Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 13 августа 2012 г. N 8198 в наименование настоящего приложения внесены изменения
Приложение
Ведомственная целевая программа
"Строительство объекта "Мостовой переход через р. Обь по Оловозаводскому створу в г. Новосибирске" (Этап N 1 на участке от ПК83+70
до ПК138+45,69)" на 2010 - 2014 годы
(утв. постановлением мэрии г. Новосибирска от 22 декабря 2009 г. N 540)
12 марта 2010 г., 28 февраля, 7 октября 2011 г., 15 июня, 13 августа 2012 г.
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 13 августа 2012 г. N 8198 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт
ведомственной целевой программы города Новосибирска "Строительство объекта "Мостовой переход через р. Обь по Оловозаводскому створу в г. Новосибирске" (Этап N 1 на участке от ПК83+70 до ПК138+45,69)"
на 2010 - 2014 годы
Примечание: * - объем финансирования подлежит корректировке при формировании бюджетов всех уровней на каждый финансовый год.
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 13 августа 2012 г. N 8198 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Общие положения
Объектом регулирования ведомственной целевой программы города Новосибирска "Строительство объекта "Мостовой переход через р. Обь по Оловозаводскому створу в г. Новосибирске" (Этап N 1 на участке от ПК83+70 до ПК138+45,69)" на 2010 - 2014 годы (далее по тексту - Программа) является сеть автомобильных дорог в городе Новосибирске.
Предметом регулирования Программы являются отношения, возникающие при осуществлении мероприятий по строительству объекта "Мостовой переход через р. Обь по Оловозаводскому створу в г. Новосибирске" (Этап N 1 на участке от ПК83+70 до ПК138+45,69)".
Сфера действия Программы - социально-экономическая.
Программа разработана в соответствии с:
Градостроительным кодексом Российской Федерации;
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
Земельным кодексом Российской Федерации;
Жилищным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 N 824 "О Генеральном плане города Новосибирска";
решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О правилах землепользования и застройки города Новосибирска";
решением Совета депутатов города Новосибирска от 25.11.2009 N 1457 "О плане социально-экономического развития города Новосибирска на 2010 год".
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 13 августа 2012 г. N 8198 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Характеристика сферы действия Программы
Необходимость реализации данной Программы обусловлена следующими обстоятельствами.
Город Новосибирск является крупным административным, промышленным, научным, культурным и транспортным центром Сибири, областным центром Новосибирской области. Транспортное обеспечение жизнедеятельности города во многом осуществляется посредством транспортной инфраструктуры города. Важнейшую роль в этом процессе играют автомобильный транспорт и автодорожная сеть общего пользования.
Сложившаяся планировочная структура города крайне сложная и состоит из десяти районов, разобщенных р. Обью, железнодорожными магистралями Москва - Владивосток, Новосибирск - Барнаул. Река Обь разделяет территорию города на две части. Около 2/3 населения проживают на правом берегу реки, остальная часть на левом берегу. Промышленные предприятия размещены по всей территории города неравномерно.
Существующая магистральная улично-дорожная сеть города Новосибирска призвана решать две стратегические задачи: во-первых, обеспечение развития новосибирской агломерации и новосибирского транспортно-логистического узла; во-вторых, обеспечение внутригородских автомобильных перевозок в интересах экономики и населения города.
На сегодняшний день существующая магистральная улично-дорожная сеть не отвечает современным требованиям к обслуживанию отдельных районов по скорости и безопасности движения и сдерживает дальнейшее территориальное развитие города.
В городе ощущается острая нехватка искусственных сооружений, особенно через р. Обь. Это обстоятельство является одним из основных недостатков планировочной структуры, тем более что основные промышленные, логистические объекты базируются в левобережной части города, а подавляющая часть населения сосредоточена в правобережной его части. Кроме того, существующие мостовые переходы через р. Обь построены 30 и более лет назад, их габариты недостаточны, морально устарели, так как рассчитаны под нагрузки, не соответствующие современным требованиям. Существующее положение вызывает не только трудности, связанные с пропуском транспортных потоков, но и приводит к повышенному износу мостов из-за воздействия интенсивных динамических нагрузок, существенно превышающих нормативные.
Уровень загрузки мостов города Новосибирска в 2009 году приведен в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Уровень загрузки мостов города Новосибирска в 2009 году
N п. |
Наименование объекта |
Интенсивность движения транспорта в час пик, ед./час |
Пропускная способность, ед./час |
Коэффициент уровня загрузки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Мост в створе ул. Восход |
8720 |
8100 |
1,1 |
2 |
Мост в створе пр. Димитрова |
9580 |
8100 |
1,2 |
3 |
Мост по плотине Новосибирской ГЭС |
1950 |
1700 |
1,1 |
Необходимо отметить, что уровень загрузки является основным фактором, влияющим на условия движения транспорта. При уровне загрузки свыше 0,8 необходимо предусматривать меры по повышению пропускной способности элементов улично-дорожной сети города. При уровне загрузки свыше 1,0 заторы наблюдаются примерно в 50 - 70 % циклов светофорного регулирования, водители вынуждены систематически нарушать требования безопасности движения, снижая интервалы между автомобилями или двигаясь в условиях несоответствия этих интервалов скоростям движения. В этих условиях водители также систематически нарушают требования сигналов светофоров, начиная движение до включения разрешающих сигналов и продолжая его после включения запрещающих сигналов, что приводит к росту аварийности.
Недостаточное количество мостовых переходов через р. Обь (два действующих автомобильных моста, использование проезжей части плотины ОбьГЭС), высокая интенсивность движения по мостам в значительной степени усугубляет ситуацию с организацией транспортного движения, не позволяет разгрузить центральную часть города как от транзитного иногороднего транспорта, так и внутригородского транзита.
Такая ситуация в свою очередь требует активного развития автодорожной инфраструктуры, обеспечивающей потребности как новосибирской агломерации (трудовая маятниковая миграция населения, доставка грузов для нужд города и т. д.), так и соседних регионов, развивающих свои экономические связи с новосибирским транспортно-логистическим узлом.
Отсутствие до настоящего времени мостового перехода через р. Обь по Оловозаводскому створу приводит к перепробегам автотранспорта, низкой скорости движения и не позволяет правобережной и левобережной частям города в полной мере ускорить освоение перспективных площадок под жилищное и другие виды строительства, увеличивает негативный эффект от накопления потерь, связанных с задержками движения и перепробега автотранспорта, являясь сдерживающим фактором развития экономики города. Строительство нового мостового перехода через р. Обь является одним из главных стратегических направлений совершенствования улично-дорожной сети города.
При отсутствии мостового перехода через р. Обь по Оловозаводскому створу интенсивный рост транспортных потоков, обеспечивающий пропорциональное развитие города без "дискриминации" социально-хозяйственных связей между левобережной и правобережной частями города, невозможен уже к 2010 году. Умеренный рост территориальных связей между левобережной и правобережной частями города (приемлемые диспропорции) прекратится к 2014 году, а низкий рост (существенные диспропорции) - к 2020 году. На 2025 год расчетная интенсивность движения автотранспорта между берегами р. Оби составит 320300 приведенных автомобилей в сутки, в том числе по мостовому переходу через р. Обь по Оловозаводскому створу - 120000 автомобилей в сутки, т. е. 37 % от общего потока автотранспорта будет пересекать р. Обь по Оловозаводскому створу.
Таким образом, указанные проблемы требуют более внимательного отношения к вопросам строительства моста через р. Обь, соединяющего две части города, с учетом роста интенсивности движения и необходимости социально-экономического развития города.
Для решения обозначенных задач в условиях ограниченного финансирования принимаемые меры должны носить направленный целевой характер, чему способствует применение программно-целевого подхода.
Необходимость разработки и реализации Программы обуславливается следующими факторами:
социально-экономической остротой проблемы;
необходимостью привлечения средств областного бюджета к решению поставленных задач;
высокой капиталоемкостью и длительностью инвестиционных сроков реализации проекта, требующего соответствующего планирования инвестиций, направленных на развитие и совершенствование автодорожной сети.
Цель Программы носит долгосрочный характер, ее достижение невозможно обеспечить в рамках одного года, поэтому предлагается Программа на 2010 - 2014 годы.
С целью эффективного использования капитальных вложений предусмотрено два этапа строительства:
первый этап:
строительство транспортной развязки на ул. Ватутина в районе торгового центра "МЕГА Новосибирск" в Кировском районе с путепроводом через ул. Ватутина и устройством четырех съездов - заездов с ул. Ватутина на подходы к мосту;
строительство автодороги от ул. Ватутина до р. Оби в зоне парка культуры и отдыха "Бугринская роща";
строительство моста через р. Обь и ее пойменную часть от парка культуры и отдыха "Бугринская роща до ул. Бугурусланской и 10-го Камышинского пер. в Октябрьском районе;
строительство транспортной развязки на ул. Большевистской с устройством путепровода через ул. Большевистскую и четырех съездов - заездов на ул. Большевистскую от ул. Выборной до карьера "Борок" в направлениях: мост через р. Обь - Советский район, мост через р. Обь - Центральный район, устройством подпорной стенки и земляного полотна по пятому съезду;
второй этап:
строительство второго путепровода через ул. Большевистскую и устройство дополнительных четырех съездов со стороны ул. Кирова в направлениях: Октябрьский район - Советский район, Октябрьский район - Центральный район;
строительство путепровода через железную дорогу в районе ул. Гайдара в Октябрьском районе;
строительство автодороги от путепровода в районе ул. Гайдара через железнодорожные пути до ул. Кирова на пересечении с ул. Выборной.
4. Цели и задачи Программы
Целью Программы является улучшение обеспечения транспортной связи между левобережной и правобережной частями города Новосибирска и пропуска транзитного транспорта через территорию города Новосибирска со стороны городов Омска, Камня на Оби - Павлодара, Барнаула - Ташанты, Ленинска - Кузнецкого.
Задачами для достижения цели является:
обеспечение круглогодичного, непрерывного, безопасного и комфортного движения транспортных средств между левобережной и правобережной частями города Новосибирска;
повышение уровня безопасности дорожного движения;
увеличение пропускной способности магистралей города.
Целевые индикаторы:
площадь территории транспортной доступности зоны действия мостового перехода по Оловозаводскому створу (га);
сокращение дорожно-транспортных происшествий на мостовых переходах и магистралях, прилегающих к ним (%);
увеличение пропускной способности мостовых переходов между левобережной и правобережной частями города (автомобилей/час.);
сокращение времени транзитного проезда на (%).
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 13 августа 2012 г. N 8198 раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции
5. Перечень программных мероприятий
N п. |
Наименование мероприятий |
Показатель |
Единица измерения |
Плановый период, годы |
Источники финансирования |
Ответственный исполнитель |
Срок реализации (вводимая протяженность, п. м. |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. Улучшение обеспечения транспортной связи между левобережной и правобережной частями города Новосибирска и пропуска транзитного транспорта через территорию города Новосибирска со стороны Омска, Камня-на-Оби - Павлодара, Барнаула - Ташанты, Ленинск-Кузнецкого | |||||||||||
1.1 |
Обеспечение круглогодичного, непрерывного, безопасного и комфортного движения транспортных средств между левобережной и |
Площадь территории транспортной доступности зоны действия мостового перехода по Оловозаводскому створу |
га |
|
|
|
|
22840 |
|
|
|
правобережной частями города Новосибирска |
Сокращение времени транзитного проезда транспорта |
% |
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
1.2 |
Повышение уровня безопасности дорожного движения |
Сокращение ДТП на мостовых переходах и магистралях, прилегающих к ним |
% |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
1.3 |
Увеличение пропускной способности магистралей города |
Увеличение пропускной способности мостовых переходов между левобережной и правобережной частями города |
(автомобилей/час) |
|
|
|
|
3200 |
|
|
|
2. Мероприятия по реализации Программы | |||||||||||
2.1 |
Получение разрешения на строительство, разрешения на водопользование, определение рыночной стоимости объектов, подлежащих сносу, и выплата компенсаций за изъятие, осуществление технического надзора за проведением строительно-монтажных работ, контроль за соблюдением сроков строительства |
Сумма затрат |
млн. рублей |
228,04 |
405,4 |
400,0 |
639,59 |
807,15 |
БГ, БК |
МКУ "УДС" |
2010 - 2014 гг. |
2.2 |
Разработка рабочей документации, проектно-изыскательские работы и авторский надзор |
Сумма затрат |
млн. рублей |
238,83 |
243,0 |
435,8 |
53,0 |
|
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2010 - 2014 гг. |
2.3 |
Выполнение работ по объекту: "Мостовой переход через р. Обь по Оловозаводскому створу в г. Новосибирске" (Этап N 1 на участке от ПК83+70 до ПК138+45,69) |
Сумма затрат |
млн. рублей |
1223,13 |
3851,6 |
2964,2 |
807,41 |
5419,49 |
БГ, ОБ, БК, ФБ |
МКУ "УДС" |
2010 - 2014 гг. |
2.3.1 |
Разбивочные работы протяженностью 12,871 км: путепроводы - 3 шт.; эстакады - 5 шт.; съезды - 1 шт. |
Сумма затрат |
млн. рублей |
3,55 |
|
|
|
|
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2010 г. |
2.3.2 |
Подготовка территории строительства на площади 107,954 га |
Сумма затрат |
млн. рублей |
20,0 |
31,18 |
2,5 |
1,41 |
|
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2010 - 2013 гг. |
2.3.3 |
Переустройство коммуникаций, в том числе: сети связи - 35,372 км; сети водоснабжения и канализации - 10,293 км; сети газопровода - 3,148 км; сети электроснабжения - 18 км / 6 ТП |
Сумма затрат |
млн. рублей |
109,64 |
256,1 |
102,25 |
35,0 |
112,65 |
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2011 - 2014 гг. |
2.3.4 |
Организация дорожного движения на период строительства |
Сумма затрат |
млн. рублей |
0,1 |
5,0 |
4,0 |
7,0 |
7,0 |
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2010 - 2014 гг. |
2.3.5 |
Устройство земляного полотна объемом 414890 куб. м |
Сумма затрат |
млн. рублей |
|
38,48 |
40,0 |
40,0 |
1004,52 |
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2011 - 2014 гг. |
2.3.6 |
Устройство дорожной "одежды" площадью 85490 кв. м |
Сумма затрат |
млн. рублей |
|
87,46 |
170,6 |
52,0 |
79,94 |
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2011 - 2014 гг. |
2.3.7 |
Строительство путепровода через ул. Ватутина протяженностью 69,07 п. м |
Сумма затрат |
млн. рублей |
|
221,0 |
70,0 |
34,0 |
|
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2011 - 2013 гг. (69,07 п. м. |
2.3.8 |
Строительство моста через р. Обь с судоходным арочным пролетным строением длиной 380 п. м. протяженностью 2095,7 п. м |
Сумма затрат |
млн. рублей |
1037,11 |
3101,74 |
1899,0 |
300,0 |
124,31 |
БГ, ОБ, БК, ФБ |
МКУ "УДС" |
2010 - 2014 гг. (2095,7 п. м. |
2.3.9 |
Строительство путепровода через ул. Большевистскую протяженностью 307,85 п. м |
Сумма затрат |
млн. рублей |
|
|
180,0 |
100,0 |
264,0 |
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2012 - 2014 гг. (307,85 п. м. |
2.3.10 |
Строительство пешеходного моста через основной ход трассы в районе Бугринской рощи протяженностью 59,0 п. м |
Сумма затрат |
млн. рублей |
|
|
|
|
25,74 |
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2014 г. (59,0 п. м. |
2.3.11 |
Строительство транспортной развязки на ул. Ватутина с устройством четырех съездов протяженностью 2500 п. м |
Сумма затрат |
млн. рублей |
|
3,25 |
78,0 |
78,0 |
223,75 |
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2011 - 2014 гг. (2500 п. м. |
2.3.12 |
Строительство транспортной развязки на ул. Большевистской с устройством четырех съездов протяженностью 6200 п. м. и устройством подпорной стенки и земляного полотна по пятому съезду |
Сумма затрат |
млн. рублей |
|
18,81 |
300,0 |
80,0 |
2351,19 |
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2011 - 2014 гг. (6200 п. м. |
2.3.13 |
Организация движения на период ввода объекта в эксплуатацию и дорожные ограждения (развязки - 2 шт.) |
Сумма затрат |
млн. рублей |
|
|
|
|
95,0 |
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2014 г. |
2.3.14 |
Природоохранные мероприятия |
Сумма затрат |
млн. рублей |
|
|
30,99 |
50,0 |
483,71 |
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2012 - 2014 гг. |
2.3.15 |
Строительство наружного освещения, аэросигнализации и навигационной системы (объект - 1 шт.) |
Сумма затрат |
млн. рублей |
|
4,9 |
|
|
109,22 |
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2011, 2014 гг. |
2.3.16 |
Строительство ливневой канализации трассы мостового перехода (объект - 1 шт.) |
Сумма затрат |
млн. рублей |
|
48,88 |
76,86 |
20,0 |
374,26 |
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2011 - 2014 гг. |
2.3.17 |
Благоустройство территории 107,954 га |
Сумма затрат |
млн. рублей |
|
|
|
|
6,0 |
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2014 г. |
2.3.18 |
Строительство временных подъездных дорог протяженностью 9,3 км |
Сумма затрат |
млн. рублей |
52,73 |
34,8 |
10,0 |
10,0 |
145,2 |
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2010 - 2014 гг. |
2.3.19 |
Испытания моста |
Сумма затрат |
млн. рублей |
|
|
|
|
13,0 |
БГ, ОБ |
МКУ "УДС" |
2014 г. |
2.3.20 |
Ввод в эксплуатацию объекта: "Мостовой переход через р. Обь по Оловозаводскому створу в г. Новосибирске" (Этап N 1 на участке от ПК83+70 до ПК138+45,69) |
|
|
|
|
|
|
|
|
ДТиДБК |
2014 г. (2095,7 п. м. |
Итого: |
млн. рублей |
500,0 |
750,0 |
750,0 |
750,0 |
5476,64 |
БГ |
|
|
||
млн. рублей |
512,3414 |
2250,0 |
750,0 |
750,0 |
750,0 |
ОБ |
|
|
|||
|
млн. рублей |
677,6586 |
1500,0 |
|
|
|
БК |
|
|
||
|
млн. рублей |
|
|
2300,0 |
|
|
ФБ |
|
|
Примечание: |
Используемые сокращения: БГ - средства бюджета города; БК - средства бюджетного кредита; ДТиДБК - департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска; ДТП - дорожно-транспортное происшествие; МКУ "УДС" - муниципальное казенное учреждение города Новосибирска "Управление дорожного строительства"; ОБ - средства областного бюджета; ФБ - средства федерального бюджета. |
6. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется ее разработчиком совместно с исполнителем основных мероприятий в соответствии с действующими нормативными актами.
Заказчик Программы:
определяет и утверждает ответственных лиц по исполнению программных мероприятий;
отвечает за соблюдение процедуры проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок в порядке, установленным Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
осуществляет функции по размещению муниципальных заказов на выполнение работ;
координирует и контролирует действия исполнителей Программы по выполнению программных мероприятий;
контролирует своевременное выполнение программных мероприятий;
своевременно вносит в установленном порядке необходимые изменения и уточнения в Программу.
Исполнитель Программы:
разрабатывает техническое задание по выполнению работ;
заключает муниципальные контракты (договоры) в соответствии с действующим законодательством с исполнителями работ на выполнение программных мероприятий;
подписывает акты выполненных работ в соответствии с заключенными контрактами и договорами;
осуществляет оплату выполненных работ в соответствии с действующим законодательством.
Контроль эффективности и целевого использования средств осуществляет контрольно-счетная палата города Новосибирска.
7. Эффективность реализации программы
Результатами Программы являются: обеспечение круглогодичного, непрерывного, безопасного и комфортного движения транспортных средств между левобережной и правобережной частями города Новосибирска; сокращение времени на поездки между берегами р. Оби, снижение себестоимости поездок и перевозок за счет уменьшения перепробега и, как следствие, формирование новых производственных, хозяйственных и торговых связей между берегами, дополнительное социально-экономическое развитие города; увеличение пропускной способности магистралей города; повышение уровня безопасности дорожного движения; уменьшение выбросов в атмосферу за счет сокращения пробега и улучшения условий движения, улучшение экологических условий (по выбросам в атмосферу, шуму и т. д.) на территории жилой застройки за счет вывода из нее внешнего и внутригородского транзитного транспорта. Ввод мостового перехода через р. Обь по Оловозаводскому створу в черте города Новосибирска разгрузит существующие автодорожные мосты, обеспечит более эффективное соединение улично-дорожной сети левой и правой частей города и ускорит проход автомобильного транспорта с левого на правый берег, сократит автомобильные "пробки" в городе. Суммарная пропускная способность мостовых переходов через р. Обь повысится на 76,8 тыс. приведенных автомобилей в сутки.
Реализация программы должна обеспечить достижение следующих значений целевых показателей:
увеличение пропускной способности транспортной сети между левобережной и правобережной частями города - 3200 автомобилей/час.;
сокращение времени транзитного проезда транспорта на 20 %;
сокращение числа ДТП на мостовых переходах и магистралях, прилегающих к ним, на 10 %;
улучшение транспортной доступности в зоне действия мостового перехода по Оловозаводскому створу на площади 22840 га.
В 2014 году будут введены в эксплуатацию объекты первого этапа строительства:
транспортная развязка по ул. Ватутина с устройством четырех съездов, в том числе:
путепровод протяженностью 69,07 п. м;
два пешеходных моста общей протяженностью 75,4 п. м;
мост через реку Обь с судоходным арочным пролетным строением длиной 380 п. м протяженностью 2095,7 п. м;
транспортная развязка на ул. Большевистской с устройством четырех съездов, в том числе:
путепровод через ул. Большевистскую протяженностью 307,85 п. м;
четыре эстакады общей протяженностью 835,0 п. м;
пешеходный мост протяженностью 24 п. м;
пешеходный мост через основной ход трассы в районе Бугринской рощи протяженностью 59,0 п. м.
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэра г. Новосибирска от 22 декабря 2009 г. N 540 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Строительство... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.