Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
-
членов комиссии:
-
при участии представителей:
-
рассмотрев жалобу ООО "Русские Автобусы - Группа ГАЗ" от 02.08.2019 б/н на действия (бездействие) заказчика СПб ГУП "Пассажиравтотранс" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки автобусов для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" с последующим заключением договора лизинга (извещение N 31908117693), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Русские Автобусы - Группа ГАЗ" (далее - Заявитель) от 02.08.2019 б/н на действия (бездействие) заказчика СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автобусов для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" с последующим заключением договора лизинга (извещение N 31908117693) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках. При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 20.07.2019;
2. Начальная (максимальная) цена договора - 3 347 226 833 рубля;
3. Дата окончания подачи заявок - 05.08.2019;
4. Дата проведения торгов - 12.08.2019;
5. Дата подведения итогов - 14.08.2019;
6. Согласно уведомлению от 02.08.2019 Заказчиком принято решение об отказе от проведения Аукциона.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
1. Заказчиком в Документации неправомерно установлены требования к функционально-техническим характеристикам товара по предмету закупки, указывающие на конкретного производителя ООО "Волгабас";
2. Заказчиком в Документации установлено неправомерное требование о том, что при заключении договора с единственным участником Аукциона, НМЦД должна быть снижена на 10%.
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлены требования к функционально-техническим характеристикам товара по предмету закупки, указывающие на конкретного производителя ООО "Волгабас".
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
При этом согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком по позиции N 22 приложения N 2 Документации установлены требования к товару по предмету закупки, указывающие на конкретного производителя ООО "Волгабас", а именно: "Автобус большого класса - Мощность двигателя по правилам ЕЭК ООН N 85 не менее 210 кВт", "Автобус особо большого класса - Максимальный крутящий момент Не менее 1000 Нм".
Приложением N 2 Документации установлены вышеуказанные функционально-технические характеристики товара по предмету закупки.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, сведения и пояснил, что указанные в приложении N 2 Документации функционально-технические характеристики товара по предмету закупки установлены исходя из потребностей заказчика, а также эксплуатационных особенностей использования товара. Кроме того, представитель Заказчика представили документы, сведения и пояснили, что названные характеристики не указывают на единственного производителя товара по предмету закупки, поскольку требованиям технического задания Документации соответствует товар как минимум трех производителей, а именно ООО "Волгабас", ООО "МАЗ", ООО "Мерседес".
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлено неправомерное требование о том, что при заключении договора с единственным участником Аукциона, НМЦ договора должна быть снижена на 10%.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Пунктом 27 информационной карты Документации установлено, что "в случае если подана только одна заявка или только одна заявка признана соответствующей по результатам первых частей заявок, аукцион признается не состоявшимся. Если в указанных случаях заявка участника по результатам рассмотрения первых и вторых частей соответствует требованиям документации, Комиссия имеет право признать аукцион несостоявшимся и провести процедуру повторно или принять решение о заключении договора с единственным участником. Договор с таким участником заключается по НМЦД, сниженной на 10 (десять) процентов.
В случае если на аукционные торги вышел (принял участие) один участник из нескольких допущенных к торгам или в ходе торгов не было подано ни одного ценового предложения, аукцион признается не состоявшимся. В указанном случае, Комиссия может принять решение о заключении договора с единственным принявшим участие в торгах участником (сделавшим ценовое предложение с минимальным снижением) с дополнительным снижением его предложения на максимальный шаг аукциона".
Кроме того, аналогичные положения об указанном праве Заказчика установлены пунктом 3.5.9 Положения о закупках, согласно которым "если по результатам рассмотрения заявок принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех участников закупки, подавших заявки, или о допуске к участию в аукционе только одного участника, аукцион признается несостоявшимся.
В случае если аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что подана только одна заявка или только одна заявка по результатам рассмотрения первой части признана соответствующей требованиям документации, Комиссия может принять решение о заключении договора с единственным участником, заявка которого признана соответствующей требованием документации по цене, уменьшенной на от 5 до 10 процентов от НМЦД (размер снижения должен быть отражен в информационной карте документации)".
Учитывая изложенное, в случае отсутствия ценового предложения единственного участника Аукциона, сниженного от НМЦД на 10%, Заказчик вправе не заключать договор по результатам проведения закупки с таким участником на условиях, изложенных в заявке такого участника.
Вместе с тем, в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением, в том числе, условия обеспечения конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.
Таким образом, учитывая требования Закона о закупках, по результатам проведения конкурентной закупки Заказчик обязан заключить договор с участником Аукциона на условиях, изложенных в заявке победителя закупки.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеуказанные положения в Документации, а также в Положении о закупках нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Вместе с тем, выявленное нарушение на результаты проведения Аукциона не повлияли, поскольку Заказчиком 02.08.2019 принято решение об отказе от проведения Аукциона.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Русские Автобусы - Группа ГАЗ" (ИНН: 7714241290, ОГРН: 1027700368410) от 02.08.2019 б/н на действия (бездействие) заказчика СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (ИНН: 7830001758, ОГРН: 1027809247300) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автобусов для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" с последующим заключением договора лизинга (извещение N 31908117693) обоснованной в части установления Заказчиком в Документации неправомерного требования о снижении НМЦД единственного участника Аукциона на 10%.
2. Признать СПб ГУП "Пассажиравтотранс" нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать СПб ГУП "Пассажиравтотранс" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 07.08.2019 N 223ФЗ-818/19.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 07.08.2019 N 223ФЗ-818/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 августа 2019 г. N 223ФЗ-818/19 "По результатам рассмотрения жалобы ООО "Русские Автобусы - Группа ГАЗ" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Текст решения опубликован не был