Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
- членов Комиссии:
- при участии представителей:
- рассмотрев жалобу АО "АльфаСтрахование" от 02.08.2019 N 6241668 (вх. 135887/19 от 02.08.2019) на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по добровольному медицинскому страхованию граждан (извещение N 31907944773), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступили жалоба АО "АльфаСтрахование" от 02.08.2019 N 6241668 (далее - Заявитель) на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по добровольному медицинскому страхованию граждан (извещение N 31907944773) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках. При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России", утвержденным приказом ФГУП "Почта России" от 11.06.2019 N 283-п (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение о проведении Конкурса, Конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 31.05.2019;
2. Начальная (максимальная) цена договора - 461 469 397,26 рублей;
3. Дата окончания подачи заявок - 08.07.2019;
4. Дата проведения торгов - 16.07.2019;
5. Дата подведения итогов Конкурса - 24.07.2019;
6. На участие в Конкурсе подано 2 заявки, 2 заявки признаны соответствующими требованиям Документации.
В ходе заседания 07.08.2019 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 08.08.2019.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно определен победитель Конкурса.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Рассмотрев представленные материалы и документы, выслушав представителей Заказчика, Заявителя, ПАО "РЕСО-Гарантия", Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно определен победитель Конкурса, поскольку участником Конкурса ПАО "РЕСО-Гарантия" в составе заявки представлены недостоверные сведения по критериям оценки "Наличие отказов в выплате по ДМС в 2016, 2017, 2018 г.", "Наличие страховых выплат по ДМС на основании решения суда за 2017 и 2018 г.".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принципы закупочной деятельности установлены в статье 1.2 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 5.2 Информационной карты Документации критерии оценки заявок на участие в Конкурсе установлены в приложении N 1 к Информационной карте Документации (далее - Приложение N 1).
В соответствии с Приложением N 1 оценка заявок участников Конкурса осуществляется, в том числе по критериям "Наличие отказов в выплате по ДМС в 2016, 2017, 2018 г.", "Наличие страховых выплат по ДМС на основании решения суда за 2017 и 2018 г." (далее - Показатель N 2 и N 3). При этом установлен следующий порядок оценки:
Показатель |
Документы, подтверждающие данные по показателю |
Расчет по показателю |
Показатель 2 Наличие отказов в выплате по ДМС в 2016, 2017, 2018 г. |
Копия формы по ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" за период в 2016, 2017, 2018 г. (раздел 1, стр. 126, столбец 8) |
Отсутствие отказов - 25 баллов Наличие отказов от 1 до 100 - 10 баллов Наличие отказов от 101 и более - 0 баллов Максимальное количество баллов - 25 |
Показатель 3 Наличие страховых выплат по ДМС на основании решения суда за 2017 и 2018 г. |
Копия формы по ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" в 2017 и 2018 г. (раздел 1, стр. 126, столбец 11) |
Отсутствие выплат - 25 баллов Наличие выплат от 1 до 100 - 5 баллов Наличие выплат 101 и более - 0 баллов Максимальное количество баллов - 25 |
На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя представили материалы и сообщили, что согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению заявок на оценочной стадии и подведению итогов открытого конкурса в электронном виде N 31907944773 от 24.07.2019 ПАО "РЕСО-Гарантия" признано победителем Конкурса. При этом по Показателям N 2 и N 3 присвоено максимальное количество баллов, что свидетельствует о предоставлении в заявке ПАО "РЕСО-Гарантия" сведений об отсутствии отказов в выплате по добровольному медицинскому страхованию (далее - ДМС) в 2016, 2017 и 2018 году, а также отсутствии страховых выплат по ДМС на основании решения суда за 2017 и 2018 года.
Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и сообщил, что согласно сведениям размещенным на сайте Банка России, а именно форме по ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" ПАО "РЕСО-Гарантия" указывает следующие значения показателей:
Показатель |
Отчетный период, г. |
Значение |
Отказ в страховой выплате по ДМС |
2016 |
4908 случаев |
2017 |
5537 случаев |
|
Выплаты по договорам страхования на основании решения суда |
2017 |
1,02 млн. руб. |
2018 |
1,61 млн. руб. |
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что предоставление ПАО "РЕСО-Гарантия" в составе заявке на участие в Конкурсе сведений об отсутствии случаев по Показателям N 2 и N 3 является фактом предоставлением недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела) субъекты страхового дела обязаны представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о несостоятельности (банкротстве).
При этом согласно части 5 Приложения N 4 к Указания Банка России от 25.10.2017 N 4584-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности, необходимой для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности, и статистической отчетности страховщиков, а также формах, сроках и порядке представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков", принятого на основании статей 28 и 30 Закона об организации страхового дела, страховщик осуществляет проверку полноты и правильности составления отчетности, в том числе проверку контрольных соотношений ее показателей, до отправки отчетности в Банк России.
Также представитель ПАО "РЕСО-Гарантия" на заседании Комиссии ФАС России подтвердил наличие вышеуказанных расхождений в сведениях по Показателям N 2 и N 3, а также сообщил о необходимости корректировки информации размещенной на сайте Банка России.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.22 Документации Заказчик, комиссия по закупкам обязаны отстранить участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения, в том числе в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником конкурса в составе заявки.
При этом на заседании Комиссии ФАС России установлено, что в составе заявки на участие в Конкурсе ПАО "РЕСО-Гарантия" представлена информация о наличии расхождений между сведениями, размещенными на сайте Банка России и сведениями заявки по Показателям N 2 и N 3.
Учитывая изложенное, в отсутствие иных сведений, подтверждающих достоверность информации, представленной в заявке ПАО "РЕСО-Гарантия" по Показателям N 2 и N 3, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном определении победителя Конкурса, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупках и нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу АО "АльфаСтрахование" (ИНН: 7713056834, ОГРН: 1027739431730) от 02.08.2019 N 6241668 на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" (ИНН: 7724261610, ОГРН: 1037724007276) (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по добровольному медицинскому страхованию граждан (извещение N 31907944773) обоснованной.
2. Признать ФГУП "Почта России" нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ФГУП "Почта России" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 08.08.2019 N 223ФЗ-820/19.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.08.2019 N 223ФЗ-820/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 августа 2019 г. N 223ФЗ-820/19 "По результатам рассмотрения жалобы АО "АльфаСтрахование" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Текст решения опубликован не был