Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 27 сентября 2019 года N 252-р
Описание
предполагаемых объектов, в которых будут создаваться новые места дополнительного образования
1. Обоснование потребности в реализации Мероприятия, в том числе проблематики по обеспечению доступности дополнительного образования детей и ожидаемых результатов
Система дополнительного образования детей в Республике Адыгея в настоящее время, претерпевает значительные изменения. Импульсом к множественным изменениям системы стала реализация национального проекта "Образование", а также активное участие региона в конкурсных отборах субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". С другой стороны, региональные власти и специалисты отрасли образования на местах выражают готовность воспринимать эти изменения. Под изменениями системы подразумевается новая расстановка приоритетов в дополнительном образовании на техническую и естественнонаучную направленность, ориентация на прикладной характер системы дополнительного образования, интеграцию всех отраслей образования (дошкольного, общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего) через потенциал дополнительного образования как системы профессиональных проб, введение механизмов рыночной конкуренции программ дополнительного образования и другие.
Республикой Адыгея последовательно реализуются все федеральные инициативы по модернизации системы дополнительного образования детей:
- посредством успешного участия в конкурсных мероприятиях в регионе в 2019 году будут созданы детский технопарк "Кванториум", региональный центр выявления и поддержки одаренных детей "Полярис-Адыгея", в 2020 - мобильный технопарк, в 2021 - Дом научной коллаборации;
- внедряются современные управленческие и организационно-экономические механизмы в системе дополнительного образования: создан региональный модельный центр, муниципальные опорные центры, внедряется система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, идет наполнение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам.
Адыгея - единственный регион России, расположенный внутри другого региона - в данном случае территория республики со всех сторон окружена территорией Краснодарского края. Площадь Адыгеи 7790 кв. км, протяженность территории республики с севера на юг - 208 км, с запада на восток - 165 км. Столица - г. Майкоп. Республика включает административно-территориальные единицы: 7 районов и 2 города, в составе которых 3 городских поселения и 48 сельских поселений. Численность постоянного населения по муниципальным образованиям и населенным пунктам Республики Адыгея по состоянию на 1 января 2019 года составляет 454,7 тыс. чел. Средняя плотность населения 58,36 чел./кв. км (2019), наиболее плотно заселена северная равнинная часть республики, высокая концентрация населения в крупных поселениях (Яблоновский, Энем, Гиагинская, Ханская, Тульский, Красногвардейское). Доля городского населения 47,2%. В городах Майкоп и Адыгейск население составляет 163,7 и 15,2 тыс. чел. соответственно.
Сеть образовательных организаций Республики Адыгея и представлена следующими учреждениями:
- 129 дошкольными образовательными организациями;
- 149 общеобразовательными организациями;
- 49 организациями дополнительного образования детей;
- 16 центрами спортивной подготовки;
- 7 профессиональными образовательными организациями,
- 2 федеральными образовательными организациями высшего образования.
По состоянию на 1 сентября 2019 года сеть организаций дополнительного образования детей Республики Адыгея представлена:
49 организациями дополнительного образования, из которых:
- в системе образования - 20 (из них 2 - государственных, 18 - муниципальных),
- в системе культуры - 21 организация (из них 3 - государственных, 18 - муниципальных),
- негосударственные организации - 8 (все сосредоточены в городе Майкоп).
В 2018 году организации спорта г. Майкопа и Тахтамукайского района вышли из системы дополнительного образования, 16 организаций (соответственно 10 государственных и 6 муниципальных) - центры спортивной подготовки. Остались 7 ДЮСШ в семи муниципальных образованиях в подчинении управлениям образования.
Из 49 организаций дополнительного образования детей - 21 (42,8%) расположена в городской местности и 28 (57,2%) расположены в сельской местности.
Учитывая, что доля детей в сельском населении больше, чем в городском, то имеющейся сети и емкости учреждений дополнительного образования в районах недостаточно. Это касается всех районов, но в большей степени двух крупных, Тахтамукайского и Майкопского, и одного среднего - Красногвардейского. Проблемы у всех разные: Тахтамукайский район - близость к городу Краснодару (административному центру Краснодарского края) и отток детей, а также переход 4 организаций спорта на спортподготовку. Майкопский район - большая протяженность района, нахождение некоторых населенных пунктов в отдаленных местах горной местности и сосредоточенность учреждений дополнительного образования в районном населенном пункте. Красногвардейский район - недостаточная емкость учреждений.
Количество детей в возрасте от 5 до 18 лет в регионе по данным статистики на 01 января 2019 года составляет 75 493 человек. Охват детей дополнительным образованием на I полугодие 2019 года составил - 42,3% (31 824 ребенка), эта цифра достаточно реальная, задвоенность детей внутри учреждений полностью исключена, между учреждениями присутствует незначительно. К концу 2019 года планируется достичь показателя по охвату детей - 63% (49 837 детей).
Охват детей по муниципалитетам следующий: город Адыгейск - 1 591 (60,1%), Гиагинский район - 2 591 (47,6%), Кошехабльский район - 3 694 (68,1%), Красногвардейский район - 1 406 (24,3%), город Майкоп - 13 722 (53,1%), Майкопский район -3 413 (32,7%), Тахтамукайский район - 3 038 (22,5%), Теучежский район - 1 428 (41,0%), Шовгеновский район - 941 (32,1%)
Охват детей технической и естественнонаучной направленностями на настоящий момент составляет - 8,5%, в 2019 году планируется увеличение охвата детей за счет открытия детского технопарка "Кванториум".
Возрастной состав детей, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам следующий: 5 - 9 лет - 42%, 19 - 14 лет - 43%; 15 - 17 лет - 15%. Ожидаемо дети в возрасте от 15 до 17 лет занимают меньший процент. В данный момент Региональным модельным центром разрабатываются краткосрочные программы (3 месяца) для этой категории детей, дистанционные курсы, а также программы заочных и каникулярных школ.
Анализ педагогического состава системы дополнительного образования показал, что количество педагогических работников системы дополнительного образования в регионе составляет - 1208 человек, из них внешние совместители - 411. Высшее профессиональное образование имеют 961 педагог (из них педагогическое - 882), среднее профессиональное - 219 (из них педагогическое - 180).
.Возрастной состав педагогов следующий: моложе 25 лет - 84 человека, 25 - 35 лет - 272, 35 лет и старше - 852 (из них пенсионеров - 306). Таким образом система дополнительного образования в регионе на 25% состоит из пенсионеров. Больше всего пенсионеров работает в системе культуры - 36%.
Исходя из анализа системы дополнительного образования в регионе, а также учитывая запущенные процессы модернизации системы мы сталкиваемся с рядом проблем, требующих решения:
- низкий уровень материально-технической базы организаций дополнительного образования технического и естественнонаучного профиля;
- число молодых квалифицированных педагогических работников, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, является недостаточным для удовлетворения потребностей региона;
система учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий инновационного характера, направленных на повышение мотивации детей и подростков к изобретательской деятельности, носит эпизодический характер;
- учебно-методические комплексы к программам по техническому творчеству разработаны без учета современных требований;
- низкий уровень связей между различными уровнями образования;
- отсутствие современных компетенций работы с детьми у педагогов сельской местности;
- недостаточная развитость механизмов сетевого взаимодействия;
- отсутствие вовлеченности бизнес-сообщества к вопросам сферы образования;
- низкая вовлеченность детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в инженерное творчество на селе.
Таким образом, с учетом решения комплекса указанных проблем разработана настоящая концепция создания новых мест дополнительного образования в Республике Адыгея, реализация которой принесет следующие планируемые результаты:
- обеспечение доступа к современным программам различной направленности всех категорий детей, в том числе из сельской местности;
- обеспечение к 2024 году 80% охвата детей дополнительным образованием;
- проведение ранней профориентационной работы, осознанного профессионального выбора;
- поддержка талантливых и одаренных детей и молодежи по различным направленностям;
- формирование эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей;
- обеспечение развития профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей.
В целях решения приоритетной задачи по повышению охвата дополнительным образованием, а также учитывая описанную проблематику региона участие в Мероприятии по созданию новых мест в сфере дополнительного образования является своевременным и важным шагом. Будет обеспечен равный доступ к современным программам дополнительного образования для всех детей, в том числе и из сельской местности.
В рамках проекта средства федерального бюджета планируется направить на оснащение новых учебных мест, отвечающих современным требованиям образовательного пространства, приобретение оборудования для реализации программ различной направленности.
2. Расчет на 2019 - 2024 годы динамики увеличения охвата детей дополнительным образованием с учетом актуального демографического прогноза, в том числе в разрезе муниципальных образований, с приведением анализа влияния Мероприятия
N |
Муниципальное образование |
Кол-во детей в муниципалитете в возрасте от 5 до 18 лет в 2019 году |
Планируемый охват детей в 2019 году (63%) |
Планируемый охват детей в 2020 году (70%) |
Планируемый охват детей в 2021 году (73%) |
Планируемый охват детей в 2022 году (76%) |
Планируемый охват детей в 2023 году (78%) |
Планируемый охват детей в 2024 году (80%) |
||
|
Количество детей в возрасте от 5 до 18 лет (данные статистики) |
75493 |
- |
72773 |
73995 |
74726 |
74783 |
74354 |
||
1 |
Город Адыгейск |
2649 |
1854 |
1933 |
1980 |
2030 |
2200 |
2250 |
||
2 |
Гиагинский район |
5439 |
3263 |
3752 |
3970 |
4080 |
4180 |
4350 |
||
3 |
Кошехабльский район |
5421 |
3361 |
3740 |
3900 |
4120 |
4220 |
4330 |
||
4 |
Красногвардейский район |
5776 |
3292 |
3860 |
4040 |
4270 |
4330 |
4400 |
||
5 |
Город Майкоп |
25852 |
19906 |
17052 |
18646 |
19721 |
20450 |
20813 |
||
6 |
Майкопский район |
10446 |
6058 |
6990 |
7310 |
7730 |
7830 |
7900 |
||
7 |
Тахтамукайский район |
13496 |
7827 |
9050 |
9440 |
9980 |
10120 |
10200 |
||
8 |
Теучежский район |
3482 |
2576 |
2600 |
2680 |
2700 |
2750 |
2900 |
||
9 |
Шовгеновский район |
2932 |
1700 |
1964 |
2050 |
2160 |
2250 |
2340 |
||
|
Планируемый охват детей |
- |
49837 |
50941 |
54016 |
56791 |
58330 |
59483 |
Таблица индикаторов приложение N 1.
Ранжированный по приоритетности перечень новых мест дополнительного образования детей приложение N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.