Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 5-АПА19-130
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Кириллова В.С.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Афониной Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 22 мая 2019 года об удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Корпорация "Фазотрон-Научно-исследовательский институт радиостроения" о признании недействующими пунктов 1249, 1250, 1252 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года, и пунктов 4393, 4395, 4397, 4398, 4399, 4400, 4412, 4413 этого же перечня в редакции от 29 ноября 2016 года N 789-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Москвы Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещённым 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в пункты 1249, 1250, 1252 которого включены здания с кадастровыми номерами 77:01:0004020:1015, 77:01:0004020:1016, 77:01:0004020:1032.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в редакции, действующей с 1 января 2017 года, и в пункты 4393, 4395, 4397, 4398, 4399, 4400, 4412, 4413 которого включены здания с кадастровыми номерами 77:01:0004020:1017, 77:01:0004020:1020, 77:01:0004020:1023, 77:01:0004020:1024, 77:01:0004020:1025, 77:01:0004020:1027, 77:01:0004020:1060, 77:01:0004020:1061.
АО "Корпорация "Фазотрон-Научно-исследовательский институт радиостроения" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных выше пунктов Перечней 2015 и 2017 годов.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания, не предусматривают размещение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, фактически здание не используется для этих целей. Включение зданий в Перечни на 2015 и 2017 годы противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 22 мая 2019 года административное исковое заявление АО "Корпорация "Фазотрон-Научно-исследовательский институт радиостроения" удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3).
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 (в редакции 2011 года, действовавшей на момент включения зданий в перечень объектов недвижимого имущества) которого было предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Названными методическими указаниями определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что указанные выше объекты недвижимости не могли быть включены в оспариваемые пункты перечней по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку виды разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0004020:1003 и 77:01:0004020:1002, на которых находятся здания, не предусматривают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с указанными выше нормами налогового законодательства.
Судом достоверно установлено, что здания с кадастровыми номерами 77:01:0004020:1015, 77:01:0004020:1032, 77:01:0004020:1020, 77:01:0004020:1023, 77:01:0004020:1024, 77:01:0004020:1025, 77:01:0004020:1027, 77:01:0004020:1061 располагаются на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004020:1002, имеющем на 1 января 2015 год вид разрешенного использования - "эксплуатация комплекса зданий института и использования территории под научно-исследовательскую деятельность (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок, земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры, искусства, религии"; по состоянию на 1 января 2017 года - "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7); объекты размещения научных организаций (1.2.7); участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий (1.2.9)".
Здания с кадастровыми номерами 77:01:0004020:1016, 77:01:0004020:1017, 77:01:0004020:1060 располагаются на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004020:1003, которому на 1 января 2015 года и на 1 января 2017 года установлен вид разрешенного использования "объекты исследовательских организаций (1.2.7); объекты размещения научных организаций (1.2.7); объекты размещения складских предприятий (1.2.9); объекты размещения стоянок, помещений гаражей боксового типа (1.2.3); объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7); участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий (1.2.9)".
Указанные виды разрешенного использования, как правильно установлено судом первой инстанции, однозначно не предусматривают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения в значении, придаваемом кодом 1.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, что исключает возможность отнесения объекта недвижимости к административно-деловому центру по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, спорные объекты недвижимости не могли быть включены в пункты 1249, 1250, 1252 Перечня на 2015 год и пункты 4393, 4395, 4397, 4398, 4399, 4400, 4412, 4413 Перечня на 2017 год и по другим основаниям, предусмотренным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", что Правительством Москвы не оспаривалось.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 22 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кириллов В.С. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 5-АПА19-130
Текст определения опубликован не был