018 годы (тыс. рублей)
Наименование доходов |
2016 год |
2017 год |
9 мес. 2018 год |
Налоговые доходы |
65166,3 |
110593,2 |
90303,7 |
Неналоговые доходы |
6624,4 |
6111,8 |
4532,4 |
Итого собственные доходы |
71790,7 |
116705,0 |
94836,1 |
Финансовая помощь |
576105,5 |
635548,5 |
526571,0 |
В том числе |
|
|
|
- дотации |
73903,1 |
89953,1 |
89048,6 |
- субвенции |
431717,9 |
466312,8 |
390377,2 |
- субсидии |
70147,2 |
67802,5 |
45883,0 |
- межбюджетные трансферты |
482,2 |
776,8 |
3227,6 |
Всего доходы |
647896,3 |
752253,5 |
621407,1 |
Структура поступлений основных налоговых и неналоговых доходов за период 2016 - 2018 годы
Наименование доходов |
Удельный вес в общей сумме поступлений налоговых и неналоговых доходных источников, % |
||
2016 год |
2017 год |
9 мес. 2018 год |
|
Налог на доходы физических лиц |
20,4 |
13,3 |
13,1 |
Доходы от оказания платных услуг |
3,7 |
2,6 |
2,4 |
Доходы от компенсации затрат государства |
0,07 |
0,1 |
0,02 |
Единый налог на вмененный доход |
1,2 |
0,7 |
0,5 |
Плата за негатив. возд. на окружающую среду |
0,4 |
0,004 |
-0,09 |
Сельхоз. налог |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
Госпошлина |
1,1 |
1,2 |
0,6 |
Арендная плата за пользование земельными участками |
3,4 |
1,5 |
1,8 |
Штрафы |
0,9 |
0,6 |
0,5 |
Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества |
3,4 |
1,5 |
1,8 |
Прочие неналоговые доходы |
0,007 |
0,01 |
0,02 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
0,7 |
0,5 |
0,2 |
Динамика расходной части бюджета карачаевского района за 2016 - 2018 годы (тыс. рублей)
|
2016 год |
2017 год |
9 мес. 2018 год |
Расходы бюджета |
646595,7 |
750853,8 |
622230,1 |
Общегосударственные расходы |
35826,8 |
36705,2 |
34217,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2324,3 |
2724,3 |
2066,0 |
Национальная экономика |
17086,5 |
13085,5 |
11892,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
4395,2 |
5705,6 |
5771,8 |
Образование |
341371,2 |
430095,1 |
371406,0 |
Культура |
17195,4 |
27360,1 |
29638,5 |
Здравоохранение |
3007,0 |
0 |
45,0 |
Социальная политика |
191134,8 |
192864,0 |
136485,5 |
Физическая культура и спорт |
160,8 |
898,8 |
482,9 |
Средства массовой информации |
390,7 |
449,1 |
471,3 |
Межбюджетные трансферты |
33702,5 |
40966,0 |
29753,4 |
2.7. Оценка имущества и земельных отношений
С должниками по арендной плате ведется претензионная работа. В настоящее время в собственности района находится в основном неликвидное имущество, либо имущество. В связи с тем, что цена за объект формируется на основании рыночной оценки, при отсутствии спроса от потенциальных покупателей на недвижимое имущество, рыночная оценка имущества не проводилась.
Администрацией района и администрациями поселений заключено за 2017 - 179 краткосрочных договоров аренды земельных участков, общей площадью 2322 га., сумма арендной платы по которым составляет 323994,23 руб. в год; за 2018 - 268 краткосрочных договоров аренды земельных участков, общей площадью 3391,6371 га, сумма арендной платы 107872,64 руб.
Количество действующих на с 01.01.2006 по 01.01.17 годы договоров аренды земельных участков - 835 договоров, общей площадью 12317,818 га. на сумму 2109162,73 руб. С 01.01.2016 г. по 01.01.2017 г. количество договоров - 139, общей площадью 1124,9128 га, на сумму 241761,9 руб. За 2017 год - 309 договоров, общей площадью 3354,9087 га, на сумму 504166,48 руб. За 2018 год - 268, общей площадью 3391,6371 га, на сумму 433582,78 руб.
Всего сумма плановых платежей за аренду земельных участков в 2017 году составила 2,100 млн. руб., фактически 1,905 млн. руб.; в 2018 году план составлял 2,150 млн. руб., фактически 2,993 млн. руб.
В 2018 году было подано 2 исковых заявлений в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики на общую сумму 68641 руб., в Карачаевский районный суд было подано 15 исковых заявлений, за счет проведенной исковой работы в 2018 г., поступило в местный бюджет 612217,67 руб.
В 2017 году с физическими лицами заключено 35 договора купли-продажи земельных участков общей площадью 548735 га, на сумму 567222 руб. В 2018 году с физическими лицами заключено 93 договора купли-продажи земельных участков общей площадью 209271 га, на сумму 265842 руб.
2.8. Анализ состояния экономики
2.8.1. Строительный комплекс
В 2018 году администрацией Карачаевского муниципального района выдано 73 разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, в 2018 году подготовлено и утверждено 77 градостроительных плана земельных участков.
2.8.2. Инвестиционный климат
В целях улучшения инвестиционного климата в районе действуют мероприятия по привлечению инвестиций на территории Карачаевского муниципального района.
Для привлечения в Карачаевский район инвесторов, а также субъектов малого и среднего предпринимательства, на официальном сайте Министерства экономического развития и администрации Карачаевского муниципального района размещена информация об инвестиционных проектах.
2.8.3. Малое и среднее предпринимательство
Малое и среднее предпринимательство - одна из основ экономики любого государства. Предприятия малого бизнеса быстрее, чем крупные предприятия, реагируют на все изменения на рынке, они более мобильны и восприимчивы к новому, обеспечивая высокую эффективность капиталовложений. Именно малый бизнес насыщает местные рынки товарами и услугами, а налоги с таких предприятий формируют бюджеты муниципальных образований. Малое и среднее предпринимательство - это рабочие места и заработная плата для огромного числа людей.
Предпринимательская сфера - мощный инструмент борьбы с безработицей, предоставляющий широкие возможности для развития самозанятости населения.
По состоянию на 1 января 2018 г. в Карачаевском муниципальном районе количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 633 единиц, в том числе 6 малых предприятий, микропредприятий 102 и 525 индивидуальных предпринимателей.
Субъекты малого и среднего предпринимательства
Показатели |
Ед. изм. |
2016 год |
2017 год |
2017 год в % к 2016 году |
Количество микропредприятий |
ед. |
321 |
408 |
79 |
Количество малых предприятий |
ед. |
2 |
5 |
40 |
Количество индивидуальных предпринимателей |
ед. |
282 |
353 |
80 |
Проблемы развития малого предпринимательства в районе, как и в целом по республике обусловлены рядом причин:
- ограниченность доступа к банковским кредитным ресурсам - банковское финансирование не решает проблем развития малого бизнеса из-за отсутствия должного залогового обеспечения, высокой минимальной суммы кредита, сложной процедуры оформления кредита, отсутствия банковских филиалов или отделений в месте ведения бизнеса (проживания);
- низкий уровень развития микрофинансирования;
- недостаточная развитость инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
- дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки;
- ограниченное количество инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих коммерческие перспективы.
Одной из главных задач ведомственной программы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в Карачаевском муниципальном районе остается содействие по привлечению в район финансовой поддержки для предпринимателей из различных уровней бюджетной системы.
2.8.4. Агропромышленный комплекс
В Карачаевском районе сельского хозяйства, как отдельно взятой отрасли не существует. Одной из причин тому служит слабая приспособленность района к местным природно-климатическим условиям, и, как правило - низкая урожайность. Администрация Карачаевского муниципального района продолжает проводить ежеквартальный мониторинг о наличии скота в поселениях Карачаевского района.
Наличие скота и производство сельхозпродукции за 2016 год
|
Крупный рогатый скот |
Овцы и козы |
в т.ч. коровы |
Свиньи |
Птица |
Лошади |
Производство молока |
Производство мяса |
Карачаевский район |
41877 голов |
578719 голов |
3966 голов |
27 голов |
12811 голов |
6604 голов |
28421 тонн |
11080 тонн |
Сельское, лесное хозяйство
наименование |
количество организаций, единиц |
прибыль, убыток (-) до налогооблажения (тыс. руб.) |
прибыль, (-) до налогооблажения за аналогичный период предыдущего года (тыс. руб.) |
темп роста прибыли (%) |
Карачаевский муниципальный район |
5 |
1973 |
2353 |
83,9 |
Заготовка древесины на территории Карачаевского лесничества осуществляется в эксплуатационных лесах и защитных лесах.
Продукция лесопромышленного комплекса занимает значительное место на рынке и является доминирующей товарной группой в экспорте.
Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду. Виды рекреационной деятельности, ее параметры и объемы определяются договором на право использования соответствующего лесного участка и проектом освоения лесов.
2.8.5. Потребительский рынок
Торговля оптовая и розничная
наименование |
количество организаций, единиц |
прибыль, убыток (-) до налогооблажения (тыс. руб.) |
прибыль, (-) до налогооблажения за аналогичный период предыдущего года (тыс. руб.) |
темп роста прибыли (%) |
Карачаевский муниципальный район |
16 |
23210 |
15207 |
152,6 |
Оборот розничной торговли
Показатели |
Ед. измерения |
2016 |
2017 |
Общий объем всех продовольственных товаров, реализованных в границах муниципального района, в денежном выражении за финансовый год |
тысяча рублей |
152047,1 |
179193,4 |
Количество объектов розничной торговли и общественного питания: |
|
|
|
магазины |
единица |
75 |
69 |
павильоны |
единица |
5 |
5 |
палатки и киоски |
единица |
37 |
31 |
аптеки и аптечные магазины |
единица |
4 |
5 |
столовые, находящиеся на балансе учебных заведений, организаций, промышленных предприятий |
единица |
15 |
15 |
специализированные непродовольственные магазины |
единица |
3 |
3 |
рестораны, кафе, бары |
единица |
10 |
10 |
минимаркеты |
единица |
68 |
62 |
прочие магазины |
единица |
4 |
4 |
Площадь торгового зала объектов розничной торговли: |
|
|
|
магазины |
метр квадратный |
2435 |
2295 |
павильоны |
метр квадратный |
141 |
141 |
аптеки и аптечные магазины |
метр квадратный |
70.9 |
100.9 |
специализированные непродовольственные магазины |
метр квадратный |
120 |
120 |
минимаркеты |
метр квадратный |
2180 |
2040 |
прочие магазины |
метр квадратный |
135 |
135 |
Площадь зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания: |
|
|
|
столовые, находящиеся на балансе учебных заведений, организаций, промышленных предприятий |
метр квадратный |
1120 |
1120 |
рестораны, кафе, бары |
метр квадратный |
1170 |
1142 |
Число мест в объектах общественного питания |
|
|
|
столовые, находящиеся на балансе учебных заведений, организаций, промышленных предприятий |
место |
681 |
681 |
рестораны, кафе, бары |
место |
566 |
557 |
Объем платных услуг населению:
- объем платных услуг населению за 2016 год составил 933 тыс. рублей, за 2017 год 0,730 тыс. рублей.
2.9. Транспорт и связь
Автомобильный транспорт занимает важное место в транспортной системе района и, в силу сложившихся географических условий, на него приходится весь объем перевозок грузов и пассажиров.
Конфигурация сети дорог в основном соответствует исторически сложившимся направлениям основных транспортно-экономических связей.
Автотранспорт на территории района представлен сетью федеральных, территориальных и местных автодорог.
Автодороги федерального значения.
По территории района проходят основные автодороги:
А-155 Черкесск - Домбай до границы с Республикой Грузия с подъездами к международному центру отдыха "Архыз" и к специализированной астрофизической обсерватории Российской академии наук.
Данная автомобильная дорога имеет меридиональное направление и является основой планировочной структуры муниципального района. Автодорога связывает населенные пункты района, в том числе его административный центр, с административным центром Республики - городом Черкесском. Главный планировочный узел района - город Карачаевск с прилегающими населенными пунктами - расположен на пересечении указанной автодороги с автомобильными дорогами регионального значения широтного направления.
Автодороги регионального значения.
Р-256 Майкоп - Гиагинская - Псебай - Зеленчукская - Карачаевск.
А-157 Пятигорск - Карачаевск, подъезд к Ессентукам.
Данные автомобильные дороги имеют широтное направление, связывают Карачаевский район с соседними районными муниципальными образованиями и соседними субъектами федерации - Краснодарским краем и Кабардино-Балкарской Республикой.
Особенностью транспортной сети района является отсутствие на территории автомобильных дорог вне границ населенных пунктов, находящихся в собственности муниципального района. Все прочие автодороги находятся в собственности субъекта федерации.
Автомобильные дороги, находящиеся в республиканской собственности, находятся в удовлетворительном состоянии.
Транспортная система района представлена только автомобильным транспортом.
Основная транспортная доступность населения района в районный центр и другие населенные пункты - автобусное сообщение. Транспортное обслуживание населения района осуществляется на 15-и межпоселенческих автобусных маршрутах. Пассажирские перевозки в районе осуществляет ОАО "Чарх".
2.10. Жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищно-коммунальное хозяйство в Карачаевском муниципальном районе является важнейшей сферой, требующей постоянного внимания для решения множества проблем и вливания финансовых средств. Поэтому одной из первостепенных задач администрации Карачаевского муниципального района является стабилизация и улучшение работы предприятий жилищно-коммунальной отрасли района. В 2018 году по программе "Формирование комфортной городской среды" были благоустроены 12 общественных и 7 дворовых территорий.
2.11. Приоритеты социально-экономического развития Карачаевского муниципального района
Программа КСЭР Карачаевского муниципального района имеет следующие направления:
- развитие сельского хозяйства;
- развитие предприятий перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию;
Другие направления реализации Стратегии имеют существенно более низкие значения приоритетов, в частности:
- развитие туризма;
- развитие малого бизнеса.
Необходимо отметить, что достаточно высокий рейтинг имеют развитие малого бизнеса и развитие туризма, что говорит о наличии существенного потенциала для создания и развития предприятий малого бизнеса связанных с организацией активного отдыха.
Риски в реализации выделенных направлений развития распределились следующим образом, наименьшие по направлениям, обеспечивающим развитие предприятий сельского хозяйства и предприятий, перерабатывающих продукцию АПК, а также в развитии личного подсобного хозяйства и малого бизнеса. Остальные направления имеют уровень риска выше 100 единиц.
Таким образом, на основании проведенных оценок и существующих методических рекомендаций по подготовке программ социально-экономического развития для субъектов РФ разработанных Министерством экономического развития, можно определить следующее общее направление развития Карачаевского муниципального района - создание условий для формирования агропромышленного кластера замкнутого цикла, состоящего из сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающих высокоэффективное производство сельхозпродукции и предприятий по ее переработке на основе повышения конкурентоспособности производства, а также создание условий для дальнейшего развития малого бизнеса, в том числе малых предприятий, обеспечивающих формирование и развитие инфраструктуры туризма в Карачаевском районе.
2.12. Развитие информационного общества
Комплексная программа социально-экономического развития Карачаевского муниципального района была разработана с учетом положений Указа Президента от 9 мая 2017 г. N 203 РФ "О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" и при этом были учтены такие задачи как:
- получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе;
- создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, включая защищенные сегмент сети Интернет и межведомственный электронный документооборот.
Информационное общество - общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан.
Для формирования информационного пространства знаний планируется:
а) проводить мероприятия в области духовно-нравственного воспитания граждан;
б) реализовать просветительские проекты, направленные на обеспечение доступа к знаниям, достижениям современной науки и культуры;
в) проводить мероприятия по сохранению культуры народов Российской Федерации;
г) сформировать безопасную информационную среду на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению духовно-нравственных ценностей;
д) усовершенствовать механизмы обмена знаниями;
е) формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений.
Информационное сопровождение и общественные коммуникации. В ходе реализации Программы предполагается проведение информационно-разъяснительной работы с населением, направленной на обеспечение благоприятной общественной атмосферы по отношению к планируемым/проводимым действиям по реализации Программы.
В целях обеспечения информационно-технологической инфраструктурой предусматривается создание единой инфраструктуры информационно-технологического обеспечения функционирования информационных систем для нужд администраций сельских поселений на основе использования центров обработки данных.
Развитие информационного общества в районе является одной из наиболее приоритетных направлений в условиях современного развития информационных технологий и задач, определенных Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации. Для достижения установленных целей необходимо решение следующих задач:
- информирование населения Карачаевского муниципального района о деятельности администрации Карачаевского муниципального района через средства массовой информации;
- официальное опубликование муниципальных правовых актов Карачаевского муниципального района в газете "Большой Карачай", также на официальном сайте администрации Карачаевского муниципального района.
3. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения Карачаевского муниципального района
Реализация программных мероприятий будет способствовать созданию условий для устойчивого развития Карачаевского муниципального района и обеспечит достижение следующих положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность:
- повышение укомплектованности врачебными кадрами муниципальных учреждений здравоохранения с 8 врачей на 10 тыс. чел. населения до 10;
- доведение уровня фактической обеспеченности населения больничными учреждениями к нормативной потребности до 50%;
- достижение уровня фактической обеспеченности населения дошкольными образовательными учреждениями к нормативной потребности на уровне 100% к 2018 году;
- снижение уровня официальной регистрируемой безработицы с 4,7% до 2,5% в 2018 году;
- улучшить жилищные условия 26 семей, что позволит решить жилищную проблему для 30% семей, проживающих в сельской местности муниципального образования и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- обеспечить жильем 120 молодую семью и молодых специалистов, что позволит на 25% сократить потребность организаций агропромышленного комплекса и социальной сферы села в квалифицированных специалистах;
- повысить уровень социально-инженерного обустройства в сельской местности, в том числе сетевым газом - 60%;
- способствовать улучшению демографической ситуации в сельской местности и сохранению тенденций роста рождаемости и повышения продолжительности жизни сельского населения;
- повысить общественную значимость развития сельских территорий в общенациональных интересах и привлекательность сельской местности для комфортного проживания и приложения труда;
- улучшение экологической ситуации на территории сельских и городских поселения Карачаевского муниципального района;
- создание благоприятных условий для привлечения средств внебюджетных источников (в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан) с целью финансирования проектов модернизации и строительства объектов коммунальной инфраструктуры;
- обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков, определенных для вновь строящегося жилищного фонда и объектов производственного, рекреационного и социально-культурного назначения;
- увеличение количества индивидуальных предпринимателей в расчете на 1000 человек населения от 1,2 единиц в 2011 году до 3 к 2018 году;
- рост объема производства, работ и услуг в 1,7 раза в сопоставимых ценах;
- рост объемов инвестиций в основной капитал в 2 раза;
- увеличение реальных денежных доходов населения в 1,6 раза;
- увеличение объема строительно-монтажных работ и ввода жилья в 1,5 раза;
- насыщение муниципального рынка сельхозпродукции своими товарами на 30%;
- повышение эффективности использования муниципального имущества, увеличение поступления земельного налога в бюджеты поселений муниципального района, арендной платы и доходов от продажи земельных участков. Увеличение поступления земельного налога, арендной платы и доходов от продажи земельных участков. Обеспечение эффективности деятельности объектов малых форм хозяйствования и личных подсобных хозяйств.
Программа носит социально-ориентировочный характер. Приоритетными направлениями ее реализации являются комплексное обустройство населенных пунктов и содействие улучшению жилищных условий населения муниципального образования.
Экономическая эффективность реализации мероприятий Программы выражается в увеличении объемов производства сельскохозяйственной продукции за счет роста производительности труда, повышения кадрового потенциала агропромышленного комплекса, привлечения молодых специалистов.
Реализация мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры в сельской местности, а именно переход на газовое отопление, организация постоянного водоснабжения позволит значительно улучшить социально-бытовые условия жизни сельского населения.
4. Цели, задачи и система программных мероприятий, направленных на решение проблемных вопросов в среднесрочной перспективе
Основной целью развития Карачаевского муниципального района является улучшение уровня и качества жизни населения Карачаевского муниципального района при соблюдении бюджетной сбалансированности местного самоуправления и эффективном решении вопросов местного значения в соответствии с интересами Карачаевского муниципального района и Карачаево-Черкесской Республики в целом.
Достижение указанной цели обусловлено перспективными экономическими и социальными результатами развития Карачаевского муниципального района. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- поддержка развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства;
- создание благоприятного инвестиционного климата;
- развитие систем жизнеобеспечения, повышение энергоэффективности коммунального комплекса и сохранение окружающей природной среды;
- развитие социальной сферы;
- повышение качества туристических услуг на территории Карачаевского муниципального района;
- противодействие терроризму и экстремизму;
- содействие социально-экономическому развитию отдаленных населенных пунктов Карачаевского муниципального района;
- улучшение предоставления услуг связи, телерадиовещания, транспорта, дорожного хозяйства.
5. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации программы
Выполнение включенных в Программу организационных мероприятий и инвестиционных проектов, при условии разработки эффективных механизмов их реализации и поддержки со стороны местных администраций, позволит достичь социально-экономического развития Карачаевского муниципального района.
В целях оперативного отслеживания и контроля хода осуществления Программы, а также оценки влияния результатов реализации Программы на уровень социально-экономического развития района в рамках выделенных приоритетов проводится и ежегодный мониторинг по основным целевым показателям социально-экономического развития Карачаевского муниципального района.
Оценки степени достижения целей и решения задач Программы путем сопоставления фактически достигнутых в отчетном году значений показателей (индикаторов) Программы по формуле:
, где
- степень достижения целей (решения задач),
- фактическое значение показателя (индикатора) Программы в отчетном году,
- запланированное на отчетный год значение показателя (индикатора) Программы для показателей (индикаторов), тенденцией изменения которых является рост значений.
Экономическая эффективность Программы заключается в рациональном использовании средств бюджета Карачаевского муниципального района, в том числе в результате перераспределения расходов.
Оценка эффективности реализации Программы проводится на основе:
оценки уровня освоения средств ресурсного обеспечения Программы путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования основных мероприятий Программы, по формуле:
, где
- уровень освоения средств Программы в отчетном году,
- объем средств, фактически освоенных на реализацию Программы в отчетном году,
- объем бюджетных назначений по Программе на отчетный год.
Управление и контроль реализации Программы осуществляется в соответствии с постановлениями администрации Карачаевского муниципального района от 02.12.2014 N 735 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных целевых программ Карачаевского муниципального района" и от 23.11.2015 N 458 "Об утверждении методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ Карачаевского муниципального района
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.