Федеральной антимонопольной службой в целях контроля за исполнением требований приказа ФАС России от 29.05.2019 N 684/19 (далее - приказ ФАС России), проанализированы материалы, в том числе приказы Службы по тарифам Иркутской области, экспертные заключения, протоколы заседаний Правления Службы пo тарифам Иркутской области, направленные письмом Службы по тарифам Иркутской области (далее - Служба) от 09.07.2019 N 02-79-1643/19 и выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении требований приказа ФАС России.
Согласно пункту 6 статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии, в рамках предельных уровней цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются ФАС России дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России, устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Служба приказом от 28.06.2019 года N 117-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год" пересмотрела единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год.
При этом во 2 полугодии 2019 года ставки (тарифы) на содержание электрических сетей на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей по уровням напряжения ВН, СН-1, СН-2, НН установлены на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2018 N 1819/18, на 6,3%, а одноставочные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по уровню напряжения ВН, СН-1, СН-2, НН, выше предельных максимальных уровней установленных ФАС России на 5,1%.
Установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии вне рамок предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии без согласования с ФАС России является превышением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставленных им полномочий.
Согласно пункту 7 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Установление Службой единых (котловых) тарифов на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии в установленном порядке не было согласовано с ФАС России.
Анализ приказа Службы от 28.06.2019 года N 117-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год" показал, что Службой не устранены нарушения, указанные в приказе ФАС России от 29.05.2019 N 684/19.
В приказе ФАС России от 29.05.2019 N 684/19 указано:
1. При утверждении НВВ на очередной период регулирования Службой не отражено надлежащее исполнение требований пункта 29 Основ ценообразования, не указаны документы, на основании которых, определена величина расходов (прайс-листы, приказы, положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд организации).
Служба не внесла соответствующие изменения в экспертные заключения пo территориальным сетевым организациям Иркутской области на 2019 год и не скорректировала НВВ территориальных сетевых организаций на 2019 год.
2. При установлении тарифов на 2019 год, а также при определении экономически обоснованных фактических расходов 2017 года, в представленных Службой посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)) экспертных заключениях не указаны договоры и прочие документы, подтверждающие величину расходов по статьям затрат, сформированные в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования, и подтверждающие исполнение организациями требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Служба не внесла соответствующие изменения в экспертные заключения по территориальным сетевым организациям Иркутской области на 2019 год и не скорректировала НВВ территориальных сетевых организаций на 2019 год.
3. В экспертных заключениях, представленных посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)), не в полном объеме приведен анализ основных технико-экономических показателей территориальных сетевых организаций за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования, При этом, Службой без обоснований при формировании полезного отпуска электрической энергии (мощности) по уровням напряжения допущены значительные отклонения от фактических показателей 2017 года, представленных в адрес ФАС России. Экспертные заключения не содержат документов, обосновывающих такие отклонения. Данный факт, является нарушением пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Служба не внесла соответствующие изменения в экспертные заключения по территориальным сетевым организациям Иркутской области на 2019 год и не скорректировала НВВ территориальных сетевых организаций на 2019 год.
4. По результатам анализа экспертного заключения, представленного Службой посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - ЕЕ.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)) по территориальной сетевой компании (далее - ТСО) ООО "Сибэнергоактив-Иркутск", в части экономической обоснованности по статьям расходов:
- "Аварийный запас" - ТСО заявлены расходы в размере 10 101,9 тыс. руб. Служба считает допустимым учесть указанные расходы в размере 3 715,8 тыс. руб., вместе с тем, не представлен в полном объёме анализ экономической обоснованности расходов по данной статье.
Службой не представлены обоснования учета затрат по статье "Аварийный запас" и не указаны обосновывающие материалы, предусмотренные Основами ценообразования, на основании которых учтены затраты.
Затраты по статье "Аварийный запас", принятые Службой на 2019 год подлежат исключению как принятые с нарушением Основ ценообразования.
5. По результатам анализа экспертного заключения, представленного Службой посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)) по ТСО ООО "Управление Энергоснабжения", в части экономической обоснованности по статьям расходов:
- "Доставка работников к месту работы" в размере 82,8 тыс. руб. Не представлен в полном объёме анализ экономической обоснованности расходов по данной статье.
Службой не представлены обоснования учета затрат по статье "Доставка работников к месту работы" и не указаны обосновывающие материалы, предусмотренные Основами ценообразования, на основании которых учтены затраты.
Затраты по статье "Доставка работников к месту работы", принятые Службой на 2019 год подлежат исключению как принятые с нарушением Основ ценообразования.
6. По результатам анализа экспертного заключения, представленного Службой посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)) по ТСО ОГУЭП "Облкоммунэнерго", в части экономической обоснованности по статьям расходов:
- "Техосвидетельствование" учтены Службой в размере 1 905,6 тыс. руб., вместе с тем, не представлен в полном объёме анализ экономической обоснованности расходов по данной статье.
Службой не представлены обоснования учета затрат по статье "Техосвидетельствование" и не указаны обосновывающие материалы, предусмотренные Основами ценообразования, на основании которых учтены затраты.
Затраты по статье "Техосвидетельствование", принятые Службой на 2019 год подлежат исключению как принятые с нарушением Основ ценообразования.
- "Оплата проездных билетов" в размере 59,6 тыс. руб. Не представлен в полном объёме анализ экономической обоснованности расходов по данной статье.
Службой не представлены обоснования учета затрат по статье "Оплата проездных билетов" и не указаны обосновывающие материалы, предусмотренные Основами ценообразования, на основании которых учтены затраты.
Затраты по статье "Оплата проездных билетов", принятые Службой на 2019 год подлежат исключению как принятые с нарушением Основ ценообразования.
- "Сертификация электрической энергии" учтены Службой в размере 967 тыс. руб., вместе с тем, не представлен в полном объёме анализ экономической обоснованности расходов по данной статье.
ФАС России отмечает, что законодательство, действующее в области ценообразования в электроэнергетике, постановления Верховного суда Российской Федерации от 13.05.2016 N 305-АД15-19783 и от 13.05.2016 N 305-АД17-20505 не содержат положений, предусматривающих обязательность учета в тарифах средств на получение сертификата соответствия качества электрической энергии.
В соответствии с законодательством, действующим в области электроэнергетики, сетевая организация обязана обеспечивать надежное и качественное энергоснабжение потребителей вне зависимости от наличия (отсутствия) сертификата соответствия качества электрической энергии. В целях исполнения этих требований в тарифах на услуги по передаче электрической энергии предусмотрены все необходимые средства, обязательность включения в расходы которых предусмотрена Основами ценообразования.
Затраты по статье "Сертификация электрической энергии", принятые Службой на 2019 год, подлежат исключению как принятые с нарушением Основ ценообразования.
7. Распоряжением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 25.12.2018 N 436-мр внесены изменения в распоряжение Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 24.12.2014 N 149-мр "Об утверждении инвестиционной программы ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2015-2019 годы".
На основании вышеуказанных распоряжений Службой в НВВ ОГУЭП "Облкоммунэнерго" учтена прибыль на капитальные вложения в размере 304 946 тыс. руб., что, в том числе, привело к росту НВВ ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 21%.
Указанные действия Службы привели к росту ставки (тарифа) на содержание электрических сетей для потребителей Иркутской области на уровне напряжения ВН с 01.07.2019 на 20%, одноставочного тарифа на уровне напряжения ВН на 16,6%, что существенно превышает индексацию тарифов сетевых, компаний в размере 3% с 01.07.2019, предусмотренную прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года.
Распоряжение Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 25.12.2018 N 436-мр было принято после 1 ноября 2019 года, что является нарушением пункта 64 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
Служба в экспертном заключении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" указала: "По информации Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, которое является уполномоченным органом по утверждению инвестиционных программ на территории Иркутской области, распоряжение N 436-мр было принято во исполнение перечня поручений Губернатора Иркутской области от 21 декабря 2018 года N 06-456/18. В этой связи изменения в инвестиционную программу ОГУЭП "Облкоммунэнерго" внесены Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в соответствии с пунктом 67 Правил".
Пунктом 67 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 (далее - Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики), предусмотрены соответствующие документы и не предусмотрено неисполнение требований пункта 64 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в связи с наличием перечня поручений Губернатора Иркутской области. Пунктом 64 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает инвестиционную программу при наличии заключений (отчетов) по результатам проведения технологического и ценового аудита в случаях, когда получение таких заключений (отчетов) в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации является обязательным.
На основании вышеизложенного, ФАС России считает, что распоряжение Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 25.12.2018 N 436-мр было принято после 1 ноября 2019 года, что является нарушением пункта 64 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
Затраты по статье "Прибыль на развитие производства" и "Амортизация" в НВВ ОГУЭП "Облкоммунэнерго", принятые Службой на 2019 год, подлежат дополнительному анализу и экономически необоснованные расходы подлежат исключению.
Приложением N 14 приказа Минэнерго от 24.03.2010 N 144 "Об утверждении формы инвестиционной программы субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций", установлена форма "График реализации инвестиционной программы, млн рублей с НДС", где в форму "Источники финансирования инвестиционной программы на год N, млн рублей" включаются данные с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС). ФАС России установлено, что в соответствии с приложением N 7 к Распоряжению Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 25.12.2018 N 436-мр "О внесении корректировки в утвержденную инвестиционную программу ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2015-2019 годы и их утверждении", в разделе 3 "Источники финансирования инвестиционной программы", соответствующем указанному приложению к приказу Минэнерго от 24.03.2010 N 144, в утвержденный план на 2019 год, всего: 955,498 млн руб., в том числе (с НДС): показатель инвестиционной программы "амортизация основных средств" составляет - 650,552 млн руб., а показатель "прибыль направленная на инвестиции" составляет - 304,946 млн руб. При этом ФАС России установлено, что в соответствии с экспертным заключением, представленным Службой письмом от 09.07.2019 N 02-79-1648119, эксперты Службы считают допустимым принять в расчет необходимой валовой выручки на 2019 год расходы на амортизационные отчисления тоже в размере 650,552 млн руб., а расходы на прибыль тоже в размере 304,946 млн руб. При расчете плановых показателей цен тарифов на долгосрочный период регулирования, применяются значения расходов без учета НДС, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявлять к оплате покупателю соответствующую сумму НДС. Данный факт свидетельствует о том, что установленные Службой цены (тарифы) необоснованно учитываются расходы на прибыль и амортизационные отчисления с НДС.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер приказа Минэнерго от 24.03.2010 следует читать как "N 114"
ФАС России установлено, что в приложении к приказу Минэнерго России от 25.11.2014 N 861 "Об утверждении инвестиционной программы ОАО "Иркутская электросетевая компания" на 2015-2019 годы" в разделе "Источники финансирования инвестиционной программы (в прогнозных ценах соответствующих лет), млн руб.", в утвержденный план на 2019 год включено всего (с НДС): 7 500,29 млн руб., в том числе: показатель инвестиционной программы "амортизация" составляет - 5 184,98 млн руб., а показатель "прибыль направленная на инвестиции" составляет - 1 162,07 млн руб. При этом ФАС России установлено, что в соответствии с экспертным заключением, представленным Службой письмом от 09.07.2019 N 02-79-1648119, эксперты Службы считают допустимым принять в расчет необходимой валовой выручки на 2019 год расходы на амортизационные отчисления тоже в размере 5 184,98 млн руб., а расходы на прибыль тоже в размере 1 162,07 млн руб. Данный факт свидетельствует о том, что установленные Службой цены (тарифы) необоснованно учитываются# расходы на прибыль и амортизационные отчисления с НДС.
ФАС России установлено, что в приложении к приказу Минэнерго России от 25.11.2014 N 861 "Об утверждении инвестиционной программы ОАО "Иркутская электросетевая компания" на 2015-2019 годы" в разделе "Источники финансирования инвестиционной программы (в прогнозных ценах соответствующих лет), млн руб.", утвержденный план на 2017 год по показателю инвестиционной программы "амортизация" составляет - 4 809,45 млн руб. (с НДС).
При этом ФАС России выявлено, что в соответствии с экспертным заключением ОАО "Иркутская электросетевая компания", представленным Службой письмом от 09.07.2019 N 02-79-1648119, фактические расходы на амортизацию в 2017 году составили 5 147,302 млн руб. (без НДС), Службой не представлена информация о значительном отклонении фактических расходов над плановыми, в связи с этим, Службе необходимо дополнительно проанализировать экономическую обоснованность указанных расходов и использования амортизации, выходящей за планируемые показатели, утвержденные инвестиционной программой по статье "амортизация".
ФАС России проанализирована информация, представленная Службой, посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - NET.INV), по выполнению мероприятий утвержденной инвестиционной программы за 2017 и 2018 гг. и 1 кв. 2019 года, и выявлено значительное количество мероприятий, фактические затраты по которым, существенно превышают плановые расходы, предусмотренные утвержденной инвестиционной программой ОАО "Иркутская Электросетевая компания", а также мероприятия, не предусмотренные утвержденной инвестиционной программой. При этом пунктом 27 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.
С учетом всего вышеизложенного, Службой не исполнен приказ ФАС России от 29.05.2019 N 684/19.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Отменить приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28.06.2019 года N 117-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год" с 1 сентября 2019 года.
2. Службе по тарифам Иркутской области установить и ввести в действий не позднее 1 сентября 2019 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, а также населению и приравненным к нему категория потребителей Иркутской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив вышеуказанные нарушения законодательства.
3. Об исполнении настоящего приказа Службе по тарифам Иркутской области в десятидневный срок с момента исполнения проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Иркутской области, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим приказом;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, предписанные настоящим приказом;
- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Иркутской области, в том числе экспертных заключений об установлении тарифов на услуги пo передаче электрической энергии по всем территориальным сетевым организациям.
4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за cобой.
Временно исполняющий |
В.Г. Королев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 13 августа 2019 г. N 1087/19 "Об отмене приказа Службы по тарифам Иркутской области "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год"
Текст приказа опубликован не был