Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от ____________ 2019 г. N _____________
Основные направления развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" до 2022 года
1. Цели и задачи развития
1.1. Целями развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" являются дальнейшее совершенствование избирательного процесса Российской Федерации за счет его цифровизации, достижение нового уровня прозрачности и открытости, доступности и инклюзивности избирательных процедур и действий для участников избирательного процесса за счет предоставления цифровых сервисов и в том числе возможности голосования вне зависимости от места нахождения, обеспечения полноты, актуальности и достоверности сведений, используемых при реализации избирательных процедур и действий, повышения эффективности деятельности избирательных комиссий (комиссий референдума) за счет применения цифровых технологий и платформенных решений на основе преимущественно отечественных разработок, обеспечивающих безопасность и устойчивость их функционирования.
1.2. Правовой основой развития ГАС "Выборы" являются Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
1.3. Реализация ключевых функциональных возможностей и технических решений, предусмотренных Основными направлениями развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" до 2022 года, обеспечивается через Цифровую платформу реализации основных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее - Цифровая платформа), которая является основой новой версии ГАС "Выборы".
1.4. Основными задачами развития ГАС "Выборы" на период до 2022 года являются:
1) обеспечение предоставления цифровых сервисов для участников избирательного процесса, в том числе в межвыборный период;
2) обеспечение доступности процедуры голосования для избирателей (участников референдума) вне зависимости от места их нахождения;
3) организация деятельности избирательных комиссий (комиссий референдума) на основе цифровых данных об участниках избирательного процесса, получаемых из информационных систем и ресурсов государственных органов и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и организаций по мере их готовности, в том числе с использованием создаваемой Национальной системы управления данными (далее - НСУД);
4) создание, предоставление доступа и переход к использованию избирательными комиссиями (комиссиями референдума) Цифровой платформы.
2. Основные направления развития
2.1. Цифровые сервисы для участников избирательного процесса
2.1.1. В рамках данного направления развития обеспечивается предоставление цифровых сервисов следующим участникам избирательного процесса в соответствии с общими принципами и подходами федерального проекта "Цифровое государственное управление": избирателям (участникам референдума), кандидатам, избирательным объединениям, политическим партиям, инициативным группам по проведению референдума, избирательным комиссиям (комиссиям референдума) различного уровня и иным участникам избирательного процесса (далее - участники избирательного процесса), а также заинтересованным государственным органам и органам местного самоуправления.
2.1.2. Цифровые сервисы для участников избирательного процесса предоставляются на основе принципов адресности, проактивности, экстерриториальности, многоканальности, в том числе с применением реестровой модели, с реализацией механизмов сбора обратной связи от получателей сервисов, с использованием типизированных решений, машиночитаемых описаний процессов предоставления сервисов, автоматизированного принятия решения при предоставлении сервисов.
2.1.3. Цифровые сервисы реализуются с приоритетным выводом на единый портал ЦИК России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), на котором размещаются официальные сайты избирательных комиссий, а также на Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Официальная информация, в том числе решения о назначении выборов (референдумов) и определении их результатов, публикуется (размещается) на едином портале ЦИК России в сети Интернет, на котором размещаются официальные сайты избирательных комиссий.
2.1.4. Для предоставления цифровых сервисов на базе создаваемой Цифровой платформы реализуются функции личного кабинета участника избирательного процесса с обратной связью.
Доступ участника избирательного процесса к функциям личного кабинета предоставляется с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА).
Наполнение личного кабинета участника избирательного процесса осуществляется на основе цифровых данных, получаемых, в том числе, с использованием НСУД и создаваемой инфраструктуры цифрового профиля.
2.1.5. В 2019-2020 годах цифровые сервисы для участников избирательного процесса реализуются и предоставляются с использованием действующей версии ГАС "Выборы" и компонентов создаваемой Цифровой платформы в соответствии с перечнем пилотных цифровых сервисов для предоставления в 2019-2020 гг. (приложение N 1).
2.1.6. При реализации цифровых сервисов гарантируется сохранение ранее установленных, отличных от цифровых форм и способов совершения действий и получения сервисов в ходе проведения выборов и референдумов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
2.2. Голосование избирателей (участников референдума) вне зависимости от места нахождения
2.2.1. В рамках данного направления развития для избирателей (участников референдума) обеспечивается возможность голосования вне зависимости от места нахождения на "экстерриториальных" цифровых избирательных участках (участках референдума) для голосования (далее - цифровые участки), оснащенных специализированными техническими средствами, а также обеспечивается техническая возможность дистанционного электронного голосования.
2.2.2. Возможности голосования вне зависимости от места нахождения избирателей (участников референдума) реализуются в том числе за счет развития механизмов задачи "Мобильный избиратель" ГАС "Выборы", обеспечивающих централизованный учет и обработку заявлений избирателей (участников референдума) о голосовании по месту нахождения.
2.2.3. Возможности голосования вне зависимости от места нахождения избирателей (участников референдума) обеспечиваются за счет образования и оснащения на территории Российской Федерации до 5000 цифровых участков на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации) при нахождении избирателя (участника референдума) вне избирательного округа (округа референдума), на территории которого он обладает активным избирательным правом (правом на участие в референдуме).
2.2.4. Цифровые участки могут быть оснащены:
1) техническими средствами для электронного голосования;
2) техническими средствами для автоматизированного заполнения избирательных бюллетеней (бюллетеней референдума) на бумажном носителе;
3) техническими средствами для обработки избирательных бюллетеней (бюллетеней референдума) на бумажном носителе (техническими средствами подсчета голосов);
4) техническими средствами для информирования избирателей (участников референдума) о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, о вопросах референдума;
5) иными техническими средствами, используемыми для обеспечения и непосредственного проведения голосования.
2.2.5. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, территориальным избирательным комиссиям, избирательным комиссиям муниципального образования совместно с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления предоставляется техническая возможность проведения голосования на цифровых участках на выборах (референдуме) в субъекте Российской Федерации, в том числе на муниципальных выборах (местном референдуме).
2.2.6. Для предоставления возможности голосования вне зависимости от места нахождения избирателей (участников референдума) с целью обеспечения максимального удобства для избирателей (участников референдума), организации эффективной, безошибочной работы участковых комиссий, предупреждения случаев повторного голосования в ходе одного и того же голосования, а также предупреждения иных нарушений обеспечиваются:
1) передача и получение по телекоммуникационным каналам связи, предоставляемым оператором Единой сети передачи данных (далее - ЕСПД):
а) списка избирателей (участников референдума) в электронной форме;
б) формы и текста электронного бюллетеня;
в) информации в электронной форме о кандидатах, размещение которой в помещении для голосования предусмотрено законодательством Российской Федерации;
г) данных о голосовании, в том числе для комиссии, устанавливающей итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы (референдум), определяющей результаты соответствующих выборов (референдума), организующей эти выборы (референдум);
д) иной информации, необходимой для обеспечения голосования по месту нахождения;
2) взаимодействие между участковыми комиссиями цифровых участков и участковыми комиссиями по месту жительства избирателей (участников референдума) по телекоммуникационным каналам связи, в том числе посредством передачи обезличенных сообщений с использованием сервисов сети подвижной связи общего пользования, в отдельных случаях по сети Интернет:
а) для оперативной проверки факта выдачи избирателю (участнику референдума) бюллетеня (предоставления доступа к электронному бюллетеню) в день голосования на соответствующем избирательном участке (участке референдума);
б) для оперативного включения и исключения избирателя (участника референдума) из списков избирателей (участников референдума) на соответствующих участках;
3) возможность автоматизированной идентификации гражданина (личности гражданина) при работе со списком избирателей (участников референдума) в электронной форме с использованием документов, удостоверяющих личность, на бумажном носителе, перспективных документов, удостоверяющих личность, на электронном носителе, а также с использованием биометрических и иных перспективных цифровых технологий;
4) возможность использования аналогов собственноручной подписи, согласий в электронной форме, иных способов и механизмов фиксации действий избирателя (участника референдума) и члена комиссии, подтверждающих факт выдачи и получения избирательного бюллетеня (бюллетеня для голосования на референдуме) на бумажном носителе или предоставления доступа к электронному бюллетеню, а также фиксации данных, позволяющих идентифицировать гражданина (при необходимости).
2.2.7. Для обеспечения возможности голосования избирателя (участника референдума) вне зависимости от его места нахождения на основе создаваемой Цифровой платформы с учетом результатов проведенных государственных экспериментов, полученных решений и заключений уполномоченных государственных органов, оценок и заключений экспертов и экспертных организаций реализуется техническая возможность организации и проведения дистанционного электронного голосования на выборах (референдуме) различного уровня.
2.2.8. Технологии, обеспечивающие возможность для избирателей (участников референдума) голосования вне зависимости от их места нахождения на "экстерриториальных" цифровых участках, возможность дистанционного электронного голосования, состав, технические и функциональные требования и характеристики используемых в этих целях специализированных технических средств, а также порядок организации их взаимодействия с создаваемой Цифровой платформой, определяются по результатам выполнения в 2019-2020 гг. соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
2.3. Цифровые данные об участниках избирательного процесса и цифровое взаимодействие
2.3.1. В рамках данного направления развития обеспечивается деятельность избирательных комиссий (комиссий референдума) на основе цифровых данных об участниках избирательного процесса, получаемых из информационных систем и ресурсов государственных органов и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и организаций, в том числе с использованием создаваемой НСУД.
2.3.2. Реализация направления развития по обеспечению деятельности избирательных комиссий (комиссий референдума) на основе цифровых данных об участниках избирательного процесса осуществляется за счет:
а) формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума на основе принципов централизованного сбора, верификации, актуализации, обогащения, в том числе в целях формирования "эталонной записи" об избирателе (участнике референдума), анализа и систематизации данных, получаемых из информационных систем и ресурсов государственных органов и государственных внебюджетных фондов;
б) получения сведений об участниках избирательного процесса преимущественно в электронной форме, централизованной обработки и проверки полноты и достоверности представленных участниками избирательного процесса сведений, в том числе за счет использования сервисов и данных информационных систем и ресурсов уполномоченных государственных органов и государственных внебюджетных фондов;
в) преимущественно цифрового взаимодействия с участниками избирательного процесса, а также с уполномоченным государственными органами, государственными внебюджетными фондами и организациями.
2.3.3. При переходе к формированию и ведению регистра избирателей, участников референдума на основе новых принципов сохраняется возможность сбора, использования при централизованной обработке, направления на проверку полноты, достоверности и актуальности, а также повторного получения уточненных сведений об избирателях (участниках референдума), передаваемых с территориального уровня главами местных администраций муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения, руководителями территориальных органов исполнительной власти городов федерального значения, а также через органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере информационно-коммуникационных технологий и организации информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и (или) автоматизированными системами федеральных органов исполнительной власти.
2.3.4. При формировании и ведении на основе новых принципов регистра избирателей, участников референдума обеспечивается взаимодействие с информационными системами и ресурсами государственных органов и государственных внебюджетных фондов, являющихся обладателями "эталонных" сведений об избирателях (участниках референдума), в частности, с МВД России, Минобороны России, ФНС России, ФСИН России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и федеральных судов общей юрисдикции, а также с создаваемыми федеральным ресурсом о населении и инфраструктурой цифрового профиля.
2.3.5. При сборе и проверке полноты и достоверности сведений об участниках избирательного процесса обеспечивается взаимодействие с информационными системами и ресурсами уполномоченных государственных органов, осуществляющих специальные правоохранительные функции, функции по государственному контролю и надзору, в том числе по выдаче разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности и (или) конкретных действий, ведению государственного учета, регистрации актов, документов, прав, объектов (далее - уполномоченные государственные органы), а также с информационными системами и ресурсами Банка России и государственных внебюджетных фондов.
2.3.6. Взаимодействие избирательных комиссий (комиссий референдума) различного уровня с уполномоченными государственными органами, государственными внебюджетными фондами и организациями реализуется за счет использования функций создаваемой Цифровой платформы, обеспечивающих межуровневое межведомственное электронное взаимодействие с информационными системами и ресурсами уполномоченных государственных органов, государственных внебюджетных фондов и организаций, а также автоматизированный обмен документированной информацией в электронной форме.
2.3.7. Взаимодействие с информационными системами и ресурсами государственных органов, государственных внебюджетных фондов и организаций осуществляется с использованием действующих и создаваемых транспортных механизмов Единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключенных к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Обмен документированной информацией в электронной форме осуществляется с использованием Системы межведомственного электронного документооборота и (или) создаваемой платформы юридически значимого электронного документооборота.
2.3.8. Взаимодействие избирательных комиссий (комиссий референдума) различного уровня с вышестоящими комиссиями осуществляется преимущественно за счет использования функций создаваемой Цифровой платформы, обеспечивающих составление, ввод, обработку и передачу протоколов об итогах голосования и другой предусмотренной законодательством избирательной документации (документации референдума) в электронной форме, в отдельных случаях в форме машиночитаемых документов на бумажном носителе.
Для обеспечения юридической значимости обрабатываемых в электронной форме документов и материалов предусматривается использование электронной подписи, в отдельных случаях иных аналогов собственноручной подписи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
2.3.9. При взаимодействии с информационными системами и ресурсами государственных органов, государственных внебюджетных фондов и организаций используются механизмы создаваемой НСУД по предоставлению в различных режимах государственных данных, а также по контролю и управлению их качеством.
Для получения и обработки государственных данных используются Единая система нормативной справочной информации, базовые государственные информационные ресурсы, используемые в рамках оказания государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций, а также ведется систематизация и гармонизация используемых сведений.
2.3.10. Цифровое взаимодействие с участниками избирательного процесса реализуется преимущественно за счет предоставления цифровых сервисов для участников избирательного процесса.
2.3.11. При цифровом взаимодействии с участниками избирательного процесса обеспечиваются:
1) техническая возможность подачи участниками избирательного процесса с использованием функций личного кабинета обращений, заявлений, представления предусмотренных законодательством сведений, документов и материалов в электронной, в том числе машиночитаемой форме;
2) техническая возможность получения участником избирательного процесса с использованием функций личного кабинета после прохождения аутентификации с использованием ЕСИА и (или) дополнительных мер аутентификации данных о себе, собираемых и обрабатываемых на базе Цифровой платформы, ранее представленных сведений, документов и материалов в электронной форме, их выгрузки на машинный носитель информации, а также подачи заявления по их уточнению в целях обеспечения их полноты и достоверности;
3) техническая возможность использования участниками избирательного процесса электронной подписи, в том числе усиленной квалифицированной электронной подписи, для обеспечения юридической значимости представляемых сведений, документов и материалов в электронной форме, а также совершаемых в личном кабинете участника избирательного процесса действий;
4) техническая возможность использования при представлении в электронной форме сведений, документов и материалов, которые должны содержать собственноручные подписи третьих лиц, не имеющих личного кабинета на базе создаваемой Цифровой платформы, иных аналогов собственноручной подписи, в том числе реализуемого в рамках создаваемой инфраструктуры цифрового профиля механизма согласий в электронной форме;
5) автоматизированная предварительная проверка представляемых участниками избирательного процесса сведений, документов и материалов в электронной форме, их реквизитов и атрибутов на основе соотношений форматно-логического контроля и с учетом ранее представленных сведений, документов и материалов, а также за счет использования при проверке сервисов и данных информационных систем и ресурсов в составе инфраструктуры электронного правительства, в том числе ЕСИА и создаваемой инфраструктуры цифрового профиля, информационных систем и ресурсов уполномоченных государственных органов, государственных внебюджетных фондов и организаций;
6) возможность принятия решения об отказе на основании представленных участником избирательного процесса сведений, документов и материалов в электронной форме в случае выявления по результатам автоматизированной предварительной проверки их несоответствия установленным требованиям либо нарушения порядка их представления.
2.3.12. В целях обеспечения цифрового взаимодействия с участниками избирательного процесса:
1) разрабатываются унифицированные форматы подачи обращений, заявлений, представления сведений, документов и материалов в электронной форме, получения и выгрузки сведений об участнике избирательного процесса;
2) обеспечивается предоставление доступа к общедоступной информации избирательной системы Российской Федерации в форме открытых данных, разрабатываются и формируются соответствующие наборы открытых данных;
3) могут разрабатываться интерфейсы прикладного программирования Цифровой платформы, обеспечивающие автоматизированное взаимодействие и предоставляемые участникам избирательного процесса и иными заинтересованным лицам.
2.4. Цифровая платформа и инфраструктура
2.4.1. В рамках данного направления развития обеспечиваются создание, предоставление доступа и переход к использованию избирательными комиссиями (комиссиями референдума) всех уровней Цифровой платформы и ее инфраструктуры.
2.4.2. Цифровая платформа обеспечивает техническую реализацию возможностей, предусмотренных разделами 2.1 - 2.3 Основных направлений развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" до 2022 года.
2.4.3. Цифровая платформа обеспечивает реализацию на базе создаваемой инфраструктуры и новых технических решений функциональных возможностей действующей версии ГАС "Выборы", непосредственно связанных с ведением избирательного процесса, реализацией полномочий избирательных комиссий (комиссий референдума) по подготовке и проведению выборов (референдумов), реализацией и защитой избирательных прав (права на участие в референдуме).
2.4.4. Инфраструктура Цифровой платформы обеспечивает возможность реализации и функционирования на ее базе информационных систем и ресурсов, обеспечивающих повседневную деятельность избирательных комиссий различного уровня, а также вспомогательных и обеспечивающих технологических информационных систем и ресурсов.
2.4.5. Инфраструктура Цифровой платформы обеспечивает реализацию технологий обработки данных, в рамках которых:
1) информационные, программные и вычислительные ресурсы (мощности) предоставляются унифицированно и дистанционно из центра (центров) обработки данных;
2) информационные, программные и вычислительные ресурсы (мощности) распределяются и резервируются в целях обеспечения отказо- и катастрофоустойчивости, в том числе за счет использования структурно-сетевых методов;
3) дополнительные вычислительные ресурсы (мощности) предоставляются и изымаются по запросу, в том числе с учетом изменения нагрузки на Цифровую платформу и ее инфраструктуру при подготовке и проведении выборов (референдумов), голосование по которым проводится в единый день голосования, а также при проведении федеральных выборов (референдумов Российской Федерации).
2.4.6. При разработке решений по созданию и предоставлению доступа к Цифровой платформе и ее инфраструктуре прорабатывается вопрос использования Государственной единой облачной платформы, а также использования других типовых информационно-технологических решений.
2.4.7. Решения по созданию, предоставлению доступа и переходу к использованию Цифровой платформы и ее инфраструктуры предусматривают:
1) в части использования технических средств и программного обеспечения:
а) использование действующих технических средств в составе комплексов средств автоматизации территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, комплексов технических средств подсистемы связи и передачи данных действующей ГАС "Выборы";
б) преимущественное использование при создании инфраструктуры Цифровой платформы средств вычислительной техники (серверов, систем хранения), сетевых и телекоммуникационных средств, средств связи российского происхождения при условии их соответствия техническим требованиям, в том числе требованиям по информационной безопасности;
в) использование при создании инфраструктуры Цифровой платформы свободного программного обеспечения с открытым исходным кодом и программного обеспечения, внесенного в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и прошедшего оценку соответствия требованиям по информационной безопасности;
г) поэтапный переход на использование свободного программного обеспечения с открытым исходным кодом и программного обеспечения, внесенного в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, на рабочих местах пользователей Цифровой платформы в избирательных комиссиях всех уровней;
д) проработку вопроса использования на уровне участковых избирательных комиссий (комиссий референдума) в качестве рабочих мест персональных компьютеров, предоставляемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и организациями на безвозмездной основе; при этом соответствие функциональному назначению для таких рабочих мест может обеспечиваться, в частности, за счет использования специального программного обеспечения и персональных средств защиты информации, обеспечивающих его доверенную загрузку, или за счет реализации и применения иных мер доверия;
е) унификацию используемых при создании Цифровой платформы средств разработки прикладного программного обеспечения, поддерживающих современные высокоуровневые языки программирования и спецификации, эффективные интерфейсы и протоколы взаимодействия программных компонентов и модулей;
ж) поддержку унифицированной обработки пространственно распределенных данных в подсистемах (системах) создаваемой Цифровой платформы, предоставление пользователям таких данных в виде карт, картограмм, картодиаграмм и тому подобных формах;
з) обеспечение связанности и непротиворечивости информации в подсистемах (системах) Цифровой платформы, реализацию принципов однократного ввода информации и единого источника нормативно-справочной и "эталонной" информации, предоставление возможности получения "эталонной" информации во всех подсистемах (системах) создаваемой Цифровой платформы;
2) в части организации связи, использования средств и услуг связи, предоставляемых операторами связи:
а) использование услуг и средств связи, предоставляемых оператором ЕСПД, и локальными операторами, предоставляющими доступ к ЕСПД, для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и территориальных избирательных комиссий с учетом графика начала их предоставления;
б) использование услуг и средств связи, предоставляемых оператором ЕСПД, и локальными операторами, предоставляющими доступ к ЕСПД, для общеобразовательных учреждений и других социально значимых объектов в случае расположения в них помещений для голосования на выборах (референдуме);
в) совместное использование услуг ЕСПД и решений по организации связи в рамках подсистемы связи и передачи данных действующей ГАС "Выборы" вплоть до окончания подключения к ЕСПД ЦИК России, всех избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий, цифровых участков;
г) использование сети Интернет, сервисов сети подвижной и фиксированной телефонной связи общего пользования, услуг call-центров и sms-центров при реализации отдельных функций и предоставлении отдельных сервисов Цифровой платформы в случае недоступности или нецелесообразности использования защищенных каналов связи;
3) в части обеспечения надежности и устойчивости функционирования:
а) выделение критически важных процессов и их выполнение программным обеспечением Цифровой платформы на технических средствах избирательных комиссий соответствующего уровня в условиях временной недоступности ресурса связи, используемого в инфраструктуре Цифровой платформы, и предоставляемых дистанционно вычислительных ресурсов (мощностей) инфраструктуры Цифровой платформы;
б) обмен между избирательными комиссиями различного уровня информацией, необходимой для выполнения критически важных процессов, с использованием предоставленных сторонних средств связи, отчуждаемых машинных носителей информации, машиночитаемых документов, иных способов и механизмов, обеспечивающих возможность обмена информацией в условиях временной недоступности ресурса связи, используемого в инфраструктуре Цифровой платформы;
в) надежность комплексов технических средств и программного обеспечения, используемых для выполнения критических процессов в избирательных комиссиях соответствующего уровня, не хуже, чем надежность комплексов средств автоматизации территориальных избирательных комиссий действующей ГАС "Выборы" (коэффициент технической готовности - 0,985);
4) в части структурного деления и взаимодействия структурных компонентов:
а) выделение в составе Цифровой платформы и ее инфраструктуры структурных компонентов и их групп в соответствии с функциональным назначением, по уровням защищенности, по видам организации внешнего взаимодействия, по стадиям жизненного цикла разработки и развертывания программного обеспечения, по критериям организационно-территориального деления и другим значимым критериям;
б) выделение в составе Цифровой платформы основных функциональных и обеспечивающих контуров и подсистем (систем);
в) выделение в составе Цифровой платформы и ее инфраструктуры сегментов с различным уровнем защищенности с учетом уровня значимости обрабатываемой информации, ее объемов и категории, актуальных угроз безопасности информации и возможного ущерба от их реализации;
г) выделение в составе инфраструктуры Цифровой платформы сегментов, обеспечивающих:
защищенное взаимодействие с внешними информационными системами, в том числе с использованием технологий витрин данных и механизмов массовой загрузки данных;
доступ к Цифровой платформе, к информационным системам и ресурсам, функционирующим на базе инфраструктуры Цифровой платформы, избирательных комиссий (комиссий референдума) различного уровня с использованием ЕСПД;
защищенный доступ к отдельным подсистемам (системам) и сегментам Цифровой платформы, информационным системам и ресурсам, функционирующим на базе инфраструктуры Цифровой платформы, с использованием сети Интернет;
доступ к подсистемам (системам) и сегментам Цифровой платформы, обрабатывающим информацию, доступ к которой не ограничен, информационным системам общего пользования и соответствующим ресурсам, функционирующим на базе инфраструктуры Цифровой платформы, с использованием сети Интернет, сервисов сети подвижной и фиксированной телефонной связи общего пользования;
д) выделение в составе Цифровой платформы продуктивного, резервного, тренировочного и тестового контуров, а также контура разработки; создание на базе тестового контура и контура разработки стенда Главного конструктора Цифровой платформы;
е) выделение в составе Цифровой платформы и ее инфраструктуры территориальных и региональных фрагментов, а также выделение сегментов в соответствии с организационной структурой избирательных комиссий (комиссий референдума), организационной структурой системы эксплуатации Цифровой платформы;
ж) реализацию автоматического защищенного взаимодействия на сетевом и прикладном уровне между выделенными структурными компонентами Цифровой платформы и ее инфраструктуры и их группами;
з) реализацию максимально автоматизированного взаимодействия с использованием средств однонаправленной передачи данных и других специально предназначенных для этого средств защиты информации, прошедших в установленном порядке оценку соответствия требованиям по безопасности информации, в случаях, когда реализация непосредственного сетевого взаимодействия между выделенными структурными компонентами Цифровой платформы и ее инфраструктуры недопустима;
и) контроль и управление доступом к соответствующим ресурсам, функциям и сервисам при реализации взаимодействия между выделенными структурными компонентами Цифровой платформы и ее инфраструктуры и их группами;
5) в части обеспечения информационной безопасности:
выполнение требований по информационной безопасности и защите информации, в том числе требований к защите персональных данных, на всех этапах жизненного цикла Цифровой платформы и ее инфраструктуры, в том числе при совместном функционировании и использовании с действующей версией ГАС "Выборы", при взаимодействии с внешними информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе с сетью Интернет.
3. Подходы к реализации
3.1. Реализация Основных направлений развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" до 2022 года осуществляется в рамках мероприятий по созданию, предоставлению доступа и переходу к использованию Цифровой платформы и ее инфраструктуры участниками избирательного процесса, в том числе мероприятий по нормативно-правовому и организационно-методическому обеспечению.
3.2. В рамках мероприятий по нормативно-правовому обеспечению проводится подготовка и внесение, при необходимости, изменений в Федеральный закон от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" и иные федеральные законы и нормативные акты ЦИК России, предполагающие:
1) закрепление правового статуса создаваемой Цифровой платформы, ее инфраструктуры, отдельных подсистем (систем) и сегментов;
2) установление случаев и условий взаимодействия Цифровой платформы с информационными системами государственных органов и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и организаций;
3) установление случаев и условий использования сети Интернет и сервисов сети связи общего пользования;
4) установление случаев и условий использования электронной подписи и иных аналогов собственноручной подписи;
5) иные условия и порядок осуществления избирательных действий в рамках Цифровой платформы и предоставления цифровых сервисов.
3.3. Ключевые решения по созданию, предоставлению доступа и переходу к использованию Цифровой платформы и ее инфраструктуры разрабатываются в рамках первоочередных мероприятий по реализации Основных направлений развития ГАС "Выборы" до 2022 года (приложение N 2), предусматривающих:
1) предпроектное обследование, разработку концепции, технических заданий, моделей угроз, системного проекта и проектной документации, содержащей необходимые проектные решения, на Цифровую платформу, ее инфраструктуру и основные подсистемы (системы),;
2) исследования и разработку опытных образцов, реализующих технические решения по голосованию на цифровых участках для голосования вне зависимости от места нахождения, а также по дистанционному электронному голосованию;
3) пилотную реализацию отдельных цифровых сервисов на базе действующей ГАС "Выборы", разработку прототипов и пилотное использование отдельных подсистем (систем) Цифровой платформы и ее инфраструктуры в целях апробации предложенных технических решений.
3.4. В рамках первоочередных мероприятий 2019 года разрабатывается и принимается Концепция создания и использования Цифровой платформы, а также соответствующий ей план мероприятий (дорожная карта).
Дальнейшая реализация Основных направлений развития ГАС "Выборы" до 2022 года осуществляется в соответствии с планом мероприятий (дорожной картой) по созданию и использованию Цифровой платформы.
3.5. В ходе выполнения плана мероприятий (дорожной карты) по созданию и использованию Цифровой платформы каждое полугодие проводится оценка его актуальности с учетом целей, задач и подходов к реализации, а также имеющихся рисков и возможностей. По результатам проведенной оценки в план мероприятий (дорожную карту) вносятся необходимые изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.