Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
муниципального образования
Белогорского района
от 17.09.2019 N 658
Муниципальная программа
"Защита прав потребителей на территории муниципального образования Белогорского района"
1. Паспорт
1. |
Наименование муниципальной программы |
Муниципальная программа "Защита прав потребителей на территории муниципального образования Белогорского района" (далее - Программа) |
2. |
Координатор Программы |
Администрация муниципального образования Белогорского района |
3. |
Участники Программы |
Отдел экономического развития и прогнозирования администрации муниципального образования Белогорского района Правовой отдел администрации муниципального образования Белогорского района МКУ Отдел образования администрации муниципального образования Белогорского района ТО Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах (по согласованию) МО МВД России "Белогорский" (по согласованию) Управление Россельхознадзора по Амурской области (по согласованию) |
4. |
Цель (цели) Программы |
Создание на территории муниципального образования Белогорского района условий для эффективной защиты прав потребителей, установленных законодательством Российской Федерации |
5. |
Задачи Программы |
1. Формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей. 2. Содействие повышению правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей. 3. Формирование навыков рационального потребительского поведения. 4. Повышение уровня грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке муниципального образования Белогорского района. 5. Обеспечение защиты населения района от недоброкачественных товаров, работ и услуг. 6. Стимулирование повышения качества продукции, товаров, работ, услуг, реализуемых на потребительском рынке Белогорского района. |
6. |
Этапы (при их наличии) и сроки реализации Программы в целом и в разрезе подпрограмм |
2019 - 2025 годы |
7. |
Объемы бюджетных ассигнований Программы (с расшифровкой по годам ее реализации), а также прогнозные объемы средств, привлекаемых из других источников |
Выполнение мероприятий муниципальной программы не требует выделения бюджетных ассигнований. |
8. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Уменьшение количества нарушений законодательства о защите прав потребителей на потребительском рынке, связанных с незнанием предпринимателями, потребителями, производителями требований нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в указанной сфере. Повышение уровня доступности и оперативности защиты нарушенных прав потребителей. Повышение уровня потребительских знаний, информированности населения. Повышение уровня доступности информации о товарах, работах, услугах, необходимой потребителям для реализации предоставленных им законодательством прав. Повышение качества реализуемых товаров, предоставляемых работ и услуг на территории Белогорского района. |
2. Характеристика сферы реализации Программы
Основным направлением в вопросах защиты прав потребителей является создание на территории муниципального района Белогорского района благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав и обеспечение их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке является предупреждение и профилактика правонарушений. Большую важность играют досудебные формы разрешения споров, связанных с нарушением прав потребителей, ввиду длительности сроков рассмотрения дел по защите прав потребителей в судах.
Также в связи с изменением законодательства, когда снижается количество проводимых надзорными органами проверок, результаты контрольно-надзорных мероприятий свидетельствуют об увеличении нарушений прав потребителей. Создается угроза многочисленных нарушений прав и законных интересов потребителей в различных сферах потребительского рынка.
Основными причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав,
Проводимая пропаганда законодательства о защите прав потребителей и разъяснительная работа среди хозяйствующих субъектов и населения позволит разрешать большинство споров между потребителями и рыночными контрагентами без применения административной или судебной процедуры.
Реализация Программы позволит укрепить систему защиты прав потребителей в муниципалитете.
Для достижения положительного эффекта работа по укреплению системы защиты прав потребителей должна проводиться на муниципальном уровне, как с потребителями, так и с предпринимателями, работающими на потребительском рынке.
Работа с потребителями должна быть направлена на их просвещение, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты, информированию об имеющихся на рынке качественных товарах (работах, услугах).
Работа с хозяйствующими субъектами (изготовителями, исполнителями работ, услуг) должна быть направлена на их информирование о нормах законодательства Российской Федерации и Амурской области, о санкциях за их нарушение, на облегчение доступа к нормативным правовым актам, на создание условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства при работе на потребительском рынке.
Решение вопросов, связанных с качеством предоставляемых услуг, будет способствовать предотвращению вреда жизни и здоровью потребителей от приобретения фальсифицированных продуктов питания, выполнения работ, оказания услуг ненадлежащего качества.
Большая работа в сфере защиты прав потребителей проводится общеобразовательными учреждениями района. Ежегодно, в преддверии Всемирного дня защиты потребителей, во всех учебных заведениях организовываются факультативные уроки по основам потребительских знаний на разнообразные темы:
- защита прав потребителей;
- покупаем товары, услуги;
- пользуемся коммунальными и бытовыми услугами;
- покупаем недвижимость, делаем ремонт;
- получаем образование;
- лечимся, путешествуем, развлекаемся;
- как защитить свои права и другие.
Принятие Программы на 2019 - 2025 годы позволит своевременно сосредоточить внимание, в первую очередь, на наиболее проблемные секторы потребительского рынка, в частности такие как, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, финансовые услуги, где уровень как государственной, так и общественной защиты соответствующих потребительских прав граждан пока не отвечает реальным запросам населения.
В администрации муниципального образования Белогорского района отсутствует специалист по защите прав потребителей, решением вопросов указанной сферы занимается отдел экономического развития и прогнозирования. Отделом ведется работа по консультированию населения по вопросам защиты прав потребителей. Обязанности по работе с обращениями граждан возложены на сектор по кадровой работе отдела по организационным и кадровым вопросам администрации муниципального образования Белогорского района.
В 2018 году в администрацию муниципального образования Белогорского района поступило 302 обращения граждан, что на 14,4% больше по сравнению с 2017 годом (в 2017 году - 264 обращения):
- из них 31 обращение - устное (обращения на личном приеме у главы муниципального образования и его заместителей) и 271 обращение - в письменном виде, в том числе - 17 коллективных обращений.
Удельный вес всех обращений за 2018 год сложился следующим образом:
- 44,4 % по вопросам жилищно-коммунальной сферы;
- 27,5 % по вопросам социальной сферы;
- 18,2 % по вопросам экономики;
- 5,9% по вопросам обороны, безопасности, законности;
- 4,0% по вопросам государства, общества и политики.
На официальном сайте администрации муниципального образования Белогорского района создана вкладка "Защита прав потребителей" (в разделе "Экономика"), где размещена нормативная правовая информация, образцы претензий, рекомендации и памятка для потребителей.
3. Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и ожидаемые конечные результаты
Приоритетом государственной политики в сфере реализации муниципальной программы является:
- получение потребителем качественной услуги в области защиты прав потребителей на территории муниципального образования Белогорский район.
Целью Программы является создание условий для эффективной и доступной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей.
Основными задачами, направленными на достижение целей Программы, являются:
- формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей.
- содействие повышению правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей.
- формирование навыков рационального потребительского поведения.
- повышение уровня грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке муниципального образования Белогорский район.
- обеспечение защиты населения района от недоброкачественных товаров, работ и услуг.
- стимулирование повышения качества продукции, товаров, работ, услуг, реализуемых на потребительском рынке Белогорского района.
Основными ожидаемыми результатами реализации программы будут:
- уменьшение количества нарушений законодательства о защите прав потребителей на потребительском рынке, связанных с незнанием предпринимателями, потребителями, производителями требований нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в указанной сфере;
- повышение уровня доступности и оперативности защиты нарушенных прав потребителей;
- повышение уровня потребительских знаний, информированности населения;
- повышение уровня доступности информации о товарах, работах, услугах, необходимой потребителям для реализации предоставленных им законодательством прав;
- повышение качества реализуемых товаров, предоставляемых работ и услуг на территории Белогорского района.
4. Система реализации программных мероприятий
Программа содержит 7 мероприятий, которые сгруппированы в три основных мероприятия, согласно приложению N 1 к муниципальной программе. Основные мероприятия Программы сформированы с учетом проблем, требующих решения на муниципальном уровне, а именно:
Основное мероприятие 4.1. "Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей", в рамках которого предусматривается информирование широкого круга граждан о потребительских правах, оперативное принятие мер, направленных на предупреждение и недопущение нарушений потребительских прав.
Основное мероприятие 4.2 "Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей", в рамках которого предусматривается рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав, оперативное принятие мер по пресечению нарушений законодательства.
Основное мероприятие 4.3 "Принятие мер к добровольному урегулированию споров", в рамках которого предусматривается оказание помощи потребителям по оформлению претензий, а также информирование федеральных контрольно-надзорных органов о потребительских услугах ненадлежащего качества.
Реализация программных мероприятий осуществляется отделом экономического развития и прогнозирования администрации муниципального образования Белогорского района посредством взаимодействия с правовым отделом администрации муниципального образования Белогорского района, МКУ Отдел образования администрации МО Белогорского района, ТО Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах, МО МВД России "Белогорский", Управлением Россельхознадзора по Амурской области.
5. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы
Муниципальная программа базируется на положениях:
Конституции Российской Федерации;
Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"
Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
иных федеральных нормативных правовых актах, нормативных правовых актах Амурской области в сфере реализации программы.
6. Ресурсное обеспечение Программы
В муниципальной программе предусмотрены мероприятия, реализация которых не требует финансового обеспечения.
7. Планируемые показатели эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность защиты прав потребителей посредством оптимизации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций.
Осуществление превентивных мер, направленных на профилактику нарушений в сфере защиты прав потребителей, создаст условия для повышения культуры обслуживания потребителей, повышения гражданского самосознания изготовителей и продавцов (исполнителей) товаров, работ и услуг.
Данные меры будут способствовать предотвращению поступления на территорию муниципального образования Белогорского района опасных и некачественных товаров, работ, услуг, формированию у населения навыков рационального потребительского поведения.
Программа обеспечит повышение информированности населения в сфере защиты прав потребителей. Будет создана устойчивая система развития саморегулируемого бизнеса, производящего и оказывающего качественные и конкурентоспособные товары и услуги (работы) в районе. Повысится удельный вес случаев добровольного удовлетворения законных требований потребителей, повысится качество и безопасность товаров и услуг. Оценка результативности действия Программы будет проводиться ежегодно по результатам отчетного года. Основными ожидаемыми результатами реализации муниципальной программы будут:
- уменьшение количества нарушений законодательства о защите прав потребителей на потребительском рынке, связанных с незнанием предпринимателями, потребителями, производителями требований нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в указанной сфере;
- повышение уровня доступности и оперативности защиты нарушенных прав потребителей;
- повышение уровня потребительских знаний, информированности населения;
- повышение уровня доступности информации о товарах, работах, услугах, необходимой потребителям для реализации предоставленных им законодательством прав.
- повышение качества реализуемых товаров, предоставляемых работ и услуг на территории Белогорского района.
Для оценки результатов определены целевые показатели (индикаторы), которые к концу 2025 года составлять:
1. Количество опубликованной информации по вопросам защиты прав потребителей в СМИ и в сети интернет составит 5 единиц.
2. Количество проведенных просветительских мероприятий об основах потребительских прав среди общеобразовательных заведений составит 4 единицы.
3. Количество проинформированных потребителей о комплексном состоянии потребительского рынка путем проведения семинаров, круглых столов, конференций составит 40 человек.
Оценка показателей эффективности и непосредственных результатов Программы будет проводиться по результатам отчетного года.
Коэффициенты значимости показателей мероприятий, осуществляемых в рамках подпрограммы, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Коэффициенты значимости мероприятий
N п/п |
Наименование программы, основного мероприятия |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Муниципальная программа "Защита прав потребителей на территории муниципального образования Белогорского района на 2019 - 2025 годы" |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1.1 |
Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
1.1.1 |
Освещение в средствах массовой информации вопросов защиты прав потребителей, фактов нарушения прав потребителей в сфере потребительских услуг |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
1.1.2. |
Участие в организации и проведении просветительских мероприятий об основах потребительских прав среди учащихся общеобразовательных учреждений района |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
1.1.3. |
Осуществление мониторинга цен на социально значимые товары |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
1.1.4. |
Организация и проведение семинаров, "круглых столов", конференций по вопросам обеспечения защиты прав потребителей |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
1.2. |
Профилактика и пресечение правонарушений в сфере защиты прав потребителей |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
1.2.1. |
Рассмотрение обращений потребителей в пределах компетенции, консультирование по вопросам защиты прав потребителей граждан, исполнителей работ и услуг |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
1.3. |
Принятие мер к добровольному урегулированию споров |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
1.3.1. |
Оказание помощи потребителям по оформлению претензий |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
1.3.2. |
Информирование федеральных контрольно-надзорных органов о потребительских услугах ненадлежащего качества |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
8. Риски реализации Программы.
Меры управления рисками
Реализация муниципальной программы не зависит от рисков, которые могут в значительной степени оказать влияние на значение показателей ее результативности и в целом на достижение результатов программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.