1. Общие положения
1.1. Настоящее методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий (далее соответственно - методические рекомендации, повышение квалификации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам", паспортом федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
1.2. Настоящие методические рекомендации определяют формы и сроки обучения по программам повышения квалификации, объем, структуру, содержание и специфику реализации программ повышения#.
1.3. В настоящих методических рекомендациях под повышением квалификации понимается обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.
1.4. Программа повышения квалификации может реализовываться в различных формах дополнительного профессионального образования (в том числе, повышения квалификации или профессиональной переподготовки), предполагающая обучение педагогических работников в процессе трудовой деятельности.
1.5. Повышение квалификации осуществляется путем обучения по разработанным и утвержденным программам повышения квалификации.
1.6. Настоящие методические рекомендации применяются при реализации мероприятий результата 1.7. плана мероприятий федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".
1.7. Повышение квалификации может осуществляться на базе федеральных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации, имеющих лицензию на реализацию дополнительного# профессиональных программ.
2. Цель и задачи повышения квалификации
2.1. Повышение квалификации осуществляется в целях содействия развитию у слушателей пользовательских цифровых навыков, а также комфортной интеграции информации о новых сервисах и регулярно обновляющихся цифровых возможностях в привычную информационную среду.
2.2. В соответствии с задачами, поставленным в федеральном проекте "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", программы повышения квалификации педагогических работников направлены на решение следующих задач:
освоение функциональных возможностей актуальных информационных ресурсов;
развитие компетенций в области современных технологий электронного обучения;
внедрение в образовательные программы современных цифровых технологий, стимулирование использования образовательных платформ и сервисов;
развитие умения уверенно ориентироваться в основных направлениях развития информационно-коммуникационных технологий;
адаптация к внедрению и распространению цифровой образовательной среды;
владение основами информационной безопасности.
3. Формирование, структура и содержание программ повышения квалификации
3.1. Перечень программ повышения квалификации формируется на основе образовательных потребностей и запросов педагогических работников, привлекаемых к образовательной деятельности, а также в соответствии с приоритетными направлениями, определенными федеральным проектом "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" и соответствующих региональных проектов.
3.2. В области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий наиболее актуальными являются тематические направления, которые соответствуют основным направлениям развития цифровой экономики и развития цифровой образовательной среды в образовании, к которым относятся:
обработка больших данных в контексте цифровизации образования;
применение технологий виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе;
использование технологий искусственного интеллекта, в том числе при внедрении цифровых образовательных платформенных решений;
информационные угрозы и основы информационной безопасности, основы пользовательской защиты информации и персональных данных;
информационная образовательная инфраструктура;
информационная кибергигиена.
В структуре программы повышения квалификации должен быть указан набор профессиональных компетенций, на развитие которых ориентирован результат обучения.
Структура программы повышения квалификации должна включать в себя цель, задачи, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты.
3.3. Учебный план программы повышения квалификации определяет перечень, трудоемкость, последовательность дисциплин (модулей), практик, стажировок, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
3.4. Содержание программы повышения квалификации и (или) ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) выстраивается в соответствии с целями реализации данной программы, а также с результатами, на достижение которых она направлена.
3.5. Участие в работе тематических семинаров, вебинаров, очных и онлайн-конференциях, а также других образовательных мероприятиях (например, всероссийская акция "Урок цифры") и проектах может входить в учебный план программы повышения квалификации.
4. Формы и сроки обучения по программам повышения квалификации
4.1. Программы повышения квалификации могут быть реализованы без отрыва от производства, с частичным и полным отрывом от производства; в очной, заочной формах, в форме стажировки, с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.
4.2. Формы и сроки обучения по программе повышения квалификации определяются образовательной программой.
4.3. Срок освоения программы повышения квалификации должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов. Минимальный срок освоения программ повышения квалификации составляет не менее 16 часов.
5. Организация повышения квалификации
5.1. Планирование разработки и реализации программ повышения квалификации осуществляется на календарный год.
5.2. Для реализации программы повышения квалификации (или отдельных ее дисциплин (модулей) могут привлекаться ученые, специалисты сферы информационно-коммуникационных технологий и ведущие эксперты по внедрению цифровой среды, а также социальные партнеры из числа представителей бизнес-сообществ.
5.3. Одной из форм реализации программ повышения квалификации является стажировка. Программа может быть реализована в форме стажировки как полностью, так и частично.
5.4. Стажировка может носить как индивидуальный, так и групповой характер.
5.5. Продолжительность, место и сроки стажировки определяются в соответствии с программой повышения квалификации и результатами, на достижение которых направлена данная программа.
5.6. Документом, подтверждающим прохождение обучения по программам повышения квалификации является удостоверение о повышении квалификации.
Заместитель Министра просвещения |
М.Н. Ракова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий (утв. Министерством просвещения РФ 31 мая 2019 г. N МР-83/02вн)
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Образование в документах", март-апрель 2020 г., N 3-4