Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2019 г. N 38-АПА19-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Горчаковой Е.В. и Кириллова В.С.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федорова Михаила Сергеевича о признании незаконным и отмене постановления территориальной комиссии Суворовского района Тульской области, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 13, от 4 августа 2019 года N 11-1 "О регистрации кандидата в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 9 Лоскутова Анатолия Владимировича" по апелляционной жалобе административного истца на решение Тульского областного суда от 19 августа 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Лоскутова А.В. - Тимакова Н.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
постановлением Тульской областной Думы шестого созыва от 30 мая 2019 года N 64/1988 выборы депутатов Тульской областной Думы седьмого созыва назначены на 8 сентября 2019 года.
Постановлением территориальной комиссии Суворовского района Тульской области, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 13, от 4 августа 2019 года N 11-1 Лоскутов Анатолий Владимирович, выдвинутый Тульским областным отделением политической партии Коммунистическая партия коммунисты России по одномандатному избирательному округу N 9, зарегистрирован кандидатом в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва.
Федоров М.С., зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же одномандатному избирательному округу, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил приведённое решение территориальной избирательной комиссии отменить, считая его принятым с нарушениями требований подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), выразившихся в том, что из 1582 подписей избирателей, признанных действительными, 5 подписей являются недостоверными, поскольку данные избиратели их не ставили в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата Лоскутова А.В., в связи с чем имеющиеся 1577 подписей являются недостаточными для регистрации. В судебном заседании также заявил о недостоверности ещё 7 подписей по тем же основаниям и 2 подписей в связи с не указанием в подписных листах сведений об отчестве лиц, поддержавших выдвижение кандидата.
Решением Тульского областного суда от 19 августа 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Прокурором, участвующим в деле, поданы письменные возражения на апелляционную жалобу о необоснованности её доводов и законности судебного решения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, Судебная коллегия считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, пришёл к верному выводу о законности обжалуемого решения о регистрации кандидата Лоскутова А.В. в связи с наличием достаточного количества достоверных подписей для этого.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие общественные отношения, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон N 67-ФЗ, имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 24 статьи 38 поименованного закона основаниями отказа в регистрации кандидата является, в том числе недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
В силу пункта 10 статьи 23, статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, статей 7, 20 Закона Тульской области от 1 апреля 2013 года N 1893-3TO (далее - Областной закон) кандидаты политической партии Коммунистическая партия коммунисты России не освобождены от сбора подписей избирателей и в соответствии с частью 2 статьи 20 Областного закона, приложением N 2 к постановлению избирательной комиссии Тульской области от 5 июня 2019 года N 60-13 должны для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N 9 представить в избирательную комиссию не менее 1580 подписей избирателей из 1738 максимально допустимых.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Для проведения проверки соответствующая избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлечённых специалистов, могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, иных государственных органов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учёт населения Российской Федерации. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей (пункты 1, 3, 3.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, статья 24 Областного закона).
Статьёй 24 Областного закона установлено, что проверке подлежат все представленные подписи избирателей, по окончании которой составляется итоговый протокол с указанием количества заявленных подписей, количества представленных подписей, количества проверенных подписей, количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, и оснований признания их таковыми, а также количество оставшихся подписей избирателей после исключения подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными (части 3 и 7 названной статьи).
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, исследовав подлинные подписные листы, результаты проверки, проведённой Управлением по вопросам миграции УМВД России по Тульской области, установил, что кандидатом Лоскутовым А.В. фактически представлена 1 папка со 171 подписным листом, в которых содержались 1710 подписей избирателей, из которых 12 подписей исключил сам кандидат, проверке подлежали 1698 подписей, из которых достоверными признаны 1586 подписей, что является достаточным для регистрации Лоскутова А.В. в качестве кандидата в депутаты.
Следовательно, как верно указал суд, подробно и аргументированно изложив мотивы в решении, у территориальной избирательной комиссии Суворовского района Тульской области отсутствовали основания для отказа в регистрации названного кандидата.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе судом в удовлетворении ходатайства административного истца о вызове и опросе в судебном заседании в качестве свидетелей семи избирателей, которые согласно представленной членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса Риттером А.Н. информации не ставили свои подписи в поддержку выдвижения кандидата Лоскутова А.В., несостоятельны и отмену правильного решения суда первой инстанции не влекут, поскольку в соответствии с пунктом 6.3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недостоверной признаётся подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, исключительно на основании заключения эксперта, привлечённого к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 названной статьи.
Таким образом, суд первой инстанции, разрешивший в порядке статьи 154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём вынесения протокольного определения в ходе судебного заседания заявленное административным истцом ходатайство об опросе ряда свидетелей в подтверждение не проставления ими подписей в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата Лоскутова А.В., правомерно его отклонил исходя из того, что такие обстоятельства в силу прямого указания в Федеральном законе N 67-ФЗ подлежат подтверждению иными доказательствами.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных правил при рассмотрении дела судом не допущено, решение суда об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
С учётом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Тульского областного суда от 19 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федорова Михаила Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2019 г. N 38-АПА19-13
Текст определения опубликован не был