Предварительный национальный стандарт ПНСТ 342-2018
"Интеллектуальные транспортные системы. Автоматическая идентификация транспортного средства и оборудования. Электронная регистрация идентификационных данных транспортных средств. Часть 2. Эксплуатационные требования"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 декабря 2018 г. N 74-пнст)
Automatic vehicle and equipment identification. Electronic registration identification (ERI) for vehicles. Part 2. Operational requirements
ОКС 35.240.60
Срок действия - с 1 июня 2019 г. до 1 июня 2022 г.
Предисловие
1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт интеллектуальных транспортных систем" (ООО "НИИ ИТС")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 декабря 2018 г. N 74-пнст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 24534-2-2010 "Интеллектуальные транспортные системы. Автоматическая идентификация транспортного средства и оборудования. Электронная регистрация идентификационных данных транспортных средств" (ISO 24534-2:2010 "Automatic vehicle and equipment identification - Electronic registration identification (ERI) for vehicles - Part 2: Operational requirements", NEQ)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к электронной регистрации идентификационных данных (ERI) транспортных средств (ТС), подходящей для использования в следующих случаях:
- при электронной идентификации местных и иностранных ТС органами государственной власти;
- производстве ТС, обслуживании во время эксплуатационного срока и идентификации окончания срока эксплуатации ТС;
- установлении срока службы (управлении жизненным циклом ТС);
- адаптировании данных ТС (например, для международных продаж);
- идентификации в целях обеспечения безопасности;
- в рамках задач сокращения числа совершаемых преступлений;
- при оказании коммерческих услуг.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 28198 (МЭК 68-1-88) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 1. Общие положения и руководство
ГОСТ EN 301 489-1 V1.9.2 Электромагнитная совместимость и радиочастотный спектр. Электромагнитная совместимость технических средств радиосвязи. Часть 1. Общие технические требования
ПНСТ 343-2018 Интеллектуальные транспортные системы. Автоматическая идентификация транспортного средства и оборудования. Электронная регистрация идентификационных данных транспортных средств. Часть 3. Данные транспортного средства
ПНСТ 344-2018 Интеллектуальные транспортные системы. Автоматическая идентификация транспортного средства и оборудования. Электронная регистрация идентификационных данных транспортных средств. Часть 4. Безопасный обмен данными с использованием асимметричных технологий
ПНСТ 345-2018 Интеллектуальные транспортные системы. Автоматическая идентификация транспортного средства и оборудования. Электронная регистрация идентификационных данных транспортных средств. Часть 5. Безопасный обмен данными с использованием симметричных технологий
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аутентификация (authentication): Аутентификация объекта, гарантирующая каждому субъекту удостоверение личности другого лица.
3.2 безопасность (security): Защита информации и данных, подразумевающая, что неавторизованные лица или системы не могут читать или модифицировать данные, а уполномоченные лица или системы получают санкционированный доступ.
3.3 бортовое оборудование ERI (on board ERI equipment): Оборудование, устанавливаемое на транспортное средство и используемое в целях ERI.
Примечание - Встроенное оборудование ERI содержит ERT и может также содержать дополнительные устройства связи.
3.4 бэк-офис (back office): Оборудованное место для управления данными системы ERI органами государственной власти или предоставления отдельных сервисов поставщиками услуг.
3.5 данные ERI (ERI data): Данные транспортного средства ERI, которые могут быть получены из электронной регистрационной метки ERT.
Примечание - Данные ERI состоят из идентификатора транспортного средства и возможных дополнительных данных транспортного средства.
3.6 дополнительные данные о транспортных средствах (additional vehicle data): Данные электронной регистрации идентификационных данных ERI, не относящиеся к идентификатору транспортного средства.
3.7 жизненный цикл (lifetime): Период времени, в течение которого предмет оборудования существует и функционирует.
3.8 идентификация близости транспортного средства (vehicle vicinity identification): Действие по обнаружению положения или акт установления наличия транспортного средства вблизи внешнего считывателя ERI (ERR) без указания точного положения транспортного средства.
Примечание - Если поблизости от считывателя имеется несколько транспортных средств, то конкретное транспортное средство или его точное местоположение не идентифицируется. Тем не менее будет установлено, что идентификация транспортного средства прошла в непосредственной близости от считывателя.
3.9 идентификация конкретного транспортного средства (specific vehicle identification): Идентификация конкретного транспортного средства или акт установления личности владельца конкретного транспортного средства.
3.10 контроль доступа (access control): Предотвращение несанкционированного использования ресурса, в том числе предотвращение применения ресурса несанкционированным образом.
3.11 оператор (operator): Субъект, ответственный за оперативное управление системой ERI.
3.12 органы государственной власти (registration authority): Органы государственной власти, ответственные за регистрацию и хранение данных транспортного средства.
Примечание - Органы государственной власти могут обеспечивать аккредитованные организации данными о транспортном средстве.
3.13 органы государственной власти (для данных ERI) (registration authority): Организация, ответственная за данные ERI и обеспечение безопасности данных согласно местному законодательству.
Примечание - Действия органов государственной власти, ответственных за данные о транспортном средстве, могут совпадать с действиями органов государственной власти, регистрирующих транспортное средство. Настоящий стандарт не устанавливает к данному вопросу строгих требований.
3.14 поставщик услуг (service provider): Лицо или организация, оказывающие услугу по идентификации и/или предоставлению другой информации, касающейся транспортного средства.
3.15 приватность (privacy): Право частных лиц контролировать или влиять на то, какая информация, связанная с их частной жизнью, может быть собрана и храниться, а также кем и кому эта информация может быть раскрыта.
3.16 придорожное оборудование (roadside equipment): Оборудование, расположенное в фиксированном положении вдоль автомобильной транспортной сети с целью обмена данными с бортовым оборудованием проезжающих транспортных средств.
3.17 регистрационный сертификат (registration certificate): Документ регистрации транспортного средства (документ или смарт-карта), выданный соответствующим органом.
3.18 режим чтения/записи данных (read/write): Соответствующий ERT режим, в котором содержимое данных может быть изменено с помощью совместимого запросчика через беспроводной интерфейс.
3.19 совместимость (interoperability): Способность взаимодействия систем предоставлять и принимать услуги из других систем и использовать эти сервисы для обеспечения эффективной совместной работы систем.
3.20 список контроля доступа (access control list): Список лиц вместе с их правом доступа, которым разрешен доступ к ресурсу.
3.21 только для чтения (read only): Содержимое данных не может быть изменено считывателем/ запросчиком.
3.22 цикл чтения/записи (read/write cycle): Данный цикл завершает последовательность взаимодействия с помощью считывателя/запросчика, посредством которого ERT однозначно идентифицируется, и новые данные, содержащие полный набор данных или его часть, записываются в ERT с помощью беспроводного интерфейса.
3.23 электронная регистрационная метка (electronic registration tag); ERT: Бортовое устройство ERI, содержащее данные ERI, один или несколько интерфейсов для доступа к данным и обеспечивающее требуемые условия безопасности.
Примечания
1 В случаях высокой степени безопасности ERI является типом модуля приложения безопасности SAM (secure application module).
2 ERT может быть отдельным устройством или интегрированной в устройство, реализующее другие функции [например, связь DSRC (Dedicated short-range communications)].
3.24 электронная регистрация идентификационных данных (electronic registration identification); ERI: Действие или акт идентификации транспортного средства электронными средствами.
3.25 электронный регистрационный считыватель (electronic registration reader); ERR: Устройство, используемое для чтения или чтения/записи данных из ERT.
4 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
AIB - аккредитованный независимый испытательный орган (AIB accredited, independent testing body);
ELV - конец срока эксплуатации ТС (end-of-life vehicles);
EMC - электромагнитная совместимость (EMC electromagnetic compatibility);
ERI - электронная идентификация регистрации (electronic registration identification);
ERM - электромагнитная совместимость и спектр радиочастот (ERM electromagnetic compatibility and radio spectrum matters);
ERR - электронный регистрационный считыватель (ERR electronic registration reader);
ERT - электронная регистрационная метка (ERT electronic registration tag);
SAM - модуль приложения безопасности (secure application module).
5 Системные требования
5.1 Системный контекст ERI
На рисунке 1 представлена контекстная (информативная) диаграмма среды, в которой функционирует ERT.
Рисунок 1 - Полнофункциональная ERI-система с встроенным компонентом ERT
5.2 ERT
ERT должна содержать идентификатор ТС и может включать в себя дополнительные данные ТС.
ERT должна прямо или косвенно связываться с ERR.
Примечание - ERT может также связываться с другим бортовым оборудованием ERI или бортовым оборудованием, отличным от ERI, когда данные ERI необходимы для поддержки других транспортных приложений.
5.3 Операционные параметры
5.3.1 Общие положения
В классах, определенных в настоящем стандарте, ERT должна иметь возможность связывать данные ERI по беспроводной линии с ERR.
5.3.2 Диапазон считывания ERT
Данные ERI должны считываться из ERT с помощью внешнего ERR, который может в соответствии с приложением работать в качестве устройства при непосредственной близости (т.е. карманного), мобильного (т.е. ТС) или фиксированного местоположения [т.е. придорожного оборудования (RSE)].
Примечание - Параметры чтения определены в этом пункте; параметры записи зависят от многих факторов и выходят за рамки настоящего стандарта.
5.3.3 Совместимость системы ERI
Система ERI должна обеспечивать совместимость с другими системами ERI, разработанными в соответствии с настоящим стандартом.
Примечание - Договоренности между регистрирующими органами или их агентами выходят за рамки настоящего стандарта.
5.4 Распределение памяти ERT
5.4.1 Память ERT
ERT в системе ERI должна иметь защищенную память, предназначенную для хранения идентификационных данных ТС, согласно требованиям настоящего стандарта, а также ПНСТ 343-ПНСТ 345.
Для приложений ERI, для которых требуется дополнительная информация для поддержки идентификации ТС (например, классификация ТС), минимальный набор данных определен в ПНСТ 343.
5.4.2 Циклы чтения/записи ERT
Память ERT, имеющая возможности чтения/записи, должна иметь возможность изменять данные в памяти как минимум 100 000 раз. При этом изменениям не подвергаются следующие данные:
- уникальный идентификатор ТС;
- любые заблокированные данные.
5.5 Безопасность данных ERI
Доступ к памяти данных ERI для функций чтения или записи должен контролироваться через авторизованный список контроля доступа пользователя.
Элементы безопасности данных ERT, касающиеся конфиденциальности, целостности, аутентичности и безотказности, приведены в ПНСТ 344 и ПНСТ 345.
5.6 Местоположение ERT
ERT должна быть постоянно закреплена на ТС и расположена таким образом, чтобы сводить к минимуму воздействие дорожной среды.
Местоположение ERT не должно мешать физическому доступу при обслуживании ТС.
Примечание - Определение места установки ERT на ТС выходит за рамки настоящего стандарта.
5.7 Безопасность бортового оборудования ERI
5.7.1 Механическая безопасность
Бортовое оборудование ERI должно быть надежно закреплено на ТС, не представлять опасности для его пассажиров и не мешать при эксплуатации ТС.
5.7.2 Электрическая безопасность
ERT, требующая электропитания, может работать от собственной внутренней батареи или через подключение к электрической системе ТС.
ERT или встроенное оборудование ERI, питаемое электропитанием ТС, должны использовать плавкое соединение и работать на уровнях электрической мощности, соответствующих техническим характеристикам ТС и оборудования ERI.
Производные электрические или магнитные поля не должны превышать уровней, указанных в [1] и/или ГОСТ EN 301 489-1 V1.9.2.
5.7.3 Визуальная безопасность
Бортовое оборудование ERI не должно отвлекать водителя, а также не должно мешать обзору дороги.
5.7.4 Элементы управления
Транзакция ERI не требует вмешательства водителя.
5.8 Требования к окружающей среде
ERT и другое бортовое оборудование ERI должны соответствовать параметрам окружающей среды для встроенного оборудования (классов Н1-Н3) в соответствии с [2], а также указанным в [3].
Примечание - Основные процедуры экологического тестирования приведены в ГОСТ 28198.
5.9 Безопасность ERT
5.9.1 Защита электронных данных
Данные, считающиеся конфиденциальными, должны быть доступны для чтения и изменения только уполномоченным сторонам. В ПНСТ 344 приведены положения о конфиденциальности, аутентификации и контроля доступа.
Если ERT остается работоспособной после физического вмешательства, то она должна сообщить ERR о возможном нарушении нормальной работы и угрозе безопасности данных.
5.9.2 Физическая безопасность
ERT не оборудована защитой от несанкционированного изымания из стационарного места на ТС.
ERT должна указывать на преднамеренные попытки физического удаления или вмешательства при размещении на ТС, постоянно отображающем визуальные доказательства.
Если ERT физически удаляется из ТС, она должна утрачивать функциональные характеристики, а ее замена должна быть осуществлена поставщиком.
5.10 Жизненный цикл ERT
Жизненный цикл ERT может зависеть от ее функциональности и места размещения на ТС. Ожидается, что при размещении на лобовом стекле ERT будет иметь гораздо более короткий жизненный цикл по сравнению с размещением на менее подверженных внешнему воздействию участках ТС.
Примечание - Типичный жизненный цикл ERT, установленный на весь срок службы ТС, приведен в приложении Б.
6 Требования к классификации системы
6.1 Общие положения
Для соответствия требованиям настоящего стандарта оборудование должно обеспечить выполнение заявленного параметра классификации или комбинации параметров, указанных в таблицах 1-4.
6.2 Классификация продолжительности жизни ERT
ERT должна работать без обслуживания в соответствии с одним из определений классов, приведенных в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация продолжительности жизни ERT
Классификация по жизненному циклу |
Срок службы ERT |
ERT-A0 |
> 30 |
ERT-A1 |
30 |
ERT-A2 |
25 |
ERT-A3 |
15 |
ERT-A4 |
10 |
ERT-A5 |
3 |
ERT-A6 |
< 3 |
6.3 Источники питания ERT
ERT может функционировать автономно. Для сменной батареи в ERT срок службы должен соответствовать определениям классов, указанных в таблице 2. Эти требования не зависят от технологии.
Таблица 2 - Классификация продолжительности жизни источника ERT
Классификация по жизненному циклу |
Срок службы (на основе 500 транзакций ERT в месяц) |
ERT-B0 |
15 |
ERT-B1 |
15 |
ERT-B2 |
10 |
ERT-B3 |
5 |
ERT-B4 |
3 |
ERT-B5 |
1 |
ERT-B6 |
|
а) Не применимо, так как аккумулятор не требуется. |
6.4 Классификация чтения ERT
6.4.1 Диапазон считывания ERT
Данные ERI должны считываться из ERT с помощью внешней ERR, которая может в соответствии с заявкой работать в качестве портативного устройства, устройства на ТС или стационарно (т.е. придорожное оборудование).
ERR должен иметь возможность считывать уникальный идентификатор ТС из ERT в соответствии с определениями классов, приведенных в таблице 3.
Таблица 3 - Классификация диапазона считывания ERT
Диапазон считывания ERT |
Минимальный диапазон считывания, м |
ERT-C1 |
1000 |
ERT-C2 |
500 |
ERT-C3 |
250 |
ERT-C4 |
100 |
ERT-C5 |
50 |
ERT-C6 |
10 |
ERT-C7 |
3 |
ERT-C8 |
1 |
ERT-C9 |
0,004 |
6.4.2 Скорость движения транспортного средства
ERR должен быть способен считывать данные ERI из ERT на скорости прохождения ТС в соответствии с определениями классов, приведенных в таблице 4.
Таблица 4 - Классификация скорости транспортного средства ERT
Возможность чтения ERT |
Скорость проезжающего транспортного средства, км/ч |
ERT-D1 |
От 0 до 500 |
ERT-D2 |
От 0 до 250 |
ERT-D3 |
От 0 до 150 |
ERT-D4 |
От 0 до 50 |
ERT-D5 |
От 0 до 25 |
ERT-D6 |
< 5 |
6.5 Типы оборудования на борту ERI
Бортовое оборудование ERI классифицируется как пять отдельных категорий. Условия эксплуатации в окружающей среде классифицируются в соответствии с ГОСТ 28198.
Категории оборудования ERI определены следующим образом:
- категория 1 - надежная совместимость.
ERI, установленная и работающая снаружи на ТС, и в экстремальных (класс I) условиях окружающей среды и эксплуатации системы;
- категория 2 - стандартная совместимость.
ERI, установленная внутри ТС, предоставляющая возможность функционирования в стандартных (максимальный класс II) условиях окружающей среды и эксплуатации системы;
- категория 3 - взаимодействие в рамках отдельных классов окружающей среды.
ERI, установленная внутри ТС, способна работать в стандартных рабочих условиях (максимальный класс II) и соответствовать выбранным экологическим классам;
- категория 4 - взаимодействие в рамках выбранных операционных классов.
ERI, установленная внутри ТС, предоставляющая возможность работы в нормальных (максимальный класс II) условиях окружающей среды и в соответствии с выбранными операционными классами;
- категория 5 - совместимость в рамках отдельных эксплуатационных и экологических классов.
ERI, установленная внутри ТС, способна работать в рамках отдельных классов эксплуатации и окружающей среды.
7 Организационная структура системы ERI
Список потенциально заинтересованных сторон в государственном и частном секторах, необходимых для внедрения, эксплуатации и поддержки систем на основе ERI, приведен в приложении В.
Определение организационной структуры, необходимой для работы систем ERI, выходит за рамки настоящего стандарта.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предварительный национальный стандарт ПНСТ 342-2018 "Интеллектуальные транспортные системы. Автоматическая идентификация транспортного средства и оборудования. Электронная регистрация идентификационных данных транспортных средств. Часть 2. Эксплуатационные требования" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 декабря 2018 г. N 74-пнст)
Текст стандарта приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2019 г.
Срок действия - с 1 июня 2019 г. до 1 июня 2022 г.
Настоящий документ фактически прекратил действие в связи с истечением срока