Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 сентября 2019 г. N 52-АПА19-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Нефедова О.Н. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дабл-ю Кей Восток Энерго" о признании не действующим в части приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 10 ноября 2016 г. N 44/15 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" на 2016-2026 годы" по апелляционной жалобе Комитета по тарифам Республики Алтай на решение Верховного Суда Республики Алтай от 6 мая 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Комитета по тарифам Республики Алтай (далее также - Комитет, тарифный орган) от 10 ноября 2016 г. N 44/15 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" на 2016-2026 годы" (далее - Приказ N 44/15) для общества с ограниченной ответственностью "Дабл-ю Кей Восток Энерго" (далее - ООО "Дабл-ю Кей Восток Энерго", Общество) утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения на 2016-2026 гг. согласно приложению N 1, тарифы на горячую воду в системе горячего водоснабжения на 2016-2026 гг. с календарной разбивкой согласно приложению N 2, производственная программа на горячую воду в сфере горячего водоснабжения на 2016-2026 гг. согласно приложению N 3.
Приказами Комитета по тарифам Республики Алтай от 20 декабря 2017 г. N 51/9 "О корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" на 2018-2026 годы и внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 10 ноября 2016 года N 44/15 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" на 2016-2026 годы" и от 19 декабря 2018 г. N 50/3 "О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения, поставляемую котельными ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" в с. Майма, на 2019 год и внесении изменений в приложение N 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 10 ноября 2016 года N 44/15" в Приказ N 44/15 внесены изменения, связанные с корректировкой тарифов на горячую воду на 2018, 2019 гг.
ООО "Дабл-ю Кей Восток Энерго" обратилось в Верховный Суд Республики Алтай с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании Приказа N 44/15 не действующим в части установления компонента на тепловую энергию при утверждении тарифа на горячую воду в системе горячего водоснабжения, ссылаясь на его несоответствие положениям Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон о водоснабжении), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее также - Основы ценообразования), и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее также - Методические указания). В обоснование требований указано, что при определении компонента на тепловую составляющую тарифа на горячую воду учитывался не тариф на тепловую энергию, установленный для Общества, а иные расчетные данные.
Определением Верховного Суда Республики Алтай от 6 мая 2019 г. производство по делу в части требований об оспаривании приложения N 2 к Приказу N 44/15 в части установления для потребителей ООО "Дабл-ю Кей Восток Энерго" компонента на тепловую энергию при утверждении тарифа на горячую воду в системе горячего водоснабжения на период с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2018 г. прекращено.
Решением Верховного Суда Республики Алтай от 6 мая 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено: со дня вступления в законную силу судебного акта Приказ N 44/15 признан не действующим в части установленных для потребителей ООО "Дабл-ю Кей Восток Энерго" в приложении N 2 значений компонента на тепловую энергию при утверждении тарифа на горячую воду в системе горячего водоснабжения на периоды с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. и с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г.; на Комитет по тарифам Республики Алтай возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.
В апелляционной жалобе Комитет по тарифам Республики Алтай просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт, учитывающий необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов на тепловую энергию. В обоснование указывает на отсутствие в решении суда предписаний о необходимости изменения долгосрочных параметров регулирования тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для ООО "Дабл-ю Кей Восток Энерго" на 2019 г. и последующие годы и параметры таких изменений, тогда как в силу пункта 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением их пересмотра по решению суда. Установление значения компонента на тепловую энергию в соответствии с пунктом 113 Методических указаний равным тарифу на тепловую энергию повлечет пересмотр долгосрочных параметров регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую административным истцом.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и административным истцом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Деятельность регулируемых организаций в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения подлежит государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э.
Полномочиями на установление тарифов в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 1 статьи 5, часть 4 и пункт 1 части 5 статьи 31 Закона о водоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Республике Алтай в соответствии с Положением о Комитете по тарифам Республики Алтай, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 15 марта 2012 г. N 57 "Об утверждении Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай", является названный комитет.
Как следует из материалов дела, оспариваемый приказ и вносящие в него изменения нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликованы и по этим основаниям не оспариваются.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 88, 90, 92 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду. Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании в том числе такой составляющей, как тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Таким образом, компонент на тепловую энергию является составной частью тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которого устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на тепловую энергию.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Дабл-ю Кей Восток Энерго" осуществляет на территории с. Майма Майминского района Республики Алтай регулируемую деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) на основании концессионного соглашения N 1 от 12 августа 2016 г. в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования "Майминский район" (газовые котельные N 2, 3, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 16, 20, 22, 23, 28). Горячее водоснабжение осуществляется обществом от газовых котельных N 3 (с. Майма, ул. Гидростроителей, 44А) и N 11 (с. Майма, ул. Ленина, 62Б).
В 2016-2018 гг. Обществом на основании договоров аренды эксплуатировались котельная N 13 и котельная N 1, которые в конце 2018 г. были переданы в эксплуатацию другой теплоснабжающей организации, при этом сети от указанных котельных остались в эксплуатации ООО "Дабл-ю Кей Восток Энерго". Горячее водоснабжение осуществляется Обществом посредством сетей горячего водоснабжения от газовой котельной N 13.
ООО "Дабл-ю Кей Восток Энерго" осуществляет несколько видов регулируемой деятельности: реализация тепловой энергии (мощности), оказание услуг по передаче тепловой энергии, горячее водоснабжение (в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения, транспортировка горячей воды).
24 апреля 2018 г. ООО "Дабл-ю Кей Восток Энерго" обратилось в Комитет по тарифам Республики Алтай с заявлением о корректировке тарифов на тепловую энергию и горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, установленных с применением метода индексации Приказом N 44/15.
Тарифным органом в установленном порядке проведена экспертиза поступившего от Общества предложения о корректировке долгосрочных тарифов на 2019 г. на тепловую энергию и горячую воду на предмет определения экономической обоснованности, по результатам которой Комитетом 19 декабря 2018 г. принят приказ об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Дабл-ю Кей Восток Энерго" в с. Майма Майминского, района на I полугодие 2019 г. в размере 3742,47 руб./Гкал без НДС и 4490,97 руб./Гкал с НДС, на II полугодие 2019 г. - 3935,78 руб./Гкал без НДС и 4722,94 руб./Гкал с НДС, на горячую воду, поставляемую ООО "Дабл-ю Кей Восток Энерго" в с. Майма Майминского района, в части компонента на тепловую энергию на I полугодие 2019 г. в размере 2424,46 руб./Гкал без НДС и 2909,36 руб./Гкал с НДС, на II полугодие 2019 г. - 2516 руб./Гкал без НДС и 3019,44 руб./Гкал с НДС.
Установив несоответствие значения компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения тарифу на тепловую энергию, установленному и применяемому регулируемой организацией, суд признал оспариваемый нормативный правовой акт не действующим в соответствующей его части.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права, в частности пункта 113 Методических указаний, согласно которому значение компонента на тепловую энергию приравнивается к значению тарифа на тепловую энергию (руб./Гкал).
Иного механизма определения значения компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду, кроме как указанного в пункте 113 Методических указаний, законодательством в сфере водоснабжения не предусмотрено.
Решение суда в этой части лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Комитет в апелляционной жалобе выражает несогласие с решением суда, ссылаясь на его неисполнимость при отсутствии в нем указаний на необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов, как на горячее водоснабжение, так и на тепловую энергию, а также размеров таких параметров.
Между тем, долгосрочные параметры регулирования тарифа на тепловую энергию предметом рассмотрения по настоящему делу не являлись. При рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта полномочия суда ограничены проверкой законности соответствующего акта, тогда как установление долгосрочных параметров регулирования относится к компетенции регулирующего органа. Поэтому доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Судебная коллегия полагает, что решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Алтай от 6 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по тарифам Республики Алтай - без удовлетворения.
Председательствующий |
Абакумова И.Д. |
Судьи |
Нефедов О.Н. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 сентября 2019 г. N 52-АПА19-4
Текст определения опубликован не был