Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Сахалинской области
от 30 сентября 2019 г. N 441
Изменения, вносимые в подпрограмму N 3 "Чистая вода" государственной программы Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства", утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 N 278 (далее - подпрограмма N 3)
Раздел I подпрограммы N 3 изложить в следующей редакции:
"Раздел I. Характеристика текущего состояния, основных проблем сферы реализации подпрограммы и прогноз развития
Обеспечение населения Сахалинской области качественной питьевой водой является для большинства районов области одной из приоритетных проблем, решение которой необходимо для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения уровня жизни населения.
Сахалинская область - единственная область, расположенная на 59 островах, омываемых водами Охотского и Японского морей. В области сложные, в том числе экстремальные, климатические условия, частые природные катаклизмы.
Отдаленность от промышленно развитых районов страны, труднодоступность большей части территории, резко дифференцированные условия хозяйствования создают определенные трудности в обеспечении населения Сахалинской области питьевой водой.
Основным источником питьевого водоснабжения в Сахалинской области являются подземные воды.
Инструментальный учет забранной и отпущенной воды в основном не ведется из-за отсутствия приборов учета или необходимости их ремонта, расчет ведется по нормам водопотребления и другим показателям (например, по работе насосов).
Положение с обеспечением населения отвечающей нормативам питьевой водой в Сахалинской области вызывает серьезную озабоченность, несмотря на высокий охват (93% городского и 66% сельского) населения централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Качество воды поверхностных водных объектов Сахалинской области, используемых для водоснабжения населения, в ряде случаев не отвечает нормативным требованиям к питьевой воде и оценивается как неудовлетворительное.
Используемые подземные воды для водоснабжения населения имеют лучшее качество и отвечают требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода". Но анализы подземных вод из года в год подтверждают повышенные жесткость и содержание железа.
С каждым годом коммуникации ветшают все больше.
Из объема труб, которые находятся в аварийном состоянии, меняется только половина.
Действующая в Сахалинской области система водоснабжения имеет износ более 45%, в результате чего вода, соответствующая нормам практически по всем показателям, теряет свое качество в процессе подачи по сетям до конечного потребителя.
Отрицательно сказывается на качестве подземных вод и состояние окружающей среды, отсутствие системы водоотведения.
Санитарно-техническое состояние большого числа источников водоснабжения и водопроводов оценивается как неудовлетворительное. Практически по всем скважинам сельских поселений отсутствуют ограждения зон строгого режима, скважины не оборудованы контрольно-измерительной аппаратурой, кранами для отбора проб воды. Территории зон строгого режима не обустраиваются, павильоны артезианских скважин замусорены, отсутствует герметизация оголовков скважин, что приводит к загрязнению вод подземного горизонта. Часть водопроводов в сельских поселениях пребывает в нерабочем состоянии.
Как правило, не выдерживаются параметры зон санитарной охраны водозаборов.
Остро стоит проблема сохранения качества воды при ее транспортировке.
Основной причиной возможного постепенного ухудшения качества воды является эксплуатация крайне изношенных очистных сооружений и водопроводных сетей, износ которых доходит до 90% и непрерывно возрастает.
Кроме того, потери при транспортировке воды по изношенным сетям в отдельных населенных пунктах области достигают 50%.
Существующие проблемы надежного и качественного водоснабжения и водоотведения создают постоянную угрозу возникновения вспышек острых кишечных инфекционных заболеваний и вирусного гепатита A на территории области и способствуют распространению инфекции.
Высокая аварийность, большой процент утечек воды и вторичное загрязнение транспортируемой воды усугубляют проблемы.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области, всего по области требуют замены 1154,54 км ветхих водопроводных сетей от общей протяженности 2444,05 км (или 40,9%). Удельный вес внутриквартальной и внутридворовой сети, нуждающейся в замене, в общем протяжении внутриквартальной и внутридворовой сети составляет 48,9%. Удельный вес водоводов, нуждающихся в замене, в общем протяжении водоводов сети составляет 36,5%.
Протяженность водопроводных сетей, км |
Одиночное протяжение на конец 2017 года, км |
||||||||
водоводов |
в том числе: нуждающихся в замене |
Удельный вес водоводов, нуждающихся в замене, в общем протяжении водоводов сети, % |
уличной водопроводной сети |
в том числе: нуждающейся в замене |
Удельный вес уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, в общем протяжении уличной водопроводной сети, % |
внутриквартальной и внутридворовой сети |
в том числе: нуждающейся в замене |
Удельный вес внутриквартальной и внутридворовой сети, нуждающейся в замене, в общем протяжении внутриквартальной и внутридворовой сети, % |
|
2444,05 |
671,93 |
245,29 |
36,50 |
1154,54 |
472,62 |
40,90 |
617,58 |
301,82 |
48,90 |
Из числа сельских населенных пунктов каждый третий населенный пункт имеет частично или не полностью работающую водопроводную сеть.
Одной из основных причин неудовлетворительного состояния коммунальных систем водоснабжения Сахалинской области является неблагополучное финансово-экономическое положение большинства предприятий водопроводно-канализационного хозяйства.
Хроническое недофинансирование отрасли обусловливает постоянное сокращение объемов ремонтных работ, проведения реконструкции, замены изношенного оборудования и ветхих сетей на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства.
На основании анализа фактического состояния централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения можно сделать вывод, что водопроводно-канализационное хозяйство Сахалинской области находится в неудовлетворительном состоянии. Причин этого сложного положения достаточно много. Не существует отдельно взятой меры, принятие которой помогло бы изменить ситуацию в отрасли. Подход к решению задач должен быть комплексным и направлен на устранение всех причин одновременно.
Органы местного самоуправления самостоятельно не в состоянии решить данную проблему ввиду того, что местные бюджеты являются дотационными.
Задача по обеспечению населения области питьевой водой очень сложна, многообразна и требует комплексного поэтапного решения.
В областном бюджете Сахалинской области ежегодно предусматриваются капитальные вложения в реконструкцию водопроводно-канализационного хозяйства, но в недостаточном количестве.
Однако только применение программно-целевого метода решения возникших проблем позволит найти эффективные пути их решения.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 для нормализации водоснабжения населения Сахалинской области, а также улучшения состояния объектов инженерной инфраструктуры систем водоснабжения разработан региональный проект "Чистая вода (Сахалинская область)" (далее - проект).
Проект разработан в соответствии с федеральным проектом "Чистая вода", а также утвержден Протоколом заседания проектного комитета по направлению "Экология" под председательством министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области А.В. Романова от 11.03.2019 N 1.
Проект обеспечивает достижение целей, показателей и результатов федерального проекта. Главная цель проекта - это повышение качества питьевой воды для населения, период реализации которого 2018 - 2024 годы.
Целевые показатели проекта:
1. Доля населения Сахалинской области Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения;
2. Доля городского населения Сахалинской области Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения.
В соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 68/пр от 31.01.2019, была произведена оценка состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения (далее - инвентаризация).
В результате инвентаризации было выявлено следующее:
- наиболее низкие показатели определены в следующих муниципальных образованиях: "Невельский городской округ", Поронайский городской округ, городской округ "Смирныховский", "Томаринский городской округ", городской округ "Охинский", Углегорский городской округ, "Тымовский городской округ" и "Холмский городской округ";
- высокие амортизационные и физические износы сетей и объектов водоснабжения;
- практически полное отсутствие объектов водоподготовки;
- проблемы обеспеченности качественной питьевой водой людей на селе;
- отсутствие универсального пути решения сложившейся ситуации.
По данным Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области для приведения качества питьевой воды к соответствию нормативным требованиям необходимо провести реконструкцию источников централизованного питьевого водоснабжения.
Помимо этого, для обеспечения вновь подключаемых жителей населенных пунктов необходимо решение проблем, связанных со строительством магистральных и уличных водопроводов.
Также для обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, поступающей с водозаборов, необходимо оборудовать их станциями очистки воды.
В связи с тем, что вода на подземных источниках централизованных сетей водоснабжения в большей степени не соответствует показателям по "ГОСТ 2761-84" Источники питьевого водоснабжения" в части превышения общего показателя железа и марганца, мероприятия, направленные на приведение показателей питьевой воды в соответствие с требованиями, имеют стандартные и классические методы решения в виде станций обезжелезивания, деманганации и дополнительных резервуаров для отстаивания питьевой воды.
Выбор технологических решений будет определен в соответствии с методами, предлагаемыми Справочником перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса, и учетом оценки риска здоровью населения, при проектировании и строительстве новых сооружений и должен быть обоснован с учетом состава и свойств обрабатываемой воды, требуемой обоснованной производительности, в том числе на перспективу, специфики работы имеющихся водоочистных сооружений, особенностей транспортировки воды потребителям (длина водопроводной сети, время нахождения воды в сети), требований нормативных документов санитарного и отраслевого законодательства, требований безопасности и надежности технологических процессов, а также требований принципа разумной достаточности состава сооружений для достижения эффективной очистки воды.
Необходимость совершенствования технологий очистки воды (реконструкция и модернизация) обусловлена, с одной стороны, имеющимся физическим износом и амортизацией существующих сооружений, а также, с другой стороны, изменением требований к качеству питьевой воды по сравнению с годами строительства сооружений и качественным изменением состояния водоисточника, что особенно актуально для поверхностных источников водоснабжения.
Обоснованность решений должна быть выполнена с учетом оценки риска комплексных факторов возможного ухудшения качества питьевой воды по технологическим переделам водоснабжения с ориентацией на конечного потребителя.
Цель выбора эффективных и оптимальных технологий водоподготовки как и цель реконструкции или модернизации уже существующих сооружений состоит в обеспечении гарантированного бесперебойного получения потребителями в достаточном количестве и обеспечивающем потребности в развитии инфраструктуры города качественной питьевой воды:
- безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении;
- безвредной по химическому составу;
- благоприятной в отношении органолептических свойств.
Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года:
- ни в одной пробе не зарегистрировано превышений гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;
- уровни ОМЧ, ОКБ не превышают гигиенические нормативы более чем в 95% проб;
- уровни показателей органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ не превышают гигиенические нормативы более чем на величину ошибки метода определения.
Показатель бюджетной эффективности регионального проекта приведен в таблице, расположенной ниже, и определяется как соотношение объема инвестиций из федерального бюджета, направляемых на данный объект, к плановому показателю увеличения доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, и вычисляется по формуле:
, где:
- объем инвестиций из федерального бюджета, тыс. рублей;
- прирост доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, приведенный к общей численности населения Сахалинской области, обеспеченного питьевой водой (согласно методике расчета показателя, указанного в методических рекомендациях МР 2.1.4.0143-19), процент;
- показатель бюджетной эффективности, рублей.
Позиция в рейтинге |
Наименование объекта |
V, тыс. рублей |
P, процент |
E, рублей |
|
МО "Городской округ "Город Южно-Сахалинск" |
|||
|
Комплексная реконструкция десяти скорых фильтров водозабора "Луговое" с воссозданием геометрии фильтра, заменой дренажно-распределительной системы и монтажом ДРС с гарантированным соблюдением горизонта, заменой всей арматуры и шкафов управления. В том числе ПИР, СМР и ПНР |
0 |
2,500 |
0 |
|
МО "Охинский городской округ" |
|||
|
"Реконструкция станции очистки воды в г. Охе |
0,0 |
1,945 |
0,0 |
|
МО "Холмский городской округ" |
|||
|
Строительство очистных сооружений на р. Малка |
0,0 |
3,531 |
0,0 |
|
МО "Углегорский городской округ" |
|||
I |
Реконструкция системы водоснабжения в г. Углегорске |
58 609,6 |
1,438 |
40 757,72 |
|
МО "Холмский городской округ" |
|||
II |
Строительство очистных сооружений на водозаборе с. Чехов с размещением технологического оборудования в новом здании |
37 217,0 |
0,863 |
43 125,00 |
|
МО "Тымовский городской округ" |
|||
III |
Строительство объектов коммунальной инфраструктуры в МО "Тымовский городской округ" (водопровод с. Славы) |
2 182,0 |
0,037 |
58 973,00 |
|
МО "Поронайский городской округ" |
|||
IV |
"Реконструкция водоснабжения г. Поронайска, в том числе ПСД" |
258 496,1 |
3,404 |
75 938,90 |
Численность населения при расчете целевых показателей определена с учетом проведенной инвентаризации и направлена на увеличение численности населения с учетом повышения обеспечения качественной водой в населенных пунктах в связи со строительством новых объектов.
По Углегорскому городскому округу планируется реконструкция существующей системы водоснабжения города и строительство очистных сооружений, что позволит улучшить качество воды для населения города в количестве не менее 6,5 тысяч человек (6500), из которых 1042 человека в настоящий момент обеспечены водой, не соответствующей нормам СанПин, а 5 458 человек будут вновь подключены к реконструированным сетям водоснабжения, что в свою очередь повысит качество предоставляемой услуги по водоснабжению.
В настоящий момент в Холмском районе около 13,5 тысячи человек (13518) нуждаются в улучшении качества воды. А в Охинском районе это количество составляет более 8 тысяч (8790). Строительство новых очистных сооружений позволит в полной мере обеспечить качественной водой данные районы.
В Поронайском городском округе планируется реконструкция основных магистральных водоводов и внутриквартальной сети, что позволит обеспечить качественной водой более 15 тысяч человек (15162).
Характеристика объектов, финансовое обеспечение и динамика достижения целевых показателей регионального проекта приведены в приложении N 4 к государственной программе.
Результатом всех мероприятий должно быть приведение состояния питьевой воды, подаваемой из централизованных систем, в соответствие с установленными показателями качества, при этом население, проживающее на территории Сахалинской области, будет обеспечено качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения на 99,1%.
Таким образом, итоговым результатом данной подпрограммы будет:
- повышение доли населения Сахалинской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до показателя не ниже 88,9%;
- повышение доли городского населения Сахалинской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения до показателя не ниже 99,1%.".
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Сахалинской области от 30 сентября 2019 г. N 441 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.