Определение Верховного Суда РФ от 27 сентября 2019 г. N 305-ЭС19-15733
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л.,
изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интерприбор" (г. Пущино Московской области) на решение Арбитражного суда Московской области от 09.11.2018, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.05.2019 по делу N А41-48843/2018, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Интерприбор" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации города Пущино Московской области (далее - администрация) об обязании Администрации в течение десяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия, необходимые для осуществления государственной регистрации перехода права собственности в отношении образуемого объекта недвижимости общей площадью 442 кв.м, в состав которого входят помещения N 10, 12, 13, 14, 15, 16 первого этажа здания магазина "Весна", расположенного по адресу: Московская обл., г. Пущино, мкр. "В", пр. Науки, д. 5-а, подлежащий отчуждению в собственность Обществу на основании постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 по делу N А41-27983/2014 и заключенного сторонами договора от 18.10.2015 купли-продажи недвижимого имущества с рассрочкой платежа (регистрационный номер 20), а именно: представить Обществу документы, подтверждающие наличие в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о постановке на государственный кадастровый учет указанного объекта недвижимости и записи о регистрации права собственности продавца на указанный объект недвижимости; при условии наличия в ЕГРН сведений об образованном объекте недвижимости передать Обществу пакет документов, необходимых для государственной регистрации перехода права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, которые отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ); о взыскании с Администрации в случае неисполнения решения суда неустойки в размере 11 815 руб. из расчета 0,1% от цены договора купли-продажи (11 815 661 руб.) за каждый календарный день неисполнения решения суда со дня начала просрочки и по день фактического исполнения решения суда.
Арбитражный суд Московской области решением от 09.11.2018, оставленным без изменения постановлениями Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2019 и Арбитражного суда Московского округа от 30.05.2019, отказал в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив доводы жалобы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Общества на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 8, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом N 218-ФЗ, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", приняв во внимание вступившие в законную силу судебные акты по делам N А41-27983/2014, А41-14142/2016, А41-82101/2017, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суды исходили из следующего: Десятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.11.2014 по делу N А41-27983/2014 обязал публичные органы муниципального образования принять решения и совершить действия по отчуждению спорных помещений в собственность Обществу в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ); вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 11.01.2018 по делу N А41-82101/2017 на Администрацию возложена обязанность передать Обществу документы для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на спорные помещения, в том числе правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности муниципального образования на данные помещения; заявленные Обществом требования направлены на понуждение ответчика исполнить ранее принятые судебные акты, при этом для их исполнения предусмотрен специальный процессуальный порядок.
Суды также посчитали, что администрация, направив Обществу документы о государственной регистрации права муниципальной собственности на здание, в котором находится спорное помещение, исполнила судебные акты по указанным делам.
Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
По смыслу разъяснений, приведенных в пункте 8 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2008 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в порядке Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства вправе приобрести в собственность арендуемые части здания или помещения, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект.
Поскольку арбитражный суд при рассмотрении дела N А41-27983/2014 установил, что спорные помещения являются обособленными, изолированными и подлежат кадастровому учету, возложенная судебными актами от 18.11.2014 по делу N А41-27983/2014 и от 11.01.2018 по делу N А41-82101/2017 на публичный орган обязанность по принятию решения и совершению действий по отчуждению спорных помещений и передаче Обществу правоустанавливающих документов для государственной регистрации перехода права собственности на спорные помещения предусматривает обязанность публичного органа поставить помещения на кадастровый учет и передать правоустанавливающие документы именно на спорные помещения как на самостоятельный объект недвижимости.
Из принятых по настоящему делу судебных актов не следует, что администрация поставила помещение на кадастровый учет и передала заявителю правоустанавливающие документы на него в целях государственной регистрации перехода к Обществу права собственности по подписанному сторонами договору купли-продажи. Передача правоустанавливающих документов на здание, в котором помещение находится, не подтверждает надлежащее исполнение возложенной на администрацию судебными актами от 18.11.2014 по делу N А41-27983/2014 и от 11.01.2018 по делу N А41-82101/2017 по представлению документов на спорное помещение.
Поскольку Общество вправе требовать от администрации исполнения судебных актов по указанным делам в установленном законодательством порядке, неверный вывод судов об исполнении администрацией названных обязательств не привел к принятию неправильного решения по настоящему делу.
При таком положении не имеется предусмотренных статьей 291.6 АПК РФ оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Интерприбор" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 27 сентября 2019 г. N 305-ЭС19-15733 по делу N А41-48843/2018
Текст определения опубликован не был