Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 сентября 2019 г. N 5-АПА19-128
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Кириллова В.С.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Афониной Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 20 мая 2019 года об удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "АСВТ-недвижимость" о признании недействующими пункта 7444 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, пункта 7680 этого же перечня, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП и пункта 8587, в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л. А., объяснения представителя Правительства Москвы Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя ООО "АСВТ-недвижимость" Кузьминой М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещённым 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в редакции, действующей с 1 января 2017 года, с 1 января 2018 года и с 1 января 2019 года соответственно.
В пункт 7444 Перечня на 2017 год включено здание с кадастровым номером 77:02:0020002:1060, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Яблочкова, дом 19Б, это же здание включено в пункт 7680 Перечня на 2018 год и пункт 8587 Перечня на 2019 год.
ООО "АСВТ-недвижимость" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных выше пунктов Перечней 2017, 2018 и 2019 годов.
В обоснование заявленных требований ООО "АСВТ-недвижимость" указало на то, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, фактически здание не используется для этих целей. Включение здания в Перечни на 2017, 2018 и 2019 годы противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 20 мая 2019 года административное исковое заявление ООО "АСВТ-недвижимость" удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 3782).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3).
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", устанавливающими особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в том числе в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1); отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2).
Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60 "О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" в пункте 1 слова "общей площадью свыше 3000 кв. метров" исключены, а в пункте 2 статьи 1.1 число "2000" заменено числом "1000".
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утверждён постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что здание с кадастровым номером 77:02:0020002:1060 не могло быть включено в оспариваемые пункты перечней ни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, ни по фактическому использованию.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с указанными выше нормами налогового законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0020002:21 - "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7)", послуживший основанием для включения здания с кадастровым номером 77:02:0020002:1060 в Перечни на 2017, 2018 и 2019 годы, однозначно не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и не совпадает с его числовым обозначением (1.2.7), поскольку не содержит указания на размещение офисных зданий, что исключает возможность отнесения объекта недвижимости к административному деловому центру по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Акт фактического использования от 14 октября 2014 года N 9023970, составленный сотрудниками Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы на основании сведений из ТБТИ и внешнего визуального осмотра (без доступа в здание), не может являться допустимым доказательством по делу, подтверждающим использование здания в качестве офиса, поскольку составлен с нарушением пунктов 3.4, 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП. Вывод об использовании 100% площади здания под размещение офисов сделан сотрудниками Госинспекции произвольно, без указания каких-либо выявленных признаков размещения офисов и противоречит технической документации, положенной в основу акта, согласно которой часть помещений в здании являются гаражами, а часть - складскими и учрежденческими.
В тоже время судом установлено, что 27,66% здания занимают помещения общего пользования: коридоры, лифты, тамбуры, лестницы и прочее, помещения общей площадью 2366,85 кв.м (68,29%), в период с 2017 по 2019 год, переданы в аренду ОАО "АСВТ", основным видом деятельности которого является деятельность в области связи на базе производных технологий. Факт осуществления указанной деятельности в здании, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Яблочкова, дом 19Б, подтверждается выданными ОАО "АСВТ" лицензиями. Под офисы в здании использовались помещения, переданные в аренду АО "РусСДО", но их площадь составляла менее 2% площади здания.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 20 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кириллов В.С. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 сентября 2019 г. N 5-АПА19-128
Текст определения опубликован не был