Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
Постановлением администрации
города Южно-Сахалинска
от 1 октября 2019 г. N 3018-па
Муниципальная программа "Охрана окружающей среды на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2020-2025 годы"
Паспорт муниципальной Программы
Наименование муниципальной программы |
"Охрана окружающей среды на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2020 - 2025 годы" (далее - Программа) |
|||||||||
Ответственный исполнитель Программы |
Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее - ДГХ) |
|||||||||
Соисполнители Программы |
Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска; МКУ "Управление мониторинга городского хозяйства" (далее - УМГХ); МКУ "Управление капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска" (далее - УКС) |
|||||||||
Подпрограммы Программы |
Подпрограмма "Отходы производства и потребления городского округа "Город Южно-Сахалинск" |
|||||||||
Обоснование разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Государственная программа Сахалинской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области", утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 N 415; Устав городского округа "Город Южно-Сахалинск", принятый решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22.02.2006 N 180/13-06-3; Постановление администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2014 N 717-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ"; Перечень муниципальных программ городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденный распоряжением администрации города Южно-Сахалинска от 12.02.2019 N 81-р |
|||||||||
Цели Программы |
1. Создание благоприятной окружающей среды на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск". 2. Снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду. |
|||||||||
Задачи Программы |
1. Предотвращение загрязнения и засорения земель. 2. Сохранение биологического разнообразия. 3. Экологическое воспитание и формирование экологической культуры населения. 4. Участие в системе управления в сфере обращения с отходами. |
|||||||||
Целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Количество проведенных природоохранных мероприятий, единиц. 2. Количество участников экологических акций и просветительских мероприятий, человек. 3. Площадь территории водоохранных зон водных объектов, очищенных от отходов производства и потребления и природного мусора, га. 4. Площадь рекультивированных земель, га. |
|||||||||
Этапы и сроки реализации Программы |
Программа реализуется в один этап с 2020 по 2025 годы |
|||||||||
Объемы и источники финансирования |
|
|||||||||
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования программы: |
|||||||||
В том числе: |
Всего тыс. руб. |
В том числе по годам: |
||||||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|||||
Бюджет городского округа |
596725,11 |
4 513,0 |
34 513,0 |
15 140,0 |
15 240,0 |
13 440,0 |
513879,11 |
|||
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|||
Итого: |
596725,11 |
4 513,0 |
34 513,0 |
15 140,0 |
15 240,0 |
13 440,0 |
513879,11 |
|||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Улучшение состояния окружающей среды и условий жизнедеятельности населения; обеспечение экологической безопасности; сохранение деревьев и кустарников, виды которых включены в Красную книгу РФ, Красную книгу Сахалинской области или являются уникальными для зеленого фонда города; повышение уровня экологической культуры населения, обеспечение его объективной информацией о состоянии окружающей среды Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит: 1. Провести ежегодно не менее 3 природоохранных мероприятий. 2. Увеличить количество участников экологических и просветительских акций с 15000 до 25000 человек. 3. Очистить ежегодно не менее 1,5 га территории водоохранных зон от отходов производства и потребления и природного мусора. 4. Прекратить эксплуатацию и провести рекультивацию полигона ТБО в Южно-Сахалинске на площади 30 га. |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации программы
Состояние окружающей среды определяется степенью негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на среду жизнедеятельности населения и окружающую среду. В течение более 20 лет город относился к числу городов России с наибольшими уровнями загрязнения воздуха, в 2016 году город Южно-Сахалинск исключен из приоритетного списка городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха, так как зафиксировано значительное снижение концентраций аэрозольных примесей: взвешенных веществ, бенз(а)пирена, сажи, а также формальдегида.
За пятилетний период наблюдается устойчивая тенденция изменения валовых выбросов и концентраций загрязняющих веществ: объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников снизился на 31%, среднегодовые концентрации диоксида серы и сероводорода снизились на 50%, сажи - на 75%, снижение концентраций хрома, цинка, свинца, никеля, марганца, за исключением меди и железа.
Несмотря на некоторые позитивные результаты, многие проблемы в сфере экологии до конца не решены и требуют программного подхода и дополнительных действий.
В целях обеспечения экологической безопасности населения всего города, в течение многих лет осуществляется мониторинг состояния окружающей среды в районе полигона. Мониторинг проводится по всем компонентам окружающей среды, испытывающей негативное воздействие от размещения отходов: атмосферный воздух, поверхностные и грунтовые воды, почва. Реализация мероприятия по мониторингу состояния окружающей среды в районе полигона будет продолжена.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, в том числе последствий размещения несанкционированных свалок.
В целях охраны земель на территории озелененных территорий общего пользования городского округа "Город Южно-Сахалинск" необходимо исследовать состояние почв для предотвращения их деградации и восстановления плодородия, а также выявления условий произрастания различных видов растений и разработки мероприятий по сохранности зеленых насаждений в местах отдыха населения.
В период с 2012 - 2019 годы на территории городского округа происходит зарастание земель борщевиком Сосновского. Растение является опасным для людей, вызывая аллергические реакции организма при соприкосновении с ним. Борщевик снижает безопасность среды проживания в городе Южно-Сахалинске, прогноз дальнейшего распространения борщевика показывает, что засоренность борщевиком будет повышаться и становиться источником засорения все больших территорий, прилегающих земель. В декабре 2014 года коды продукции борщевика Сосновского (зелёная масса и семена) исключены из Общероссийского классификатора продукции, с 1 января 2015 года борщевик утратил статус сельскохозяйственной культуры, с декабря 2015 года борщевик Сосновского внесён в Отраслевой классификатор сорных растений Российской Федерации под номером 5506. Поэтому в настоящее время борьба с этим опасным растением приобретает особую актуальность и входит в состав мероприятий по охране земель, предусмотренных Программой.
С целью обеспечения охраны, защиты и развития зеленого фонда города органам местного самоуправления Сахалинской области рекомендовано руководствоваться в работе положениями Стратегии сохранения биологического разнообразия Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства Сахалинской области от 7 июня 2017 года N 263.
В связи с развитием городского округа "Город Южно-Сахалинск", осуществлением строительной и хозяйственной деятельности, зеленые насаждения на территории городского округа вынужденно попадают под снос. На территории городского округа, в том числе в границах города Южно-Сахалинска и других населенных пунктов, произрастают деревья и кустарники, виды которых включены в Красную книгу РФ, Красную книгу Сахалинской области или являются уникальными для зеленого фонда города, и, следовательно, находящиеся под особой охраной. В этой связи первостепенное значение приобретают вопросы их выявления, сохранения и паспортизации, которые продиктованы действующим законодательством.
Основой экологической безопасности и улучшения экологической ситуации является осознанное, ответственное и грамотное отношение к окружающей среде каждого человека и общества в целом. В соответствии со статьей 74 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. Информация о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, а также о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности предоставляется на сайте http://green.yuzhno-sakh.ru/. Процесс формирования экологической культуры очень длительный, поэтому реализация мероприятий по экологическому просвещению остается актуальной.
От активной гражданской позиции населения в решении вопросов охраны окружающей среды и экологической безопасности зависит экологическая ситуация на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск". Пропаганда сохранения и бережного отношения к окружающей среде, экологически безопасного обращения с отходами, привлечение жителей и гостей города к участию в природоохранных мероприятиях являются приоритетными направлениями в сфере охраны окружающей среды.
Для дальнейшего развития информационной системы и повышения уровня экологической культуры населения города в области экологического образования Программой предусмотрены разнообразные формы просветительской, информационной работы.
Отходы производства и потребления относятся к одному из факторов, негативно воздействующих на качество окружающей среды, приводящих к деградации почв, зеленых насаждений, водных и других природных ресурсов. В последние годы в значительной степени возросла антропогенная нагрузка на окружающую среду и, прежде всего, именно в части увеличения отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения города и в результате технологических циклов. Произошло не только количественное, но и качественное изменение состава отходов.
Согласно статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. В настоящее время сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, задачами которого являются: реализация Территориальной схемы и мероприятий по обращению с отходами; планирование, регулирование и контроль за обращением с ТКО и вторичными ресурсами в зоне его деятельности; уменьшение количества ТКО и вовлечение их в хозяйственный оборот.
Для решения одной из важнейших для стабилизации и улучшения экологической ситуации на территории городского округа проблем - проблемы по обращению с отходами, в состав Программы включена Подпрограмма "Отходы производства и потребления в городском округе "Город Южно-Сахалинск" (далее - Подпрограмма).
2. Приоритеты и цели в сфере реализации программы, описание основных целей и задач программы
Приоритеты муниципальной политики в сфере охраны окружающей среды следуют государственной и региональной политике в соответствующей сфере, определенных:
- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р;
- Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными 30.04.2012 Президентом Российской Федерации;
- Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года (постановление Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99);
- Распоряжением Правительства Сахалинской области от 24.07.2015 N 350-р "Об утверждении Плана мероприятий (действий) по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года на территории Сахалинской области";
- Постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 N 415 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области";
- Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 28.05.2008 N 1099/51-08-3 "Об утверждении стратегии развития городского округа "Город "Южно-Сахалинск" на период до 2020 года".
Приоритетами муниципальной политики являются повышение качества среды проживания и жизнедеятельности населения, стабилизация качества окружающей среды, сохранение природного потенциала развития городского округа. Действия по реализации муниципальной политики диктуются полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, предусмотренными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
С учетом выбранных приоритетов определены основные цели - Создание благоприятной окружающей среды на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" и снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду.
Для достижения поставленных целей в процессе реализации Программы должны решаться следующие задачи:
1. Предотвращение загрязнения и засорения земель.
2. Сохранение биологического разнообразия.
3. Экологическое воспитание и формирование экологической культуры населения.
4. Участие в системе управления в сфере обращения с отходами.
3. Прогноз конечных результатов программы
В результате реализации программы планируется улучшение состояния окружающей среды и среды жизнедеятельности населения, обеспечение экологической безопасности; сохранение деревьев и кустарников, виды которых включены в Красную книгу РФ, Красную книгу Сахалинской области или являются уникальными для зеленого фонда города; повышение уровня экологической культуры населения, обеспечение его объективной информацией о состоянии окружающей среды.
Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит:
1. Провести ежегодно не менее 3 природоохранных мероприятий.
2. Увеличить количество участников экологических и просветительских акций с 15000 до 25000 человек.
3. Очистить ежегодно не менее 1,5 га территории водоохранных зон от отходов производства и потребления и природного мусора.
4. Участвовать в управлении в сфере обращения с отходами.
4. Сроки и этапы реализации программы
Реализация программных мероприятий планируется с 2020 по 2025 годы в один этап.
Основанием досрочного прекращения реализации Программы может служить изменение законодательства Российской Федерации, Сахалинской области, муниципальных нормативных правовых актов, а также снижение уровня эффективности реализации Программы.
5. Перечень мероприятий программы
Достижение целей и решение задач Программы осуществляется путем реализации системы мероприятий по основным направлениям. Сводная информация по мероприятиям представлена в приложении N 1 к Программе.
6. Характеристика мер правового регулирования
Для достижения целей муниципальной программы требуется внесение изменений в Порядок организации мероприятий по охране окружающей среды и природопользования на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденный постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 31.08.2015 N 2297-па, так как перечень мероприятий по охране окружающей среды городского округа, установленный в пункте 2.1, не содержит мероприятие - "Оценка эффективности комплекса мероприятий по уничтожению борщевика Сосновского".
Сведения о мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы приведены в приложении N 6.
7. Перечень целевых индикаторов (показателей) программы
Эффективность реализации Программы оценивается основными целевыми индикаторами Программы, которые характеризуют эффективность действий органов местного самоуправления по охране окружающей среды.
Сведения об основных целевых индикаторах Программы и показателях Подпрограммы с плановыми значениями по годам ее реализации представлены в приложении N 3 к Программе. Показатели зависят от объемов финансирования Программы и корректируются ежегодно по утверждении бюджета городского округа.
8. Обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов (показателей) программы
Степень достижения ожидаемых результатов оценивается сопоставлением фактически достигнутых значений целевых индикаторов с их плановыми значениями. Сопоставление значений целевых индикаторов производится по каждому расчетному и базовому показателям.
Состав основных целевых индикаторов Программы обеспечивает наблюдаемость значений индикаторов (показателей) в течение срока реализации Программы.
1. Количество проведенных природоохранных мероприятий, единиц.
Значение показателя определяется ежегодно по каждому году отдельно, путем суммирования соответствующих показателей по результатам выполнения основных мероприятий Программы и Подпрограммы, которые принимаются равными 1 при достижении запланированных значений индикатора мероприятия или определяются пропорционально фактически достигнутым результатам.
2. Количество участников экологических акций и просветительских мероприятий, человек.
Значение показателя определяется ежегодно по каждому году отдельно, путем суммирования всех привлеченных участников. Источником получения информации являются отчеты о выполненных экологических акциях и просветительских мероприятиях.
9. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансирования программы носит прогнозный характер.
В ходе реализации программы мероприятия и объемы финансирования подлежат корректировке в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в бюджете городского округа "Город Южно-Сахалинск", на соответствующий финансовый год.
Информация по ресурсному обеспечению реализации Программы за счет бюджетных средств приведена в приложении N 4 к Программе. Информация по ресурсному обеспечению и прогнозной (справочной) оценке расходов по источникам финансирования Программы приведена в приложении N 5 к Программе.
10. Меры муниципального регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей программы
Реализация мероприятий муниципальной программы связана с различными рисками, обусловленными как внутренними факторами и зависящими от ответственного исполнителя, соисполнителей и участников муниципальной программы (организационные риски), так и относящимися к внешним факторам (риски изменения законодательства, экономические риски, риски финансового обеспечения, природные риски). Комплексная оценка рисков приведена в таблице:
N |
Риски |
Мероприятия Программы |
Описание рисков |
Меры по снижению рисков |
1 |
Риски изменения законодательства |
1.1., 1.4., 1.5., 1.6., 1.8., 2.1., 2.2., 2.3., 2.4. Приложение N 1 к Программе. |
Изменения действующих норм в части полномочий органов местного самоуправления городского округа и муниципальных обязательств |
Осуществление мониторинга изменений федерального и регионального законодательства с оценкой возможных последствий. Актуализация нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды |
2 |
Экономические риски |
1.4., 1.8., 2.1., 2.2., 2.3., 2.4. Приложение N 1 к Программе. |
Влияние общей экономической ситуации в Российской Федерации на показатели эффективности реализации Программы |
Осуществление мониторинга экономической ситуации в Российской Федерации с оценкой возможных последствий. Актуализация мероприятий Программы. |
3 |
Риски финансового обеспечения |
1.1., 1.2., 1.3., 1.4., 1.5., 1.6., 1.7., 1.8., 2.1., 2.2., 2.3., 2.4. Приложение N 1 к Программе. |
Задержка (отсутствие) финансирования Программы |
Перераспределение средств в Программе, финансирование приоритетных мероприятий, оказывающих наибольшее влияние на состояние окружающей среды. |
4 |
Организационные риски |
1.1., 1.2., 1.3., 1.4., 1.5., 1.6., 1.7., 1.8., 2.1., 2.2., 2.3., 2.4. Приложение N 1 к Программе. |
Неэффективная организацией выполнения мероприятий Программы, отсутствие предварительной подготовки мероприятий, в том числе в связи с неопределенностью финансирования |
Регулярный мониторинг выполнения программных мероприятий, назначение в подразделениях ответственных должностных лиц |
5 |
Природные риски |
1.1., 1.2, 1.7., 2.1., 2.2., 2.4. Приложение N 1 к Программе. |
Возникновение опасных и неблагоприятных процессов и явлений, возможные стихийные бедствия и загрязнение окружающей среды |
Отслеживание метеорологических данных и информации о загрязнении окружающей среды для своевременной корректировки сроков реализации мероприятий Программы |
11. Методика оценки эффективности и результативности программы
Методика оценки эффективности Программы представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации Программы по следующим направлениям:
- оценка степени достижения целей и решения задач Программы;
- оценка степени исполнения запланированного уровня расходов бюджета городского округа;
- оценка эффективности использования средств;
- оценка степени реализации мероприятий (достижение непосредственных результатов).
Для оценки эффективности используются основные целевые индикаторы Программы (включая Подпрограмму), указанные в паспорте Программы и в приложении N 3.
Оценка эффективности и результативности Программы осуществляется ответственным исполнителем и соисполнителями Программы в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, утвержденным муниципальным нормативным правовым актом.
Отчет о реализации Подпро
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.