Постановление Правительства Нижегородской области от 27 сентября 2019 г. N 693
"Об утверждении Порядка осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими"
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Нижегородской области от 10 декабря 2004 г. N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктом 3.2 части 1 статьи 1 и пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 г. N 125-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан", в целях обеспечения имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими (далее - Порядок).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области организовать работу по исполнению настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 г., за исключением пунктов 2.3, 2.4 и подпункта 2 пункта 3.2 Порядка, которые вступают в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Гнеушева А.Н.
И.о. Губернатора |
Д.Г. Краснов |
Утвержден
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 27 сентября 2019 г. N 693
Порядок
осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок регулирует правоотношения, возникающие при осуществлении контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее соответственно - жилые помещения, дети-сироты), за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также при осуществлении контроля за распоряжением ими.
1.2. В целях настоящего Порядка под законными представителями понимаются лица, действующие от имени ребенка-сироты или от имени ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - ребенок-сирота) в силу полномочия, основанного на указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (органы опеки и попечительства, опекуны (попечители), приемные родители, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Понятия "дети-сироты", "дети, оставшиеся без попечения родителей", "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" применяемые в настоящем Порядке, используются в значениях, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
1.3. Контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также контроль за распоряжением ими (далее - контроль) осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - муниципальные образования), наделенные государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, на территории которых находятся жилые помещения (далее - органы местного самоуправления).
1.4. Контроль осуществляется по месту учета детей-сирот с целью защиты их имущественных и жилищных прав. В случае, если жилое помещение, в отношении которого должен быть осуществлен контроль, находится за пределами муниципального образования, в органе опеки и попечительства которого осуществляется учет ребенка-сироты, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является данный ребенок-сирота, орган опеки и попечительства направляет в муниципальное образование, на территории которого находится указанное жилое помещение, запрос о проведении контроля в отношении указанного жилого помещения в рамках действующего законодательства.
1.5. В рамках контроля осуществляются следующие мероприятия:
1.5.1. Контроль за распоряжением жилого помещения, который включает в себя контроль за законностью сделок, совершенных в отношении жилых помещений, в том числе:
1) за сделками по обмену или отчуждению жилых помещений;
2) за сделками, влекущими отказ от принадлежащих ребенку-сироте прав на жилое помещение;
3) за сделками по разделу жилого помещения или выделению из него долей;
4) за сделками по передаче жилого помещения в доверительное управление, по договорам найма (поднайма) жилого помещения;
5) за иными сделками, совершенными в отношении жилых помещений.
1.5.2. Контроль за использованием жилых помещений, который включает в себя контроль за надлежащим использованием жилых помещений, в том числе:
1) за соблюдением правил пользования жилыми помещениями, в том числе за надлежащим исполнением статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) за пользованием жилыми помещениями по назначению;
3) за соблюдением интересов детей-сирот в связи с вселением и проживанием в жилых помещениях иных лиц, имеющих на то законные основания;
4) за эффективным использованием жилых помещений (с выгодой для детей-сирот), в том числе в связи с передачей жилого помещения в доверительное управление, по договору найма, по договору аренды;
5) за соблюдением условий договоров в связи с передачей жилых помещений в доверительное управление, по договору найма, по договору аренды.
1.5.3. Контроль за сохранностью жилых помещений, который включает в себя контроль за обеспечением сохранности жилых помещений, в том числе:
1) за поддержанием жилых помещений в состоянии, пригодном для постоянного проживания;
2) за законностью действий, связанных с выполнением ремонтных (строительных) работ или иных действий в жилых помещениях;
3) за соблюдением требований пожарной безопасности и иных требований, обеспечивающих сохранность жилых помещений.
1.5.4. Контроль за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, который включает в себя контроль за соблюдением санитарных и технических требований в жилых помещениях в соответствии с санитарными и техническими правилами и нормами, иными требованиями законодательства.
1.6. Контроль осуществляется в отношении жилых помещений, по которым в установленном законодательством порядке принят муниципальный правовой акт о сохранении права собственности на жилое помещение (права пользования жилым помещением).
В случае, если проживание ребенка-сироты (лица из числа детей-сирот) в жилом помещении было признано невозможным в установленном законом порядке, осуществление контроля не прекращается до фактического обеспечения его жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
1.7. Контроль осуществляется до прекращения опеки (попечительства) над детьми-сиротами.
За лицами из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (далее - лица из числа детей-сирот), сохраняется право на защиту имущественных и жилищных прав в рамках настоящего Порядка:
до окончания срока пребывания их в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также до завершения получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончания прохождения военной службы по призыву;
до обеспечения их жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения в случае, если проживание в жилых помещениях признано невозможным.
В случае, если лица, которые относились к категории лиц из числа детей-сирот, достигли возраста 23 лет и не обеспечены жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения в случае, установленном в абзаце четвертом настоящего пункта, то право на защиту имущественных и жилищных прав в рамках настоящего Порядка сохраняется за ними до фактического обеспечения их жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения.
2. Порядок осуществления контроля
2.1. Контроль осуществляется:
1) посредством проведения проверок жилого помещения комиссией, созданной муниципальным правовым актом органа местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия);
2) посредством рассмотрения и анализа документов, указанных в пункте 4.2 настоящего Порядка, на заседании межведомственной рабочей группы, созданной муниципальным правовым актом органа местного самоуправления (далее - межведомственная рабочая группа).
2.2. Деятельность муниципальной комиссии и межведомственной рабочей группы, в том числе обеспечение указанных коллегиальных органов необходимой информацией для осуществления возложенных на них функций и полномочий в рамках проведения контроля за жилыми помещениями, обеспечивается органом опеки и попечительства муниципального образования, осуществляющим учет детей-сирот на территории соответствующего муниципального образования (далее - орган опеки и попечительства).
Пункт 2.3 настоящего Порядка вступает в силу с 10 октября 2019 г.
2.3. Состав муниципальной комиссии и положение о ней утверждаются муниципальным правовым актом органа местного самоуправления.
Председателем муниципальной комиссии является руководитель органа опеки и попечительства.
Состав муниципальной комиссии формируется из представителей органа опеки и попечительства, органа, осуществляющего муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования, с привлечением по согласованию представителей органов социальной защиты населения муниципального образования, территориального подразделения ГУ МЧС России по Нижегородской области, иных заинтересованных органов и организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального муниципального# образования, в рамках их компетенции.
Пункт 2.4 настоящего Порядка вступает в силу с 10 октября 2019 г.
2.4. Состав межведомственной рабочей группы и положение о ней утверждаются муниципальным правовым актом органа местного самоуправления.
Руководителем межведомственной рабочей группы является глава (заместитель главы) органа местного самоуправления муниципального образования.
Состав межведомственной рабочей группы формируется из руководителя органа опеки и попечительства - председателя муниципальной комиссии, руководителя (заместителя руководителя) органа, осуществляющего муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования, с привлечением по согласованию руководителей (заместителей руководителя) органа социальной защиты населения муниципального образования, территориального подразделения ГУ МЧС России по Нижегородской области, иных заинтересованных органов и организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального муниципального# образования.
3. Участие муниципальной комиссии в осуществлении контроля
3.1. Проверки жилых помещений проводятся в форме:
1) первичного осмотра жилого помещения;
2) плановой проверки жилого помещения;
3) внеплановой проверки жилого помещения;
4) итоговой проверки жилого помещения.
3.2. Основания для проведения проверок жилых помещений:
1) для проведения первичного осмотра жилого помещения - муниципальный правовой акт о сохранении права собственности на жилое помещение (права пользования жилым помещением);
Подпункт 2 пункта 3.2 настоящего Порядка вступает в силу с 10 октября 2019 г.
2) для проведения плановой проверки жилого помещения - включение жилого помещения в план-график проведения плановых проверок жилых помещений. План-график проведения плановых проверок формируется органом опеки и попечительства ежегодно и утверждается руководителем органа местного самоуправления в срок не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок;
3) для проведения внеплановой проверки жилого помещения:
обращения от юридических и физических лиц, информация от государственных органов, органов местного самоуправления, содержащих сведения о фактах незаконного или ненадлежащего использования жилого помещения, ненадлежащего санитарного и техническом состоянии жилого помещения, нарушения сохранности жилого помещения или незаконного распоряжения жилым помещением;
обращения от органов опеки и попечительства о проведении контроля в отношении жилого помещения, расположенного на территории муниципального образования, в адрес которого поступило обращение, нанимателем или членом семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственником которого является ребенок-сирота, поставленный на учет в органе опеки и попечительства, направившем обращение;
4) для проведения итоговой проверки жилого помещения - сведения органа опеки и попечительства о планируемой дате вселения ребенка- сироты, лица из числа детей-сирот в жилое помещение.
с прекращением опеки (попечительства) над детьми-сиротами;
с окончанием срока пребывания лиц из числа детей-сирот в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в связи с завершением получения ими профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву.
3.3. Периодичность проведения проверок жилых помещений:
1) первичный осмотр жилого помещения проводится 1 раз после постановки ребенка-сироты на учет в органе опеки и попечительства;
2) плановая проверка жилого помещения проводится 1 раз в календарном году;
3) внеплановая проверка жилого помещения проводится по мере поступления обращений и (или) информации, указанной в подпункте 3 пункта 3.2 настоящего Порядка;
4) итоговая проверка жилого помещения проводится 1 раз перед вселением ребенка-сироты, лица, из числа детей-сирот в жилое помещение.
3.4. Срок проведения проверки жилого помещения:
1) первичный осмотр жилого помещения проводится не позднее 30 календарных дней со дня издания муниципального правового акта о сохранении права собственности на жилое помещение (права пользования жилым помещением);
2) плановая проверка жилого помещения проводится в сроки, установленные планом-графиком проведения плановых проверок жилых помещений;
3) внеплановая проверка жилого помещения проводится не позднее 10 календарных дней со дня поступления обращения и (или) информации, указанной в подпункте 3 пункта 3.2 настоящего Порядка;
4) итоговая проверка жилого помещения проводится не ранее чем за 30 календарных дней до планируемой даты вселения ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в жилое помещение.
Проверки проводятся в течение одного рабочего дня.
3.5. Руководитель органа местного самоуправления принимает решение о проведении проверки жилого помещения в форме муниципального правового акта который содержит основание для проведения проверки жилого помещения, форму проверки жилого помещения, дату ее проведения, адрес жилого помещения, подлежащего проверке, фамилию, имя, отчество (при наличии) ребенка-сироты, адрес его места жительства.
3.6. Муниципальная комиссия в течение 3 рабочих дней со дня издания муниципального правового акта органа местного самоуправления о проведении проверки жилого помещения, уведомляет законных представителей (способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления) о дате и времени проведения проверки жилого помещения, а также о необходимости обеспечения доступа к жилому помещению в день проведения проверки жилого помещения.
3.7. Муниципальная комиссия проводит проверку жилого помещения в присутствии законного представителя.
Проверка представляет собой внешний и внутренний осмотр жилого помещения.
В ходе проверки члены муниципальной комиссии;
визуально оценивают законность и надлежащее использование жилого помещения, сохранность жилого помещения, а также фактическое санитарное и техническое состояние жилого помещения;
осуществляют фотофиксацию состояния жилого помещения;
проводят предупредительные мероприятия о порядке использования жилого помещения и распоряжения им, о необходимости обеспечения его сохранности и надлежащего санитарного и технического состояния.
контроль выполнения данных ранее рекомендаций (при проведении проверок за исключением первичного осмотра);
Результаты осмотра фиксируются в акте обследования жилого помещения (далее - акт). Акт составляется по форме, установленной приказом министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, и подписывается председателем муниципальной комиссии и членами муниципальной комиссии, осуществляющими проверку, а также законным представителем, присутствующие при проведении проверки.
В случае если жилым помещением на день проведения проверки пользуются иные граждане, сведения о них вносятся в акт проверки состояния жилого помещения (с учетом требований о их согласии на обработку персональных данных, полученном в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных");
В случае выявления муниципальной комиссией по итогам внутреннего и внешнего осмотра жилого помещения фактов ненадлежащего использования жилого помещения (нарушение правил пользования жилым помещением, пользование жилым помещением не по назначению, нарушение интересов детей-сирот в связи с незаконным вселением и проживанием в жилом помещении иных лиц и так далее); фактов нарушения сохранности жилого помещения (нахождение жилого помещения в состоянии, непригодном для постоянного проживания, выполнение ремонтных (строительных) работ или иных действий в жилом помещении, приводящих к порче (разрушению) жилого помещения или к его незаконной перепланировке, нарушение требований пожарной безопасности и иных требований, обеспечивающих сохранность жилого помещения, и так далее); фактов ненадлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений (нарушение санитарных и технических правил и норм, установленных для жилых помещений), дополнительно составляется справка по форме, установленной приказом министерства образования, науки и молодежной политики (далее - справка муниципальной комиссии).
3.8. Акт, справка муниципальной комиссии (при наличии) и фотоматериалы, полученные муниципальной комиссией в ходе проверки жилого помещения, в течение 3 рабочих дней со дня проведения проверки жилого помещения передаются в орган опеки и попечительства.
4. Участие межведомственной рабочей группы в осуществлении контроля
4.1. Органы опеки и попечительства в целях обеспечения деятельности межведомственной рабочей группы не позднее 3 календарных дней со дня проведения проверки жилого помещения запрашивает путем направления межведомственных запросов документы и информацию, необходимые для осуществления контроля, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления, либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
4.2. Документы, указанные в пункте 3.8 настоящего Порядка, и документы, полученные в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Порядка, а также документы, находящиеся в распоряжении органа опеки и попечительства, необходимые для осуществления контроля в отношении жилого помещения, орган опеки и попечительства передает на заседание межведомственной рабочей группы.
4.3. Межведомственная рабочая группа анализирует документы, поступившие в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Порядка.
В случае подтверждения сведений, указанных в справке муниципальной комиссии, и (или) выявления межведомственной рабочей группой по итогам рассмотрения документов, поступивших в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Порядка, фактов незаконного распоряжения жилым помещением (незаконные сделки: по обмену или отчуждению жилых помещений (в том числе без соответствующего разрешения органа опеки и попечительства), влекущие отказ от принадлежащих ребенку-сироте прав на жилое помещение, по разделу жилого помещения или выделению из него долей, по передаче жилого помещения в доверительное управление, по договорам найма (поднайма) жилого помещения, иные незаконные сделки, совершенные в отношении жилых помещений вопреки интересам детей-сирот); фактов ненадлежащего использования жилого помещения (нарушение правил пользования жилым помещением, в том числе за ненадлежащее исполнение статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пользование жилым помещением не по назначению, нарушение интересов детей-сирот в связи с незаконным вселением и проживанием в жилом помещении иных лиц, неэффективное использование жилых помещений (без выгоды для детей-сирот), в том числе в связи с передачей жилого помещения в доверительное управление, по договору найма, по договору аренды, несоблюдение условий договоров в связи с передачей жилых помещений в доверительное управление, по договору найма, по договору аренды и так далее); фактов нарушения сохранности жилого помещения (нахождение жилого помещения в состоянии, непригодном для постоянного проживания, выполнение ремонтных (строительных) работ или иных действий в жилом помещении, приводящих к порче (разрушению) жилого помещения или к его незаконной перепланировке, нарушение требований пожарной безопасности и иных требований, обеспечивающих сохранность жилого помещения, и так далее); фактов ненадлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений (нарушение санитарных и технических правил и норм, установленных для жилых помещений), выносит рекомендации органу опеки и попечительства по принятию необходимых мер в рамках компетенции в отношении каждого установленного факта нарушения в отношении жилого помещения, в том числе путем направления информации о выявленных нарушениях в заинтересованные органы и организации, а также обращения в судебные органы.
4.4. Решения, принятые на заседании межведомственной рабочей группы, оформляются протоколом в течение 3 рабочих дней после заседания межведомственной рабочей группы. Протокол заседания межведомственной рабочей группы подписывается руководителем межведомственной рабочей группы и всеми ее членами, присутствующими на заседании межведомственной рабочей группы.
4.5. Протокол заседания межведомственной рабочей группы, а также приложенные к нему материалы проверки жилого помещения в течение 1 рабочего дня со дня подписания протокола передаются в орган опеки и попечительства и приобщаются к личному делу ребенка-сироты.
4.6. Орган опеки и попечительства на основании рекомендаций, указанных в протоколе заседания межведомственной рабочей группы:
принимает в рамках компетенции необходимые меры, направленные на восстановление нарушенных прав детей-сирот, в том числе при необходимости обращается с исками в судебные органы;
информирует соответствующие органы и организации о выявленных нарушениях и необходимости принятия мер, направленных на восстановление нарушенных прав детей-сирот, в рамках их полномочий.
4.7. Заверенные должностным лицом органа опеки и попечительства копии протокола заседания межведомственной рабочей группы и приложенных к нему материалов проверки жилого помещения в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола направляются законному представителю.
4.8. Орган местного самоуправления ежегодно представляет в министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области отчетность о проведении контроля, по форме и в сроки, установленные министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определено, что контроль с целью защиты имущественных и жилищных прав детей-сирот уполномочены осуществлять по месту их учета органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, наделенные государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан.
Установлено, что контроль осуществляется за использованием и сохранностью жилого помещения, в отношении которого принят муниципальный правовой акт о сохранении права собственности на него (права пользования им).
Кроме того, определены: органы, уполномоченные на осуществление контроля; основания для проведения проверок жилых помещений; периодичность проведения проверок жилых помещений; перечень мероприятий, осуществляемых в рамках контроля; порядок, способы, формы и сроки осуществления контроля.
Постановление вступает в силу с 1 января 2020 г., за исключением отдельных положений, которые вступают в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Нижегородской области от 27 сентября 2019 г. N 693 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 г., за исключением пунктов 2.3, 2.4 и подпункта 2 пункта 3.2 Порядка, которые вступают в силу с 10 октября 2019 г.
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 30 сентября 2019 г., в газете "Нижегородские новости" от 29 ноября 2019 г. N 94
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 29 ноября 2019 г. N 877