Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением администрации
муниципального района
"Троицко-Печорский"
от 02.09. 2016 г. N 09/680
(приложение N 1)
Положение
о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования муниципального района "Троицко-Печорский"
I. Общие положения
1.1. Основные понятия
1.1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы (далее - ЕДДС) муниципального образования муниципального района "Троицко-Печорский" (далее - МР) с учетом ввода в действие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" (далее - система - 112).
1.1.2. ЕДДС является органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС). При введении в эксплуатацию системы-112 на базе ЕДДС муниципального образования развертывается система - 112.
1.1.3. ЕДДС в пределах своих полномочий взаимодействует со всеми дежурно-диспетчерскими службами (далее - ДДС) экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального района "Троицко-Печорский" независимо от форм собственности по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - ЧС) (происшествиях) и совместных действий при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
1.1.4. Целью создания ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального района "Троицко-Печорский" к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципального района "Троицко-Печорский" по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО), обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах МР, защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
1.1.5. ЕДДС предназначена для приема и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования муниципальных звеньев территориальной подсистемы РСЧС, приема сообщений о ЧС (происшествиях) от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), оперативного управления силами и средствами соответствующего звена территориальной подсистемы РСЧС, оповещения руководящего состава МР и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
1.1.6. Общее руководство ЕДДС муниципального района "Троицко-Печорский" осуществляет председатель КЧС и ОПБ МР "Троицко-Печорский", непосредственное - заведующий отделом по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации муниципального района "Троицко-Печорский" через ведущего эксперта отдела по делам ГО и ЧС, начальник ЕДДС.
1.1.7. ЕДДС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определяющими порядок и объем обмена информацией при взаимодействии экстренных оперативных служб, в установленном порядке нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), законодательством субъекта Российской Федерации, настоящим Положением, а также соответствующими муниципальными правовыми актами.
1.1.8. ЕДДС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с центром управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) Главного управления МЧС России (далее - ГУ МЧС России) по Республике Коми, подразделениями органов государственной власти и органами местного Республики Коми.
1.2. Основные задачи ЕДДС
1.2.1. ЕДДС муниципального образования выполняет следующие основные задачи:
- прием вызовов (сообщений) о ЧС (происшествиях);
- оповещение и информирование руководства ГО, муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, органов управления, сил и средств на территории МР, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), сил и средств ГО на территории МР, населения и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) о ЧС (происшествиях), предпринятых мерах и мероприятиях, проводимых в районе ЧС (происшествия) через местную (действующую на территории муниципального района "Троицко-Печорский") систему оповещения, оповещение населения по сигналам ГО;
- организация взаимодействия в установленном порядке в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия) с органами управления РСЧС, администрацией МР, администрациями сельских поселений района и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) МР;
- информирование ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), сил РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
- регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений, вызовов от населения, обобщение информации о произошедших ЧС (происшествиях) (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих донесений (докладов) по подчиненности, формирование статистических отчетов по поступившим вызовам;
- оповещение и информирование ЕДДС МР и муниципальных образований в соответствии с ситуацией по планам взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;
- организация реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающих через единый номер "112" и контроля результатов реагирования;
оперативное управление силами и средствами РСЧС, расположенными на территории МР, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС (происшествий), принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий).
1.3. Основные функции ЕДДС МР
1.3.1. На ЕДДС МР возлагаются следующие основные функции:
- осуществление сбора и обработки информации в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий);
- информационное обеспечение координационных органов РСЧС МР;
- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;
- обработка и анализ данных о ЧС (происшествии), определение ее масштаба и уточнение состава ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования; сбор, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествия), подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных со службами жизнеобеспечения муниципального образования вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);
- обеспечение надежного, устойчивого, непрерывного и круглосуточного функционирования системы управления, средств автоматизации, местной системы оповещения МР;
- доведение информации о ЧС (в пределах своей компетенции) до органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, созданных при администрациях сельских поселений;
- доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления РСЧС, до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), контроль их выполнения и организация взаимодействия;
- сбор от ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), служб наблюдения и контроля, входящих в состав сил и средств наблюдения и контроля РСЧС, (систем мониторинга) и доведение до ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) МР полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествия);
- представление докладов (донесений) об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествия) (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) в вышестоящий орган управления по подчиненности;
- мониторинг состояния комплексной безопасности объектов социального назначения и здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей и объектов образования;
- участие в организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для несения оперативного дежурства на муниципальном и объектовом уровнях РСЧС.
1.4. Состав и структура ЕДДС МР
1.4.1. ЕДДС включает в себя: руководство ЕДДС, дежурно-диспетчерский персонал; пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления.
1.4.2. В состав руководства ЕДДС входят: начальник ЕДДС (ведущий эксперт отдела по делам ГО и ЧС), старший оперативный дежурный - заместитель начальника ЕДДС по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций. В состав дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС входят оперативные дежурные смены - 3 человека.
1.4.3. При вводе в эксплуатацию системы - 112 в состав оперативной дежурной смены также входит операторский персонал (диспетчеры) системы - 112.
1.4.4. Пункт управления ЕДДС (далее - ПУ ЕДДС) представляет собой рабочие помещения для постоянного и дежурно-диспетчерского персонала, диспетчеров системы - 112, оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией. ПУ ЕДДС размещается в помещениях, предоставляемых администрацией МР.
1.4.5. Установка и монтаж технических средств в помещениях ПУ ЕДДС выбираются с учетом минимизации влияния внешних воздействий на технические средства с целью достижения необходимой живучести ПУ ЕДДС в условиях ЧС, в том числе и в военное время.
1.4.6. Электроснабжение технических средств ЕДДС осуществляется от Троицко-Печорского РЭС в соответствии с категорией электроснабжения не ниже первой.
1.4.7. Технические средств управления ЕДДС:
- средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи;
- средства оповещения руководящего состава и населения;
- средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также - определения номера звонящего абонента;
- оргтехника (компьютеры, принтер, сканер);
- система видеоконференцсвязи;
- метеостанция.
1.4.8. Средства связи ЕДДС обеспечивают:
- телефонную связь;
- передачу данных;
- прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных;
- прием вызовов (сообщений) через единый номер "112";
- коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов);
- обмен речевыми сообщениями, документальной и видео информацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами.
ЕДДС имеет резервные каналы связи (мобильный и спутниковый телефоны). Средства связи обеспечивают сопряжение с сетью связи общего пользования.
1.4.9. Автоматизированная информационная система ЕДДС (далее - АИС ЕДДС) обеспечивает автоматизацию выполнения задач и функций ЕДДС. АИС ЕДДС сопрягается с региональной автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС и с имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), а также телекоммуникационной подсистемой системы - 112.
1.4.10. Комплекс средств автоматизации (далее - КСА) предназначен для автоматизации информационно-управленческой деятельности должностных лиц ЕДДС при осуществлении ими координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), имеющих силы и средства постоянной готовности к действиям по предотвращению, локализации и ликвидации ЧС (происшествий), оперативного информирования комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) о случившихся фактах и принятых экстренных мерах. Он включает в себя автоматизированные рабочие места (далее - АРМ) специалистов оперативной дежурной смены, административного и обслуживающего персонала, серверное ядро (при необходимости), другие программно-технические средства, объединенные в локальную вычислительную сеть.
1.4.11. Местная система оповещения муниципального района "Троицко-Печорский" представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения сетей вещания и каналов связи.
1.4.12. Системой оповещения должна обеспечивать передачу:
- сигналов оповещения;
- речевых (текстовых) сообщений;
- условных сигналов.
Задействование местной системы оповещения осуществляет дежурно-диспетчерским персоналом с автоматизированных рабочих мест ЕДДС.
1.4.13. Документация на ПУ ЕДДС:
- нормативные правовые акты по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности, а также по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС (происшествиях);
- соглашения об информационном взаимодействии ЕДДС с ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и службами жизнеобеспечения муниципального района "Троицко-Печорский";
- журнал учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;
- журнал оперативного дежурства;
- инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия);
инструкции о несении дежурства в повседневной деятельности, в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;
- план взаимодействия ЕДДС с ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) при ликвидации пожаров, ЧС (происшествий) различного характера на территории МР;
- инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации по линии взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов);
- инструкции по мерам пожарной безопасности и охране труда;
- схемы и списки оповещения руководства ГО, муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, органов управления, сил и средств на территории МР, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), сил и средств ГО на территории МР, ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) в случае ЧС (происшествия);
- паспорта безопасности МР и ПОО, паспорта территории МР, сельских населенных пунктов и ПОО, паспорта состояния комплексной безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования, рабочие карты МР (в том числе и в электронном виде);
- план проведения инструктажа перед заступлением на дежурство очередных оперативных дежурных смен;
- графики несения дежурства оперативными дежурными сменами;
- схемы управления и вызова;
- схема местной системы оповещения;
- телефонные справочники;
- документация по организации профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала;
- формализованные бланки отрабатываемых документов с заранее заготовленной постоянной частью текста;
- суточный расчет сил и средств муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС;
- расчет сил и средств МР, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий);
- инструкция по обмену информацией с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при угрозе возникновения и возникновении ЧС (происшествий);
- ежедневный план работы оперативного дежурного ЕДДС.
Состав оперативной документации может дополняться в зависимости от условий функционирования ЕДДС.
II. Организация работы ЕДДС
2.1. Режимы функционирования ЕДДС
2.1.1. ЕДДС функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для мирного времени. При приведении в готовность ГО и в военное время в соответствующих степенях готовности.
2.1.2. Режимы функционирования для ЕДДС устанавливает руководитель администрации МР.
2.1.3. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий). В этом режиме ЕДДС обеспечивает:
- прием от населения и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) сообщений о любых ЧС (происшествиях), их регистрацию по принадлежности ДДС и уровням ответственности, а при создании системы - 112, регистрация с заведением карточек информационного обмена и реагирования;
- передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) по подчиненности и подведомственности, в первоочередном порядке в ЦУКС ГУ МЧС России по РК;
- обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности;
- поддержание КСА в постоянной оперативной готовности;
- контроль готовности ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) в зоне ответственности, оперативное информирование их дежурных смен об обстановке и ее изменениях;
- внесение необходимых изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС (происшествия);
внесение необходимых изменений в паспорта МР.
2.1.4. ДДС, расположенные на территории МР, в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими инструкциями и представляют в ЕДДС обобщенную статистическую информацию о ЧС (происшествиях) и угрозах их возникновения за прошедшие сутки.
2.1.5. Сообщения о ЧС (происшествиях), которые не относятся к сфере ответственности принявшей их ДДС, незамедлительно передаются соответствующей ДДС экстренной оперативной службы или организации (объекта) по предназначению. Сообщения, которые ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) идентифицируют как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), в первоочередном порядке передаются в ЕДДС, а ЕДДС незамедлительно передат информацию в ЦУКС ГУ МЧС России по РК.
2.1.6. В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) переводятся решением руководителя администрации МР при угрозе возникновения ЧС (происшествия) в тех случаях, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия ДДС и сил РСЧС, взаимодействующих с ЕДДС. В повышенной готовности ЕДДС обеспечивает:
- заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения соответствующей ЧС (происшествия);
- оповещение должностных лиц КЧС и ОПБ, администрации МР, ЕДДС МР, взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и подчиненных сил РСЧС;
- получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой на территории субъекта Республики Коми, на ПОО, а также за состоянием окружающей среды;
- прогнозирование развития обстановки и подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и их доклад по подчиненности;
- координацию действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), сил РСЧС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС (происшествия) или смягчению ее последствий.
2.1.7. В случае, если для организации предотвращения ЧС (происшествия) организована работа КЧС и ОПБ или оперативного штаба управления в кризисных ситуациях (далее - ОШ УКС) либо управление передано соответствующим подразделениям МЧС России, ЕДДС в части действий по указанной ЧС (происшествия) выполняет их указания.
2.1.8. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС, привлекаемые ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и силы РСЧС переводятся решением руководителя МР при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС выполняет следующие задачи:
- координация действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и привлекаемых сил и средств РСЧС при проведении работ по защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера;
- контроль за выдвижением и отслеживание передвижения оперативных групп по территории МР;
- оповещение и передача оперативной информации между органами управления при организации ликвидации соответствующей ЧС и в ходе аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- контроль за установлением и перемещением границ зоны соответствующей ЧС, своевременное оповещение и информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в зоне ЧС;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в зоне ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.
2.1.9. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), силами РСЧС осуществляется непосредственно через ЕДДС. Поступающая информация о сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах доводится ЕДДС всем взаимодействующим ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), органам управления РСЧС МР, ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Коми.
2.1.10. В случае, если для организации ликвидации ЧС (происшествия) организована работа КЧС и ОПБ или ОШ УКС либо управление ликвидацией ЧС (происшествия) передано соответствующим подразделениям МЧС России, ЕДДС в части действий по указанной ЧС (происшествия) выполняет их указания.
2.1.11. Функционирование ЕДДС при приведении в готовность ГО и в военное время, осуществляется в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения МР и инструкциями дежурному персоналу ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) по действиям в условиях особого периода.
2.1.12. При функционировании ЕДДС в условиях особого периода, в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения МР предусматривается размещение оперативных дежурных смен на основном пункте управления.
2.2. Порядок работы ЕДДС МР
2.2.1. Вызовы (сообщения) о ЧС (происшествиях) могут поступать в ЕДДС от населения по всем имеющимся видам и каналам связи, включая сообщения через единый телефонный номер "112", от сигнальных систем и систем мониторинга, от ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), вышестоящих и взаимодействующих органов управления РСЧС по прямым каналам и линиям связи. Вызовы (сообщения) о ЧС (происшествиях) принимаются, регистрируются и обрабатываются дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС, а при создании системы - 112 - диспетчерами системы - 112.
2.2.2. При классификации сложившейся ситуации как ЧС (происшествия), ЕДДС поручает проведение ликвидации ЧС (происшествия) соответствующим ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и силам РСЧС, в компетенции которых находится реагирование на случившуюся ЧС (происшествие), при необходимости уточняет действия привлеченных ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов).
2.2.3. При классификации сложившейся ситуации как ЧС выше локального уровня, оперативный дежурный ЕДДС немедленно докладывает руководителю МР, председателю КЧС и ОПБ МР, в ЦУКС ГУ МЧС России по РК, оценивает обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение. Одновременно готовятся формализованные документы о факте ЧС для последующей передачи в вышестоящие органы управления РСЧС и задействованные ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов).
2.2.4. При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты. Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления РСЧС, обеспечивается информационная поддержка деятельности администраций всех уровней и их взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.
2.2.5. Ежемесячно проводится анализ функционирования ЕДДС (ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), который доводится до подчиненных ДДС и ежеквартально рассматривается на заседании КЧС и ОПБ соответствующего уровня.
2.3. Порядок взаимодействия ЕДДС МР с ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов)
Порядок взаимодействия ЕДДС МР и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) определяется межведомственными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Республики Коми, устанавливающими порядок взаимодействия и обмена информацией между экстренными оперативными службами при катастрофах, стихийных бедствиях и ЧС (происшествиях).
III. Требования к составу и структуре ЕДДС
3.1. Комплектование и подготовка кадров ЕДДС
3.1.1. Комплектование личным составом ЕДДС осуществляется заведующим отделом по делам ГО и ЧС администрации муниципального района "Троицко-Печорский".
3.1.2. Личный состав ЕДДС обязан знать требования руководящих документов, регламентирующих его деятельность, и применять их в практической работе.
3.1.3. Основными формами обучения дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС являются: тренировки оперативных дежурных смен, участие в учебных мероприятиях (учениях) и занятия по профессиональной подготовке.
3.1.4. Учебные мероприятия (тренировки и учения), проводимые с дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС МР, осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно и утвержденным руководителем МР, с учетом тренировок, проводимых ЦУКС ГУ МЧС России по РК, по плану утвержденному начальником ГУ МЧС России по Республике Коми. Тренировки оперативных дежурных смен ЕДДС с оперативной дежурной сменой ЦУКС ГУ МЧС России по РК проводятся ежедневно.
3.1.5. Профессиональная подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС проводится по специально разработанной МЧС России программе.
3.1.6. Подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС осуществляется:
- в Учебном центре ГКУ РК "УППС и ГЗ";
- ежемесячно по 6-8 часов в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке по специально разработанной МЧС России тематике. Тематика определяется исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС (происшествий), а также личной подготовки специалистов;
- в ходе проведения ежедневного инструктажа заступающего на оперативное дежурство дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС;
- в ходе тренировок с оперативной дежурной сменой ЕДДС, проводимых ЦУКС ГУ МЧС России по РК;
- в ходе проведения тренировок с оперативными дежурными сменами ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) при проведении различных учений и тренировок с органами и силами РСЧС, на которые привлекаются ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) МР. При этом каждая оперативная дежурная смена должна принять участие в учениях и тренировках не менее 2-х раз в год.
3.1.7. В ходе подготовки дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС особое внимание обращается на организацию приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий), своевременном оповещении органов управления и сил РСЧС, населения, а также доведения сигналов оповещения ГО.
3.1.8. Практическая стажировка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС организуется на базе ЦУКС ГУ МЧС России по РК согласно графиков и планов стажировки.
Не реже одного раза в полгода принимаются зачеты, по результатам которых принимается решение о допуске дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС к несению оперативного дежурства.
Ежемесячно анализируется состояние дел по подготовке персонала и представляется руководителю администрации МР.
3.2. Требования к дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС МР
3.2.1. Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должен знать:
- административную структуру МР и структуру системы - 112 Республики Коми. Должности и фамилии руководящего состава системы безопасности МР и адреса аварийно-спасательных формирований дежурных служб, входящих в структуру указанной системы в МР;
- административные границы МР, районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей и транспортных магистралей, имеющихся в МР;
- организацию системы дежурно-диспетчерских служб в МР;
- зону территориальной ответственности ЕДДС и зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования, действующих на территории МР;
- дислокацию, назначение и тактико-технические характеристики техники, привлекаемой для ликвидации и предупреждения ЧС (происшествий), размещение специальных средств спасения и пожаротушения;
- ПОО, социально значимые объекты, расположенные в районах выезда МР, их адреса, полное наименование и установленный ранговый набор пожарной и аварийно-спасательной техники;
- назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, установленного на пункте управления ЕДДС;
- наименование объектов и населенных пунктов соседних муниципальных образований, куда для оказания взаимопомощи могут привлекаться местные пожарные и спасательные подразделения;
- правила техники безопасности при использовании средств автоматизации;
- риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для МР;
- порядок информационного обмена.
3.2.2. Начальник ЕДДС должен знать федеральные законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов и другие руководящие, нормативно-технические и методические документы, определяющие функционирование ЕДДС, системы - 112.
3.2.3. Начальник ЕДДС должен уметь:
- организовывать выполнение и обеспечивать контроль поставленных перед ЕДДС задач;
- разрабатывать нормативно-методическую базу развития и обеспечения функционирования ЕДДС;
- организовывать оперативно-техническую службу, профессиональную подготовку и обучение личного состава ЕДДС;
- организовывать проведение занятий, тренировок и учений;
- разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС.
3.2.4. Требования к начальнику ЕДДС: высшее образование, стаж оперативной работы не менее 3 лет на оперативных должностях в системе комплексной безопасности населения и территорий и обучение по установленной программе, допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).
3.2.5. Оперативный дежурный ЕДДС должен знать:
- функциональные обязанности и порядок работы оперативного дежурного, диспетчера системы - 112;
- руководящие документы, регламентирующие работу оперативного дежурного, диспетчера системы - 112;
- структуру и технологию функционирования ЕДДС;
- нормативные документы, регламентирующие деятельность ЕДДС;
- документы, определяющие деятельность оперативного дежурного ЕДДС по сигналам ГО и другим сигналам;
- правила ведения документации.
3.2.6. Оперативный дежурный ЕДДС должен уметь:
- проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;
- обеспечивать оперативное руководство и управление пожарно-спасательными подразделениями МР - при реагировании на сообщения о пожарах, а также аварийно-спасательными формированиями и силами РСЧС - при реагировании на ЧС (происшествия);
- координировать деятельность дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб при реагировании на вызовы;
- организовывать взаимодействие с вышестоящими и взаимодействующими органами управления РСЧС в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия), с администрацией МР и администрациями сельских поселений;
- эффективно работать с коммуникационным оборудованием, основными офисными приложениями для операционной системы Microsoft Windows (Word, Excel, Power Point) или эквивалент;
- использовать гарнитуру при приеме информации;
- четко говорить по телефону одновременно с работой за компьютером;
- применять коммуникативные навыки;
- быстро принимать решения;
- эффективно использовать информационные ресурсы системы - 112 для обеспечения выполнения задач, поставленных перед ЕДДС;
- повышать уровень теоретической и практической подготовки;
- сохранять конфиденциальную информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей.
3.2.7 Оперативному дежурному ЕДДС запрещено:
- вести телефонные переговоры, не связанные с несением оперативного дежурства;
- предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководства МР;
- допускать в помещения ЕДДС посторонних лиц;
- отлучаться с места несения оперативного дежурства без разрешения;
- выполнение обязанностей, не предусмотренных вышестоящего руководства должностными обязанностями и инструкциями.
3.2.8. Требования к оперативному дежурному ЕДДС:
- среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет;
- знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕДДС;
- навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание Microsoft Windows (Word, Excel, Power Point) или эквивалент, умение пользоваться электронной почтой, Интернет);
- умение пользоваться информационной справочной системой.
3.2.9. Диспетчер системы - 112 (при введении системы - 112) должен знать:
- нормативные правовые акты в области предупреждения и ликвидации ЧС, организации дежурно-диспетчерских служб экстренных служб, информационного обмена и межведомственного взаимодействия;
- состав и структуру функциональных и территориальной подсистем РСЧС субъекта Российской Федерации и МР, основные вопросы взаимодействия, сферу деятельности и ответственности, входящих в территориальную подсистему РСЧС организаций;
- состав сил и средств постоянной готовности функциональных и территориальных подсистем РСЧС МР, их задачи, порядок их привлечения к ликвидации последствий ЧС (происшествий) и организации взаимодействия;
схему организации связи дежурно-диспетчерских служб функциональных и территориальных подсистем РСЧС РК;
- организацию работы и алгоритм действий дежурной смены системы - 112 МР в различных режимах функционирования;
- состав и функционирование комплекса средств автоматизации и специального программного обеспечения системы - 112;
- состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, оповещения, средств автоматизации;
- зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования, действующих на территории МР;
- паспорта территории МР, объектов экономики;
- административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности МР и РК, а также другую информацию о регионе.
3.2.10. Диспетчер системы - 112 должен уметь:
- пользоваться всеми функциями телекоммуникационного оборудования на автоматизированном рабочем месте;
- работать с коммуникационным оборудованием, общесистемным и специальным программным обеспечением, в том числе с текстовыми редакторами, редакторами таблиц, геоинформационными системами мониторинга транспортных средств на основе ГЛОНАСС;
- обрабатывать входящую информацию в соответствии с принятыми в системе-112 стандартами, правилами и процедурами;
- организовывать сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС (происшествий) и ходе проведения их ликвидации;
обеспечивать ведение необходимой документации системы - 112;
- использовать психологическое сопровождение позвонившего абонента;
- безошибочно набирать на клавиатуре текст со скоростью не менее 120 символов в минуту.
3.2.11. Требования к диспетчеру системы - 112:
- образование высшее или среднее профессиональное без предъявления требований к стажу работы;
- специальная подготовка по установленной программе по направлению деятельности;
- знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕДДС, системы - 112;
- навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание Microsoft Windows (Word, Excel, Power Point) или эквивалент, умение пользоваться электронной почтой, Интернет);
- умение пользоваться информационной справочной системой.
3.2.12. ЕДДС МР могут предъявлять к дежурно-диспетчерскому персоналу дополнительные требования.
3.3. Требования к помещениям ЕДДС МР
Расчет потребностей в площадях помещений ЕДДС производится на базе требований действующих санитарных правил и норм (СанПиН) и на основе значений количества специалистов оперативной дежурной смены, численный состав которых определяется в зависимости от местных условий, наличия потенциально опасных объектов и рисков возникновения ЧС (происшествий), а также исходя из количества населения в МР, средней продолжительности обработки звонка и количества звонков в сутки.
3.4. Требования к оборудованию ЕДДС МР
3.4.1. Требования к оборудованию ЕДДС разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1240-р.
3.4.2. В состав оборудования должны входить, как минимум:
- АРМ специалистов оперативной дежурной смены;
- АРМ руководства и обслуживающего персонала;
- активное оборудование локальной вычислительной сети;
- структурированная кабельная сеть;
- серверное оборудование;
- специализированные средства хранения данных;
- комплект оргтехники;
- средства связи;
- АРМ управления местной системой оповещения;
- средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи;
- специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования;
- метеостанция;
- прибор радиационного контроля;
- источники гарантированного электропитания.
3.4.3. В состав оборудования может входить центр обработки данных в составе серверного оборудования и системы хранения данных, объединенных выделенной высокоскоростной вычислительной сетью. Выбор серверов производится на основании результатов анализа требуемой производительности оборудования для приложений или сервисов, планируемых для работы на этих серверах. Серверная платформа должна иметь подтвержденный производителем план существования и развития не менее чем на 5 лет с момента поставки, а также быть совместимой с другими элементами ЕДДС. В части решений серверного ядра оптимальным предполагается применение решений на базе отказоустойчивого серверного кластера и резервированного хранилища данных, объединенных в резервированную высокоскоростную вычислительную сеть с организацией гарантированного электропитания.
IV. Деятельность ЕДДС МР
4.1. ЕДДС осуществляет свою деятельность в составе отдела по делам ГО и ЧС администрации муниципального района "Троицко-Печорский".
4.2. Финансирование создания и деятельности ЕДДС осуществляется из:
- средств бюджета муниципального района "Троицко-Печорский";
- иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Утверждено
постановлением администрации
муниципального района
"Троицко-Печорский"
от 02.09. 2016 г. N 09/680
(приложение N 2)
Порядок
сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях
на территории муниципального района "Троицко-Печорский"
1. Настоящий Порядок сбора и обмена информацией в муниципальном районе "Троицко-Печорский" в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок) определяет основные правила сбора, представления и обмена информацией в области защиты населения и территорий МО МР "Троицко-Печорский" от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - информация).
Информация должна содержать сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера (далее - чрезвычайная ситуация) и их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на территории МО МР "Троицко-Печорский", а также сведения о деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (далее - организации), органов местного самоуправления, территориальных органов исполнительной власти Республики Коми, Российской Федерации в области защиты населения и территорий МР "Троицко-Печорский" от чрезвычайных ситуаций.
2. Сбор и обмен информацией осуществляется организациями, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и Республики Коми в целях принятия экстренных мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и мерах по защите от них.
Администрации МО МР "Троицко-Печорский" и сельских поселений осуществляют сбор, обработку и обмен информацией через круглосуточно действующую единую дежурную диспетчерскую службу муниципального района (далее - ЕДДС) и пункт связи гарнизона пожарной охраны.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, министерств и иные органы исполнительной власти Республики Коми, организации осуществляют сбор и обмен информацией через соответствующие информационные центры, дежурно-диспетчерские службы (далее - ДДС).
Территориальное подразделение главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее - Главное управление МЧС России по Республике Коми) осуществляет сбор и обмен информацией через оперативно-дежурную службу центра управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС).
3. Порядок представления информации:
1) информация об угрозе, факте возникновения, ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, мерах по защите населения и территорий и привлекаемых для этих целей силах и средствах представляется в порядке, установленном Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
В оперативно-дежурную службу ЦУКС Главного управления МЧС России по Республике Коми представляют информацию:
ЕДДС администрации МО МР "Троицко-Печорский";
ДДС территориальных органов министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, к сфере деятельности которых относятся организации, где возникла угроза чрезвычайной ситуации либо чрезвычайная ситуация;
ДДС государственных организаций, учреждений республиканского значения;
Пункт связи Троицко-Печорского гарнизона пожарной охраны;
ДДС территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
ДДС организаций федерального значения.
В ЕДДС МО МР "Троицко-Печорский" или на пункт связи гарнизона пожарной охраны представляют информацию об угрозе и фактах чрезвычайных ситуаций, о ходе ликвидации и мерах по защите населения и территорий организаций, которые осуществляют свою деятельность на территории МО МР "Троицко-Печорский".
Организации в установленном порядке представляют информацию в администрацию МО МР "Троицко-Печорский", а также в федеральный орган исполнительной власти и (или) орган исполнительной власти Республики Коми, к сфере деятельности которого относится организация;
2) состав, порядок и сроки представления информации, содержащей сведения, необходимые для ведения статистического учета, организации планирования по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, устанавливаются Главным управлением МЧС России по Республике Коми;
3) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти Республики Коми, организации, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природной окружающей среды, обстановкой на объектах, на которых подготавливаются, используются, хранятся, транспортируются, пожаровзрывоопасные, опасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на объектах и прилегающих к ним территориях, доводят информацию об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций на этих объектах до оперативно-дежурной службы ЦУКС Главного управления МЧС России по Республике Коми, а их подведомственные и территориальные подразделения - до руководителей объектов, на территории которых они осуществляют свою деятельность, ЕДДС администрации МР "Троицко-Печорский" или пункт связи Троицко-Печорского гарнизона пожарной охраны;
4) информация об угрозе и фактах чрезвычайных ситуаций, если параметры поражающих факторов, источников аварий, катастроф, стихийных бедствий и их последствий соответствуют установленным МЧС России критериям информации о чрезвычайных ситуациях, передается в сроки и по формам, установленным МЧС России.
Передача информации в неформализованном виде допускается, если она имеет экстренное содержание и передается по телефону или в установленной форме не отражает необходимой полноты данных об угрозе (прогнозе) или факте чрезвычайной ситуации;
5) представлению подлежит информация о происшествиях, развитие которых создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, социальную напряженность на территориях и общественный резонанс.
Лицо, подписавшее документ, несет всю полноту ответственности за достоверность его содержания.
4. Обмен информацией осуществляется как по вертикальным (снизу - вверх, сверху - вниз), так и по горизонтальным связям.
Во всех территориальных, функциональных, объектовых звеньях Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатываются схемы сбора и обмена информацией об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и конкретные инструкции должностным лицам и дежурным сменам по всем видам прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.
Снизу - вверх передается информация об угрозе (прогнозе) и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, о задействовании систем оповещения, о масштабах чрезвычайных ситуаций, ходе и итогах их ликвидации, а также о состоянии природной среды и опасных производственных объектов, справочные данные.
Сверху - вниз передаются сигналы (распоряжения) оповещения и управления, информация об угрозе (прогнозе) и возникновении чрезвычайных ситуаций.
По горизонтальным связям передаются:
1) информация оповещения ДДС, органов управления соседних организаций, пункт связи противопожарной службы РК и ЕДДС МО МР "Троицко-Печорский" об угрозе (прогнозе) и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, их параметрах, опасных для этих организаций и территорий;
2) информация, необходимая для координации действий органов управления, сил и средств объектового, местного и территориального уровня Коми республиканской подсистемы РСЧС.
5. Оперативный дежурный ЕДДС МО МР "Троицко-Печорский" запрашивает и получает информацию по вопросам угрозы, возникновения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от всех органов управления объектовых, территориальных и функциональных звеньев Коми республиканской подсистемы РСЧС, организаций сети наблюдения и лабораторного контроля.
Оперативный дежурный ЕДДС МО МР "Троицко-Печорский" получив информацию об угрозе или факте чрезвычайной ситуации, обменивается информацией с ЕДДС муниципальных образований муниципальных районов, граничащих с территорией МО МР "Троицко-Печорский" при необходимости, а также информирует:
1) членов Комиссии МО МР "Троицко-Печорский" по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) (по распоряжению председателя КЧС и ОПБ);
2) организации, предприятия, расположенные на территории МО МР "Троицко-Печорский", выделяющие силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) немедленно докладывает оперативным дежурным Главного управления МЧС России по Республике Коми, государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление противопожарной службы и гражданской защиты" с момента подтверждения информации на соответствие критериям чрезвычайной ситуации, в дальнейшем, согласно табелю срочных донесений.
6. Сбор, представление и обмен оперативной информацией об угрозе (прогнозе), фактах возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляются по всем видам государственной, ведомственной, коммерческой связи и по системе автоматизированной информационно-управляющей системы в зависимости от оснащения дежурных служб всех уровней в первоочередном порядке.
Текущая информация по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций передается по всем средствам связи на общих основаниях.
Утверждено
постановлением администрации
муниципального района
"Троицко-Печорский"
от 02.09. 2016 г. N 09/680
(приложение N 3)
Список
дежурно-диспетчерских служб организаций Троицко-Печорского района, входящих в состав функциональных звеньев, и перечень передаваемой ими информации
N п/п |
Состав ЕДДС |
Перечень передаваемой информации |
1. |
Единая дежурно-диспетчерская служба администрации МО МР "Троицко-Печорский" |
Информация, поступающая от ДДС района. Сигналы оповещения и управления. Обмен информацией по взаимодействию. |
2. |
ПСЧ-25 ФГКУ "2 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Коми" |
Информация о возгораниях и пожарах на территории района: время, причина, ущерб, наличие пострадавших, задействованные силы и средства, необходимой помощи. |
3. |
Дежурная часть ОМВД России по Троицко-Печорскому району |
Информация о происшествиях в районе (без раскрытия сведений составляющих служебную тайну), забастовках, митингах, массовых беспорядках, дорожно-транспортных происшествиях. |
4. |
ГБУЗ РК "Троицко-Печорская центральная районная больница" |
Информация о ДТП, случаях поступления пострадавших (заболевших) в количестве 2 и более человек с одинаковым диагнозом, массовых инфекционных заболеваниях. |
5. |
Филиал ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" ПО "Центральные электрические сети" Троицко-Печорские РЭС |
Информация о случаях нарушения электроснабжения в районе, силах и средствах, задействованных на ликвидацию аварии, о плановых отключениях объектов электроснабжения. |
6. |
Троицко-Печорский филиал АО "Коми тепловая компания" |
Информация о всех случаях аварий (остановок и т.п.) на объектах жилищно-коммунального хозяйства, о силах и средствах, задействованных на ликвидацию аварий, о плановых ремонтных работах на объектах энерго-, водо-, теплоснабжения. |
7. |
Линейно-технический участок N 9 МЦТЭТ Коми филиала ПАО "Ростелеком" |
О случаях нарушения связи с населенными пунктами района. |
8. |
ГАУ РК "Коми региональный лесопожарный центр" |
Информация о лесных и торфяных пожарах и ходе их ликвидации, необходимой помощи (на период пожароопасного сезона). |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального района "Троицко-Печорский" Республики Коми от 17 сентября 2019 г. N 09/752 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.