Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 сентября 2019 г. N 03-04-06/68022
Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом сообщает, что в соответствии с регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных операций.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что страховая выплата это денежная сумма, установленная федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу или выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.
Следовательно, для иных лиц, не являющихся страхователями, застрахованными лицами или выгодоприобретателями, указанные выплаты не являются страховыми выплатами. Соответственно, особенности налогообложения доходов в виде страховых выплат, предусмотренные Кодексом, не применяются.
При этом определение в каждом конкретном случае возможности признания физического лица (налогоплательщика) страхователем, застрахованным лицом или выгодоприобретателем требует оценки соответствующих документов.
Одновременно отмечаем, что судом в резолютивной части решения может быть указана сумма дохода, подлежащая взысканию в пользу физического лица, и сумма, которую необходимо удержать в качестве налога и перечислить в бюджетную систему Российской Федерации.
В этом случае в соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Если при вынесении решения суды не производят разделения сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию с физического лица, организация - налоговый агент при выплате физическому лицу по решению суда дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц с указанного дохода. При этом налоговый агент обязан в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для лиц, не являющихся страхователями, застрахованными или выгодоприобретателями, выплаты при наступлении страхового случая не являются страховыми выплатами. Соответственно, особенности налогообложения доходов в виде страховых выплат не применяются.
Отмечается, что суд в решении может указать сумму дохода, подлежащую взысканию в пользу физлица, и сумму, которую необходимо удержать в качестве налога и перечислить в бюджет. Если эти суммы не разделены, налоговый агент не может удержать НДФЛ. Об этом он обязан письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 сентября 2019 г. N 03-04-06/68022
Текст письма опубликован не был