Постановление Правительства Новгородской области от 30 сентября 2019 г. N 385
"О внесении изменений в государственную программу Новгородской области "Чистая вода в Новгородской области на 2019 - 2024 годы"
Правительство Новгородской области постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу Новгородской области "Чистая вода в Новгородской области на 2019 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Новгородской области от 12.07.2019 N 270 (далее государственная программа):
1.1. Изложить в паспорте государственной программы разделы "Соисполнители государственной программы", "Объемы и источники финансирования государственной программы с разбивкой по годам реализации" в редакции:
1.2. Изложить раздел "I. Характеристика текущего состояния, приоритеты и цели государственной политики в сфере обеспечения населения качественной питьевой водой" в редакции:
"I. Характеристика текущего состояния, приоритеты и цели государственной политики в сфере обеспечения населения качественной питьевой водой
1.1. Общая характеристика состояния водоснабжения на территории Новгородской области
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (далее управление Роспотребнадзора по Новгородской области), по состоянию на 1 января 2018 года питьевую воду надлежащего качества, отвечающую требованиям безопасности, из систем централизованного водоснабжения потребляет 69,1% населения области, 80,0% городского населения.
Основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения в области являются поверхностные воды, на долю которых приходится около 80,0% общего объема водопотребления, а также подземные воды (около 20,0%).
Поверхностные водоисточники относятся ко 2 и 3 классу (по ГОСТ 2761-84 "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения"). Вода из поверхностных водоемов перед подачей населению требует полного комплекса очистки (коагулирование, отстаивание, фильтрация, обеззараживание).
Поверхностные водные источники области загрязнены, поскольку используются не только для забора воды, но и как приемники хозяйственно-бытовых, промышленных и ливневых стоков. Воды рек Волхов, Мста, Перетна, Ловать, Шелонь, Малая Вишера и других рек характеризуются высокой цветностью, большим количеством органических веществ гумусового происхождения, низкой минерализацией, высокой бактериальной загрязненностью.
Подземные источники территории Приильменья (Новгородский, Шимский, Солецкий районы) характеризуются повышенным содержанием минеральных солей, выявлены повышенные концентрации железа, фтора и бора.
В 2018 году основными причинами низкого качества питьевой воды, как и в предыдущие годы, являлись продолжающееся антропотехногенное загрязнение поверхностных и подземных вод, факторы природного характера (естественное повышенное содержание в воде элементов цветности, соединений железа и марганца), отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, недостаточный контроль за режимом ограничения на их территории, невыполнение водопользователями санитарно-оздоровительных мероприятий в зонах санитарной охраны водоисточников, неэффективность существующих систем водоподготовки в части обработки высокоцветных исходных вод, изношенность водозаборных сооружений, разводящих сетей, наличие сетевых тупиков в схемах водоснабжения населенных пунктов, отсутствие квалифицированного персонала по технологическому обслуживанию водопроводных сооружений, неудовлетворительно организованный производственный лабораторный контроль качества питьевой воды.
Низким остается качество воды, подаваемой населению Батецкого, Боровичского, Маловишерского, Мошенского, Новгородского, Окуловского, Парфинского, Пестовского, Солецкого, Старорусского, Холмского, Чудовского, Шимского муниципальных районов.
Несоответствие качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям в основном обусловлено показателями, нормируемыми по органолептическому признаку вредности (цветность, мутность, железо). На некоторых территориях (Холмский, Новгородский, Старорусский, Шимский муниципальные районы) вода из подземных источников не соответствует гигиеническим нормативам по показателям жесткости и общей минерализации: в Боровичском, Окуловском муниципальных районах - по содержанию бора и фтора, в Окуловском, Холмском муниципальных районах - по содержанию бора, в Великом Новгороде - по содержанию железа.
Неудовлетворительной остается ситуация с водопроводными сооружениями и разводящими сетями. Каждый второй водопровод требует необходимого комплекса очистных сооружений.
По результатам оценки состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения (далее инвентаризация), централизованное водоснабжение населения Новгородской области осуществляется 24 ресурсоснабжающими организациями из 639 водоисточников, в том числе из 20 поверхностных и из 619 подземных. Протяженность водоводов составляет 355,94 км, протяженность уличной водопроводной сети 2081,85 км.
Средний износ коммунальной инфраструктуры по объектам водоснабжения Новгородской области составляет 96,5%. Отслужили нормативный срок и нуждаются в замене 1325,0 км (63,6%) водопроводных сетей. Вследствие износа растет количество сбоев и аварий в коммунальных системах, увеличиваются сроки их ликвидации и стоимость ремонтов.
Суммарная установленная производственная мощность водопроводов области составляет 422,0 тыс. куб. м в сутки. В 2017 году отпуск воды потребителям составил 33,3 млн. куб. м, в том числе 21,3 млн. куб. м - населению и бюджетным организациям. Объем потребления воды в расчете на 1 человека - 96,0 литра в сутки.
1.2. Краткий анализ результатов инвентаризации
По итогам инвентаризации определены муниципальные образования области с наиболее неудовлетворительным качеством питьевой воды. Сведения о доле проб питьевой воды, не соответствующих установленным требованиям, представлены в таблице:
N |
Наименование муниципального образования Новгородской области |
Доля проб питьевой воды, не соответствующих установленным требованиям |
|||||
источники водоснабжения |
перед поступлением в распределительную сеть |
водопроводная сеть |
|||||
по санитарно-химическим показателям (%) |
по микробиологическим показателям (%) |
по санитарно-химическим показателям (%) |
по микробиологическим показателям (%) |
по санитарно-химическим показателям (%) |
по микробиологическим показателям (%) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Батецкий муниципальный район |
60,6 |
20,3 |
60,6 |
20,3 |
50,0 |
20,3 |
2. |
Боровичский муниципальный район |
45,8 |
4,0 |
45,8 |
4,0 |
45,8 |
4,0 |
3. |
Новгородский муниципальный район |
35,1 |
15,4 |
35,1 |
15,4 |
35,1 |
15,4 |
4. |
Маловишерский муниципальный район |
69,0 |
8,9 |
62,4 |
8,9 |
62,4 |
8,9 |
5. |
Мошенской муниципальный район |
65,0 |
4,1 |
65,0 |
4,1 |
65,0 |
4,1 |
6. |
Окуловский муниципальный район |
59,7 |
6,5 |
59,7 |
6,5 |
59,7 |
6,5 |
7. |
Парфинский муниципальный район |
58,8 |
11,04 |
58,8 |
11,04 |
58,8 |
11,04 |
8. |
Пестовский муниципальный район |
67,0 |
6,8 |
67,0 |
6,8 |
67,0 |
6,8 |
9. |
Солецкий муниципальный район |
80,04 |
11,2 |
80,4 |
11,2 |
75,9 |
11,2 |
10. |
Старорусский муниципальный район |
72,4 |
3,7 |
72,4 |
3,7 |
72,4 |
3,7 |
11. |
Холмский муниципальный район |
80,8 |
14,5 |
80,8 |
14,5 |
80,8 |
14,5 |
12. |
Шимский муниципальный район |
50,0 |
9,1 |
50,0 |
9,1 |
50,0 |
9,1 |
Особенно неблагоприятная ситуация в отношении качества питьевой воды отмечается в Батецком, Старорусском, Солецком, Холмском, Пестовском, Маловишерском, Мошенском, Окуловском, Парфинском, Холмском, Шимском муниципальных районах. Приоритетными химическими загрязнителями являются железо, марганец, алюминий, хлороформ, на некоторых территориях (Шимский, Старорусский муниципальные районы) - фтор и общая минерализация. В Великом Новгороде в питьевой воде централизованного водоснабжения процент несоответствия проб по показателю "железо" составил 49,2%.
На неудовлетворительное качество питьевой воды значительное влияние оказывает низкое санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и сооружений, в том числе вследствие их высокого физического износа. Сведения о состоянии систем водоснабжения представлены в таблице:
N |
Наименование муниципального образования Новгородской области |
Амортизационный износ |
Физический износ |
Число аварий, повреждений и иных технологических нарушений, повлекших перерывы в подаче воды |
|||||
сетей водоснабжения (%) |
объектов водозабора (%) |
объектов водоподготовки (%) |
сетей водоснабжения (%) |
объектов водозабора (%) |
объектов водоподготовки (%) |
на объектах водоснабжения (ед.) |
на сетях водоснабжения (ед.) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Батецкий муниципальный район |
98,0 |
98,0 |
- |
98,0 |
98,0 |
- |
2 |
3 |
2. |
Боровичский муниципальный район |
89,38 |
100 |
76,67 |
89,7 |
100 |
75,0 |
12 |
16 |
3. |
Великий Новгород |
72,32 |
49,5 |
66,67 |
79,3 |
49,38 |
54,53 |
12 |
29 |
4. |
Новгородский муниципальный район |
53,1 |
17,7 |
31,5 |
77,35 |
78,0 |
80,0 |
- |
56 |
5. |
Маловишерский муниципальный район |
98,32 |
98,0 |
93,0 |
77,35 |
78,0 |
80,0 |
- |
56 |
6. |
Мошенской муниципальный район |
83,6 |
99,0 |
- |
62,0 |
94,0 |
- |
7 |
45 |
7. |
Окуловский муниципальный район |
86,2 |
92,0 |
95,0 |
86,2 |
96,0 |
95,0 |
- |
70 |
8. |
Парфинский муниципальный район |
100 |
100 |
100 |
85,0 |
85,0 |
85,0 |
- |
12 |
9. |
Пестовский муниципальный район |
94,69 |
100 |
- |
94,69 |
100 |
- |
3 |
65 |
10. |
Солецкий муниципальный район |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
13 |
60 |
11. |
Старорусский муниципальный район |
70,0 |
70,0 |
10,0 |
80,0 |
80,0 |
15,0 |
110 |
206 |
12. |
Холмский муниципальный район |
84,22 |
97,08 |
- |
84,22 |
97,08 |
- |
84 |
120 |
13. |
Шимский муниципальный район |
78,4 |
76,0 |
76,0 |
78,4 |
76,0 |
76,0 |
18 |
75 |
На основании данных инвентаризации можно сделать вывод о значительном износе систем водоснабжения, объектов водоподготовки, особенно в Солецком, Парфинском, Пестовском, Мошенском, Батецком, Боровичском, Новгородском, Окуловском муниципальных районах, что влечет возникновение аварийных ситуаций на объектах водоснабжения и неблагоприятно сказывается на качестве питьевой воды.
1.3. Обоснование необходимости и достаточности перечня объектов, включенных в государственную программу на основании анализа результатов инвентаризации для достижения целевых показателей, установленных государственной программой
Строительство (реконструкция) объектов, указанных в таблице пункта 1.4 настоящего раздела, обеспечит достижение показателей государственной программы в 2024 году:
повышение доли населения Новгородской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до 81,0%;
повышение доли городского населения Новгородской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до 90,0%.
В связи с неблагоприятной ситуацией в отношении качества питьевой воды в Старорусском муниципальном районе (доля проб питьевой воды, не соответствующих установленным требованиям, 72,4%) в государственную программу в 2019 - 2020 годах включено мероприятие по строительству станции водоподготовки подземных вод по адресу: Новгородская область, Старорусский район, Старорусское городское поселение, д. Дубовицы, ул. Дружбы, д. 12а.
В настоящее время доля проб питьевой воды, не соответствующих установленным требованиям, в Солецком муниципальном районе - 80,4%. В 2020 - 2021 годах планируется строительство модульного блока доочистки воды на водоочистной станции г. Сольцы, что позволит обеспечить население качественной питьевой водой.
На 2021 - 2023 годы запланированы строительство объектов водоподготовки в р.п. Парфино, г. Окуловка, р.п. Кулотино Окуловского муниципального района, п. Большая Вишера Маловишерского муниципального района, в сельских населенных пунктах Старорусского, Батецкого, Пестовского муниципальных районов, а также реконструкция объектов питьевого водоснабжения в муниципальных образованиях с наиболее неудовлетворительным качеством питьевой воды, значительным износом систем водоснабжения в г. Холм, г. Пестово, г. Боровичи, с. Мошенское Мошенского муниципального района.
В целях принятия мер по приведению качества воды к нормативному состоянию в Великом Новгороде, Новгородском муниципальном районе постановлением управления Роспотребнадзора по Новгородской области от 17 декабря 2018 года N 10 для муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Новгородский водоканал" установлено временное отклонение гигиенического норматива питьевой воды из поверхностного источника (р. Волхов) по показателю "железо" до 0,6 мг/л при норме 0,3 мг/л в распределительной сети и у потребителя на период с 1 января 2019 года по 1 мая 2020 года. С целью обеспечения потребителей Великого Новгорода, Новгородского муниципального района качественной питьевой водой в 2023 - 2024 годах планируется произвести реконструкцию системы водоснабжения Великого Новгорода.
1.4. Расчет бюджетной эффективности вложения бюджетных средств
Расчет бюджетной эффективности вложения бюджетных средств осуществляется по формуле:
E = V/P, где:
E |
- |
значение показателя бюджетной эффективности (тыс. руб./%); |
V |
- |
объем инвестиций из федерального бюджета (тыс. руб.); |
P |
- |
плановый показатель увеличения доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, приведенный к общей численности населения Новгородской области (%). Рассчитывается на основании Методических рекомендаций "МР 2.1.4.0143-19.2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Методика по оценке повышения качества питьевой воды, подаваемой системами централизованного питьевого водоснабжения. Методические рекомендации", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 27 марта 2019 года, по формуле: |
Р = U/589775 * чел. 100 %, где:
Проведено рейтингование объектов, подлежащих строительству (реконструкции), в порядке снижения бюджетной эффективности:
1.5. Порядок перехода к использованию перспективных технологий водоподготовки
Разработка проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) объектов водоподготовки, включенных в государственную программу, за исключением объектов "Строительство станции водоподготовки подземных вод по адресу: Новгородская область, Старорусский район, Старорусское городское поселение, д. Дубовицы, ул. Дружбы, д. 12а", "Строительство модульного блока доочистки воды на водоочистной станции г. Сольцы на плановый период 2020 и 2021 годов", по которым проектно-сметная документация уже разработана и получено положительное заключение государственной экспертизы, осуществляется только с применением Справочника перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса и учетом оценки риска здоровью населения, утвержденного протоколом совещания Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 июля 2019 года N 391-ПРМ-МЕ (далее справочник). Справочник направлен министерством в органы местного самоуправления Новгородской области для работы при формировании технического задания на проектирование объектов водоподготовки.";
1.3. Изложить раздел "V. Мероприятия государственной программы" в прилагаемой редакции (приложение N 1 к постановлению);
1.4. В приложении к государственной программе:
1.4.1. Заменить в отметке о наличии приложения слово "Приложение" на слова "Приложение N 1";
1.4.2. Дополнить пункт 4 абзацем следующего содержания:
"наличие гарантийного письма Администрации муниципального образования области, согласованного с представительным органом муниципального образования области, об осуществлении дополнительных расходов в случае их возникновения, в том числе в связи с увеличением сметной стоимости строительства объекта капитального строительства муниципальной собственности, за счет средств местного бюджета в полном объеме, необходимом для введения объекта капитального строительства муниципальной собственности в эксплуатацию.";
1.4.3. Дополнить пункт 7 абзацем следующего содержания:
"гарантийное письмо Администрации муниципального образования области, согласованное с представительным органом муниципального образования области, об осуществлении дополнительных расходов в случае их возникновения, в том числе в связи с увеличением сметной стоимости строительства объекта капитального строительства муниципальной собственности, за счет средств местного бюджета в полном объеме, необходимом для введения объекта капитального строительства муниципальной собственности в эксплуатацию.";
1.4.4. Заменить в пункте 21 слова "обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом 11.3 Порядка формирования," на "предусмотренных соглашением обязательств по достижению значений целевых показателей результативности предоставления субсидии";
1.4.5. В пункте 22:
1.4.5.1. Заменить в первом абзаце слова "обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом 11.4 Порядка формирования" на "предусмотренных соглашением обязательств по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и соответствующего ему графика финансирования мероприятий на каждый год их реализации";
1.4.5.2. Заменить во втором абзаце слова "обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами 11.3, 11.4 Порядка формирования" на "обязательств по достижению значений целевых показателей результативности предоставления субсидии и по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и соответствующего ему графика финансирования мероприятий на каждый год их реализации";
1.4.6. Заменить в пункте 23 слова "обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом 11.2 Порядка формирования" на "предусмотренных соглашением обязательств по соблюдению уровня софинансирования, выраженного в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования области, предусмотренных в бюджете муниципального образования области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия";
1.4.7. Изложить пункт 25 в редакции:
"25. Размер средств бюджета муниципального образования области на реализацию мероприятий, указанных в соглашении, может быть увеличен в одностороннем порядке, что не влечет обязательств по увеличению размера предоставления субсидии, в том числе в случае увеличения сметной стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства, и (или) возникновения других дополнительных расходов.";
1.4.8. Заменить в графе 11 приложения к Порядку предоставления субсидий бюджетам городского округа, муниципальных районов, городских поселений Новгородской области на реализацию региональной составляющей федерального проекта "Чистая вода" на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения:
строки 1 цифры "31.12.2024" на "01.05.2024";
строки 2 цифры "31.12.2024" на "01.05.2024";
строки 3 цифры "31.12.2024" на "01.05.2024";
1.5. Дополнить приложениями N 2-6 к государственной программе в прилагаемой редакции (приложения N 2-6 к постановлению).
2. Разместить постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Губернатор Новгородской области |
А.С. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Новгородской области от 30 сентября 2019 г. N 385 "О внесении изменений в государственную программу Новгородской области "Чистая вода в Новгородской области на 2019 - 2024 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 2 октября 2019 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 1 октября 2019 г.